Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Звуковая культура речи. Повторение стихотворения «Лошадка» А.Барто. Работа над звуком «И».


Цели:

  • Уточнить артикуляцию звука «О».
  • Учить правильно произносить звук «О».
  • Учить интонировать звук «О».
  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.

Оборудование: кукла Оля, кольцо, обруч, картинка с изображением девочки — произносящей звук «О», магнитофон с записью мелодии для пения звука «О».

Ход занятия

В группу заходят дети и садятся полукругом.

1. Игра «Кукла Оля в гости к нам пришла».

— К нам пришла кукла Оля. Посмотрите, что с ней случилось? (У куклы Оли завязана щека.) У неё болит зуб и она охает так: О-о-о.

— Держим щеки рукой и охаем вместе: О-о-о.

— А сейчас отправим куклу Олю к врачу, пусть он ей поможет.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы красиво произносить и петь звук «О», надо сделать гимнастику (5 раз каждое упражнение):

  • широко открыть рот – закрыть;
  • показать длинный язык – убрать;
  • язык бегает вправо- влево;
  • показать зубы;
  • трубочка – с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);
  • улыбка (растянуть губы в улыбке);
  • надуть и сдуть щёки.

3. Пение звука «О» хором (под мелодию №1)

— Будем петь вместе. – Держим щеки (чтобы получился овал из губ).

— Поём все вместе. Положили руку на горлышко.

— Поём все вместе. Положили руку на грудь.

4. Упражнение «Колечко».

Показать детям кольцо. Обратить внимание на его форму. Затем сделать губы колечком.

5. Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Ох-ох-ох-ох! Баба сеяла горох! Дети держат руки у щёк, качают головой в стороны, пальчиками изображают, как сеют горох.
Ох-ох-ох-ох! Большим вырос наш горох! Руки у щёк, качают головой в стороны, поднимаются на носки, тянут руки вверх.
Ох-ох-ох-ох! Тяжело нести горох! О-о-о-ох! Руки у щёк, качают головой в стороны. Опускают руки вниз. Руки у щёк, качают головой в стороны.
Ох-ох-ох-ох! Покатился наш горох! О-о-о-ох! Руки у щёк, качают головой в стороны. Бегают. Руки у щёк, качают головой в стороны.

6. Пальчиковая гимнастика.

— Сделай колечко левой рукой. (Соединить большой и указательный пальчики правой руки и сделать колечко. Произнести при этом звук «О» коротко.)

— Теперь левой рукой.

— Обеими руками.

7. Итог занятия.

— Посмотрите кукла Оля вернулась от врача и у нее уже не завязана щека, значит она выздоровела! И принесла вам сувениры!

Литература.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. — М.:Просвещение, 1989,
  2. Работа с неговорящими детьми по методике Новиковой–Иванцовой Т.Н. /мелодия №1

Задачи:

  • Обучающие. Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и с буквой О.Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
  • Развивающие. Развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, представления на основе фонематического восприятия.
  • Развивать речеслуховую память, внимание, логическое мышление.
  • Коррекционные. Уметь находить звук [о] в любой части слова.
  • Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, самоконтроль, аккуратность, умение четко следовать инструкции.
  • Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Встали, подравнялись. На свои места сядут дети, которые мне назовут слово-предмет, в названии которого есть гласный звук [а].

    II. Сообщение темы и цели занятия.

    Назовите одинаковый звук в словах: кот, дом, сон. Звук [о]. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о] и с буквой О. К нам прилетела открытка, но по дороге она разлетелась на 5 частей. Нам предстоит собрать её. За каждую часть нужно выполнить задание. Сначала выполним артикуляционную гимнастику.

    III. Артикуляционная гимнастика. (Можно использовать различные артикуляционные упражнения)

    • «Маляр». Открыть рот. Кончиком языка проводить по твёрдому нёбу двигаясь от передних верхних резцов к мягкому нёбу.
    • «Лошадка». Присосать язык к твёрдому нёбу, цокать языком. Стараться тянуть подъязычную связку.
    • «Грибок». Открыть рот. Присосать язык к твёрдому нёбу и, не отрывая языка оттягивать нижнюю челюсть вниз.

    IV. Основная часть.

    Задание 1

    Характеристика звука [о]. Это гласный звук, потому что его можно пропеть, произнести протяжно. Во рту нет преграды. Давайте посмотрим на модули и выберем модуль звука [о].

    Первое задание выполнили, можете получить первую часть открытки. Задание 2

    Чтение стихотворения. Найти и запомнить слова со звуком [о].

    Вышли волки на охоту, Между прочим, говорят. Волки ягоды едят.

    Дети по очереди называют слова, в которых есть звук [о].

    Второе задание выполнили, можете получить вторую часть открытки.

    Задание 3

    Найти картинки, в названии которых есть звук [о].

