Знаки пожарной безопасности и другие картинки
Людмила Максимчук, поэтесса, писательница, художница, Член Союза писателей России, Московской городской организации
* * * У меня недавно вышла в свет книга «Огонь и Огонёк», сочинения для детей на противопожарную тему, с авторскими иллюстрациями. Вот — отрывки. * * * Поэма «Огонь и Огонёк»
Вместо вступления
Отдыхали как-то дети На полянке у реки. Целый день они купались, Загорали и играли, Землянику собирали, И цветов домой нарвали, Уж идти домой собрались – Глядь, откуда-то сбежались К той полянке огоньки.
Это солнечные блики Заблестели тут и там На листочках земляники, Пробежались по цветам.
Вдруг один из огоньков Словно ожил, ярче стал, Между собранных цветов Засиял и засверкал,
Ростом стал повыше – Изумил детишек!
А потом заговорил – Ещё больше удивил:
«Вы, ребята, успокойтесь, Не бегите во всю прыть. Мне давно хотелось с вами По душам поговорить».
Самый старший паренёк Высказался смело: «Кто же ты, и до тебя Нам какое дело?»
«Я – весёлый Огонёк, Легкий, ясный светлячок.
Я за вами уж давно Тихо наблюдаю И хочу сказать одно: Вам помочь желаю,
Обижать не собираюсь, Научить вас попытаюсь, Чтоб в беду не угодили, Чтоб счастливыми вы были.
Только не пугайтесь, Ближе придвигайтесь. От рассказа моего Вы не отвлекайтесь!»
Друг на друга посмотрели Дети, а потом На зелёной травке сели Рядом с Огоньком.
Глава I. Рассказ Огонька
…Я – в гирляндах новогодних, В блеске солнечных лучей, Я – в весенних хороводах И в цветении полей,
В тёплых капельках росы, В брызгах у речной косы,
В летних играх у костра, В зимних сказках до утра.
Человеку я послушен, Я несу тепло и свет, Я везде, повсюду нужен, Без меня и жизни нет.
Я – в движении машин, Самолётов, кораблей, Человек – мой господин, Я – помощник для людей.
Только знайте с малых лет: У меня есть старший брат, Появился он на свет Много тысяч лет назад.
Он – Огонь, не Огонёк, Он – коварен и жесток,
Ненасытен, беспощаден, Всё сметает на пути, Стены, двери и запоры – С эти братом не шути!
Утверждают не напрасно, Что пожар – всегда опасно.
Значит, думать приучитесь И стихии берегитесь.
Ведь хватает легкой вспышки, Чтоб из искорки-малышки Стать Чудовищем-Огнём. Что вы знаете о нём?
Но откуда взялся он? Почему так страшен он? И зачем так грозен он?
Глава II. Древняя легенда
…Всё не так-то просто в мире, На Земле и в Небесах. Раньше предки наши жили На равнинах и в лесах,
Жили голодно и скудно, Жили коротко и трудно,
То от сырости страдали, То от холода дрожали И тепла почти не знали, Ждали солнышка и лета, Ждали солнечного света, Их пещеры согревались Только ярким светом дня; А огня не зажигали – Просто не было огня.
Но случилось, что однажды Очень смелый и отважный Знаменитый Прометей Пожалел простых людей.
Зная скорбную их долю, Он с Небес принёс с собою Избавление от бед, Высший Дар – тепло и свет.
Прометей – особый случай, Удивительный герой! Он за это поплатился. Очень дорогой ценой –
Так он свой исполнил долг, А иначе жить не мог!
…Вот Огонь попал на Землю, Чтобы людям послужить, И, конечно, нужно было Дар беречь и сторожить.
Как же люди поступили? Как подарок оценили?
Стали радоваться люди И природой управлять; Ведь с Огнём – и ночью видно, Ведь с Огнём – тепло и сытно, Ведь с Огнём – уже не будешь Замерзать и голодать!
…Жаль, что люди не сумели Дар Небесный оценить, Но зато вообразили, Что теперь они – всесильны, Что теперь они – свободны, Одолеют что угодно, Что не страшен дикий зверь, Что они – цари теперь.
