Предметно — развивающая среда в группах раннего возраста — презентация


Предметно — развивающая среда в группах раннего возраста — презентация

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно- пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Таким образом, предметно — пространственная среда составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

Задачи развивающей среды Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие; Интеллектуальное развитие; Создание условий для развития личности; Создание условий для развития личности; Приобщении детей к общечеловеческим ценностям; Приобщении детей к общечеловеческим ценностям; Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса. Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Компоненты развивающей среды Социальный компонент Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями. Пространственно- предметный компонент Интегральная среда для всестороннего развития ребенка Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребёнка

Основные принципы построения развивающей среды 1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии — ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенко 2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды 3. Принцип стабильности – динамичности — ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования — реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. 6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами 7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру. 8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».

Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются: смена ведущих мотивов деятельности; развитие эмоционально-делового и предметного общения; развитие и активизация общих движений; развитие предметных действий и предметной деятельности; развитие наглядно-действенного мышления; интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи; овладение различными навыками в процессе подражания; становление представлений о себе; формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности; активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений; закрепление навыков самообслуживания; развитие внутренней речи.


4 основных вида деятельности ребенка: игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.

Развивающая среда групп раннего возраста в д/с 5. Ясли. Дидактический стол в группах раннего возраста незаменим. В одном месте сконцентрированы разного рода игрушки и материалы, разные по направленности развития действий ребёнка.

Многофункциональное пособие — самолёт Используется как игровое оборудование для сюжетно — отобразительной игры, а также как оригинальная и удобная полочка для размещения пособий.

Уголок конструктивной деятельности Многообразие конструкторов и их удобное размещение делает эту зону для детей очень привлекательной.

Рациональное размещение игрушек позволяет ребёнку беспрепятственно выбирать те из них, которые интересны малышу в данный период времени. Очень важно учитывать разнообразие игрушек, их фактуру, размеры, назначение.

Играем с куклами. В этой игровой зоне ребёнок постигает азы взрослой жизни. Чем больше материала для обыгрывания – тем больше смоделированных самостоятельных жизненных ситуаций. Как интересно ребёнку выполнять роль взрослого. Это вселяет в него уверенность, учит «взрослой» жизни

Дети раннего возраста любят все игрушки, которые гремят, звенят, шумят. Взрослым это порой представляет неудобство, но тем не менее, все эти шумные игрушки развивают малыша. Поэтому необходимо в группе раннего возраста найти место для расположения детских музыкальных инструментов. Не лишним будет создание мини – костюмерной, или уголка ряжения. Это придаст не только своеобразие воспитательному процессу, но и позволит маленькому ребёнку самостоятельно решать некоторые вопросы.

Художественно – речевая зона Книжный уголок соседствует с уголком «шумовых» игрушек. Наполнение книжного уголка разнообразят внесение разного рода театров. Отлично, когда в группе имеется и используется музыкальный центр. Творческая деятельность берёт начало в раннем возрасте. Музыка, литература способствуют развитию творческих способностей.

Уголок двигательной активности Мобили, машины не только помогают организовать сюжетно -отобразительную игру, но и служат в раннем возрасте дополнительным средством в стимулировании движений. Использование массажных ковриков и нестандартного спортивного оборудования формирует интерес к занятиям физкультурой.

Первая младшая группа В этой группе на большой и вместительной полке компактно собраны многие мини – зоны. Некоторые из них требуют непосредственн ого обращения детей к педагогу.

Музыкальные инструменты, театральные фигурки, изобразительные средства – формируют творческую деятельность ребёнка 3-го года жизни.

Уголок сенсорного развития Пособия на любой вкус – пирамидки, вкладыши, втулочки, кнопочницы, шнуровки. Всё это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта.

Уголок двигательной активности Спортивное оборудование должно быть расположено в зоне досягаемости ребёнка. Очень удачно в данном случае подобраны яркие, лёгкие корзины, где лежат мячи, кольцебросы, кегли. Многофункциональные коврики, сделанные руками педагогов незаменимы в массировании стоп ног.

Художественно – речевая зона Уголок релаксации, где можно спокойно посидеть и полистать интересную книжку, которую любезно по просьбе малыша подаст педагог.

Рядом с книжным уголком находится зона познавательной деятельности – уголок настольно – печатных игр. За столом, накрытым красивой скатертью, в удобных креслах приятно посидеть и решить задания, которые предлагаются настольными играми. Книги, которые в своём содержании имеют задания на развитие психических процессов, также как и игры способствуют развитию познавательной сферы ребёнка.

« Кукольная комната » Гостинная. Кухня.

В кукольном уголке размещено пособие для игры «парикмахерская». В данном случае оно представлено как в этом качестве, так и в качестве уголка ряжения. Многофункциональность этого пособия позволяет использовать его по разным направлениям.

Развивающая среда групп раннего возраста в ш/с 1. (совхоз) Цветовая гамма, яркость красок, украшение стен также являются частью развивающей среды ребёнка, так как действуют на всестороннее развитие малыша, посредством сенсорного воспитания, формирования эстетического вкуса.

Использование в оформлении группы текстильных материалов не только выполняет функцию разделения игровых зон, но и создаёт уют в помещении, создавая домашнюю обстановку.

Уголок двигательной активности Насыщение уголка игрушками — двигателями, разноцветной горкой, каталками, нестандартным оборудованием стимулирует двигательную активность ребёнка, грамотное руководство со стороны педагога позволит целенаправленно и эффективно действовать на все группы мышц.

