Цели:
- Уточнить артикуляцию звука «О».
- Учить правильно произносить звук «О».
- Учить интонировать звук «О».
- Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.
- Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.
Оборудование: кукла Оля, кольцо, обруч, картинка с изображением девочки — произносящей звук «О», магнитофон с записью мелодии для пения звука «О».
Ход занятия
В группу заходят дети и садятся полукругом.
1. Игра «Кукла Оля в гости к нам пришла».
— К нам пришла кукла Оля. Посмотрите, что с ней случилось? (У куклы Оли завязана щека.) У неё болит зуб и она охает так: О-о-о.
— Держим щеки рукой и охаем вместе: О-о-о.
— А сейчас отправим куклу Олю к врачу, пусть он ей поможет.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Чтобы красиво произносить и петь звук «О», надо сделать гимнастику (5 раз каждое упражнение):
- широко открыть рот – закрыть;
- показать длинный язык – убрать;
- язык бегает вправо- влево;
- показать зубы;
- трубочка – с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);
- улыбка (растянуть губы в улыбке);
- надуть и сдуть щёки.
3. Пение звука «О» хором (под мелодию №1)
— Будем петь вместе. – Держим щеки (чтобы получился овал из губ).
— Поём все вместе. Положили руку на горлышко.
— Поём все вместе. Положили руку на грудь.
4. Упражнение «Колечко».
Показать детям кольцо. Обратить внимание на его форму. Затем сделать губы колечком.
5. Подвижная игра «Баба сеяла горох».
Ох-ох-ох-ох! Баба сеяла горох! | Дети держат руки у щёк, качают головой в стороны, пальчиками изображают, как сеют горох. |
Ох-ох-ох-ох! Большим вырос наш горох! | Руки у щёк, качают головой в стороны, поднимаются на носки, тянут руки вверх. |
Ох-ох-ох-ох! Тяжело нести горох! О-о-о-ох! | Руки у щёк, качают головой в стороны. Опускают руки вниз. Руки у щёк, качают головой в стороны. |
Ох-ох-ох-ох! Покатился наш горох! О-о-о-ох! | Руки у щёк, качают головой в стороны. Бегают. Руки у щёк, качают головой в стороны. |
6. Пальчиковая гимнастика.
— Сделай колечко левой рукой. (Соединить большой и указательный пальчики правой руки и сделать колечко. Произнести при этом звук «О» коротко.)
— Теперь левой рукой.
— Обеими руками.
7. Итог занятия.
— Посмотрите кукла Оля вернулась от врача и у нее уже не завязана щека, значит она выздоровела! И принесла вам сувениры!
Литература.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. — М.:Просвещение, 1989,
- Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой–Иванцовой Т.Н. /мелодия №1
Задачи:
- Обучающие. Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и с буквой О.Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
- Развивающие. Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, представления на основе фонематического восприятия.
- Развивать речеслуховую память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Встали, подравнялись. На свои места сядут дети, которые мне назовут слово-предмет, в названии которого есть гласный звук [а].
II. Сообщение темы и цели занятия.
Назовите одинаковый звук в словах: кот, дом, сон. Звук [о]. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о] и с буквой О. К нам прилетела открытка, но по дороге она разлетелась на 5 частей. Нам предстоит собрать её. За каждую часть нужно выполнить задание. Сначала выполним артикуляционную гимнастику.
III. Артикуляционная гимнастика. (Можно использовать различные артикуляционные упражнения)
- «Маляр». Открыть рот. Кончиком языка проводить по твёрдому нёбу двигаясь от передних верхних резцов к мягкому нёбу.
- «Лошадка». Присосать язык к твёрдому нёбу, цокать языком. Стараться тянуть подъязычную связку.
- «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к твёрдому нёбу и, не отрывая языка оттягивать нижнюю челюсть вниз.
IV. Основная часть.
Задание 1
Характеристика звука [о]. Это гласный звук, потому что его можно пропеть, произнести протяжно. Во рту нет преграды. Давайте посмотрим на модули и выберем модуль звука [о].
Первое задание выполнили, можете получить первую часть открытки. Задание 2
Чтение стихотворения. Найти и запомнить слова со звуком [о].
Вышли волки на охоту, Между прочим, говорят. Волки ягоды едят.
Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [о].
Второе задание выполнили, можете получить вторую часть открытки.
