«В стране веселого детства» Литературная гостиная для детей и родителей


Культурная практика «Литературная гостиная»

Культурная практика

«Литературная гостиная»

старшая группа «Солнышко»

ст. воспитатель Литвинова Н.В.,

воспитатели: Козлова А.Ю., Шикина И.А.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело». В.Г. Белинский

Жизнь современного человека очень динамична, и прогресс, во многом облегчающий жизнь, порой лишает нас самого главного — необходимости думать, анализировать, размышлять, фантазировать и творить. Современным детям очень важно уже в раннем детстве научиться быть творцами и изобретателями, не пользоваться готовым решением, а искать новый неизведанный путь!

Для этого необходимы особые культурные практики

ребенка, обеспечивающие активную и продуктивную образовательную деятельность. Это – разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, способы самоопределения и самореализации, апробация новых способов и форм деятельности в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Культурные практики в ДОУ основаны на взаимодействии ребенка со взрослыми.

На протяжении дошкольного детства одной из задач образовательной деятельности является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами.

С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Литература расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

За последние десятилетия наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе)

рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

«В стране веселого детства» Литературная гостиная для детей и родителей

Проблема: Как на основе знакомства с творчеством сформировать устойчивый интерес к чтению, как источнику содержательного и занимательного проведения семейного досуга, расширить социальное партнерство детей и родителей на основе совместной творческой деятельности.

Проект: Литературно-образовательный, творческий, срок реализации – 2 месяца.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, семьи воспитанников, педагоги детского сада.

Задачи:

    Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством . Формировать устойчивый интерес к литературе, чтению стихов. Развивать творческие способности дошкольников в процессе совместной с родителями деятельности. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов , в драматизациях (эмоциональность, выразительность исполнения). Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев литературных произведений, используя различные изобразительные техники (пантомима, интонационная выразительность речи).

Предварительная работа с детьми:

    Чтение произведений , рассматривание иллюстраций. «Экскурсия» в мастерскую художников-иллюстраторов. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям.
    Рисование по произведениям автора «Мой любимый литературный герой Агнии Барто». Решение кроссвордов по произведениям автора. Изготовление пригласительных билетов. Изготовление мультимедиаигр для воспитанников по творчеству поэта. Разучивание стихов А. Барто. Просмотр кинофильма «Подкидыш». Разучивание песен на слова А. Барто «Любитель-рыболов» (муз. М. Старокодамского) и «Вежливый вальс» (муз. Д. Кабалевского).

Предварительная работа с родителями:

    Консультация для родителей «Путь в страну книг А. Барто. От слушателя к читателю».
    Практикум «Развитие у детей творческих способностей через различные изобразительные техники (пантомима, интонационная выразительность речи)».
    Мастер-класс «Разгадывание кроссворда с дошкольниками». Мастер-класс «Презентация как итог работы по проекту».

Оборудование:

Макет большой книги с названием «Страна веселого детства», детские рисунки с изображением героев стихов , портрет А. Барто, кроссворд, презентация о биографии, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедиаигры по произведениям , фонограммы песен «Любитель-рыболов» (сл А. Барто, муз. М. Старокодамского) и «Вежливый вальс» (муз. Д. Кабалевского), костюмы для инсценировок.

Литературная гостиная «В стране веселого детства».

Под фонограмму песни «Любитель-рыболов» (сл А. Барто, муз.

М. Старокодамского) дети и родители входят в зал и рассаживаются за столики. Зал украшен разноцветными шарами и игрушками, большой закрытой книгой, на страницах которой от глаз зрителей скрыты портрет , рисунки детей по стихам автора, страницы с изображением скрипичного ключа.

Ведущий:

— Ребята, уважаемые гости!

Приглашаю Вас в нашу «Литературную гостиную». Сегодняшняя наша встреча посвящена известнейшему детскому поэту. Что это за поэт? Попробуйте догадаться сами!

Стихи бывают разные:

Хорошие, простые,

Стихи бывают грустные,

Бывают и смешные.

Этот поэт один из самых известных и любимых детских поэтов, стихи которого знакомы не только вам, но и вашим мамам и папам, и даже бабушкам и дедушкам. Поэт все свое творчество посвятил детям, их воспитанию и проблемам.

— Догадались? Нет? Предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором спрятано имя поэта.

