Разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей
Семья и детский сад – два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнёрство».
Проектная деятельность в силу своей специфики ориентирована на создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, и направлена на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Работа над проектами способствует самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Фото — Мезенский педагогический колледж
Модуль В. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации» Задание 1. Разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей, оформление презентации об этапах проекта и его результатах с применением ИКТ для выступления с сообщением о проекте на родительском собрании.
Исходя из характеристик проектной деятельности в ДОУ, участникам было предложено задание, нацеленное на следующий результат:
1.Оформленный паспорт проекта для всех субъектов образовательного процесса ДОО в соответствии с заданной темой (на бумажном носителе).
- Презентация этапов и результата проектной деятельности для всех субъектов образовательного процесса ДОО с применением ИКТ, оформленный в соответствии с заданной темой с учетом подачи для аудитории родителей детей дошкольного возраста.
- Демонстрация презентации аудитории родителей (волонтеры с актерской задачей, озвучивающие для участника в ходе презентации заранее сформулированные вопросы (30%) по презентации).
Фото — Мезенский педагогический колледж
Все конкурсанты профессионально и творчески подошли к выполнению задания, требующего тщательной и достаточно длительной подготовки (2 часа) и краткой презентации результатов проделанной работы в рамках фрагмента родительского собрания.
Было удивительно наблюдать, как воспитателям удалось за отведённые 5 минут всесторонне, ёмко и ярко представить все этапы и аспекты совместно реализованного проекта.
Презентации конкурсантов наглядно демонстрируют, что они в полной мере владеют навыками осуществления проектной деятельности в ДОУ, понимают её сущность и значение, знают, как методически правильно построить работу по соответствующим этапам работы над проектом, распределить роли и сферы ответственности между участниками.
Фото — Мезенский педагогический колледж
В качестве темы для совместной деятельности был выбран праздник 23 февраля, что было обусловлено временем года и стремлением повысить чувство патриотизма у детей. Поэтому данный проект имел не только практический результат, но и важное воспитательное значение. Тип проекта: познавательно-творческий, по времени – краткосрочный (2 недели), проводился в старшей группе. Продукты проекта: утренник, выставка детских открыток, спортивный праздник, стенгазета, фотоальбом «Мы служим Родине».
Конкурсанты продемонстрировали навыки представления проекта, умение систематизировать и представлять информацию в различной форме, в том числе количественные и статистические данные в виде диаграмм.
Фото — Мезенский педагогический колледж
Следует отметить тёплые доверительные отношения между воспитателями и родителями, проникнутые взаимным чувством благодарности. Воспитатели вручили родителям благодарственные письма, билеты в Краеведческий музей.
Волонтеры правдоподобно и органично выступали в роли родителей, задавали актуальные вопросы: «Какие трудности возникли в ходе реализации проекта? Каковы перспективы нашей дальнейшей работы? Будут ли ещё совместные проекты? Стали ли дети проявлять интерес к историческим местам?» Ответы воспитателей были только положительные!
В целом можно сказать, что была представлена идеальная модель взаимодействия трёх сторон образовательного процесса в детском саду в ходе реализации совместной проектной деятельности. И именно такую модель наши выпускники будут воплощать в жизнь!
Мезенский педагогический колледж
Значимость совместной деятельности ребенка и взрослого
Современная общественная жизнь привела к тому, что возникает потребность введения новых стандартов обучения и требований к образованию, созданию инновационных педагогических технологий, которые будут способствовать индивидуальному развитию личности ребенка, формированию у него самостоятельности и творческой активности. Все это требует не только осознанного и активного участия детей, но и привлечение к различным видам деятельности их родителей.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В настоящее время в педагогической практике возникает востребованность включения в педагогический процесс различных видов совместной деятельности детей и взрослых. Это связано с тем, что совместная деятельность способствует активизации у детей разного возраста поисковой и творческой деятельности.
Определение 2
Спроектированная совместная деятельность – это один из видов педагогической технологии, подразумевающий самостоятельную или коллективную творческую работу детей и взрослого.
В основе любого проекта совместной деятельности заложена проблема, решение которой требует от его участников самостоятельного поиска необходимой информации, освоение нового, обобщение и анализа полученных результатов. По итогу данной деятельности участники получают конкретный продукт.
Замечание 1
Актуальность и популярность спроектированной совместной деятельности заключается в том, что она объединяет в себе различные области образования.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий 460 ₽ Реферат Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий 270 ₽ Контрольная работа Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В последнее время совместная деятельность все чаще используется в образовательных учреждениях, в связи с чем, педагоги находятся в постоянном поиске путей ее совершенствования и обновления.
