НОД в подготовительной логопедической группе Тема: «Транспорт»
Коррекционно-образовательные цели.
- Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе обобщения ранее сформированных представлений.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт».
- Формирование представлений о видах транспорта.
- Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительно внимания и восприятия, речевого слуха, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели: формирования навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательности.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображениями транспорта, контейнер с простыми карандашами, мяч, «зашумлённая картина», листы бумаги с изображениями прямоугольников, опорная таблица для составления рассказа.
1. Организационный момент. Игра «У меня есть…». (Согласование существительных с числительными.)
Воспитатель приветствует детей, приглашает в кабинет и предлагает встать около стульчиков. У каждого ребёнка на стульчики лежит предметная картинка.
Воспитатель: Посмотрите на свои картинки, сосчитайте транспорт на них. Садитесь по очереди и рассказывайте, что изображено на ваших картинках.
1-й ребёнок: У меня две машины.
2-й ребёнок: У меня пять самолётов.
3-й ребёнок: У меня пять вертолётов
4-й ребёнок: У меня два корабля.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
2. Беседа с детьми о транспорте с рассматриванием картинок. (Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе обобщения ранее сформированных представлений. Закрепление понятий «грузовой» и «пассажирский» транспорт. Формирование представлений о видах транспорта.)
Воспитатель помещает на магнитную доску картинки: троллейбус, автобус, трамвай.
Воспитатель: Какой это транспорт?
Дети: Пассажирский транспорт.
Воспитатель: Для чего нужен пассажирский транспорт?
Дети: Для перевозки пассажиров.
Воспитатель помещает на магнитную доску картинки: грузовик, самосвал, фургон.
Воспитатель: Какой транспорт вы видите?
Дети: Это грузовой транспорт.
Воспитатель: Правильно. Где передвигается весь этот транспорт?
Дети: По дороге.
Воспитатель: И поэтому он называется дорожный транспорт.
Аналогично проводится работа с воздушным, водным, железнодорожным, подземным транспортом.
3. Подвижная игра «Теплоход» (координация речи с движением)
От зелёного причала | Шаг вперёд, руки опущены |
Оттолкнулся теплоход. | |
Раз, два — | Два шага назад |
Он назад шагнул сначала. | |
А потом шагнул вперёд — | Два шага вперёд |
Раз, два — | |
И поплыл, поплыл по речке, | Руки вытянуты вперёд и сомкнуты — |
Набирая полный ход. | это нос теплохода. Движения по кругу мелкими шажками. |
4. «Составление рассказов по индивидуальным картинкам с использованием опорной таблицы» (Развитие связной речи.)
Воспитатель: Мы с вами назвали все виды транспорта. А сейчас, каждый из вас возьмёт по одной картинке и составит свой рассказ и транспорте по таблице.
Воспитатель помещает на доску опорную таблицу, с помощью которой каждый ребёнок составляет рассказ по своей индивидуальной картинке.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам новую игру.
5. Игра «Узнай предметы» (Развитие воображения, зрительного внимания.)
Детям предлагается картинка с изображением «зашумлённых» предметов (транспорт).
Дети должны узнать и назвать предметы.
6. Игра «Дорисуй прямоугольники так, чтобы получился транспорт». (Развитие ручной моторики, зрительного восприятия, внимания, воображения.)
Воспитатель раздаёт детям листы бумаги, на которых изображены различные по величине прямоугольники и простые карандаши.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат нарисованные прямоугольники. Сделайте так, чтобы эти прямоугольники превратились в транспорт.
Дети выполняют задания, а потом называют что у них получилось.
7. Игра «Что лишнее?» с мячом. (Развитие речевого слуха.)
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и поиграть в игру.
Воспитатель: И последнее задание сегодня. Я перечисляю названия транспорта и кидаю мяч, а каждый из вас, поймав мяч, определяет что лишнее и почему.
Воспитатель: автобус, легковая машина, бульдозер.
Ребёнок: Лишний бульдозер, т.к. он относится к строительной технике, а машина и автобус – это пассажирский транспорт.