Разгадывание кроссворда (Приложение ).

Перед Вами книга – путешествие в Страну веселого детства. Откроешь ее – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Для всех тут найдется что-нибудь интересное, каждый найдет, чему улыбнуться.

Ведущий подходит к книге, открывает первую страницу и

показывает портрет А. Барто.

Ведущий:

— Ребята, посмотрите, перед нами портрет знаменитой детской поэтессы Агнии Барто, которая написала много стихов для детей. Если кто-то не знает стихов Агнии Барто, значит, он родился не в нашей стране. Едва научившись говорить, каждый российский ребенок знакомится с историей о бычке, который вот-вот упадет, о зайке, брошенном хозяйкой и о Тане, уронившей в речку мячик. Потом, став взрослым, с не меньшим интересом читает эти стихи сначала своим детям, а потом внукам. Тоненькой, едва заметной ниточкой проходят эти строки сквозь нашу жизнь, крепко связывая разные поколения и оставляя в душе светлый след памяти о детстве.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну стихов, написанных детской поэтессой – Агнией Львовной Барто.

Начнем же наше путешествие со знакомства с историей жизни Агнии Барто. Поможет нам в этом семья …

Идет показ презентации с рассказом (Приложение ).

Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: “ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!” Это — известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек — стихи Агнии Барто.

Агния Львововна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее — Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Училась Агния в гимназии. Стихи начала писать еще в начальных классах. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище, но большого таланта в этом занятии не обнаружила.

Свою первую книжку «Китайчонок Ван Ли» Агния Барто выпустила когда ей было девятнадцать лет. После выхода в свет книги для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Образы и сюжеты ее стихов оказались близки и понятны детей.

А. Барто часто можно было увидеть среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках.

писала не только о детях, у нее много книг о животных. Это книги «Кто как кричит», «Лягушата», «Ути — ути», «Медвежонок – невежа» и много других. Но все ее стихи очень интересны, ритмичны, легко запоминаются.

На стихи Агнии Барто было создано много мультфильмов. Вы, конечно, их помните! Это … . Многие стихи Агнии Барто стали песнями. Кто их может назвать?

А еще А. Барто писала сценарии для художественных фильмов. «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Десять тысяч мальчиков», «Слон и веревочка».

Но есть один фильм, который знают все: от мала до велика. В этом фильме рассказывают о девочке, которая потерялась. Помните, как он называется? Правильно, это фильм «Подкидыш» и мы его с вами смотрели.

Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент «Комсомольской правды» в 1942 г. побывала на западном фронте. Но и во время войны и после нее А. Барто продолжала писать о детях и для детей. Так появилась новая книга стихов «Звенигород» (1947 г.) — книга о воспитанниках детских домов, то есть детях, в военное время потерявших родителей, и о людях, которые заботятся о них.

Случилось так, что эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львовна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львовне стали приходить письма от разных людей: «Помогите найти моего сына, дочь, маму!» Чтобы помочь таким людям, А. Барто стала вести на радио передачу «Найти человека». За 9 лет удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. поэтом была написана книга «Найти человека», в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей.

бывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Она сделала очень много для того, чтобы дети разных стран дружили. Агния Барто оставила после себя полтора миллиона книг на 86 языках разных стран мира, замечательные стихи, которые знают и помнят очень много людей. За свою работу она была награждена высокими государственными наградами.

Агнию Львовну Барто знали и любили не только в нашей стране. Она была награждена несколькими международными премиями и медалями, присуждаемыми известным людям, которые доставляют детям радость и внесшим наиболее весомый вклад в дело защиты детства. Кроме того ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли.

В нашей стране есть музей Агнии Барто. Он появился благодаря тесному сотрудничеству Библиотеки № 99, носящей имя поэтессы, с ее дочерью – Татьяной Андреевной Щегляевой и находится в Москве.

Но самой главной памятью о прекрасном детском поэте являются ее книги, ее стихи. Эти книги читали ваши бабушки и дедушки. Эти книги читали ващи мамы и папы. Книги переиздовались в разное время: менялись обложки, иллюстрации, но неизменным оставалось одно — интерес детей к стихам автора.

Ведущий благодарит семью … и подходит к книге и открывает следующую страницу, на которой детские рисунки с изображением героев стихов А. Барто.

Ведущий:

— Посмотрите, кто это?

