Методическая разработка «Уголок уединения и релаксации дошкольников в ДОУ»консультация (старшая группа)


«Центр уединения и релаксации»

Автор:

Морозова Оксана Николаевна

воспитатель

Филиал МАУДО «Сорокинский центр развития

ребёнка-детский сад №1″-«Пинигинский детский сад»

Актуальность:

В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится гармоничная личность. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Поэтому одной из главных задач взрослых является обеспечение ребёнку состояние эмоционального благополучия. Большую роль в эмоциональном благополучии ребёнка играет окружающая среда.

С этой целю в группе создан уголок уединения.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. В нашей группе уголок уединения изготовлен в виде шатра, который позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать.

(Сигналом для детей и взрослых — «Я хочу побыть один» является — замок на шторах )

Уголок уединения оснащен следующими атрибутами:

Экскурсия по уголку уединения

Нам хочется рассказать и показать вам, что именно вошло в состав нашего уголка, каким образом это работает и используется.

Для релаксации и снятия напряжения

Обязательный атрибут —мягкие подушки, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть.

Мягкие игрушки, которые используются для систематической игры детьми после образовательной деятельности или в период проявления негативных эмоций (после конфликтов, ухода родителей и т. п.), служат средством релаксации.

«Семейный альбом»Уголок уединения в детском саду мы наполняем предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Мы решили положить альбом с фотографиями родных. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой.

Тактильные игрушкив нашем уголке уединения используются дляуспокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.Он включает в себя: массажные мячики, тактильные мешочки.

Для детей мы используем средством релаксации калейдоскоп.

Также размещена корзинка со змейками и дорожками из вязаных ниток и капитошки- мялки.

Их цель — успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая змейку и дорожку, мнёт руками капитошку, ребёнок успокаивается. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния. В уголке уединения дети играют в спокойные игры, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Пребывание в уголке уединения позволяет им расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Предметы для выражения негативных эмоций.

Коврик «злости», вытирая ноги о который дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения.

В гневе дети выбрасывают всю свою «злость и обиду».

«Стаканчики для крика», «Стаканчик гнева».

Это красиво оформленный стакан с крышкой, в котором ребёнок может оставить своинехорошие слова и мысли.

Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции.

Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его или вытряхивает в мусорное ведро.

Для обогащения эмоциональной сферы в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.

«Поляна настроения» На стене размещены смайлики, отображающие грустное, спокойное, веселое, озорное настроение. Ребятишки перемещаются от одного настроения к другому, передавая изображенную на нем эмоцию.

(смайлики с разными настроениями. Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» кармашек, а из «веселого» кармашка«взять» хорошее настроение)

Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и, как следствие, забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе.

«Зеркало эмоций», которое привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.

«Кубики настроения»(на гранях кубиков – разные эмоции.Ребенок рассматривает их, выбирает ту, где изображено то, что он чувствует, а потом ту, которую хотел бы почувствовать)

«Книга доброты» — альбом с размещенными в нем только добрыми героями из сказок и мультфильмов;

В уголке уединения находится мягкая игрушка , в лапах которой – коробочка «Добрых дел». Каждый ребёнок может положить в неё фишку, если он считает, что совершил хороший поступок. Это пробуждает и стимулирует у детей желание «творить добро».

Немаловажный атрибут уголка уединения, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры –«Коробка Мирилка».

Поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в чудо-коробку, находят друг друга и произносят разные стихи –мирилки.«Давайте жить дружно».

«Островок примирения».Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся нанего и разрешают конфликт, мирятся.

«Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;

«Стул для размышления»служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Что игрушки мы неотнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет.

Педагог знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно отэтого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы находятся в уголке постоянно. Это придает ребенку чувствоуверенности, постоянства.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность втом, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Уголок наш так хорош – лучше в мире не найдешь!

Любим в уголке играть — настроенье поднимать!

