Хозяйственно-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в различных возрастных группах
Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Задачи и содержание работы по группам:
1-я младшая группа:
1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
2-я младшаягруппа:
1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал
2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада
3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).
Средняя группа
1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Старшая группа
1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки
2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице
3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды
4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Подготовительная группа
1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
3. Учить самостоятельно убирать постель после сна.
4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.
5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в подготовительной к школе группе «Служба быта»
Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду в подготовительной к школе группе «Служба быта»
Цель:
Формирование у детей простейших трудовых умений, навыков, проявляющихся в повседневной деятельности.
Задачи:
Образовательная задача
:
Сформировать у детей положительное отношения к работе, ее результатам, желание трудиться.
Развивающая задача:
Способствовать развитию коммуникативных навыков через умение сотрудничать в малых группах.
Воспитательная задача:
Воспитывать у детей такие качества личности, как: самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге , ответственность за общее дело.
Оборудование:
1.
Карточки-заявки с изображением.
2.
3 тазика с водой, 5тряпочек, 2 губки, 2 кисточки,2пустых тазика,
2 подноса;
3.
Фартуки на всех детей , нарукавники 3 пары, мыло, мыльница,
2 скатерти
Методы и приемы
:
• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин.
• Практические — обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т.п.).
• Словесные – вопросы, беседы, использование художественного слова, указания.
Предварительная работа:
Разучивание пословиц и поговорок о труде, участие в игре «Служба быта», знакомство с профессиями.
Ход занятия:
1 этап. Мотивация трудовой деятельности
Ребята, вы знаете, что есть службы, которые приходят людям на помощь. Какие это службы? (Ответы).
Молодцы. А есть служба, которая оказывает услуги людям. Это служба быта. Как вы думаете, какие услуги оказывает эта служба? (Стирает, моет,…) Да, это служба убирается в квартирах, моет окна, стирает и чистит вещи. Что же делают работники службы быта? (Помогают людям).
— Ребята, а вы хотели поработать в службе быта и помогать людям? Хотели бы вы организовать свою службу быта в нашей группе? Как вы думаете, в нашем детском саду, в нашей группе, кому мы могли бы помочь? (Младшему воспитателю). Чем мы можем помочь Елене Викторовне?
— А вы знаете, как организуют свой труд работники службы быта? (Ответы).
2 этап. Организация трудовой деятельности.
Они выполняют заявки, поступающие от людей. Вот и в нашу службу быта тоже поступили заявки от Елены Викторовны. Чтобы выполнить эти заявки, нам надо разделиться на 3 команды. В каждой команде должен быть капитан. Давайте выберем капитанов, а они выберут себе помощников, кто хочет быть капитаном? (Дети выбирают капитанов.)
Прежде чем мы приступим к работе, давайте посмотрим и вспомним наши напоминалки:
1.Не ссориться;
2.Помогать друг другу;
3.Поработал — убери свое место.
(Дети рассказывают правила поведения во время труда по схемам).
-Ребята, не забывайте, что когда трудитесь, нужно быть вежливыми. И так, начинаем уборку. Не забудьте надеть на себя фартуки, чтобы не замочить одежду.
Капитаны тяните себе заявки на работу. Подойдите к своим командам и вместе обсудите, что вам необходимо для работы? (Идет обсуждение).
— Какая команда будет работать здесь, и отремонтирует наши книжки? Вначале нам нужно отмерить полоску нужной длины. Для этого вы полоску кладете перед собой, на полоску положите книгу корешком к себе.
Хорошо подравняйте корешок книги и край полоски
.
Делаем отметку карандашом, затем отрезаем по линии отметки. Эту полоску согните сначала пополам, хорошо прогладив сгиб, а потом снова выпрямите ее, нанесите клей на подкладку. Книжку кладите корешком на полоску так, чтобы страницы были обращены к вам
.
Книжку кладите до сгиба вашей полоски, затем вторую половину полоски загните и приклейте к ней. Пользуйтесь салфеткой. А теперь хорошо прижмите, чтобы клей из-под бумаги не просачивался. Вот книжка и подклеена.
— Кто будет мыть подоконники и поливать цветы? Мы польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать. Давайте наденем фартучки.
Мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. С ворсистых листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой. Растения с мелкими листочками, такие как: нефролепис и хлорофитум – мы будем опрыскивать. — Всё всем понятно? Тогда начинаем работу и выбираем себе цветы за которыми мы будем ухаживать.