(Дети называют героев стихов Лида («Верёвочка»), Таня и Тамара («Мы с Тамарой…»), Андрюшка («Погремушка»), Вовка («Вовка-добрая душа»), Любочка («Любочка»), Таня («Помощница»)).

Ведущий:

Молодцы! Как много стихов вы знаете. А можете их прочитать их как настоящие артисты? Предлагаю провести конкурс чтецов. Оценивать выступления будут слушатели аплодисментами.

Ведущий:

А сейчас в конкурсе чтецов принимает участие семья… . Они приготовили для вас инсценировку стихотворения. Посмотрите внимательно и угадайте его название.

Инсценировка стихотворения «Игра в стадо».

Ведущий:

— Вы узнали героев произведения ? Как оно называется? А вот еще кто-то появился у нас в гостях!

Появляются две девочки (девочка-рёвушка и девочка чумазая)

Девочка-рёвушка:

— Мы приготовили для вас две загадки — пантомимы. Угадайте, героями каких стихов мы являемся?

Показ пантомимы. Ответы детей.

Ведущий:

— Спасибо семье …, подготовившей для нас эти интересные загадки-пантомимы.

Ведущий открывает следующую страницу.

— Ребята, посмотрите какой интересный знак. Что он обозначает на наших литературных гостиных? Правильно! Музыкальная пауза. Что же за музыкальная пауза ждёт нас сегодня?

Появляется ребёнок с удочкой и ведёрком, предлагает отгадать, героем какого стихотворения он является, и спеть вместе с ним песню «Любитель — рыболов».

Ведущий:

— Внимание! Внимание! Для знатоков творчества Агнии Барто объявляется литературная викторина! В жюри конкурса я предлагаю пригласить наших артистов. Команды делятся по цвету кружочка, который вы выбрали до начала литературной гостиной (получаются объединенные команды воспитанников и их родителей).

1. Аукцион. Необходимо определить сказку по кратко сформулированному содержанию (на интерактивной доске правильность ответа определяется появляющейся стрелкой). (Приложение )

2. «Подскажи словечко» Нужно закончить зачитываемый текст и назвать, из какого стихотворения данный отрывок (на интерактивной доске правильность ответа определяется появляющейся книгой). (Приложение )

3. «Литературный кроссворд».

Ведущий:

— Следующим этапом нашей литературной викторины будет литературный кроссворд. Его составила и представит вам сегодня семья…

Отгадывание кроссворда (Приложение ).

Ведущий:

— Молодцы, вы быстро справились с кроссвордом. Давайте поблагодарим аплодисментами его авторов.

Жюри подводит итоги литературной викторины.

Ведущий:

— Мне очень приятно отметить, что вы, уважаемые гости нашей литературной гостиной, прекрасно знаете стихи Агнии Львовны Барто, любознательны и сообразительны. А значит, вам не угрожает умственная праздность. А в награду за ваши знания и сообразительность семья … приготовила для вас музыкальный сюрприз.

Исполняется песня «Вежливый вальс»(сл. А. Барто, муз. Д. Кабалевского).

Ведущий:

— Вот и подошло к концу наше путешествие по книге « Страна веселого детства», где мы вновь смогли встретиться с творчеством замечательного автора детских книг Агнией Львовной Барто. А закончить наш праздник мне хочется словами не менее известного детского поэта Сергея Михалкова, который писал об Агнии Барто:

«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» — и он кивнет головой. Барто — это для него значит — понятные, веселые и интересные стихи. Это значит — он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить».

Получить текст

Литературная гостиная в средней группе «Мир сказок К. И. Чуковского» с участием родителей

Сазыкина Светлана Николаевна

Литературная гостиная в средней группе «Мир сказок К. И. Чуковского» с участием родителей

Литературная гостиная в МДОБУ «Кудровский ДСКВ № 1 средняя группа № 6 на тему:

«Мир сказок К. И. Чуковского»
участием родителей)
А. Н. Лoгутенкова

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»

,
«Социально-коммуникативное развитие»
Цели: Приобщить детей к культуре чтения детской художественной литературы. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К. И. Чуковского.

Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К. И. Чуковского.

Развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память.

Учить различать и передавать настроение, эмоциональные состояния персонажей.

Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу, выставка рисунков по произведениям К. И. Чуковского (родители и дети)

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]