Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)
Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)».
Содержание и виды планирования работы воспитателя с семьей.
Создание плана работы педагога с семьей означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором четко определены задачи и средства их реализации, достижения.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть
61
ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
ü направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
ü прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
ü координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
ü контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;
ü репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной
работы» При грамотной организации планирования план станет не формальной
бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
В практике работы педагогов детского сада выделяют следующие виды
планов
: годовой – план работы детского сада, включающий основные мероприятия учебного года, перспективный, который конкретизирует поставленные задачи в определенный момент времени с учетом запросов
62
родителей и уровня их педагогической грамотности. При необходимости составляются планы воспитательных мероприятий.
Планирование взаимодействия с родителями – одно из наиболее важных направлений работы по воспитанию дошкольников. Педагогам необходимо осознавать, что родители – это заказчики образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы в ходе воспитательного и обучающего процессов, осуществляемых в детском саду, уделялось достаточно внимания повышению педагогического уровня мам и пап. В планирование включены самые разнообразные формы и методы, используя которые, педагоги смогут быть уверенными в высокой эффективности работы с родителями. Годовой план учреждения содержит в себе основные направления, по которым осуществляется взаимодействие с родителями, педагогами и детьми, то есть со всеми субъектами и объектами педагогического процесса.
Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными родителями. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности, определяться методы и приемы организации и руководства.
В планировании содержания работы с родителями играет роль и, как правило, приоритетное направление ДОУ. Например, если это художественно-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности), проводить открытые просмотры детского творчества.
Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение поставленных целей и задач.
Требования к планированию работы с родителями.
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
63
1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов родителей.
3. План – это результат совместного творчества педагогов, детей, родителей.
4. План работы предусматривает связь образовательного процесса с практикой.
5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы; б) положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
в) включение родителей в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение.
6. План предусматривает создание условий для выбора родителями различных видов, форм деятельности.
7. При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.
Контроль знаний
по теме «Планирование работы с родителями (лицами их замещающими)».
Вопросы:
1. Перечислите основные требования по планированию работы с родителями.
2. Что входит в содержание планирования работы воспитателя с семьей.
3. Виды планирования взаимодействия воспитателя с семьей.
Рекомендуемые темы к практическим занятиям:
1. Анализ годового плана работы детского сада с семьей.
2. Составление перспективного плана работы с родительской общественностью в ДОУ.
Тема необъятна,
Для чего нужны планы
Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.
План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.
Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.
Общие рекомендации по планированию
- Составляйте план вместе со вторым воспитателем группы.
- Если ваша группа разновозрастная, нужен отдельный план для каждого возраста.
- Учитывайте общий уровень развития детей, их интересы и потребности, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Дорабатывайте календарные планы в течение года по результатам наблюдения за детьми в группе и бесед с родителями.
- Не забывайте о регулярности, последовательности и цикличности мероприятий.
- Соблюдайте баланс интеллектуальной, физической и эмоциональной нагрузки. Помните, что детский сад — не школа.
- Обеспечьте взаимосвязь всех видов деятельности: обучения, игры, труда.
- Чтобы не забыть учесть пожелания специалистов, работающих с детьми, например, логопеда или психолога, запишите индивидуальные рекомендации в свой план.
- Планируйте работу с родителями.
- Готовые методические материалы и планы для детского сада можно брать за основу, но полностью копировать их не нужно. Планируйте свою деятельность самостоятельно, учитывая особенности и интересы детей.
- Заведите картотеку с описанием различных занятий и регулярно ее пополняйте. В любой момент вы сможете найти в ней нужную информацию для решения своих задач.
Что включить в календарный план
- Список детей.
- Расписание занятий на неделю в соответствии с программой и СанПиН:
- для малышей до 3 лет — не более 10 занятий по 8–10 минут в подгруппах по 5–6 человек;
- в младшей группе (от 3 до 4 лет) — 11 занятий по 15 минут;
- в средней группе (от 4 до 5 лет) — 12 занятий по 20 минут;
- в старшей группе (от 5 до 6 лет) — 15 занятий по 25 минут;
- в подготовительной группе (от 6 лет) — 17 занятий по 30 минут.
Половину времени должны занимать физкультурно-оздоровительные занятия.
Планирование различных видов деятельности
Ежедневный план удобнее всего разделить на три части — утро, день, вечер. И начать каждую из них с режимных моментов, после чего подробно описать различные виды деятельности.
1. Специально организованные занятия — это форма обучения детей дошкольного возраста. Их цель — формирование определенных навыков или знаний, разностороннее развитие ребенка. Для таких занятий четко определено время и место (согласно расписанию).
В плане работы воспитателя для каждого занятия указывается его содержание, дидактические задачи, структура (начало, ход занятия и конец) и используемый методический материал.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми включает индивидуальные беседы с каждым из детей, развивающие и спортивные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, чтение и рассматривание иллюстраций, двигательную активность на улице и в группе, наблюдения за природой, труд, художественное творчество, прослушивание музыки.
3. Самостоятельная деятельность детей. На нее отводится около 40 % всего времени. Это свободная деятельность детей, которую они выбирают по своим интересам. Задача воспитателя детского сада — организовать для детей развивающую среду, в которой каждый ребенок может выбрать для себя занятие: играть в настольные или ролевые игры, строить дом или рисовать. Воспитатель может направлять детей, вмешиваться при возникновении конфликтов.
К самостоятельной деятельности также относится формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Что еще учесть при составлении плана
Отдельного внимания требует планирование прогулок и работы воспитателя ДОУ с родителями.
►Прогулки обычно проводятся два раза в день. Они снимают напряжение и помогают детям восстановить силы после занятий.
С чего начать прогулку? Если перед ней были активные занятия, то начинают ее с наблюдений за природой, людьми, транспортом. Если занятия были спокойные, то прогулку лучше начать с подвижных игр. В старшей и подготовительной группе прогулки иногда могут заменяться экскурсиями или походами. Не забудьте оставить детям часть времени для свободного выбора занятий.
►Работа воспитателей с родителями может принимать различные формы: родительские собрания, консультации, тематические выставки, беседы, участие родителей в жизни группы (включая экскурсии и походы).