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007699

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Строение из природного материала

Поделку домика для детского сада своими руками можно сделать из веток деревьев или кустов. Желательно подобрать материал одинакового диаметра, чтобы избушка напоминала настоящий сруб. Выстраивают строение снизу вверх на подготовленном основании. Удобнее всего взять крышку от коробки от конфет, покрыть дно окрашенным гуашевыми красками песком, предварительно поверхность обильно намазав клеем ПВА.

Ветки для домика нарезают острым ножом или кусачками на равные отрезки. Между собой их удержит клеевой пистолет или универсальный клей. Для составления веток для крыши нарезать их нужно по шаблону треугольника, края оклеиваются цельной веткой. Для крыши требуется сделать основание из плотного картона. Ее можно тоже собрать из веточек, но интереснее смотрится поделка из сухой травы или осенних листочков, которые насыпью располагаются по всему основанию крыши.

Дополнительно потрудиться придется над отдельными деталями строения, например, сделать двери, лесенку или оформить окошки. Красиво смотрится оформленная своими руками поделка домика для детского сада с помощью разбросанных во дворе листочков и растущих деревьев. Если для строения не использовали готовую коробку от конфет, то обязательно сделайте забор для домика. Эффектно смотрится ограждение, выполненное плетением из тонких прутьев. Плетень издавна выстраивали наши предки вокруг своих домов. При оформлении поделок он также будет выгодно смотреться на выставке.

Переносной театр

Домик-ширма для детского сада своими руками делается высокой и складывающейся. Ребенок должен сидеть на стульчике сзади и показывать спектакль, немного приподняв руки. Поэтому, чтобы рассчитать размеры будущей конструкции, усадите ребенка на стул, и пусть он слегка поднимет руки вверх. Гибким метром измерьте получившееся расстояние до отверстия для сцены театра.

Собирается театральная ширма из трех частей, которые соединяются рояльными или мебельными петлями. Удобнее всего воспользоваться деревянными рамками из небольших брусков, собранных на шурупах. Внутренние вставки можно заполнить кусками, вырезанными из листа ДВП. Они получатся тонкими и легкими, поэтому ширму смогут дети использовать самостоятельно.

Верхний экран вырезается в форме крыши домика. На тыльной стороне натягивается леска или проволока, и вдеваются две небольшие занавески с двух сторон. Разрисовывают ширму яркими рисунками, изображая животных или персонажей любимых сказок.

Игра «Передай настроение»

В последнее время большой популярностью пользуется игра «Передай настроение». Используя картинки смайликов или специально подобранные фотографии, ребенок узнает и различает эмоции человека, учится определять свое душевное состояние и настроение товарищей.

Игра может проходиться на занятии или во время утреннего приема детей в детский садик. Перед ребятами воспитатель раскладывает карточки с нарисованными эмоциями, образец дан на фотографии выше, и дети находят нужную карточку.

«Домик настроения» в детском саду

Своими руками можно оформить и настенный домик, предназначение которого выявлять и распознавать эмоции. Игра очень схожа на предыдущий вариант, только представляет собой разделенную на несколько частей подвесную доску с крышей, как у домика. В одном отделении прикрепляется зеркало, а другая раскрашена разными цветами, соответствующие каждой эмоции. Например, красный цвет — это радостное настроение, желтый — спокойное, зеленый — хмурое, синий — злое и грустное.

На полочке рядом разложите кружки подобных цветов. В чем заключается работа с таким пособием? Ребенок подходит к зеркалу, рассматривает себя и определяет свое настроение. Затем выбирает нужную фишку и прикрепляет ее на соответствующий цвет кнопкой или на липучке. Можно пошить кружки из ткани, а на доске прикрепить пуговицы. Здесь уже все зависит от материала, из которого сделано пособие.

Потом ребенок должен объяснить свой выбор, почему у него в данный момент такое настроение, чем оно вызвано. Это дает возможность самому малышу понять, что происходит у него в душе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]