— Какая команда будет заниматься стиркой подготовленного белья? Но сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке. Расстелем клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду, одеваем фартуки. Вот теперь всё готово.
Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда. В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, даёт указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашивает, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, (вещь намочить, намылить, потереть, смыть мыло, отжать), Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показываю, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём? Правильно расправляем, встряхиваем и развешиваем на верёвку.(Звучит запись веселой музыки).
— Сейчас, пожалуйста, наведите порядок на своих рабочих местах, вылейте воду. А теперь подойдите ко мне и давайте посмотрим, все ли заявки выполнены.
3.этап. Заключительный.
— Чья команда наводила порядок в игрушках? Капитан, пожалуйста, расскажите, как вы работали? Были ли какие-то трудности?
— Кто стирал бельё? Вы все успели сделать? Молодцы!
— А команда, моющая подоконники, выполнила своё задание? Хорошо
— У нас получилось, что каждый делал свое маленькое дело, но все вместе сделали одно большое дело. У нас в группе теперь чистота и красота. Давайте теперь позовем нашу Елену Викторовну, чтоб она приняла вашу работу. Елена Викторовна, вы довольны работой нашей службы быта? Все ли ваши заявки были выполнены? (Ответ младшего воспитателя)
и вручение медалей капитанам команд.
— Ребята, а вам самим понравилось помогать? Тогда давайте поддерживать чистоту в нашей группе.
Конспект проведения хозяйственно-бытового трудаплан-конспект занятия (подготовительная группа)
— Ребята, какой конструктор есть у нас в группе? (крупный, средний, мелкий). Чем они отличаются друг от друга?
— Ребята, а как мы будем мыть конструктор? Что мы будем делать сначала? Что будем делать потом?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает рассказать последовательность действий.
-Ребята. Давайте покажем и расскажем, как мы будем мыть наш конструктор.
Воспитатель предлагает проговорить и показать одному ребенку образец действия по мытью игрушек (1 ребенок — 1 деталь конструктора).
— Ребята, а какими инструментами мы будем трудиться?
Воспитатель обращает внимание детей на стол.
— Какие инструменты вы видите? (тряпочка, ёмкость с водой — тазик, моющее средство — мыло, лейка). Для чего они?
— Ребята, а все ли инструменты нам понадобятся для мытья игрушек?
— Что лишнее? Почему?
— Где мы можем использовать лейку?
— Правильно, лейку мы можем использовать в уходе за растениями, а в мытье игрушек она нам не пригодится, давайте уберем ее.
— А все остальные инструменты нам нужны? Мы их оставляем?
— Ребята, но, чтобы действовать с инструментами, мы должны вспомнить правила безопасности.
Тазик с водой- можно пролить воду, а что будет если мы прольем воду?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Мыло, мыльная тряпочка- что будет если мы будем кидаться ими?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
— Ребята, но все будет хорошо если мы будем соблюдать правила поведения и помогать друг другу.
— Ребята, но нам нужно помыть несколько видов конструктора, и чтобы это сделать быстрее, я предлагаю вам объединиться в команды. Посмотрите, к нашим конструкторам прикреплены разноцветные карточки и на столе у меня лежат разноцветные карточки, но перевернутые цветной стороной вниз. Я предлагаю вам по очереди выбрать карточку и подойти к тому конструктору, на котором обозначение такого же цвета, как и у вас.
Воспитатель наблюдает за объединение детей с помощью жеребьевки.
— Ребята, посмотрите внимательно у вас на карточках обозначен не только конструктор, но и инструмент, с которым вы будете работать, найдите и положите его рядом со своим рабочим местом.
— Ребята, мы рассмотрели, какие конструктора есть у нас в группе, вспомнили, как их мыть, выбрали инструменты, вспомнили технику безопасности, объединились в команды и распределили обязанности между собой, мы готовы трудиться, нам осталось только надеть фартуки.
Воспитатель организует элементарную трудовую деятельность детей по мытью игрушек (конструктора крупного, среднего, мелкого), наблюдает за ними, в случае необходимости показывает образец действия, оказывает направляющую и корректирующую помощь.
Воспитатель следит за тем, чтобы Антон, в процессе трудовой деятельности, был аккуратен.
— Ребята, вот мы и помыли наши конструкторы, но нам необходимо навести порядок на рабочих местах. Я предлагаю сделать это по командам. Необходимо вымыть и убрать на место инструменты, убрать конструктор и протереть столы.
Воспитатель наблюдает за детьми, оказывает помощь. Предлагает снять фартуки и повесить их на место.