Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.
Каким должен быть режим?
Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.
При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.
Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.
- Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
- Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
- Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
- Бодрствование в течение 6–6,5 часов.
Распорядок дня и жизни детей в средней группе
Юлия Игоревна
Распорядок дня и жизни детей в средней группе
При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому.Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:
— понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении Дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня (ив детском саду, и дома)
;
— знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;
— умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон
Важнейшие требования организации режимных процессов:
— Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
— Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.
— Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т. к. она является ведущей в дошкольном возрасте.
Рациональный режим дня предусматривает:
-Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 — 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
— Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2,0 — 2,5 отводится дневному сну. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды)
. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.
— Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена)
занимает в режиме дня не менее 3 — 4 часов.
— Организованно образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детейдошкольного возраста составляет: в средней группе (дети пятого года жизни)
— 4 часа. Продолжительность организованно образовательной деятельности для
детей 5-го года жизни — не более 20 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей средней группы не превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на организованно образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованно образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, Продолжительность работы МБДОУ – 10 часов (с 7.30 – 17.30 час.)
Время организации основных режимных процессов в детском саду и дома согласовывается с родителями.
При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому.Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:
— понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении Дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня (ив детском саду, и дома)
;
— знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;
— умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон.
Важнейшие требования организации режимных процессов:
— Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
— Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.
— Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т. к. она является ведущей в дошкольном возрасте.
Рациональный режим дня предусматривает:
-Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 — 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
— Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2,0 — 2,5 отводится дневному сну. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды)
. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.
— Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена)
занимает в режиме дня не менее 3 — 4 часов.
— Организованно образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детейдошкольного возраста составляет: в средней группе (дети пятого года жизни)
— 4 часа. Продолжительность непрерывной организовано образовательной деятельности для
детей 5-го года жизни — не более 20 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей средней группы не превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения. Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
— в средней группе — 20 мин.
Один раз (при благоприятных метеоусловиях)
рекомендуется организовывать
непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе.
— Разные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
В летний период непосредственно образовательную деятельность проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии, мероприятия художественно-эстетического цикла, а также увеличивать продолжительность прогулок.
Что значит – бодрствование?
Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:
- прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
- изучение окружающего мира;
- физическая активность;
- занятия по развитию речи;
- трудовая деятельность;
- занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
- творческая деятельность;
- музыкальные занятия;
- обучение навыкам письма.
Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.
У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.
При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.
При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).
Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).
Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.
Режим пребывания детей
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Режим дня составлен с учетом 10.5 часового пребывания ребенка в детском саду.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ МБДОУ детского сада №18
работающего по основной общеобразовательной программе
дошкольного образования
(в теплый период года – с 10.5 часовым пребыванием детей в ДОУ)
Режимный процесс | Время |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика на воздухе. | 700 – 830 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 830– 850 |
Совместная творческая деятельность воспитателя и детей, самостоятельная творческая деятельность детей в развивающей среде на участке. Физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия. | 850– 1230 |
Второй завтрак. | 1030 – 1040 |
Подготовка к обеду. Обед. | 1200 – 1230 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 1230 – 1510 |
Упражнения после сна. | 1510 – 1520 |
Подготовка к полднику. Полдник. | 1520 – 1540 |
Совместная творческая деятельность воспитателя и детей, самостоятельная творческая деятельность детей в развивающей среде на участке. Уход домой. | 1550 – 1730 |
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ МБДОУ детского сада №18
работающего по основной общеобразовательной программе дошкольного образования
(в холодный период года – с 10.5 часовым пребыванием детей в ДОУ)
№ п/п | Вид деятельности в дошкольной группе | Время в режиме дня | |
1 | Приём. Игры. Дежурство. Труд. Творчество детей. Индивидуальная работа с детьми. | 07.00 – 08.10 | |
2 | Утренняя гимнастика. | 08.10 – 08.20 | |
3 | Подготовка к завтраку, завтрак. | 08.20 – 08.45 | |
4 | Самостоятельная деятельность. | 08.45 – 09.00 | |
5 | Непосредственно образовательная деятельность (музыкальное и физическое развитие общее для обеих подгрупп). | 1.Подгуппа | 2.Подгруппа |
09.00 – 09.15 09.40 – 10.05 | 09.15 – 09.40 10.05 – 10.30 | ||
6 | Второй завтрак | 10.30 -10.35 | |
7 | Прогулка 1. Подвижные игры. Труд. Наблюдения. Индивидуальная деятельность. Ролевые игры. | 10.35 – 11.55 | |
8 | Возвращение с прогулки. | 11.55 – 12.10 | |
9 | Обед. Культурно гигиенические процедуры. | 12.10 – 12.40 | |
10 | Подготовка ко сну, дневной сон. | 12.40 – 15.00 | |
11 | Постепенный подъём, гимнастика после сна. Культурно-гигиенические процедуры. | 15.00 – 15.20 | |
12 | Подготовка к полднику, полдник. | 15.20 – 15.45 | |
13 | Самостоятельная деятельность, игры, чтение художественной литературы. Непосредственно образовательная деятельность. | 15.45 – 16.05 | |
14 | Прогулка 2. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми. Самостоятельные игры. Постепенный уход домой. | 16.05 – 17.30 |
Ориентировочный распорядок
Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:
- 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
- 8:00 – 8:30 – завтрак;
- 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
- 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
- 12:30 – 13:10 – обед;
- 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
- 13:30 – 15:30 – сон;
- 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
- 16:00 – 16:30 – полдник;
- 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
- 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
- 19:00 – 19:30 – ужин;
- 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
- 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
- 21:00 – 7:00 – ночной сон.
Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.
Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.
Режим по программе «от рождения до школы»
Режим дня в группах. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильев
Режим дня для детей 1-й младшей группы
7.30-8.00 – прием детей, самостоятельная деятельность
8.00-8.20 – подготовка к завтраку, завтрак
8.20-9.00 – самостоятельная деятельность
8.30-9.00 – организованная образовательная деятельность (по подгруппам)
9.00-9.20 – подготовка к прогулке
9.20-11.20 – прогулка, второй завтрак
11.20-11.45 – возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду.
11.50-12.20– обед
12.20-12.30 – спокойные игры, подготовка ко сну
12.30-15.00 – сон
15.00-15.15 – постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15.15-15.25 – полдник
15.25-16.15– самостоятельная деятельность
15.45-16.15 – организованная образовательная деятельность (по подгруппам)
16.15-16.30 – подготовка к прогулке
16.30-19.00 –прогулка, постепенный уход детей домой
Режим дня для детей 2-й младшей группы
7.00-8.20 – прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика
8.20-9.00 – подготовка к завтраку, завтрак
9.00-10.00 – организованная образовательная деятельность
10.00-12.00 – подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), второй завтрак
12.00-12.20 – возвращение с прогулки, игры
12.20-12.50 – подготовка к обеду, обед
12.50-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон
15.00-15.25 – постепенный подъем, воздушные и водные процедуры
15.25-15.50 – подготовка к полднику, полдник
15.50-16.20 – игры, самостоятельная деятельность
16.20-16.35 – чтение художественной литературы
16.40-19.00 –подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей домой
Режим дня для детей средней группы
7.00-8.25 – прием и осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика
8.25-8.55 – подготовка к завтраку, завтрак
8.55-9.10 – игры, самостоятельная деятельность
9.10-10.00 – организованная образовательная деятельность
10.00-12.10- игры, подготовка к прогулке, прогулка, второй завтрак
12.10-12.30 – возвращение с прогулки, игры
12.10-13.00 – подготовка к обеду, обед
13.00-15.00 – дневной сон
15.00-15.25 – подъем, воздушные и водные процедуры
15.25-15.50 – подготовка к полднику, полдник
15.50-16.15 – игры, самостоятельная и организованная деятельность детей
16.15-16.30 – чтение художественной литературы
16.30-19.00 – подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход детей домой
Режим дня для детей старшей группы
7.00-8.30 – прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика
8.30-8.55 – подготовка к завтраку, завтрак
8.55-9.15 – игры, самостоятельная деятельность
9.15-10.15 – организованная образовательная деятельность
10.15-12.25 –игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), второй завтрак
12.25-12.40 – возвращение с прогулки, игры
12.20-13.10 – подготовка к обеду, обед
13.10-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон
15.00-15.25 –постепенный подъем, воздушные и водные процедуры
15.25-15.40 – подготовка к полднику, полдник
15.40-16.20 – игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность детей
16.20-16.40 – чтение художественной литературы
16.40-19.00 – подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход домой
Режим дня для детей подготовительной группы
7.00-8.30 – прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика
8.30-8.50 – подготовка к завтраку, завтрак
8.50-9.00 – игры
9.00-10.50 – организованная образовательная деятельность
10.50-12.35 –игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), второй завтрак
12.35-12.45 – возвращение с прогулки, игры
12.45-13.15 – подготовка к обеду, обед
13.15-15.00 – подготовка ко сну, дневной сон
15.00-15.25 –постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры
15.25-15.40 – подготовка к полднику, полдник
15.40-16.20 – игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность
16.20-16.40 – чтение художественной литературы
16.40-19.00 — подготовка к прогулке, прогулка, постепенный уход домой
Режим «домашний»
А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.
Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.
Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.
Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
- Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
- Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
- Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
- Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
- Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
- Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
- Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
- Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
- Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.