Понятие и особенности диалогической речи
Основные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продуктивной. В беседе рождаюсь новые идеи, строятся планы, согласовываются действия.
Для малолетних собеседников их диалоги не менее важны, чем коммуникации взрослых людей. Детские разговоры, особенно в младшем дошкольном возрасте, не имеют информативной и речевой содержательности. Главное, что они помогают установить контакт.
Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их общении уже прослеживаются основные особенности диалогической речи.
- Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить. Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора. Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
- Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
- Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
- Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
- Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.
Требования к речи воспитателей детского сада
К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:
- Правильность. Следование нормам языка.
- Точность. Употребление слов в правильном значении.
- Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
- Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
- Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
- Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
- Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.
Педсовет, посвященный обучению диалогу в ДОУ
Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.
Почему важна чистота речи воспитателя ДОУ
В книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» автор М. М. Алексеева подчеркивает, что ребенок учится разговорной речи через подражание взрослым. Он перенимает не только грамматику, но и отдельные слова, ошибки. Если в речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения присутствует слова-паразиты, нарушения грамматических или фонетических норм, это негативно отразится на речевом развитии воспитанников ДОУ.
В чем состоит чистота речи у воспитателя ДОУ? В отсутствии жаргонных и диалектных выражений, а также слов-паразитов (вот, ну, короче, значит, в общем-то).
Обратите внимание! Проверить себя на соответствие этим требованиям воспитатели могут при помощи специально разработанных методических пособий. Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования
От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты
Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования. От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты.
Страницы методического пособия Гербовой В. В.
Речевому развитию в ДОУ нужно уделять максимум внимания. От правильности обучающего процесса зависит общий умственный рост дошкольника. По рекомендациям психологов, осваивать базовые навыки беседы нужно и дома, с родителями или няней. Не стоит надеяться, что ребенок дошкольник усвоит навыки коммуникации без помощи взрослых.
Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников
Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет подросшим детям говорить связно.
Кроме того, общение обеспечивает познание родной речи, расширение словарного запаса и понимание значения слов, обучение минимальным правилам этикета, необходимых при беседе.
Ситуативные диалоги младших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, развитие речи у детей 3-4 лет находится на том этапе, что их диалогическая речь ограничивается краткими репликами в рамках ситуации.
В песочнице, в детском саду они могут «обсуждать» вылепленный куличик или игрушку. Начало разговора обычно отличается непроизвольностью и спровоцировано ситуацией: понравилось или не понравилось «изделие песочного зодчества», желание поиграть вместе с куклой, объединить усилия в катании машинки.
В младшем дошкольном возрасте обычно нет места стеснению и замкнутости, за исключением отдельных случаев, поэтому друг с другом малыши говорят охотно, начинают разговор без боязни, хотя краткость и простота предложений не дает особенной информативности беседе.
Взрослые же для них находятся вне пределов комфортной зоны, если это не ближайшие родственники. Пришедшей в гости маминой подруге будет сложно разговорить малыша: чаще всего он ограничится несколькими ответами и побежит играть или заниматься своими делами.
Необходимо обладать значительным педагогическим опытом и навыками, чтобы побудить малыша на более продолжительный диалог с малознакомым взрослым.
Речевая диалоговая активность 5-летних детей
5 лет – период активного развития воображения, и, соответственно, начала придумывания игр, имеющих сюжет и задействующих нескольких участников. Вовлеченность в игру часто сопровождается «гвалтом»: дети обсуждают, как играть, что делать дальше, распределяют роли. В этот же период развивается внутренняя речь, то есть умение «думать словами» перед тем, как произнести их вслух.
Тихие одиночные игры обычно не требуют беседы, поэтому пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Однако в этом возрасте договориться пятилеткам еще сложно: они отлично умеют формировать собственные высказывания, но только обучаются навыку слушать собеседника. Взрослым в этом случае иногда стоит поспособствовать структурированию беседы, чтобы помочь им прийти к решению и продолжить начатую игру.
Содержательность диалогов старших дошкольников
Перед поступлением в школу ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях и благодаря развитию связной речи.
Также появившийся навык задавания вопросов помогает старшему дошкольнику инициировать беседу, спросив сверстника о чем-то. Кроме того, старший дошкольник уже умеет найти слова, чтобы заинтересовать друга и побудить начать играть вместе.
Основные диалогические навыки старшего дошкольника:
- слушает собеседника, демонстрируя интерес;
- при высокой степени заинтересованности дослушивает фразы до конца;
- рассуждает и использует аргументы для подтверждения точки зрения;
- дает краткие или развернутые ответы в зависимости от ситуации;
- правильно формулирует и задает вопросы.