Уголок «сенсорики» Дидактические пособия, находящиеся в данной игровой зоне соответствуют возрастным особенностям детей. Разнообразие их стимулирует познание ребёнка, формирует понятие о сенсорных эталонах. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, так как сенсорное развитие – фундамент умственного развития.

Многофункциональность пособий Что это? Ответов много. В этом и есть большой плюс. Данный уголок позволяет разнообразить сюжетно – ролевую игру малыша.

Многоплановый уголок В этом уголке объеденены разные виды деятельности – от познавательно – экспериментальной до художественно – творческой. Такое соседство не мешает в выборе малышом занятия по интересам.

Игровой уголок

Игровой уголок состоит из нескольких частей: кухня, столовая, комната, спальная комната. Дополнением служат коляски, манеж и другие игрушки.

Развивающая среда группы раннего возраста в ш/с 1. Ясли. Рациональное размещение игр и пособий позволяет педагогу разнообразить действия детей с предметами

Пирамидки, шнуровки, разнообразные конструкторы помогают решать задачи как сенсорного воспитания малышей, так и развития мелкой моторики.

Кукольный уголок, оформленный в едином стиле, воспитывает эстетические чувства, а также содержит в себе весь комплекс детской игровой мебели.

Театрализованная зона для игр в группах раннего возраста стимулирует развитие речи ребёнка, благоприятно действует на формирование эмоциональной сферы.

Разнообразие пособий для физического воспитания детей.

Мягкие подушечки разной формы и расцветки распологают мылыша к отдыху, создают уютную атмосферу. Домик для уединения с окошечками и дверьми, как настоящий. Вот где раздолье для развития отобразительной игры.

Большой выбор игрушек благоприятно отражается на психическом развитии малышей. Книжный уголок, расположенный на уровне роста ребёнка позволяет беспрепятственно осуществлять выбор понравившейся книжки.

Теоретической основой для организации предметно- развивающей пространственной среды для детей раннего возраста послужили исследования Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, Н. М. Аксариной, а также нормативные документы СанПиНа. Умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками

Данная презентация – опыт работы педагогов групп раннего возраста: Дворниковой В.Л. Гневышевой В.А. Беловол А.С. Макаровой Н.В. Крыжопольской Н.Н. Углановой П.Ю. Пособие рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений. Данная презентация – опыт работы педагогов групп раннего возраста: Дворниковой В.Л. Гневышевой В.А. Беловол А.С. Макаровой Н.В. Крыжопольской Н.Н. Углановой П.Ю. Пособие рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений. Составитель: Дворникова В.Л. – руководитель МО

Предметно-пространственной среда во второй группе раннего возраста 2019-2020 гг

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо–Енисейского детского сада № 4 «Жарки»

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

во второй группе раннего возраста 2019-2020 гг

Воспитатель: Сагдатдинова Р.И.

Актуальность

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

«Предметная развивающая среда»

— это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволила каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

В соответствии с рассмотренными принципами во второй группе раннего возраста «Незабудки» была создана следующая предметно-развивающая среда:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй-ка»;
  • уголок «Уединения».

Познавательное развитие:

  • центр развивающих игр «Знайка»;
  • ;
  • центр настольно-печатных игр «Почемучка»;
  • .

Речевое развитие:

  • центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки»;
  • уголок «Ряжения».

Художественно-эстетическое развитие:

  • .

Физическое развитие:

  • . Социально-коммуникативное развитие

    :

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй-ка»;

При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры.

Уголок уединения

— это средство, призванное облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Уголок уединения – это то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом.

Познавательное развитие:

  • центр развивающих игр «Знайка»;
  • ;
  • центр настольно-печатных игр «Почемучка»;
  • .

Центр развивающих игр «Знайка».

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

.

«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

Центр настольно-печатных игр «Почемучка».

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

Цель: Развитие мелкой и крупной моторики у детей младшей группы. Сенсорное развитие — это прежде всего, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Речевое развитие:

  • центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки»;
  • уголок «Ряжения».

Центр театрализованной деятельности.

Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе его цель: Развитие творческих способностей у детей; Развитие воображения, умения импровизировать; Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной.

Уголок «Ряжения».

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.

Оборудование:

Передвижная полка шкаф для хранения костюмов, выставочный стенд, ширма, модули, маски, костюмы, ленты, накидки, шляпы, платки, сумки, атрибуты к сказкам.

Центр книги.

Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой.

Оборудование:

библиотека художественной литературы, иллюстрации к произведениям, сюжетные и предметные картинки, портреты детских писателей, дидактические игры

Художественно-эстетическое развитие:

.

Основная цель этого центра – это развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Физическое развитие.

Одно из основных потребностей раннего возраста является потребность в движениях. Для этого в спортивном уголке подобрано физкультурное оборудование, которое побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность разнообразить движения. В уголке имеются различные материалы: мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки служат для ходьбы, перешагивания, прыжков. Так же используются разнообразные яркие игрушки, предметы, которые являются стимулом к выполнению разнообразных движений. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям.

Заключение:

Таким образом, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста, прежде всего, выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт, т.е. обеспечивает всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Заведующий

МБДОУ № 4 «Жарки» _______________________ Г.И.Лопатьева

2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]