    Кот, крот, слон, дом, торт, заяц, жук, сыр, улитка, кукла. Возьмите каждый по одной картинке.

    Начертить схему к своей картинке и отметить звук [о].

    Это задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

    Задание 4. Ребус

    Выделите в названиях каждой картинки первый звук. Соединив все первые звуки, вы узнаете что любят дети.

    СОК

    Четвёртое задание вы выполнили, можете получить следующую часть открытки.

    V. Физминутка. Разомнём наши пальчики.

    В гости к пальчику большом (показать большой палец) приходили прямо к дому, (сделать домик из ладошек) Указательный и средний, (показать указательный палец) Безымянный и последний. (показать безымянный и мизинец) Сам мизинчик малышок постучался о порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.

    VI. Самостоятельная работа детей (в тетрадке).

    Прописать букву О о.

    Пятое задание вы выполнили, можете получить последнюю часть открытки.

    VII. Итог.

    • Что мы изучали?
    • Какие слова приходили в гости?
    • Что нового узнали?

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки с, сь»
    Описание: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей от 4 до 5 лет «Звуковая культура речи: звуки с, сь». Цель: Объяснить артикуляцию звука [с]. Задачи: — Упражнять в правильном, отчётливом произношении звука [с] в словах и фразовой речи. — Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание. — Воспитывать любознательность, интерес к знаниям. Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент. Материалы и оборудование: игрушка Собачка, узкие полоски бумаги по количеству детей.
    Ход НОД
    1. Организационный момент. Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то пришёл. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков – Дом хранить от чужаков. (Собака)Ответы детей.2. Основная часть. Воспитатель: Правильно, это собака (Показывает игрушечную собачку). Ребята, Собачка не умеет говорить звук [с]. Давайте её научим. Давайте сядем на стульчики, и предложим собачке сесть на стульчик. Дети: Садись, собачка, на стульчик. Воспитатель: Давайте поиграем с нашим язычком. Игровое упражнение «Весёлый язычок» — Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки)
    . Язычок то выглядывает из домика, то прячется.
    (Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик)
    .
    Игровое упражнение «Песенка воды» Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: «И-и-и». Хотите спеть вместе со мной? (Ответы детей)
    .
    Воспитатель: Тогда помогайте мне: «И-и-и-и». Песенку поём негромко. Молодцы. Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё одну песенку. Вот из крана полилась вода: «С-с-с-с». — Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку. — Хорошо, – согласился Язычок и запел: «С-с-с-с». (Произносится отрывисто.)
    Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
    Дети: «С-с-с-с» Воспитатель: Закройте домик Язычка — ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: «С-с-с». Вот так. Давайте послушаем, как песня воды получается у Вари, (у Серёжи, у Арины, у Егора)
    . А теперь споем песенку все вместе
    (все вместе поют песенку воды «С-с-с-с»)
    .
    Воспитатель предлагает спеть песенку воды с разной громкостью.Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню. Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран. Физкультминутка Мы листики осенние На веточках сидим (присесть)
    . Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели
    (бег на носочках по кругу)
    , И на землю тихо сели
    (присесть)
    . Ветер снова набежал, И листочки все поднял
    (бег на носочках по кругу)
    , Закружились, полетели, И на землю тихо сели
    (сесть на стульчики)
    .
    Воспитатель просит детей спеть песенку воды медленно и отрывисто.Воспитатель: Если петь «Песенку воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей)
    .
    Воспитатель: Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня. Поднесите к губам ладонь, но не прижимайте к ним, и разрешите ветерку потанцевать. Посмотрите: сейчас я буду петь песенку воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнёт шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась)
    . Возьмите по такой же полоске бумаги
    (узкие полоски бумаги лежат на столе)
    и спойте песенку воды.
    Чистоговорки А теперь, ребята, отложите бумажную полоску и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песенку воды. Вначале он запел: «Са-са-са». Что запел Язычок? (Дети повторяют)
    . Потом Язычок запел: «Ся-ся-ся, ось-ось-ось»
    (Дети повторяют)
    . А теперь давайте повторим за Язычком чистоговорки: Су-су-су – ягоды в лесу. Ус-ус-ус – на ёлке много бус. Са-са-са – под кустом лиса. Ас-ас-ас – свет в огне погас.
    Воспитатель: Какие вы молодцы, детки. Вы сегодня помогли собачке выучить звук [с]. Она говорит вам «Спасибо». 3. Итог. Кто приходил к нам в гости? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

    Рекомендуем посмотреть:

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Конспекты по лексической теме «Транспорт» для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи Конспект НОД по развитию речи в средней группе

    Похожие статьи:

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»

    Занятие по звуковой культуре речи «Звук И»

    Тема: «Звуковая культура речи, звук И»

    Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу; оценивает собственную деятельность, свои возможности.

    Задачи: учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.

    Предварительная работа: рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук И, чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).

