Закрепление знаний детей 5-6 лет по лексической теме Фрукты
Логопедическое занятие в старшей группе
Автор: Сотникова Валентина Николаевна — учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»
Предлагаю родителям закрепить дома знания детей по лексической теме «Фрукты»
Фрукты
Дети старшей группы должны знать: 1). Название фруктов и их частей; 2). Где и на чем растут фрукты; 3). Свойства фруктов: вкус, запах, цвет, величину, форму (уметь различать по внешнему вину, правильно определять). 4). Что из фруктов можно приготовить соки, компоты, варенье, повидло, джем и т.д. 5). Что фрукты полезны, в них много витаминов. 1. Выучите с ребенком названия фруктов: яблоки, груши, сливы, абрикосы, апельсины, лимоны, персики, бананы и т.д. 2. Спросите у детей, где растут фрукты? — Фрукты растут в саду, на деревьях. 3. Поиграйте с ребенком в игру «Узнай по описанию» 1). Овальный, желтый, кислый, сочный… Что это? (лимон). 2). Круглая, мягкая, темно — синяя, сладкая, сочная. Что это? (слива) 3). Круглое, желто – красное, большое, сочное, твердое. Что это? (яблоко) Предложите ребенку задать Вам подобные загадки. 4. Выучите загадку о яблоке: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. 5. Учите детей составлять описательные рассказы о фруктах, по следующему плану: 1). Что это? 2). Где растет? 3). Каков внешний вид? (величина, форма, цвет) 4). Каков на вкус? 5). Что из него готовят? 6. Закрепите с ребенком умение образовывать относительные прилагательные. Предложите ему брать по очереди картинки с изображением фрукта и сказать, какой сок из него получится. Из яблок – яблочный сок, из груш – грушевый сок, из слив – сливовый сок, из абрикосов — абрикосовый т. д. 7. Составьте с ребенком сложносочиненные предложения с союзом а, по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое, лимон овальный, а яблоко круглое, лимон желтый, а яблоко красное. 8. Предложите ребенку заштриховать яблоко, проводя линии слева направо. Заштриховать лимон, проводя линии сверху вниз.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Я хочу представить конспект логопедического занятия. Цель: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»; вспомнить обобщающие понятия; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние. Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации. Ход занятия: 1.Организационный момент. (Стоя). Приветствие: Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной. Доброе утро! Птицы и звери! Добрые люди, вставайте с постели, Вся темнота расползлась по углам, Солнце встает и идет по домам. Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.
2.Объявление темы и цели занятия. Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим вот о чем. А о чем- отгадайте . Сядет тот, кто отгадает загадки: *Этот желтый плод растет Там, где лето круглый год. Он- как краешек луны. Все вы знать его должны! БАНАН
*В саду растет, вкусна, как мед; Сорви и скушай, А зовется…ГРУШЕЙ.
*Лишь на юге созревает, На бахче под небом чистым, А потом нас угощает Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ
*Круглое, румяное С дерева упало, Детям в рот попало. ЯБЛОКО
*Варенье солнечно, как юг, На пирожки с повидлом- спрос. В сушеном виде он –урюк, А в натуральном- АБРИКОС.
— Как, все ,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты) -Вот сегодня поговорим и о них. (Садятся)
3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».
Дети на базар ходили, Много фруктов там купили. Папа их потом спросил: «Кто какой компот сварил?»
Л. – В этой кастрюле лежат фрукты .Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите ,какой компот можно сварить из вашего фрукта.(Отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».) — А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (Показывает эти фрукты логопед) (Грушево — яблочный).
4.Пальчиковая гимнастика.
Игра с пальчиками(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, Мизинцы Много груш там и хурмы, Безымянные Есть лимоны, апельсины, Средние Дыни, сливы, мандарины, Указательные Но купили мы арбуз- Большие Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
5. Артикуляционная гимнастика.
(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).
Л.: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите ,сколько этажей в домике? Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И.Назовите их еще раз. Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их. Второй этаж- это верхние зубы- покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ.Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок. Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.
6.Динамическая пауза. Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан». Л.:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта. (Можно путать детей- говорить слива, а показывать банан).
7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».
Упражнения «Фрукты для куклы». Л.: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково.(Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).) Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.