Задание 3
Найти картинки, в названии которых есть звук [о].
Кот, крот, слон, дом, торт, заяц, жук, сыр, улитка, кукла. Возьмите каждый по одной картинке.
Начертить схему к своей картинке и отметить звук [о].
Это задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.
Задание 4. Ребус
Выделите в названиях каждой картинки первый звук. Соединив все первые звуки, вы узнаете что любят дети.
СОК
Четвёртое задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.
V. Физминутка. Разомнём наши пальчики.
В гости к пальчику большом (показать большой палец) приходили прямо к дому, (сделать домик из ладошек) Указательный и средний, (показать указательный палец) Безымянный и последний. (показать безымянный и мизинец) Сам мизинчик малышок постучался о порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.
VI. Самостоятельная работа детей (в тетрадке).
Прописать букву О о.
Пятое задание вы выполнили, можете получить последнюю часть открытки.
VII. Итог.
- Что мы изучали?
- Какие слова приходили в гости?
- Что нового узнали?
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет «Звуковая культура речи: звуки с, сь». Цель: Объяснить артикуляцию звука [с]. Задачи: — Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи. — Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание. — Воспитывать любознательность, интерес к знаниям. Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент. Материалы и оборудование: игрушка Собачка, узкие полоски бумаги по количеству детей.
Ход НОД
1. Организационный момент. Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то пришёл. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков – Дом хранить от чужаков. (Собака)Ответы детей.2. Основная часть. Воспитатель: Правильно, это собака (Показывает игрушечную собачку). Ребята, Собачка не умеет говорить звук [с]. Давайте её научим. Давайте сядем на стульчики, и предложим собачке сесть на стульчик. Дети: Садись, собачка, на стульчик. Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком. Игровое упражнение «Весёлый язычок» — Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки)
. Язычок то выглядывает из домика, то прячется.
(Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик)
.
Игровое упражнение «Песенка воды» Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: «И-и-и». Хотите спеть вместе со мной? (Ответы детей)
.
Воспитатель: Тогда помогайте мне: «И-и-и-и». Песенку поём негромко. Молодцы. Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё одну песенку. Вот из крана полилась вода: «С-с-с-с». — Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку. — Хорошо, – согласился Язычок и запел: «С-с-с-с». (Произносится отрывисто.)
Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Дети: «С-с-с-с» Воспитатель: Закройте домик Язычка — ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: «С-с-с». Вот так. Давайте послушаем, как песня воды получается у Вари, (у Серёжи, у Арины, у Егора)
. А теперь споем песенку все вместе
(все вместе поют песенку воды «С-с-с-с»)
.
Воспитатель предлагает спеть песенку воды с разной громкостью.Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран. Физкультминутка Мы листики осенние На веточках сидим (присесть)
. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели
(бег на носочках по кругу)
, И на землю тихо сели
(присесть)
. Ветер снова набежал, И листочки все поднял
(бег на носочках по кругу)
, Закружились, полетели, И на землю тихо сели
(сесть на стульчики)
.
Воспитатель просит детей спеть песенку воды медленно и отрывисто.Воспитатель: Если петь «Песенку воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей)
.
Воспитатель: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня. Поднесите к губам ладонь, но не прижимайте к ним, и разрешите ветерку потанцевать. Посмотрите: сейчас я буду петь песенку воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнёт шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась)
. Возьмите по такой же полоске бумаги
(узкие полоски бумаги лежат на столе)
и спойте песенку воды.
Чистоговорки А теперь, ребята, отложите бумажную полоску и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песенку воды. Вначале он запел: «Са-са-са». Что запел Язычок? (Дети повторяют)
. Потом Язычок запел: «Ся-ся-ся, ось-ось-ось»
(Дети повторяют)
. А теперь давайте повторим за Язычком чистоговорки: Су-су-су – ягоды в лесу. Ус-ус-ус – на ёлке много бус. Са-са-са – под кустом лиса. Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Воспитатель: Какие вы молодцы, детки. Вы сегодня помогли собачке выучить звук [с]. Она говорит вам «Спасибо». 3. Итог. Кто приходил к нам в гости? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Конспекты по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»
Занятие по звуковой культуре речи «Звук И»
Тема: «Звуковая культура речи, звук И»
Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу; оценивает собственную деятельность, свои возможности.
Задачи: учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.