Без присмотра оставляли Печи, топки и костры, Враждовали, воевали, И дома врагов сжигали, Разрушали их дворы.
И чего ж они дождались? С чем в итоге оставались?
…Так бедняга-человек, Неразумный человек, Наказал себя навек:
Осторожность потерял, И за это пострадал.
С той поры Огонь проворный, Дерзкий, алчный, непокорный, Все готов спалить и сжечь; В три минуты что угодно Превратит в большую печь;
Обещает он тепло, Но таит большое зло!
Глава III. Встреча с Огнём
Не успели оглянуться, Сам Огонь – уж тут как тут: «Кто здесь спит? Пора проснуться! Хватит мне и двух минут,
Может, хватит и одной…» – «Братец, ты уж слишком злой!» –
«Я не сразу стал такой, Как рисуют пламя. Это люди, братец мой, Виноваты сами!»
Ребятишек напугал Великан огромный: Перед ними встал, как вал, Сильным жаром задышал, Чёрный дым вокруг пускал Братец вероломный.
И ребята испугались – Моментально разбежались, Притаились и не знают, Как им дальше быть… Но веселый Огонёк Попросил остыть
Брата неуёмного, Дерзкого, бездомного.
Возражает Огонёк Брату бессердечному: «Не сердись и дай мне срок – Люди выучат урок И детей научат впрок Доброму и вечному!»
Усмехается Огонь – Огоньку в ответ: «Уж не снится ли мне сон?» Брат промолвил: «Нет.
Я детишек позову, Всё, что нужно, расскажу. Только ты мне не мешай, На глазах не возникай!»
Обещал Огонь пощаду, Тот, с которым нету сладу:
«Нет покоя у меня, Всемогущего Огня, Так порою злюсь – Сам себя боюсь, Если распущусь, Если разойдусь!!!
Я людишек знаю – Всех их презираю! Но тебя уважу – И компанию твою, Так и быть, не обращу В пепел или в сажу.
Что ж, пока я обожду, На детишек погляжу, Глупых, непонятных И неаккуратных.
Посижу в сторонке, У бензоколонки!»
…В самом деле – отошёл По сухому следу.
Огонёк решил скорей Продолжать беседу. Он детей опять позвал, Усадил в кружочек: «Приготовились уже?» – «Начинай, дружочек!»
Улыбнулся Огонёк: «Я для вас – всегда дружок!
Но хочу предупредить – Буду строго вас учить!»
…Дети были поначалу Очень невнимательны, Только девочка одна Слушала старательно,
Вспоминала, как недавно Видела пожар… Огонек невозмутимый Дальше продолжал:
«Знайте, дети, не бывает Безобидного огня! Пламя жалости не знает… Вот, послушайте меня».
Глава IV. Как это бывает? Как происходят пожары?
Так и начал Огонёк, Легкий, ясный светлячок.
История первая
Вот утюг включила мама, Вдруг соседка к ней пришла. Про утюг забыла мама, И беседа потекла;
По душам разговорились… А уж дым густой валил! Тут они и спохватились, Заметались, закрутились, Едким дымом отравились, Потеряли много сил.
В «01» – не позвонили И забыли, где вода… К счастью, дети в школе были, Их не тронула беда.
Ну, когда в окошке – пламя, А в подъезде – дым и смрад, А вверху, над этажами, Гарь, и свист, и чёрный град –
То пожарные машины Сами чуют, где горит, И пожарная дружина На призыв стрелой летит.
Хорошо, что подоспели, Хорошо, людей спасли… Три квартиры прогорели. Хорошо, что только три…
И соседи пострадали Те, что были ни при чём. Раньше – горюшка не знали, Нынче – знают, что почём!
История вторая
Закурил в постели папа – На работе он устал. Не прошло и получаса, Как тихонько задремал.
Повезло, что сын увидел, Сигарету потушил, Кто же шутит с сигаретой? …Да ведь папа не шутил.
