Должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада)

Должностная инструкция воспитателя детского сада нужна как дополнение к трудовому договору, где поясняются его пункты. Хотя в современном законодательстве она не упоминается, бизнес-практика и рекомендации контролирующих инстанций приводят к тому, что её включает в типовые пакеты трудовой документации большинство работодателей. Как документ, имеющий правовую силу, эта инструкция должна быть правильно написана и оформлена.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

ФАЙЛЫ

Обязательно ли нужна должностная инструкция

Должностная инструкция – это не обязательный акт. Теоретически воспитатель может вполне успешно трудится и без этого документа. Однако на практике большинство работодателей предпочитают все же не отказываться от должностных инструкций. И это вполне объяснимая тенденция, ведь любому работнику проще работать, когда он четко знает:

  • какие требования предъявляются к его должности;
  • какие именно должностные обязанности за ним закреплены;
  • какими профессиональными правами он вправе пользоваться.

Работодателю также выгодно, чтобы на каждого подчиненного специалиста была разработана и утверждена должностная инструкция. С помощью последней наниматель сможет доказать правомерность:

  • отказа в приеме на работу (соискатель не соответствует требованиям, перечисленным в инструкции);
  • применения дисциплинарного взыскания за неисполнение трудовых обязанностей (работник не выполняет или выполняет ненадлежащим образом свои обязанности, хотя знал о необходимости их выполнения, что подтверждает подпись работника об ознакомлении с содержанием должностной инструкции).

Верный помощник или Дневник воспитателя

Дневник воспитателя. Для чего он нужен? Ставить оценки детям, как в школе? Конечно же, нет. Это, скорее, помощник в делах на каждый день.

Я очень жалею, что не вела такой дневник с первых дней работы. Во-первых, всё сразу обо всех детях запомнить невозможно – у кого-то аллергия, кого-то нужно отвести к врачу и т. д. Во-вторых, в течение рабочего дня воспитатель решает множество задач, получает большой объём важной информации, планирует работу на следующие дни. Кроме того, что-то нужно передать второму воспитателю или администрации, что-то родителям.

Первое время я записывала необходимую информацию на листочках, но они постоянно терялись. Поэтому я завела тетрадь, в которой выделила несколько разделов: 1. Информация о родителях: фамилия, имя, отчество обоих родителей (возможно, ближайших родственников или няни – тех, кто водит ребёнка в сад), адрес, номера телефонов. 2. Информация о детях: особенности здоровья, особенности поведения, навыки самообслуживания. 3. Страничка для записей на каждый день: что передать родителям, воспитателям, список дел.

Первые два раздела удобнее оформить в виде таблиц – так будет легче находить необходимую информацию.

Данные из первого раздела необходимы для связи с родителями. Как показывает практика, такая связь очень важна. Лучше заранее предупредить родителей о каких-либо нестандартных ситуациях, обсудить, а затем принять меры. Однажды в моей группе у девочки случилось небольшое расстройство желудка. Пришлось в течение дня несколько раз её подмывать и менять бельё. Закрутились, родителям не сообщили. Перед сборами домой оказалось, что чистое бельё закончилось. Одели девочке только колготки – единственное, что осталось у неё из чистого белья. Когда пришла мама, ей рассказали о случившемся. Она была крайне недовольна тем, что ей не позвонили – ведь она могла взять бельё из дома. Тогда я поняла, что родителям необходимо сообщать о любых происшествиях.

Информация из второго раздела – данные о самом ребёнке, его особенности, которые нужно учитывать при общении с малышом. Эта информация помогает чувствовать себя уверенно – знаешь, чего ожидать от ребёнка. Всю информацию можно собрать из личных бесед с родителями или предложить им заполнить опросник.

Третий раздел – органайзер – большая часть тетради. Первое время я записывала всё: что кому, когда, от кого нужно передать, составляла планы, формировала списки материалов для работы. Эти записи не раз меня выручали.

На учебный год вполне хватает тетради в 48 листов. Удобно использовать тетрадь на пружине, так как её всегда можно оставить открытой на нужной странице, а также легко вырвать листочек со списком каких-либо дел и взять его с собой.

Я очень рекомендую завести такую тетрадь – органайзер. Много времени это не займёт, зато польза от неё велика. Надеюсь, что и вам она станет таким хорошим помощником.

Профессия «воспитатель детского сада»

Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет). Основная сфера деятельности представителей этой профессии связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состоянием здоровья.

Воспитатели востребованы в государственных, муниципальных, частных и ведомственных детских садах, центрах детского развития, а также на дому.

Воспитатели могут трудится как самостоятельно, например, в небольшом частном детском саду, так и в коллективе.

Сферы профессиональной деятельности воспитателя – это образование и обслуживание.

Как составить должностную инструкцию воспитателя?

Должностная инструкция воспитателя обычно составляется уполномоченным лицом, например, юристом или сотрудником кадровой службы ведомства либо управления, в структуру которого входит ДОУ. Иногда разработкой этого документа занимается сам заведующий сада.