    Методы и приемы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.

    Оборудование и материалы: игрушка – лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм – презентация «Детеныши домашних животных».

    Ход организованной образовательной деятельности.

    Мотивационно — ориентировочный этап.

    Игровая ситуация. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):

    Я люблю свою лошадку,

    Причешу ей шерстку гладко,

    Гребешком приглажу хвостик

    И верхом поеду в гости.

    После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком, как скачет лошадка (артикуляционная разминка). Воспитатель показывает правильное выполнения приема «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.

    Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка – рюкзачок.

    Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл, КАК нужно ее звать. Поможем ему? (ответы детей).

    Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.

    Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, КАК позвать маму жеребенка.

    Поисковый этап

    Поиск путей решения, определение плана работы.

    Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто из вас знает, как позвать маму – лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).

    Практический этап

    Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».

    — «И-и-и-и-го-го» — это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)

    — Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).

    — Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука

    Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)

    — Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика – большой и маленький)

    — Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».

    — Как он поет? (Дети повторяют).

    — Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»

    — Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).

    — Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).

    Воспитатель обращается к детям: — Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».

    Физминутка.

    Индюки по травке ходят, Ходьба на месте

    Индюшат с собою водят. Ходьба в приседе

    Громко индюки кричат Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

    Защищают индюшат.

    В небе ястреб появился, Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

    Над семьею закружился,

    Индюшат схватить готов, Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

    Да боится индюков.

    Игровая ситуация.

    — Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма – презентации «Детеныши домашних животных»).

    После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: — Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).

    Игровая ситуация.

    — Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.

    Рефлексивно-оценочный этап.

    Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.

    Последующая работа.

    Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.

    Конспект по развитию речи на тему «Звуковая культура речи: звук И»

    — упражнять в выразительности интонаций при воспроизведении звукоподражаний;

    Развивающие задачи

    :

    -развивать речевое дыхание,

    побуждая детей к длительному произношению гласного звука
    (на одном выдохе);
    — развитие общей моторики детей;

    — развивать мышцы артикуляционного аппарата.

    Воспитательные задачи:

    — воспитывать самостоятельность.

    — воспитывать уважительного отношения друг к другу.

    Вводная часть

    Цель:

    познакомить детей со звуком [И], заинтересовать веселым путешествием с жеребенком.

    Мотивация:

    помочь жеребенку найти маму.

    Используемые методы работы:

    — наглядные:

    картинка жеребенка с колокольчиком на шее, медальки на веревочках с изображением жеребенка
    .
    — практические:

    вопросы, беседа с детьми
    .
    Дети заходят в группу, воспитатель предлагает им сесть на коврик.

    В:

    Здравствуйте, детки, проходите в группу и садитесь на коврик.

    Дети садятся полукругом перед воспитателем и магнитной доской. На магнитной доске прикреплена картинка жеребенка с маленьким колокольчиком на шее.

    В:

    Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску, кто к нам сегодня пришел в гости?

    Варианты ответов детей:

    лошадь, лошадка, маленькая лошадка и т.д.

    В:

    Ребята, а как называется детеныш лошади?

    Варианты ответов детей:

    маленькая лошадка, жеребенок и т.д.

    Если дети не смогут ответить правильно на вопрос педагога, педагог подсказывает детям.

    В:

    Ребята, это жеребенок, детеныш лошади. Давайте все вместе произнесем: «же-ре-бе-нок».

    Дети хором произносят слово «жеребенок».

    В:

    Милена, кто сегодня к нам пришел?
    (индивидуальная работа)
    В:

    Лиза С., кто сегодня к нам пришел?
    (индивидуальная работа)
    В:

    Елисей, кто сегодня к нам пришел?
    (индивидуальная работа)
    Если у детей возникают трудности в произнесении слова «жеребенок», воспитатель просит остальных детей помочь и еще раз произнести хором это слово.

    В:

    Ребята, жеребенок к нам пришел не просто так, он потерялся и просит нас помочь ему найти свою маму лошадь. Поможем жеребенку?

    Д:

    Да, поможем.

    В:

    Вместе с жеребенком мы отправимся в веселое путешествие на поиски его мамы. А полетим мы на самолетах. Заводим моторчики.

    Самолеты полетели, полетели на полянку сели.

    Дети изображают самолеты и передвигаются по группе, после слов воспитателя « на полянку сели», дети садятся на полянку.

    В:

    Ребята, а теперь мы с вами превратимся в жеребят, и вспомним, как кричит жеребенок.

    Воспитатель раздает детям медальки с изображением жеребенка. Дети надевают их на шею.

    В:

    Как говорит жеребенок?

    Ответы детей:

    ииииии, ииииигого, мяу-мяу, гав-гав.

    В:

    ИИИИИИ. Давайте все вместе споем песенку жеребенка.

    Воспитатель и дети хором поют песенку жеребенка.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]