Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка


Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста

характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте

происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте

дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Г. Белинский — критик и теоретик детской литературы писал:

« Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются … и дети — так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок.

Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».

А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма, а также развития речи.

Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор — означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Задача педагога при изучении фольклора — прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность. При обучении необходимо опираться на такие принципы работы:

тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе материала.

интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.

активное включение детей в повседневную деятельность.

максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения — заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное — использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например — имитируя действия, о которых идет речь.

При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. А затем можно вызвать ребенка с хорошей артикуляцией и четкостью произношения. Можно повторить по одному, по группам и вместе.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок — умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах , уже знакомых им, много новых для них признаков, о том , как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания , доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

В младшей группеознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группепродолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группедетей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Детская книга как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Доклад

Детская книга как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Исполнитель:
Гречко Ольга Сергеевна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №44

«Соловушка» г. Междуреченска

А.В. Запорожец считал проблему познавательного развития дошкольников — одной из самых актуальных в дошкольной педагогике. Начало третьего тысячелетие ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди начинают цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию детей. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Проблема познавательного развития рассматривается во многих исследованиях педагогов и психологов, направленных на изучение различных аспектов обучения детей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко, B.C. Ильин, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г.А. Щукина).

Огромным потенциалом в процессе познавательного развития ребенка-дошкольника обладает детская книга. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Детская книга имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера: открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка, сопровождая человека с первых лет его жизни.

Однако в наши дни возникают серьезные проблемы. У детей пропадает интерес к чтению, и это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. В семье чтение зачастую подменяется просмотром телепередач или компьютерными играми, что неблаготворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Все это доказывает особую значимость рассмотрения детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование детской книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективность использования детской книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлена:

  • доступностью дошкольников к книге, через создание специально организованной предметно-развивающей среды, направленной на литературно-познавательное развитие;
  • интересом дошкольников к книге, через создание проблемной ситуации на основе ознакомления с литературными произведениями;
  • наличием красочных иллюстраций в используемых книгах.

Цель исследования: выявить педагогические условия использования детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте детей; уточнить критерии и показатели познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте.
  2. Выявить особенности использования книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Экспериментально исследовать познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской книги.
  4. Разработать методические рекомендации по использованию книги в познавательном развитии в старшем дошкольном возрасте.

Методы и методики исследования:

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
  • методики для выявления уровня познавательного развития: методики: «Шифровка» (Д. Векслера), педагогическое наблюдение, «Столкновения мотивов» Н.Н. Гуткиной, «Оценка вопросительных проявлений у детей старшего дошкольного возраста» (автор Т.А. Серебрякова);
  • опрос педагогов;
  • методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных (методы описательной статистики).

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБ ДОО «Детский сад № 54 «Веснушки»» города Междуреченска.

Экспериментальная выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы исследования детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

На основании проведенного анализа, познавательное развитие в данной работе мы понимали как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность дошкольника в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Среди компонентов, непосредственно характеризующих процесс познавательного развития дошкольников старшего возраста, выделяют следующие компоненты и показатели: эмоционально-волевой компонент включает в себя эмоциональное отношение к познавательной деятельности, произвольность эмоциональных проявлений, устойчивость внимания, умения переходить от одного задания к другому, упорство и настойчивость в достижении результата концентрация внимания на изучаемом предмете, теме, положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности; эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты). Когнитивный компонент включает в себя такие показатели, как наглядно-образное мышление, механическая память, зрительно-пространственное восприятие. Мотивационно-потребностный включает: любознательность, познавательный интерес, познавательная потребность, доминирование познавательного мотива предпочтительные виды деятельности обоснование выбора. Деятельностный компонент — вопросительно-исследовательская активность; умения и навыки.

В старшем дошкольном возрасте у детей появляется познавательный интерес к книге, к слову, осмысление его. Старшие дошкольники становятся способны воспроизвести события, не имеющие опоры личного опыта. Для них становятся интересными не только поступки героев, но и мотивы, вызвавшие эти поступки, переживания и чувства героев. Осмысление детьми конфликта произведения, оценка всех поступков и характеристик героев формирует эмоциональное отношение к героям литературного произведения. В этом возрасте дети приобретают способность воспринимать литературное произведение в общности содержания и формы. Понимание героя произведения усложняется, оно основывается на основе поступков героя и происходящих событий. Книга, прочитанная дошкольнику, не только развлекает, но и способствует формированию познавательного развития, интереса к чтению.