Поутру проснулся папа, Сын ему и говорит: «Если кто-то курит лёжа – Значит, заживо сгорит!»
История третья
Ёлки стройны и нарядны, Огоньки на них горят. Новогодние гирлянды Привлекательно блестят,
А фонарики цветные, А подарки – чудеса! Хорошо, когда на счастье Новогодняя краса.
…Как-то в Новогодний праздник Были гости до утра. Торт, конфеты, «Фанта», сласти, Фейерверки, смех, игра,
Басни, танцы, песни, речи – Чуть не рухнул потолок! …Опрокинутые свечи Подвели всему итог.
Жизнь хозяйки – под вопросом; Пятерых – едва спасли, Вместе с Дедушкой Морозом На носилках унесли.
…Новый год – такая «басня», Повторит себя опять… До чего ж опасен праздник, Если так его встречать!
История четвёртая
Телевизор самый новый, Наконец, купили; К электрической розетке Тут же подключили,
А точнее, не к розетке – К тройнику с нагрузкой: «Ну и что? Сойдёт на время – Попросту, по-русски!»
Калорифер – по соседству, А компьютер – через стенку, На софе – электрогрелка И электроплед. Сколько техники в квартире, А контроля нет!!!
Где-то что-то сообщали, И инструкции писали, Требовали что-то, Чтоб пожар предотвращали Правильным подходом.
Эх, зачем никто не слушал Умные слова? Простота порой бывает Хуже воровства.
День за днём сходило с рук, Но однажды или вдруг…
Разве кто-то мог подумать, Что случится странность? – В телевизоре наружу Вышла неисправность.
Телевизор моментально Вспыхнул, как солома… Только бабушка и дети Оставались дома.
Так старушка испугалась, Что закрылась в спальне… У истории печальной – И конец печальный.
К счастью, дети уцелели, (Чёрные, чумазые), Потому что подоспели Вовремя пожарные.
И других соседей тоже По штурмовке сняли. Опоздай немного помощь – Выжили б едва ли!
История пятая
Ничего страшнее нет, Чем пожар на кухне. Здесь работает плита, Здесь – приборов куча,
Пламя газовой конфорки, Сильный жар электроплит. Стоит только зазеваться, Тут же вспыхнет и горит
То пролитый жир, то тряпка… То забытое бельё Над духовкой в беспорядке Сохнет ночью, сохнет днём…
А потом… Уже известно, Что случается потом. «…Как ребята, интересно? Да и сам я, критик честный, Не наскучил вам притом?»
…Дети слушают рассказы И переживают, А потом наперебой Бойко отвечают:
«Нет, дружочек, продолжай, Нам нужна наука. Мы уж поняли: пожар – Не простая шутка».
«Ладно, – молвил Огонёк, – Пусть учёба будет впрок!
Что мы с вами позабыли? Что ещё не охватили?»
Ребятишки вспоминают, А потом перечисляют,
Огонёк их поправляет И детали уточняет:
«Вот в лесу костёр зажгли, Но не погасили… Вот окурки потушить Впопыхах забыли Или в мусорный бачок Выбросить решили…
Вот со смехом поджигали Прошлогоднюю траву… Вот со спичками играли, Не во сне, а наяву,
За поленницею дров. Тут уж точно – не до снов!!!
Вот – валялась зажигалка У бензоколонки… Вот петарду дали в ручки Маленькой сестрёнке…
Пиротехника вообще Для людей опасна, И детей к ней допускают Взрослые напрасно!»
Октябрь 2012 г.
Ход игры:
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
— Назови возможную причину пожара;
— как правильно вызвать пожарных;
— что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
— можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
— что нужно делать, если в доме запахло газом;
— можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
— можно ли поджигать тополиный пух;
— можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
— можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
— что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
— как правильно покинуть задымлённое помещение;
— можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Дидактическая игра: «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого)
.Детям раздают
карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит. д.)
дети должны расположить
карточки на картине – в нужное место.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.
Дидактическая игра «Карточная викторина»
.
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.