Аналогично задание даётся каждому ребёнку.
8. Окончание занятия: (Оценка работы детей.)
Дети перечисляют задания, которые они выполняли, и оценивают работу друг друга.
Конспекты по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Серия конспектов по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
Описание работы: данная работа содержит в себе 3 конспекта по непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Материал построен по принципу «от простого к сложному» и соответствует задачам «Логопедической работы по преодолению ОНР у детей». Дидактические игры и упражнения, предлагаемые в конспектах, способствуют развитию:
— фонематического восприятия; — психических процессов; — лексики и грамматического строя речи; -связной речи.
Конспект занятия №1 по теме «Транспорт»
Цель: расширять представления детей о транспорте. Задачи: 1. Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Развивать умение детей называть группу однородных объектов обобщающим словом. 3. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением. 4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Оборудование: демонстрационный материал: сюжетная картина «Транспорт»; предметные картинки с изображением легковой машины, грузовика, автобуса, самолета, корабля, поезда; картинки для игры «Большой-маленький». раздаточный материал: раздаточный материал к игре «Обведи грузовик по точкам и раскрась его». Ход занятия I.Орг.момент. 1.Д/и «Подбери действие». II.Работа по теме занятия. 1.Беседа по теме. Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Транспорт». -Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, какой транспорт вы на ней видите? 2.Д/и «Назови транспорт». Логопед выставляет предметные картинки с изображением транспорта на наборное полотно, дети называют их. 3.Д/и «Назови одним словом». — Скажите, ребята, а для чего нужен транспорт? (Чтобы перевозить людей, грузы.) — Как можно назвать людей, которые едут в транспорте? (Пассажиры.) 4.Д/и «Части машины». Педагог показывает детям картинку с изображением машины и спрашивает у детей, какие части у неё есть. (У машины есть кабина, кузов, колеса.) III.Физкультминутка. «Грузовик» Грузовик песок везет. Идут по кругу, изображая, что крутят руль. Удивляется народ: Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руками, делают удивленные лица. «Вот так чудо-чудеса, В нем песок под небеса». Два раза наклоняют голову вправо — влево. Тянутся на носочках, подняв руки вверх.IV.Продолжение работы по теме занятия. 1.Д/и «Большой-маленький». 2.Работа с раздаточным материалом «Обведи грузовик по точкам и раскрась его». V.Итог.
Конспект занятия №2 по теме «Транспорт»
Цель: продолжать расширять представления детей о транспорте. Задачи: 1.Продолжать учить детей составлять короткий описательный рассказ с помощью карточек-опор. 2.Упражнять детей в понимании и употреблении предлогов «К», «ПО», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В». 3. Закреплять умение детей угадывать предмет по существенным признакам. 4.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Оборудование: демонстрационный материал: предметные картинки с изображением транспорта; картинка с изображением Незнайки; картинки к игре «Где? Куда? Откуда?»; карточки-опоры; картинки для игры «4 лишний». Ход занятия I.Орг.момент. Д/и «Летает-не летает»: корабль, пчела, самолет, диван, ракета, грузовик, вертолет, машина, автобус, снегирь. II.Работа по теме занятия. 1. Д/и «Угадай по описанию». Педагог сообщает детям, что в гости к пришел Незнайка и хочет с ними поиграть. — Это большая голубая машина. У него есть два крыла и хвост. Он летит по небу. (Самолет.) — Эта машина нужна для того, чтобы перевозить грузы. У нее есть кабина, кузов и колеса. (Грузовик.) — Этот транспорт большой и у него есть паруса. Он плывет по воде и перевозит людей и грузы. (Корабль.) — Этот транспорт едет по рельсам. У него много вагонов. Он пыхтит: «Чух-чух-чух». (Поезд.) — На этом транспорте мы всегда едем в детский сад и на работу. (Автобус, машина.) 2. Д/и «Назови транспорт». 3. Д/и «Назови одним словом». 