Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР «Овощи»


Конспект логопедического занятия в средней группе по лексической теме «Овощи»

— Коррекционно-образовательные цели: расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели: совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение числа существительных), развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать любовь к растительному миру, стремление ухаживать за овощами; рассказать о пользе овощей для нашего организма.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. На наше занятие я сегодня принесла очень интересную книжку с яркими картинками и интересными загадками. Вы, пожалуйста, внимательно слушайте, постарайтесь отгадать, о чём эти загадки.

2. Отгадывание загадок.

В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь. Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква)

Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) В земле сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук)

Фиолетовый кафтан Носит овощ … (Баклажан)

Сто одежек — Все без застежек. (Капуста) На грядочке зелёные, А в баночке солёные. (Огурцы)

Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры)

— Молодцы, все загадки отгадали. Как же мы назовём это всё одним словом?

(Это всё овощи. — Где растут овощи? (В огороде, на грядке). Какие ещё овощи вы знаете? ( Свёкла, картошка, кабачок)

К каждому названному овощу предлагается картинка.

Хорошо. Скажите, пожалуйста, как едят овощи, может быть из них что-то готовят? (Да, из овощей готовят суп, салат, пюре, делают сок.) Отлично.

3. Образование прилагательных.

Какой салат получится из огурца? (Из огурца получится огуречный салат).

Из кабачка, помидора, тыквы, свёклы, капусты, баклажана, лука, моркови.

Образуют слова с помощью логопеда.

4.Физминутка

Приготовьте, пожалуйста, ручки, будем делать салат из капусты.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

  1. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места.

  1. Дидактическая игра «Один-много»

Так же, я называю один предмет, а вы много.

Перечисляются все овощи.

  1. Сейчас я вам раздам трафареты, а вы в тетрадях нарисуете тот овощ,который вам больше всего понравился.
  2. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

Лексическая тема: «Овощи, Огород»

Предметы: овощ, морковь, картофель, свекла, лук, помидор, огурец, перец, укроп, петрушка, горох, капуста, огород, земля, грядка, вода, ветви, корни, листья, семена, качан, стебель, салат, пища, щи, суп….

Признаки: цвета – красный, оранжевый, коричневый, зеленый, желтый, черный, бордовый и т.д.; вкус – кислый, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – картофельный (ая), огуречный (ая) и т.д.; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, ароматный, румяные, свежие, консервированные, вареные.

Действия: сажать, поливать, собирать (урожай), расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, жарить, варить, солить, готовить, заготавливать, кушать …

Задания

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

огурец (какой?) — … овощи (какие?) — …

помидор – помидорчик огурец — … лук — … перец — … горох — … огород — … грядка — … вода — … корень — …

помидор – помидоры луковица — … перец — … качан — … грядка — … стебель — …

4. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

помидор – нет помидора картофель — … луковица — … петрушка — … огород — … земля — … грядка — … корень — … стебель — …

5. Образуй признаки (от предметов):

тыква – тыквенный морковь — … огурец — … укроп — … картофель — … горох — …

один огурец, два огурца, три…, четыре…., пять она горошина, две …, три…., четыре…, пять…

7. Нарисуй или наклей картинки с изображением овощей.

Раздели овощи на 3 группы: овощи, у которых мы едим то, что растет в земле (корешки); овощи, у которых мы едим то, что растет над землей (вершки).

Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

Троян Наталья Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида «Колокольчик» г. Ноябрьск (ЯНАО)

Источник

Логопедическое занятие по лексической теме «Во саду ли в огороде»

Светлана Слюсарева

Логопедическое занятие по лексической теме «Во саду ли в огороде»

Логопедическое занятие по лексической теме :

«Во саду ли в огороде»

.

Ведущая образовательная область: речевое развитие Занятие проводится с детьми подготовительной к школе группе, в количестве 10 человек.

Цель: Научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи при составлении рассказа по плану.

— активизировать словарь по темам: «Овощи. Огород»

,
«Фрукты. Сад»
:

— совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные:

-совершенствовать умение согласовывать существительные и местоимения;

— совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных;

— развивать речевые и мимические движения;

— развивать мыслительные процессы,учить определять лишний предмет;

— развивать связную речь, составлять описательный рассказ- загадку.

-побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию педагога с одного раза;

-воспитывать желание высказывать свои мысли, не боясь отвечать на вопросы педагога;

-формировать у детей навыки работы в команде: сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь, доброжелательность;

— учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;

— учить грамматически правильно формулировать свои ответы;

— развивать мелкую моторику;

-развивать слуховое восприятие и слуховое внимание;

-развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;

— развивать ритмико – интонационную сторону речи.

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

.

Наглядный (использование иллюстрации)

.

Поощрение, анализ занятия.

Чтобы полностью реализовать данный вид деятельности используется следующие материалы и оборудование

Демонстрационный материал: мультимедийный экран, презентация «Овощи и фрукты»

, магнитная доска, муляжи овощей и фруктов, натуральные овощи и фрукты.

Раздаточный: предметные картинки по темам «Овощи. Огород»

,
«Фрукты. Сад»
Планируемые результаты: дети свободно пользуются приобретенными навыками в самостоятельной речи при составлении рассказа по лексической теме «Овощи, фрукты»

по плану,активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; сосредоточенно действуют в течении 25 – 30 минут.

Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С].

ольга никольская

Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С].

Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов.

Упражнять в практическом изменении и образовании слов.

Закреплять произношение звука [С] в слогах, словах, предложениях, фразах, связных высказываниях;

Продолжать развивать фонематические процессы: слух, восприятие, представления; упражнять в звуко-слоговом анализе;

Развивать логическое мышление.

Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.

Создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.

Оборудование: картинка садовника, схема характеристики звука, картинка сада, огорода, мяч, картинка со слогами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]