Во второй главе были представлены результаты эмпирического исследования детской книги как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика уровня познавательного развития по выявленным критериям и показателям обнаружила, что высокий уровень познавательного развития имеют 10% испытуемых, 70 % показали средний результат, низкий уровень сформированности познавательного развития имеют 20% испытуемых. Т.е. у большинства детей в основном доминирует познавательные мотив, однако дети могут отвлекаться и на игру. У них обладает среднем уровнем устойчивости внимания. Эти дети задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Эти дети задают 3-4 вопроса, их вопросы направлены на установление качественных характеристик предметов или достижение результата деятельности. У детей средняя познавательная активность и самостоятельность при разрешении вопроса (дети ярко эмоционально реагировали на обсуждение взрослыми вопроса, яркие мимические реакции, однословные реплики «да», «нет»). Эмоциональная реакция на познавательное взаимодействие сопровождается у них спокойным слушанием ответа взрослого, но ярких эмоций не наблюдается. Дети задают вопрос, но настойчивости в получении ответа не проявляют.

Также нами был сделан анализ программ. Было отмечено, что во всех современных программах дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки» и т. д.) раскрываются вопросы литературного развития детей. Имеется примерный перечень художественных произведений с точным указанием адресата. Анализ программ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показал, что каждая программа основана на определённом взгляде на создании условий, которые способствуют становлению дошкольника, как полноценного читателя. В программах отмечается постепенная, целенаправленная и систематическая работа, которая включает в себя разнообразие видов деятельности, учитываются особенности восприятия детьми художественной литературы на каждом возрастном этапе, а так же интерес детей к различным жанрам. Однако использование книги как средства познавательного развития в программах не учитывается.

Опрос педагогов показал, что воспитатели в детском саде № 54 «Веснушки» в соответствии с возрастом воспитанников используют разнообразные формы и виды организации познавательной деятельности детей. Воспитатели осознают важность познавательного развития. Для познавательного развития педагоги используют такие приемы и средств, как эвристическая беседа, исследовательский характер заданий, наблюдение, проблемные вопросы; книга как средство познавательного развития используется только на занятиях по развитию речи.

В старшей группе созданы условия для ознакомления с детской литературой. Но для формирования познавательного интереса в процессе чтения условий не создано. Специально организованной педагогической деятельности, направленной на формирование познавательного интереса старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы, формирования интереса к книге, нами не выявлено.

Все вышесказанное обусловило необходимость создания методических рекомендаций по использованию книги в познавательном развитии в старшем дошкольном возрасте.

В старшей группе детского сада должен быть оформлен уголок книги, где представлена разнообразная по жанру литература, соответствующая старшему дошкольному возрасту детей, тематические альбомы для рассматривания, рисунки детей, обязательно должна быть предусмотрена «Полочка умных книг», «Читаем сами». Наполняемость уголка систематически необходимо менять.

Познавательному развитию способствует вовлечение ребенка в проблемную ситуацию. В связи с этим в работе были представлены примеры проблемных ситуаций при ознакомлении с детской литературой. Наличие проблемной ситуации в детских книгах вызывает у ребенка стремление что-то понять, он начинает мыслить. Основные фазы мыслительного процесса в этом случае состоят в следующем: осознание проблемной ситуации, ее решение, суждение по данному вопросу, практические выводы.

С целью формирования у детей осмысленного восприятия прочитанного перед чтением книг можно предложить детям оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей.

Таким образом, детская книга должна стать необходимым средством развития познавательной активности старших дошкольников и использоваться как можно шире в практике работы детских садов. Эффективность использования детской книги в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлена: доступностью дошкольников к книге, через создание специально организованной предметно-развивающей среды, направленной на литературно-познавательное развитие; интересом дошкольников к книге, через создание проблемной ситуации на основе ознакомления с литературными произведениями; наличием красочных иллюстраций в используемых книгах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]