Однако в процессе игры данные навыки могут забываться под влиянием воодушевления и вовлеченности. Последовательность реплик может утрачиваться. Ребенок способен перескакивать с темы на тему, перебивать собеседника, стремясь быстрее высказать собственную мысль или идею.
При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:
- универсальное средство общения, не требующее ситуативности;
- высокий уровень выразительности интонаций;
- употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования;
- мысли формулируются связно и последовательно;
- диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.
Принципы организации диалогового взаимодействия
Организация диалога на учебном занятии имеет свою специфику. Прежде всего, необходимо учитывать два ведущих принципа построения диалога:
- Исключение воздействия на учащегося. Нельзя оказывать педагогическое давление на учащихся. Нельзя только обучать. Нужно развиваться и самому педагогу в процессе общения с учениками. Поэтому необходимо строить с ними взаимодействие.
- Акцент на самостоятельной работе. Педагог не должен сам формулировать проблему или задавать вопросы. Ему необходимо только направить учащихся, чтобы они работали самостоятельно: выдвигали проблему и искали пути ее решения.
Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию.
Условия развития связной диалогической речи дошкольников
Исходя из реалий, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его коммуникативных способностей, так и от регулярности общения.
Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. К сожалению, общество сверстников не всегда расположено учитывать особенности замкнутых или флегматичных детей.
Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. А именно такие дети нуждаются в развитии диалоговой речи.
В подобных случаях выручает возможность развивать речевые навыки не только в свободном общении, но и организуя тренировки.
Беседа как средство формирования навыков диалога
Обучающие беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных обстоятельств:
- Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки, питомцы в живом уголке.
- Найти подходящее время. Беседа будет малоэффективной, если малыш стремится играть или рисовать.
- Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия. Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
- Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
- Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.
Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.
Еще один метод формирования диалогической речи: речевые ситуации, в которых участвуют сверстники. Воспитатель предлагает историю, задает роли и от имени персонажей дети должны обсудить произошедшее.
В результате подобных занятий дети обретают умения и формируют навыки:
- способность проявлять инициативу;
- умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
- навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
- проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
- умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.
Значение диалога в общении
С греческого языка слово «диалог» переводится как «беседа». То есть это такая форма общения, которая предусматривает обмен репликами. Они имеют определенный языковый состав, который формируется на фоне восприятия чужой речи.
Некоторые ученые считают, что диалог – это не просто форма речи, а один из типов поведения человека. Чтобы с ее помощью общаться и взаимодействовать с людьми, ребенку следует овладеть целым набором речевых и социальных навыков, которые он осваивает постепенно.
В ходе диалога люди обычно обмениваются мнениями и мыслями, каждая последующая реплика зависит от предыдущих высказываний собеседников. Следует отметить, что этот процесс происходит без предварительного обдумывания и формирования осознанного высказывания.
Обычно все диалоги кратки.
Развитие диалогической речи в сюжетно ролевой игре
В развитии навыка диалогической речи велико влияние сюжетно ролевой игры. Данная игровая форма предполагает распределение ролей и создание сюжета, а также соблюдение правил.
Многие игры предполагают диалоговое общение как основное условие. Дошкольники многократно прокручивают сюжеты «продавец – покупатель», «прием у доктора», «дочки – матери». Диалоги в играх помогают детям незаметно развивать необходимое умение и совершенствовать его.
Хорошо развитая языковая функция — основа продуктивных взаимоотношений людей в любом возрасте. Малыши еще только учатся коммуникации, но старшие дошкольники уже должны владеть навыками вести структурированную и информативную беседу, так как в самое ближайшее время их усилия сместятся на школьное обучение, а диалогическая речь будет использоваться как развитое средство любого взаимодействия.
Преимущества технологии диалогового обучения
Использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся. Кроме того, она имеет ряд достоинств:
- Обеспечивает целенаправленность учебного процесса;
- Развивает у учащихся познавательную активность;
- Способствует развитию мыслительной деятельности у участников диалога;
- Активизирует творческую сторону развития;
- Способствует самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности;
- Развивает у учащихся навыки коммуникативного общения;
- Формирует умения строить беседу, вести диалог;
- Развивает навыки вопросно-ответной формы общения;
- Развивает важные личностные качества: терпимость, умение слушать, уважение к другой личности, адекватного восприятия чужой точки зрения.