Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Красна весна цветами»


Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Красна весна цветами»

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе

«Красна весна цветами»

Конспект НОД

по развитию речи в средней группе «Красна весна цветами»

Цель: Знакомство с весенними и летними цветами

Задачи:

1.Запомнить название цветов, особенности их строения.

2.Продолжать развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, активизацию предметного и глагольного словаря.

3. Воспитыывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

макет лесной полянки, картинки с цветами, модель «цветик-семицветик», большие пазлы с цветами.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстрации цветов и беседа по ним. Чтение сказок: А. Толстого «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» , дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Ход занятия:

В:

Дети, посмотрите, какой красивый весенний цветочек мне сейчас дала волшебница. Кому в руку упадет листик от цветочка, тот должен назвать любое слово о весне.

Д:

Солнце, тепло, трава, цветы, дождь, радуга, почки на деревьях, лужи.

В

: Молодцы. Ребята посмотрите, а на этом листочке, что-то написано. Да это же письмо от доброй волшебницы. И она нам предлагает поиграть в прятки, я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и тогда мы узнаем, что же от нас спрятала волшебница на лесной полянке.

Д:

Давайте.

В:

Слушайте внимательно:

Загадки

Белые горошки На зелёной ножке.

Д:

Ландыш

В:

Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

Д:

Василек

В:

Стоят в лугах сестрички — Золотой глазок, белые реснички.

Д:

Ромашки

В:

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.

Д:

Колокольчики

В:

Солнце жжёт мою макушку, Хочет сделать погремушку.

Д:

Мак

В:

Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение — И превращаюсь я в конфету.

Д:

Ирис

В:

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк.

Д:

Одуванчик

В:

Над лугом парашютики Качаются на прутике.

Д:

Одуванчик

В:

Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает, Солнце глянет — расцветает.

Д:

Подснежник

В:

Лик пахучий, А хвост колючий.

Д:

Роза

В:

Чашечки и блюдца Не тонут и не бьются.

ФИЗ. МИНУТКА: «
Наши алые цветки»
Наши алые цветки Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.) Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.) Головой качают, (Движения головой влево-вправо.) Тихо засыпают.

В:

Ребята, а какие цветы вам нравятся? Что нужно для их роста? Вы мне поможете рассказать об этом?

Игра «Расскажи о любимом цветке».

(дети выбирают любую картинку с цветком и рассказывают).

Д:

Это одуванчик, его можно встретить и в лесу и в городе на тротуаре. Он вырастает одним из первых. Головка у него желтая. Стебель круглый похож на трубочку. Одуванчик немного побудет желтый, а потом у него голова побелеет и т. драссказа с помощью воспитателя)

В:

Спасибо, ребята за интересные рассказы о цветах.

А сейчас мы с вами проведем соревнования

Игра «Собери картинку»

(дети делятся на две команды и собирают большие пазлы и закрепляют названия цветов)

В:

Ребята, сегодня вы были внимательными, порадовали своими ответами, помогли рассказать о цветах. Надеюсь, добрая волшебница все слышала и порадует нас этой весной и летом большим разнообразием цветов.

Получить текст

Конспект логопедического НОД для средней группы на тему «Первые весенние цветы»

Тема «Первые весенние цветы»

Занятие 3

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа имен существительных), навыков чтения и печатания, звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, интонационной выразительности.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.

Оборудование.

Контейнер с деталями плоскостного изображения подснежника, мяч, горшок с цветущей мать-и-мачехой, карточки с буквами А, У, О, И, Т.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Дети выбирают по одной детали подснежника из контейнера и проходят к коврографу.
Логопед. Назовите части цветка, которые вы взяли. 1-й ребенок. Стебель. 2-й ребенок. Цветок. 3-й ребенок. Листик. 4-й ребенок. Бутон. Логопед. Составьте изображение подснежника.
Дети выполняют задание.
2. Рассказывание стихотворения «Подснежник».
Логопед предлагает детям полюбоваться тем, какой красивый подснежник у них получился, и всем вместе рассказать стихотворение о нем.
Дети. Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется подснежник.
(Затем можно предложить детям по очереди рассказать стихотворение.)
Логопед. А вы помните, что подснежники в лесу собирать нельзя? Почему? Что произойдет, если люди будут собирать редкие цветы? Дети. Они могут исчезнуть. Логопед. Верно. Мы не будем собирать редкие цветы в лесу. Можно попробовать вырастить их у себя в саду. А можно сфотографировать или нарисовать их.