При составлении должностной инструкции необходимо учитывать действующее трудовое законодательство, в частности, ТК РФ, а также:

  • Профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013;
  • ФГОСС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.

Если речь идет о специалисте в государственном, муниципальном или ведомственном учреждении, то должностную инструкцию обязательно следует разработать в соответствии с профстандартом. Для частных организаций предписания профессионального стандарта носят рекомендательный характер. Но нужно учесть, что в любом случае работа воспитателя подразумевает контакт с детьми, поэтому профильное образование и соблюдение других законодательно установленных требований (наличие профильного образования, отсутствие медицинских противопоказаний, отсутствие судимости) обязательно.

Маленькие хитрости молодому воспитателю

Каждый день, каждую минуту воспитателю приходится придумывать различные хитрости, чтобы удерживать внимание детей и направлять их деятельность в «мирное русло». Я хочу поделиться некоторыми приемами, которые помогали мне в работе.

Уложить детей спать в тихий час бывает непросто. Предложи взрослому человеку после обеда поспать часок-другой, думаю, мало кто откажется. Но у детей именно в то время, когда пора ложиться, возникает масса важных дел. Мне помогало стихотворение, которое дети очень полюбили, выучили, а потом даже стали соревноваться за право рассказать его в кровати. Стихотворение также стало стимулом к тому, чтобы дети сами быстро раздевались.

Большие ноги шли по дороге, Топ-топ (хлопать но коленкам ладошками). Маленькие ножки бежали по дорожке, Топ-топ (два пальчика бегут). Бежали-бежали, на полянку прибежали. На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт (пальчики в замок). На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули-потянули, покрутили-покрутили, постучали и открыли (имитация движений). Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем (имитация открывания ворот). Ротик закрывается, сказка начинается. Как только я начинала говорить эти слова, дети сразу затихали и проговаривали присказку вместе со мной. После этого стихотворения следовала сказка.

Также меня выручали приготовленные заранее сюрпризы. Я говорила деткам, что тот, кто первый заснёт, получит подарок. Это могли быть небольшие наклейки, картинки. Когда все засыпали, я тихо клала сюрприз на стульчик того, кто заснул первым. Каждый стремился как можно быстрее заснуть, чтобы получить сюрприз. После пробуждения восторгу детей не было предела.

Все мы знаем, сколько усилий нужно для того, чтобы накормить детей. Здесь мне помогала моя домашняя кошка Мурка. Конечно, не сама кошка, а её фотография. Я показывала её деткам и рассказывала, что Мурка кушает так, что её тарелка после еды блестит, даже мыть не нужно. И дети старались съесть всё, что давали на завтрак, обед и полдник.

Для самых непослушных и капризных детишек у меня был «волшебный» стул. Тот, кто провинился, отправлялся на этот стул, и должен был сидеть там, пока не успокоится и не извинится за своё поведение. Очень грустно и одиноко сидеть на стуле, когда друзья играют и занимаются интересными делами. Конечно, никто в группе не хотел оказаться на этом стуле. Со временем достаточно было просто упомянуть о стуле, и непослушный малыш сразу исправлялся.

Ещё один секрет позволит раскрепоститься новичкам. К малышу, который приходит в группу впервые, лучше обращаться сразу по имени, не спрашивая, как его зовут. Когда ребёнок слышит свое имя в незнакомой обстановке, то ему спокойнее – здесь его уже знают. Этот, кажется, незначительный приём, помогает наладить доверительные отношения с самых первых минут знакомства.

Я поделилась с вами своими маленькими секретами-помощниками, которые не раз меня выручали. Успехов в поиске своих секретов!

Структура должностной инструкции

Поскольку должностная инструкция – это не обязательный документ, то какого-то универсального шаблона законом не предусмотрено. Фактически каждый работодатель вправе самостоятельно разработать подходящую для него форму инструкции.

Очень часто структуру должностной инструкции формируют таких 4 основных блока:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

При желании либо при необходимости содержание документа можно дополнить и другими разделами, например, «Квалификационные требования», «Условия труда на рабочем месте», «Порядок внесения изменений в должностную инструкцию», «Заключительные положения».

Гигиена и медицина

Должностные обязанности воспитателя также подразумевают соблюдение самим сотрудником санитарных норм и правил гигиены. Это касается и детей. То есть воспитатель обязан следить за санитарными нормами в группе, а также за соблюдением правил гигиены малышами.

Придется побеспокоиться и о здоровье, как о своем, так и о детском. Иными словами, работник обязан своевременно проходить медицинский осмотр. И, помимо этого, водить детей на плановые осмотры. Обычно медсестра или врач-педиатр есть прямо в здании садика.

Кроме того, именно воспитатель обязан докладывать о подозрениях на какие-то заболевания, а также показывать ребенка врачу, если у малыша уже наблюдаются определенные симптомы болезни. Когда ребенку становится плохо, педагог должен также показать его медсестре в садике. При необходимости, как уже было сказано, придется позвонить родителям, рассказать о случившемся, а также попросить забрать малыша и показать его доктору.