Тематика организованной совместной деятельности детей и взрослых весьма разнообразна. При этом она может быть организована как в процессе образовательной деятельности, так и при проведении мероприятий вне воспитательно-образовательной деятельности. Зачастую родители принимают участием именно в таких мероприятиях. Педагоги привлекают родителей к совместной деятельности в рамках детско-родительских проектов.
Значимость совместной деятельности взрослых и детей, заключается в том, что современные дети имеют сниженный интерес к «живому» общению. Это обусловлено информационным прогрессом, который вытеснил из жизни детей общение в реальной жизни. Дети дошкольного и школьного возраста общению со взрослыми и сверстниками, предпочитают общение виртуальное. Это негативно сказывается на общем развитии детей, а особенно на их речевом развитии.
Кроме того, значимость совместной деятельности родителей и детей, состоит в том, что современные родители уделяют крайне мало внимания своим детям, перекладывая весь груз воспитания и обучения на образовательное учреждение. Именно поэтому так важно проектировать в рамках образовательных организаций совместные детско-взрослые проекты, с привлечением семьи к совместной творческой деятельности.
Задачи младшего дошкольного возраста
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте задачи таковы:
- стимулировать интерес к предлагаемой деятельности;
- вовлечь детей в процесс обучения;
- для формирования различных концепций;
- Привлеките детей к воспроизведению картинок, используя различные варианты;
- Поощряйте детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Улучшение психических процессов:
- Формирование эмоционального интереса;
- Ознакомление с предметами и действия с ними;
- развитие мышления и воображения;
- Развитие языка.
Формирование навыков и умений проектного исследования:
- осознание поставленной цели;
- Владение различными способами решения поставленных задач;
- Способность предвидеть результат на основе прошлого опыта;
- Ищите различные средства для достижения цели.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.
1) Физическое развитие:
- Стимулирование естественного процесса развития двигательных навыков и качеств;
- Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о собственном здоровье (например, ролевой проект «Азбука здоровья»);
- Социальное развитие: формирование способов общения (например, открытие «Моей семьи», индивидуальные семейные проекты «Семейное дерево»).
2) Когнитивное развитие:
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение возможностей ориентации в окружающем мире;
- осознанное использование органов чувств при решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы»).
3) Эстетическое развитие:
- Развитие эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролевые проекты «Любимые игрушки» и т.д.).
Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт различной совместной деятельности, могут координировать действия, помогать друг другу. Ребенок реже обращается с просьбами к взрослому и активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развивается самоконтроль и самооценка; они способны достаточно объективно оценивать свои собственные действия и действия своих сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель и способны выбирать средства, необходимые для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап — творческий, он характерен для детей в возрасте 6-7 лет. На этом этапе очень важно, чтобы взрослые развивали и поддерживали творческую активность детей, создавали условия для того, чтобы дети могли самостоятельно определить цель и содержание предстоящей деятельности, выбрать способ работы над проектом и уметь его организовать.
Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации учебного процесса, основанный на взаимодействии учителя и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Перевод дошкольного учреждения на проектный метод деятельности обычно осуществляется по следующим этапам:
- Занятия, включающие проблемные ситуации детского экспериментирования и т.д;
- интегрированные классы блоков-тем;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в этом направлении реализуется прежде всего через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями проектного метода.
Реализация вышеуказанной технологии предъявляет определенные требования к педагогу как к творческой личности и специальной подготовке для повышения педагогического профессионализма, так как педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по со-творению профессионального пространства, может научить ребенка проектировать.
Педагог выступает как организатор продуктивной деятельности детей, как источник информации, как консультант, как эксперт. Он является главным руководителем проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практической деятельности, координатором индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение метода проектов в практику начинается с организации работы с преподавательским составом. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, совместный просмотр уроков, имитационные игры, методические выставки, мастер-классы, беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимных посещений, презентации проектов. Образцовые проекты по работе с человеческими ресурсами представлены в Приложении 2.
Основной целью внедрения метода проектов в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется развивающими целями и задачами детской исследовательской деятельности.
Цель — определить цели обучения, сформировать условия для обучения и исследовательские навыки в соответствии с основными линиями развития. Метод проектов дает ребенку возможность:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменяющейся учебной ситуации в школе.
Метод проектов может быть использован в работе с детьми не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста и позволяют определить цели обучения и сформировать условия для формирования учебно-исследовательских навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта учитель определяет этапы выполнения, продумывает содержание деятельности и подбирает практический материал. В этом случае, планируя проектную деятельность, педагог должен помнить о трех этапах развития проектной деятельности у дошкольников, которые являются одной из педагогических технологий проектной деятельности, включающей совокупность исследовательских, поисковых, проблемно-ориентированных, творческих методов.
Первый этап — имитационно-исполнительский, реализация которого возможна у детей в возрасте 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или через его подражание, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще есть необходимость формировать и поддерживать положительное отношение к взрослому и подражать ему.