3. Игра «Один — много» (с мячом).

Логопед приглашает детей на ковер и берет мяч.

Логопед. А теперь игра с мячом «Один — много». Я буду называть часть цветка или цветок и бросать мяч одному из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать несколько таких частей цветка или цветков.
(Бросает мяч.)
Стебель. 1-й ребенок. Стебли. Логопед. Листик. 2-й ребенок. Листики. Логопед. Бутон. 3-й ребенок. Бутоны. Логопед. Цветок. 4-й ребенок. Цветки. Логопед. Лепесток. 1-й ребенок. Лепестки. Логопед. Подснежник. 2-й ребенок. Подснежники. Логопед. Крокус. 3-й ребенок. Крокусы. Логопед. Первоцвет. 4-й ребенок. Первоцветы. Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.

4. Игра «Что лишнее?»
Логопед приглашает детей за стол.
Логопед. А теперь игра «Что лишнее?» Я буду называть растения или то, что нужно делать с ними, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Крокус, капуста, подснежник, ветреница — что лишнее? Дети. Капуста. Логопед. Почему? Дети. Это овощ. Логопед. А все остальное? Дети. Это весенние цветы. Логопед. Правильно. Кактус, мать-и-мачеха, подснежник, крокус — что лишнее? Дети. Кактус. Логопед. Почему? Д е т и. Он растет дома в горшке. Логопед. А остальные растения? Дети. В лесу. Логопед. Верно. Рисовать, фотографировать, собирать, любоваться — какое слово лишнее? Дети. Собирать. Логопед. Почему? Дети. Весенние цветы собирать нельзя. Логопед. Верно. Молодцы.

5. Дыхательная гимнастика. Упражнение

Логопед берет горшок с цветущей мать-и-мачехой и предлагает детям вновь
выйти на ковер.
Логопед. А сейчас упражнение для дыхания. Вы должны понюхать цветы, медленно втянуть воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Посмотрите, как это сделаю я.
Далее упражнение под контролем логопеда выполняет каждый из детей.
6. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом достает карточки синдивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания.Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами иоценить работу друг друга.
7. Игра «Живые звуки».

Логопед раздает детям карточки с буквами.

Логопед. А сейчас игра «Живые буквы». Я раздала вам карточки с буквами. Назовите их. 1-й ребенок. А. 2-й ребенок. У. 3-й ребенок. О. 4-й ребенок. Т. Логопед. Правильно. А теперь я буду называть слоги. К доске должны выйти те буквы, которые составляют эти слоги. Ат, от, ут, та, то, ту.Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью его выполнения. Если
допускаются ошибки, логопед предлагает детям исправить их самостоятельно. Детямможно предложить самим решить, какие слоги следует составить.
8. Окончание занятия.
[
Оценка работы детей.]
Логопед собирает карточки с буквами, предлагает детям сесть па стульчики ирассказать о том, что они делали на занятии, какие игры им особенно понравились.

Цели

Лексическая работа: познакомить детей с употреблением слов в переносном значении.

Формирование грамматического строя речи: развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом.

Воспитание звуковой культуры речи: развивать умение детей выделять звуки в начале, середине и конце слова; умение выклады­вать звуковую схему слова.

Развитие связной речи: развивать умение детей составлять рас­сказ по картинке с использованием плана.

Развитие социальных навыков: развитие умения работать в ко­манде, договариваться и сотрудничать друг с другом.

Материалы для занятия

♦ Семейные фотографии детей, принесенные из дома, на кото­рых они вместе с родными изображены на фоне цветов, весен­него пейзажа.

♦ Карточки небольшого формата (7×7 см) с изображениями лу­говых, полевых, лесных и садовых цветов — по количеству де­тей.

♦ Картинки формата А5 или А4 с изображениями цветов.

♦ Круги красного, синего и зеленого цвета для составления зву­ковой схемы слова — для каждого ребенка, и один комплект большего размера — для работы на фланелеграфе или магнит­ной доске.

