Поддержка детской инициативы в проектной деятельности


Поддержка детской инициативы в проектной деятельности

Анфиса Матвеева

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизвестного.

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Цель работы – выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Показателями развития инициативыи самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы в проектной деятельности.

Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я»

, научиться высказывать своё мнение, проявлять
инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Как развивать инициативность?

1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи)

.

4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, на мой взгляд, является проектная деятельность. Также Н. Е. Веракса в программе «От рождения до школы»

рекомендует активно использовать данную технологию в работе, так как использование метода
проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность предполагает интеграцию образовательных областей, что дает возможность многогранно и глубже рассматривать любую тему. Проект, реализуемый по принципам ФГОС, предполагает модель партнерства. Таким образом, педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.

Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Для разработки проектов, мы используем форму индивидуализации обучения и развития детей — детский совет. Детский совет — это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)

После нескольких таких детских советов выработался определенный алгоритм планирования и проведения детского совета. Таким образом, многие успешные проекты воплотились в жизнь. Например, исследовательские — «Волшебная соль»

,
«Что такое снег?»
,
«Что за чудо мыльные пузыри»
,
«Моя прабабушка-наша гордость»
, творческие – «Сказка
«Кукушка»
,
«Великая Отечественная война»
.

Давайте рассмотрим алгоритм планирования Детского совета на тему

«Народная якутская песня «Саадьаай оус»

.

Этапы планирования Роль педагога Вопросы, которые могут быть заданы

Инициирую общее обсуждение на детском совете, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Выступаю в роли модератора, помогая детям обсуждать, договариваться, делать выбор и принимать решения Какое у вас настроение?

Кто хочет сразу задать вопрос?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями?

Чем нам может помочь эта новость?

Что вас порадовало (удивило, огорчило?

Вовлекаю детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге – в выбор темы образовательного проекта. Поддерживаю детскую инициативу и креативность, демонстрирую партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Помогаю детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Знакомство с темой проекта. Прослушивание народных песен. Выбор песни.

— Слышали ли вы раньше народные песни?

— О чем эта песня?

-Давайте вместе решим, как можно обыграть эту песню.

-Как бы вы исполнили эту песню?

-Каково настроение песни?

Составляем план Опрашиваю желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания становятся основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми.

Все идеи детей вношу в общий план наравне с идеями взрослых. Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться?

Что вы хотите сделать?

Что вы предполагаете сделать сегодня?

Что вы хотите узнать, чему научиться?

С чего вы начнете?

Сколько нужно времени, чтобы выполнить весь план?

Реализуем задуманное Коротко рассказываю о том, что сама предлагаю им.

Планирую вместе с детьми свою деятельность как образец.

Помогаю детям планировать свою деятельность, помня, что у ребенка есть право свободно действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть (фиксирую выборы детей)

.

В течение дня спрашиваю о результатах, успехах и неудачах. Прослушивание песни. Учить песню, мелодию. Научиться петь самостоятельно. Хоровое исполнение. Предложения по исполнению. На этом этапе дети предложили ввести образ быка.

Проводим итоговый совет Подводим итоги и намечаем перспективы вместе с детьми. Поддерживаю стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Моя задача сделать так, чтобы каждый ребенок испытал чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми.

Кто хочет рассказать о проделанной работе?

Какие трудности вы встретили?

Что было самое интересное?

Что тебе удалось сделать сегодня?

Что легче всего было сделать?

Мы считаем, что детский совет – то место, время, форма, где самым естественным образом и формируются, и проявляются компетенции и ключевые компетентности.

Безусловно, инициативность и творчество наших детей зависит от активности и творчества наших родителей. Они с большой охотой поддерживают все наши проекты и начинания, шьют костюмы, готовят декорации, делают опыты со своими детьми.

Заключение: Для меня тема создания условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности».

Шошина Е. В воспитатель высшей квалификационной категории «МБДОУ ЦРР-дсад «Колокольчик» г. Абакан

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе семинара «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности».

Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь».

Ребенок неутомимый исследователь, он хочет все знать, все понять, во всем разобраться.

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Основные виды деятельности,

в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность

  • Общение
  • Игра
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Коммуникативная и другие.

В дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых, от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.

  • Что такое «Детская инициатива и самостоятельность?»
  • Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?
  • Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности? Сегодня мы с вами рассмотрим эти вопросы.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека; проявляется во всех видах деятельности.

Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Развитие самостоятельности предусматривает несколько ступеней

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых условиях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.).

Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены, и ребенок ими пользуется в любой ситуации.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль.

Как развивать инициативность?

  • Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка: (Это очень просто, я тебе помогу, ты творческий ребенок, у тебя все получится»).

Как поддерживать детскую инициативность?

  1. Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  3. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
  4. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.

Какие необходимо создать условия для поддержки детской инициативности?

  1. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  2. Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
  3. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
  4. Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, является проектная деятельность. Для наших педагогов дошкольного учреждения проектная деятельность является одним из способов реализации тематических недель в дошкольном учреждении.