4. Понимание и употребление предлогов «К», «ПО», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В». Д/и «Где? Куда? Откуда?» Педагог демонстрирует детям картинки и задает вопросы: — Где едет автобус (грузовик, поезд)? (Автобус едет по дороге. Поезд едет по рельсам. И т.д.) — Куда подъехал автобус (грузовик, поезд)? (Автобус подъехал к остановке. Грузовик подъехал к гаражу. Поезд подъехал к станции. И т.д.) — Где остановился автобус? — Откуда отъехал автобус (грузовик, поезд)? (Автобус отъехал от остановки. Грузовик отъехал от гаража. Поезд отъехал от станции.) — Где плывет корабль? (Корабль плывет по морю.) — Куда подплыл корабль? (Корабль подплыл к берегу.) — Откуда отплыл корабль? (Корабль отплыл от берега.) — Где летит самолет? (Самолет летит в небе.) — Откуда взлетел самолет? (Самолет взлетел с земли.) — Куда опустился самолет? (Самолет опустился на землю.) III.Физкультминутка. IV.Продолжение работы по теме занятия. 1.Составление короткого описательного рассказа по теме. Педагог показывает детям карточки-опоры и дает образец рассказывания: -Это грузовик. Грузовик-это транспорт. Кузов у него красный, а кабина зеленая. Он большой. Он перевозит грузы.
Затем 2-3 ребенка составляют рассказ о понравившемся транспорте по аналогии. 2.Д/и «4 лишний».
V.Итог.
Конспект занятия №3 по теме «Транспорт»
Цель: закрепить знания детей о транспорте. Задачи: 1.Продолжать учить детей понимать содержание рассказа и отвечать на вопросы по тексту. 2.Развивать умение детей отгадывать загадки. 3.Уточнять, активизировать и развивать словарь по теме. 4.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Оборудование: демонстрационный материал: картинка с изображением Незнайки; предметные картинки с изображением транспорта; картинки с рассказу «Специальные машины». раздаточный материал: прописи. Ход занятия I.Орг.момент. Д/и «Сядет тот, кто назовет мне транспорт». II.Работа по теме занятия. 1.Загадки Незнайки. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И умчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд.) Не машет крылом, а летает, Не птица, а всех обгоняет. (Самолет.) Паровоз без колес, Вот так чудо-паровоз. Не с ума ли он сошел- Прямо по морю пошел? (Корабль.) Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука- Два блестящих огонька. (Машина.) 2.Д/и «Назови транспорт». 3.Д/и «Назови одним словом». 4.Рассказ логопеда о машинах специального назначения. Логопед рассказывает детям о машинах специального назначения, показывая соответствующие картинки. -Однажды папа с Машей шли по улице. Вдруг они услышали звук сирены, а вскоре показалась машина с красным крестом. Все автомобили сразу уступили дорогу громкой машине. — Папа, а почему эту машину все пропускают?-спросила Маша. — Потому что это специальная машина. Такие машины помогают человеку в работе. Есть снегоуборочные машины, поливальные машины, полицейские машины. Иногда для спасения чьей-то жизни может срочно потребоваться помощь. Тогда вызывают специальную машину скорой помощи. В ней есть современное медицинское оборудование. Врачи оказывают человеку первую помощь и, если это нужно, могут быстро отвезти тяжелого больного в больницу. Еще есть пожарные машины. Они спешат по вызовам на пожары. Бригада пожарных спасает людей и с помощью специального оборудования тушит огонь пеной и водой. Специальные машины всегда спешат к кому-то на помощь. Вот, маша, почему их все пропускают!III.Физкультминутка. IV.Продолжение работы по теме занятия. 1. Беседа по рассказу «Машины специального назначения». — О каких машинах рассказал папа Маше? Скажите, ребята, для чего нужна машина скорой помощи/пожарная машина? Какие специальные машины вы еще знаете? Зачем нужны людям специальные машины? 2. Работа с прописями. V.Итог.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Опыт работы учителя логопеда в ДОУ Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках Работа логопеда с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС. Коррекция нарушений речи
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»