Ход занятия

Часть 1

Введение. Разбивка на команды с использованием игры «Найди свою группу»

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать одну из разложенных на столе лицевой стороной вниз карточек. На кар­точках изображены цветы и травянистые растения, причем подбор их должен быть примерно одинаковым: 5 лесных (ландыш, коло­кольчик, крапива, подснежник, хмель), 5—6 луговых (ромашка, одуванчик, зверобой, лютик, клевер, кипрей), 5 полевых (василек, пырей ползучий, полевой мак, подорожник, цикорий), 5 садовых (астра, гладиолус, тюльпан, роза, гвоздика). Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки и разбиться на четыре подгруппы. Принцип разбивки не оговаривается, детям предостав­ляется самостоятельность. После того как команды созданы, воспи­татель просит детей каждой из них объяснить, почему они объеди­нились.

Часть 2

Воспитание звуковой культуры речи. Выделение звуков в слове. Составление схемы слова

Воспитатель:

— У вас получились «цветочные» команды. Им сегодня предла­гаются разные задания.

Первое задание связано с названиями ваших цветов. Я поме­щаю картинки с этими цветами на нашу магнитную доску. Ваша задача — найти среди названий цветов и трав те, в названиях кото­рых есть звуки:

«с» — подснежник, астра, гладиолус; «сь» — василек;

«р» — крапива, ромашка, подорожник, зверобой, клевер, астра, роза;

«рь» — цикорий, пырей, кипрей;

«л» — колокольчик, ландыш, гладиолус;

«ль» — колокольчик, лютик, хмель, василек, тюльпан.

Помимо называния слова дети должны указать, где (в начале, середине или конце) находится указанный звук. Каждый правиль­ный ответ отмечается фишкой.

Воспитатель:

— Молодцы, с этим заданием справились прекрасно. А теперь вас ожидает работа по составлению звуковой схемы слова. Команда полевых цветов составляет схему слова «василёк» — каждый на сво­ём месте, а Миша — на доске; команда луговых цветов составляет схему слова «лютик» — каждый на своем рабочем месте, а Света — на доске; команда лесных цветов составит схему слова «ландыш», приглашаю к доске Диму; команда садовых цветов составляет схему слова «тюльпан» — Маша сделает это на доске.

При составлении схемы слова дети обозначают красными фиш­ками гласные звуки, синими — твердые согласные, зелеными — мягкие согласные.

Каждая схема разбирается и проверяется всеми детьми совме­стно. Правильно выполненные задания отмечаются фишками.

Часть 3 Словарная работа

Воспитатель:

— Молодцы, а теперь давайте вспомним, почему распускаются цветы весной, почему весной пробуждается вся природа? Правиль­но, потому что весной на землю попадает больше солнечных лучей. Мы еще говорим «теплое солнышко». Что означает это выражение? Что на улице стало теплее.

А про что еще можно сказать «теплый»? Теплый день, теплая шуба, теплый шарф и т.д. А еще говорят «теплые отношения». Что означает эта фраза? Послушайте стихотворение:

— Мне не хватает теплоты, — Сказала мама дочке.

Та удивилась:

— Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Как вы думаете, о какой теплоте говорила мама девочки? Пра­вильно, она имела в виду душевную теплоту. А девочка поняла ее? Нет, наверное, у дочери не было душевной теплоты в отношении к своей маме. Я уверена, что вы любите своих родителей, относитесь к ним с душевной теплотой.

Поэтому я попросила вас сегодня принести свои семейные фотографии, где вы вместе с родителями — папой или мамой — сфотографированы на фоне весеннего пейзажа, цветов. Сейчас я прошу вас рассказать о своих фотографиях.

Часть 4 Творческое рассказывание с использованием фотографий

Воспитатель просит детей составить рассказ, придерживаясь плана:

• Когда была сделана эта фотография?

• Где она была сделана? Опиши местность, изображенную на фотографии.

• Кто изображен на фотографии?

• Опиши внешность своих родителей и черты их характера.

• Вспомни, что произошло, когда была сделана фотография.

• Расскажи о том, что происходит за рамками этой фотогра­фии: кто вас фотографирует, кто еще был с вами в этом месте, как вы проводили время?

При составлении рассказов воспитатель побуждает детей при­менять образные выражения, сравнения, просит их вспомнить те ощущения, чувства, которые они испытывали в тот момент, когда была сделана фотография. Самые интересные рассказы отмечаются фишками. Если есть возможность — сделать аудиозапись рассказов детей или записать их от руки, а затем дать прослушать или прочи­тать родителям.

После выслушивания рассказов воспитатель просит детей под­вести итоги занятия, подсчитать заработанные фишки и оценить свою работу и работу своей команды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]