Конспект ОД в старшей группе детского сада на тему «Осень. Признаки осени. Листопад»
Образовательная деятельность для детей старшей группы «Осень. Признаки осени. Листопад»
Цель: Расширение словаря по теме. Уточнение знаний детей об осени. Формирование умения употреблять единственное и множественное число существительных. Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент. (Подходят к окнам). Беседа по вопросам. Какая сегодня погода? Почему люди одеты в плащи, куртки? А как назвать маленький плащ? (Плащик). Куртку? (Курточка). Зонт? (Зонтик). Что у людей в руках? Зачем им зонты? Какие стали деревья? Какое небо? Вывод: сегодня пасмурный, дождливый день; нет солнышка, небо покрыто тучами. II. Введение в тему. 1. Загадка. Пусты поля, мокнет земля, день убывает. Когда это бывает? (Осенью). 2. Беседа по картине «Осень». Какие деревья нарисованы? Какого цвета листья на деревьях? Почему они не зеленые? Как можно ласково назвать лист? (Листик). Почему листочки кружат в воздухе? Как называется это явление? (Листопад). Почему нет солнышка? Что на небе? Как назвать маленькую тучу? (Тучка). Что льется из туч? Почему так много птиц? Куда они собираются? Как называются птицы, которые улетают осенью? 3. Игра с картинками. Выбрать из представленных картинок те, которые относятся к осени, назвать, что на ней изображено (дует ветер, пожелтели листья, на небе тучи, на земле лужи и т.д.). III. Изучение нового материала. 1. Образование множественного и единственного числа существительных. Игра «Волшебные часы»: на часах картинки в единственном и множественном числе. Стрелка останавливается там, где нарисован один предмет. Поставить вторую стрелку туда, где нарисовано много таких же предметов. Картинки назвать: лист – листья, птица – птицы, дерево – деревья и т.д. 2. Работа над предложением. Дано начало предложения, его нужно закончить: Летом листья зеленые, а осенью …(желтые, красные, …). Летом листочки на деревьях, а осенью она … (облетают и лежат на земле). Летом солнце жаркое, а осенью … (теплое). IV. Подвижное упражнение. Дети с листочками в руках по музыку выполняют движения (налетел ветер, листочки кружатся на ветру). Логопед. Какого цвета у вас в руках листочки? Как про них можно сказать одним словом? (Разноцветные). V. Закрепление. 1. Логопед. Исправьте меня, если я допущу ошибку. — Осенью стоит жаркая, душная погода. — Осенью травка зеленая. — Воробьи улетают на юг. 2. Игра «Ветер и листочки» (развитие дыхания). Дети дуют на свои листочки.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое занятие в старшей группе на тему: Осень Конспект занятия — экскурсии в старшей группе детского сада. Путешествие в осенний лес Образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме «Осень. Деревья» Конспект занятия по лепке в старшей группе ДОУ на тему: Осень
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей группе на осеннюю тему по сказке В. Сутеева «Яблоко»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Урожай, овощи, фрукты»
Тема занятия: Осень. Признаки осени.
Возраст:
7-9 лет
Заключение:
ЗПР церебрально-органического генеза.
Форма
занятия:
индивидуальное занятие
Тип занятия:
коррекция и систематизации знаний
Тема занятия:
Осень. Признаки осени.
Задачи:
1. Обучающая:
Закрепить умение наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени.
2.Развивающая:
Развитие элементарных математических представлений. Развитие связной устной речи, развивать мелкую моторику ребенка.
3.Воспитательная:
Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы. Пробудить интерес к самосовершенствованию, саморазвитию, прививать интерес к занятиям.
4.Коррекционная:
Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление); корректировать и развивать пространственные представления;
Методы:
словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
иллюстрационный материал по теме, смайлики настроения, доска временных представлений.
Ход занятия:
I.Организационный этап.
-Здравствуй!!! Какое у тебя сейчас настроение? Выбери из предложенных изображений соответствующему твоему настроению. (СМАЙЛИКИ НАСТРОЕНИЯ)
II. Актуализация знаний. Работа по теме.
- Развитие временных представлений.
Дефектолог читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается
Хмурая осень в окошко стучит.
— Как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении?
— Назови осенние месяцы?
— Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).
— Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).
— Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).
- Вводная беседа
– Что ты можешь сказать про солнце осенью?
(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).
— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
— Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
— Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
— Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
— С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
— Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)
— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)
— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).
— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж. )
— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)
III. Развитие мелкой моторики .Пальчиковая гимнастика. Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями) Разукрасила их кистью. (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз) Мы в осенний лес пойдем, («шагают» пальцами обеих рук) В букеты листья соберем. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев) Лист кленовый, лист с осинки, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа) Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (звонко хлопают в ладони) IV. Развитие зрительно-моторной координации.
- «Найди по схеме»
Цель: развитие пространственного мышления, восприятия. Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели. V. Коррекция высших психических функций.
- Игра «Подбери признак»
. Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.
Осень (какая?) — … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)
- Игра «Чего не бывает осенью?»
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубы.
VI. Развитие элементарных математических представлений.
- «Справа-слева»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.
VII. Развитие связной устной речи .Закрепление знаний. «Разложи и расскажи» Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи. Ученик получает серию картинок по теме занятия. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ. VIII. Итоги занятия. Рефлексия. -Чем мы сегодня с тобой занимались? — Молодец, сегодня мы прекрасно поработали. — Назови свои ассоциации.
Раздача домашнего задания.