Как способ организации деятельности с детьми и родителями,

Что мы подразумеваем под проектом. Отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу.

Метод проектов основан на свободной деятельности детей. Метод позволяет развитие коммуникативных качеств детей: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять и поддерживать инициативу.

Свободная деятельность детей осуществляется после того как они сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнера.

Для разработки проектов, можно использовать форму индивидуализации обучения и развития детей — детский совет. (Утренний сбор). Детский совет — это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия.

Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.

  • Как можно классифицировать проекты?

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям

  • исследовательский проект ( «По следам елочных игрушек», «Почему листья опадают осенью»)

В процессе исследовательских проектов можно использовать следующие методы и приёмы работы:

  • опыты
  • наблюдение
  • поисковый эксперимент
  • описательный.

Дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет.

  • практико-ориентированный ( «Украсим группу (участок) к празднику», «Книжкина больница» и др.); раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.
  • творческий ( «Подарок маме к празднику 8 Марта», «Новое окончание сказок»). Реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами.
  • игровой (сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке»).

Осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.

  • Информационные — В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.
  • Комплексные — по своему содержанию объединяют несколько типов сразу.

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.
Следующая >

Детский сад №32 «Ёлочка»

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Принимая во внимание, что деятельность, организованная ребенком самостоятельно или с помощью взрослого разноаспектна (трудовая, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская и т. д.), то ей будут соответствовать различные сферы инициативы. Существуют четыре основные сферы инициативы:

  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения)

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Позиция педагога — поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные действия детей.

В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
  • поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
  • проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
  • поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
  • получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.);
  • специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы;
  • создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы;
  • создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим;
  • создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений
  • показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий. Сферы инициативы. Способы поддержки детской инициативы. Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) — поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; — поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности — рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) -поддержка детской самостоятельности в разных видах изобразительной, проектной, конструктивной деятельности; — создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, коммуникативная функция речи);
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; — установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях познавательная инициатива — любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения) — создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; — создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

3-4 года Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы

  • Создать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
  • Рассказать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять сферу.
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
  • Поддерживать стремление научиться делать что-то радостное ощущение возрастающей умелости.
  • В ходе совместной деятельности терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4-5 лет Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы

  • Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети. А не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам. Обсуждая разные возможности и предложения.
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет Приоритетная сфера инициативы – вне ситуативно – личностное общение Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других и ту радость. Которую он доставил кому – то (маме, бабушке, папе, другу).
  • Создать условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
  • Создать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет Приоритетная сфера инициативы – научение Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п.
  • Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • Рекомендации педагогам для поддержки детской инициативы
  • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. «Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.

Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

Деятельность нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Речевая активностью и инициативность дошкольников — это свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в общении, активном овладении языком».

Для развитие речевой активности и инициативы дошкольников мы реализуем как исследовательскую, так и проектную деятельности.

Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Целью проектной деятельности – реализация проектного замысла. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Именно в исследовательской деятельности ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

При организации исследовательской работы по развитию речевой активности и инициативы дошкольников необходимо соблюдать определённые правила:

1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо;

2. Не сдерживать инициативу детей;

3. Не делать за них то, что они могут сделать;

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Позиция педагога — поддерживать и поощрять инициативу ребенка.

Для развития речевой активности и инициативы дошкольников работу в группе по исследовательской деятельности я провожу по следующим направлениям:

  1. Образовательная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей мною проводятся опыты и эксперименты. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

2. Совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Весной дети занимаются посадкой лука, семян цветов, наблюдают, как развиваются растения, приходят к выводу, что необходимо растениям для роста. Знакомство с водой происходит в процессе хозяйственно-бытового труда (мытьё рук, лица, игрушек).

3. Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

4. Совместная работа с родителями. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества, которое сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности ребенка. Организованная с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.

Связь экспериментирования с развитию речью прослеживается при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль, делать выводы, формулировать умозаключения облегчает проведение опыта и способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Также хочу обратить ваше внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
  2. творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения;
  3. структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников;
  4. информационно-практико — ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

I этап реализации моего инновационного проекта «Нам читают – мы играем»

II — III этапы: Чтение русских народных сказок. Д/игра «Кого не хватает?».

Д/игра «Сказки». Чтение К. И Чуковского «Федорино горе» — Д/игра «Собери картинку»

Таким образом, использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителе.

Основные источники:

1. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. // Ребенок в детском саду, 2003

2. Ковалева, М. Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников Текст. : автореф. дис. . канд. Психол. наук : 19.00.07 / М. Н. Ковалева; Психол. ин-т Рос. акад. образования. М., 2005

3. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский , 2000.]

4. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи- https://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim.html

5. Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И.Левшина, Е.Г.Карпова, О.В.Понамарева // Управление ДОУ- М:2013, № 6, с77 -89.

6. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.

7. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 6 – 17.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]