Предварительная работа: рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук И, чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).
Методы и приемы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.
Оборудование и материалы: игрушка – лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм – презентация «Детеныши домашних животных».
Ход организованной образовательной деятельности.
Мотивационно — ориентировочный этап.
Игровая ситуация. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком, как скачет лошадка (артикуляционная разминка). Воспитатель показывает правильное выполнения приема «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.
Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка – рюкзачок.
Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл, КАК нужно ее звать. Поможем ему? (ответы детей).
Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.
Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, КАК позвать маму жеребенка.
Поисковый этап
Поиск путей решения, определение плана работы.
Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто из вас знает, как позвать маму – лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).
Практический этап
Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».
— «И-и-и-и-го-го» — это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)
— Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).
— Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука
Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)
— Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика – большой и маленький)
— Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».
— Как он поет? (Дети повторяют).
— Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»
— Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).
— Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).
Воспитатель обращается к детям: — Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».
Физминутка.
Индюки по травке ходят, Ходьба на месте
Индюшат с собою водят. Ходьба в приседе
Громко индюки кричат Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.
Защищают индюшат.
В небе ястреб появился, Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.
Над семьею закружился,
Индюшат схватить готов, Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.
Да боится индюков.
Игровая ситуация.
— Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма – презентации «Детеныши домашних животных»).
После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: — Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).
Игровая ситуация.
— Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.
Последующая работа.
Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.
Конспект по развитию речи на тему «Звуковая культура речи: звук И»
— упражнять в выразительности интонаций при воспроизведении звукоподражаний;
Развивающие задачи
:
-развивать речевое дыхание,
побуждая детей к длительному произношению гласного звука
(на одном выдохе);
— развитие общей моторики детей;
— развивать мышцы артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
— воспитывать самостоятельность.
— воспитывать уважительного отношения друг к другу.
Вводная часть
Цель:
познакомить детей со звуком [И], заинтересовать веселым путешествием с жеребенком.
Мотивация:
помочь жеребенку найти маму.
Используемые методы работы:
— наглядные:
картинка жеребенка с колокольчиком на шее, медальки на веревочках с изображением жеребенка
.
— практические:
вопросы, беседа с детьми
.
Дети заходят в группу, воспитатель предлагает им сесть на коврик.
В:
Здравствуйте, детки, проходите в группу и садитесь на коврик.
Дети садятся полукругом перед воспитателем и магнитной доской. На магнитной доске прикреплена картинка жеребенка с маленьким колокольчиком на шее.
В:
Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску, кто к нам сегодня пришел в гости?
Варианты ответов детей:
лошадь, лошадка, маленькая лошадка и т.д.
В:
Ребята, а как называется детеныш лошади?
Варианты ответов детей:
маленькая лошадка, жеребенок и т.д.
Если дети не смогут ответить правильно на вопрос педагога, педагог подсказывает детям.
В:
Ребята, это жеребенок, детеныш лошади. Давайте все вместе произнесем: «же-ре-бе-нок».
Дети хором произносят слово «жеребенок».
В:
Милена, кто сегодня к нам пришел?
(индивидуальная работа)
В:
Лиза С., кто сегодня к нам пришел?
(индивидуальная работа)
В:
Елисей, кто сегодня к нам пришел?
(индивидуальная работа)
Если у детей возникают трудности в произнесении слова «жеребенок», воспитатель просит остальных детей помочь и еще раз произнести хором это слово.
В:
Ребята, жеребенок к нам пришел не просто так, он потерялся и просит нас помочь ему найти свою маму лошадь. Поможем жеребенку?
Д:
Да, поможем.
В:
Вместе с жеребенком мы отправимся в веселое путешествие на поиски его мамы. А полетим мы на самолетах. Заводим моторчики.
Самолеты полетели, полетели на полянку сели.
Дети изображают самолеты и передвигаются по группе, после слов воспитателя « на полянку сели», дети садятся на полянку.
В:
Ребята, а теперь мы с вами превратимся в жеребят, и вспомним, как кричит жеребенок.
Воспитатель раздает детям медальки с изображением жеребенка. Дети надевают их на шею.
В:
Как говорит жеребенок?
Ответы детей:
ииииии, ииииигого, мяу-мяу, гав-гав.
В:
ИИИИИИ. Давайте все вместе споем песенку жеребенка.
Воспитатель и дети хором поют песенку жеребенка.