Игра «Что спрятала кукла?» Л.: — Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.
Игра «Посчитай». Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты.(Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).
Игра «Продолжайте». Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения. Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ. Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ. Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.
8.Артикуляционная гимнастика.
Л.: — Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово! Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.
9.Физминутка «Мы делили апельсин» (Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения) Мы делили апельсин Много нас, а он один
10. Работа над просодикой и дыханием.
Упражнение «Назови фрукт ласково» Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций :Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.
Упражнение на развитие дыхания и обоняния. Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)
Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха) Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки и изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.
Следующая > |
Веселые физкультминутки:
Уборка урожая.
Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.
2. Как садовник яблоню выращивал.
Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.
3. Яблоко.
Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! ( встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! ( руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)
МБДОУ №181 г. Ростов-на-Дону
Цель:
1. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Фрукты»;
2. Закреплять обобщающее понятие фрукты;
3. Учить различать и использовать в речи единственное и множественное число имен существительных;
4. Учить строить фразу из 2—4 слов.
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Закрепить знание основных цветов.
7. Учить считать до 5. Формировать умение называть итоговое число.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Фрукты» в режиме Power Point.
Ход занятия 1. Игровое упражнение «Что привез нам грузовик». Слайд 2,3 Сообщить детям, что на занятие приехал грузовик и привез урожай, который собрали в саду.
Предложить сказать, что привез грузовик, загадать загадку:
Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…(Фрукты)
Рассмотреть и назвать каждый фрукт.
Закрепить обобщающее понятие «фрукты». (Грузовик привез яблоко, грушу, персик и т.д. — это фрукты).
2. Упражнение «Душистые фрукты». Слайд 4
Проговорить с детьми стихотворение:
Осень снова к нам пришла.
Осень дождик принесла.
Фрукты припасла в саду.
Очень фрукты я люблю!
На выдохе учить произносить фразы (вдох ртом, не поднимая плеч, выдох ртом):
— Ах! Какие душистые фрукты!
— Ах! Какие душистые, ароматные фрукты!
Уточнить, где растут фрукты, спросить:
— Что это? (Это сад (дерево, ветка).)
— Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду.)
— На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве (на ветке).)
3. Дидактическая игра «Какой сок?» Слайд 5
Дети называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок». Потом показывают, как они пьют сок, делают легкий вдох носом, а выдыхая, произносят: «Ах! Какой вкусный сок», «Ах! Какой полезный сок!», «Ах! Какой ароматный сок!».
4. Игра «Посчитаем фрукты» Слайд 6
Сосчитать с детьми, сколько каких фруктов сорвали с дерева.
— Один, два, три, четыре, пять. Сколько яблок?
— Сколько мы сорвали яблок?
Так же сосчитать лимоны, груши, сливы, киви.
5. Физминутка «Ветер дует». Слайд 7
Ветер дует нам в лицо,
Руки вперед, движения кистями рук вперед, назад. | |
Закачалось деревцо. | Руки на пояс, наклоны в стороны. |
Ветер дует тише, тише. | Присесть на корточки. |
Деревцо растет все выше, | Встать, поднять руки вверх, потянуться. |
В садик мы с тобой пойдем, | Шаги на месте. |
Фрукты с дерева сорвем. | Поднять руки вверх, «бросить» вниз. |
6. Игра «Найди пару». Слайд 8
Попросите ребенка назвать каждый фрукт. Найдите тень для каждого из них.
— Что ты нашел? (Я нашел яблоко.) И т.д.
7. Игра «4-й лишний». Слайд 9,10
Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний:
• только по величине,
• только по цвету.
8. Итог занятия.
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии.
Скачать презентацию
Апельсин.
Загибаем пальчики поочередно.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!
Компот.
Изображаем действия в соответствии с текстом:
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Фрукты.
Разгибаем пальчики поочередно.
Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.
Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.
Подготовка к беседе.
Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.
Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты
Беседа.
На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?
Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.
Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?
Какие семена у вишни? У сливы?
Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?
Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.
Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.
Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?
Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?
Детские работы по теме «Фрукты».
- Лепка плодов, рисование их.
- Вырезание и наклеивание (аппликация).
- Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
- Иллюстрация «Сбор яблок».
- Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)
Вопрос для педагогов для размышления:
Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?
Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи «Беседа в детском саду» по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».