Содержание должностной инструкции

Далее разберем, что конкретно указать в каждом из разделов должностной инструкции воспитателя детского сада.

Общие положения

Первым пунктом укажите, что настоящий документ разработан в соответствии действующим трудовым законодательством, профстандартом, ФГОС и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Отметьте, что данная инструкция утверждается с целью регламентации основных трудовых функций, должностных обязанностей, прав и ответственности воспитателя, а также его взаимоотношений и связей по должности.

Пропишите механизм, согласно которому воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности.

В следующем пункте перечислите требования, предъявляемые к кандидату на должность воспитателя. Требования можно взять из профстандарта. В частности, педагог ДОУ должен соответствовать следующим параметрам:

  • высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профобразование по направлению деятельности;
  • прохождение предварительного и периодических медосмотров, внеочередных медосмотров, обязательного психиатрического освидетельствования (1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при устройстве на работу и каждые 2 года), вакцинации, наличие личной медкнижки с результатами медицинских обследований, данными о прививках и результатах прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, что указаны в ст. 331 ТК РФ.

Далее нужно зафиксировать, кому в процессе своей трудовой деятельности будет подчиняться воспитатель. Это может быть старший воспитатель либо непосредственно заведующий.

Укажите, что свою трудовую деятельность в детском саду воспитатель осуществляет согласно данной должностной инструкции.

В следующем пункте перечислите законы, подзаконно-правовые акты, а также локально-нормативные акты, которыми в процессе работы руководствуется педагог.

Следующие два блока можно посвятить тому, что должен знать и что должен уметь воспитатель. Перечни необходимых знаний и умений лучше расписать максимально подробно. Например, воспитателю нужно хорошо ориентироваться в основных закономерностях возрастного развития, основах дошкольной педагогики, теории и методики воспитательной работы. Педагог дошкольного образования в старшей, средней или младшей группе также должен уметь общаться с детьми, владеть методами и формами обучения, налаживать партнерские отношения с родителями и многое другое.

Праздник к нам приходит

Организация праздника – процесс хлопотный, но при этом увлекательный и интересный. Проведение детского праздника можно условно разделить на несколько этапов.

Подготовка. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. В первую очередь я рассказываю детям о самом празднике, для кого он организуется и зачем к нему нужно готовиться. Дети любят петь и танцевать, но не все могут выступать на публике. Чтобы помочь стеснительным детям, я устраивала в группе небольшие выступлении-репетиции, на которых зрителями были сами дети. В такой ситуации каждый ребёнок мог почувствовать себя и зрителем, и артистом. Следующий этап – разучивание стихотворений и сценок. Лучше всего повторять стихи и сценки один раз в день. Если делать это чаще, дети начинают капризничать, так как им надоедает повторять одно и то же много раз. Также можно подключить родителей и попросить повторять стихи дома. Я раздавала мамам и папам листочки со стихотворениями, чтобы они могли разучивать их с детьми в выходные.

Проведение праздника. Стихи выучены, сценки, танцы и песни отрепетированы. Все ребята – в праздничной одежде, волнуются перед выходом на «сцену». В зале заворожено ждут родители – самые важные зрители. Все дети хотят показать, чему они научились. Но иногда, от переизбытка чувств и переживаний, кто-то из детей может отказаться от выступления и уйти к маме или папе. Что же делать в этой ситуации? В начале работы я терялась и очень переживала – ведь мы всей группой так долго готовились. Со временем я поняла и приняла как должное, что дети спонтанны в проявлении своих чувств и желаний, и нужно быть готовой к любой ситуации. И если на празднике что-то пошло не по плану – ничего страшного. Родители поймут, что воспитатели приложили максимум усилий, чтобы выступление было успешным. У меня была одна девочка, которая очень боялась ряженых. Когда на Новый год приходил Дед Мороз, она пряталась у мамы на коленках, закрывала глаза, и упросить её рассказать стихотворение было невозможно, так как у неё начиналась истерика. Зная такую её особенность, я старалась организовать праздник так, чтобы ряженые или ростовые куклы появлялись после выступления детей.

Подведение итогов. Подводить итоги можно как сразу после праздника, так и на следующий день, но не позже, чтобы впечатления были ещё свежи. Я всегда обсуждаю с детками, что им понравилось на празднике, что лучше всего запомнилось. Каждый может высказаться о том, чьё выступление понравилось ему больше и почему. В конце я обязательно старалась отметить успехи детей, закрепив тем самым желание выступать в дальнейшем. Проведение детского праздника — ответственное и волнительное мероприятие. Но все старания с лихвой окупаются, когда видишь достижения и рост своих воспитанников, видишь улыбки, а иногда и слёзы счастья на лицах родителей.

Заключительные положения

В последнем разделе отметьте, что сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией при приеме на работу.

Укажите количество экземпляров составленного документа, а также установите, на кого возлагается контроль исполнения инструкции.

Должностная инструкция утверждается заведующим ДОУ. Факт ознакомления сотрудника с документом подтверждается подписью ознакомляемого, которая проставляется как на одном из экземпляров инструкции, так и в специальном журнале ознакомления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]