Значение творческих игр для детей дошкольного возраста


Значение творческих игр для детей дошкольного возраста

«Значение творческих игр

для детей дошкольного возраста

»

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

  • Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.
  • Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.
  • Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в психологических и педагогических исследований детей раннего возраста и аномальных детей. Эта проблема отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем.

В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре.

Между тем, условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве и являющеюся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащем в центре её ролевым поведением и творческим построением сюжета). В результате игра крайне однообразна. Часто даже к старшему дошкольному возрасту, игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм. Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:

  1. какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности;
  2. каким по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого, и при каких условиях они будут наиболее эффективными;
  3. какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.

Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка.

Более четко развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике.

Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л.А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.

Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационных потребностей сферы ребенка.

На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывает Л.С. Выготский , Д.В. Меджерицкая.

Обучение и развитие творчества происходит в единстве и взаимодействии. Это убедительно доказала Е.А.Флерина, подвергнув критике “теорию распада” детского творчества. Е.А. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

В работах педагогов – психологов анализируется значение игры для морально – нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого содержания игры, посредством которого происходит овладение ребенком нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

По мнению Р.И.Жуковской, детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Т.А.Маркова считает, что на развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра.

Совместная игра создает условия для возникновения “детского общества” и реальных отношений в нем между детьми. А.П.Усова усматривает основное воспитательное значение игры именно в наличии у детей качеств “общественности” т.е. качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими.

Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой формы игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока наука не располагает такими конкретными данными. Поэтому следует рассмотреть игровую деятельность с точки зрения последовательного усложнения её строения и проследить возможности и особенности овладения ею детьми на различных возрастных этапах.

Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики. В новом типе исследования – психолого-педагогическом, где особенности развития игровой деятельности ребенка изучаются в процессе её активного формирования. На необходимость такого типа исследований указывал еще Выготский. Дальнейшее развитие эта мысль получила в трудах психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

В психологических исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других развитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики мотивации и изменения психологического содержания деятельности.

Первый этап

развития игры связан с овладением ребенком специфическими функциями предметов, недоступных ему в его практической деятельности – практическая игра.

Второй этап

развития игры связан с овладением отношениями между людьми, опосредствующими отношение к предмету – ролевая игра.

Третий этап

– выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий и отношений – игры с правилами – и сдвигом мотива с процесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-фантазирование.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру организации, поэтому точная классификация их затруднена.

Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей единства физического и психологического развития ребенка.

В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые создаются самими детьми, и организованные, с готовыми правилами.

Оффлайн-игры

6

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» — посложнее.

7

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

8

Буриме

Буриме уже достаточно давно (игра известна еще с XVII века) завоевала армию поклонников и остаётся популярной среди любителей интересного и полезного времяпровождения. Сегодня она из последних парт школ и университетов переместилась в Интернет, где всегда можно найти с кем сыграть.

Суть этой творческой литературной игры заключается в коллективном сочинении стихов. Всё что нужно – компания, лист бумаги и карандаш. Есть несколько вариантов буриме. В классической версии рифмы и тематика будущего стиха оговариваются заранее. Рифмы стараются подобрать неожиданные, контрастные, при этом избегая вспомогательных слов, местоимений, однокоренных и глагольных форм (прилив-отлив, ушел-пришел), а также избитых выражений (любовь-кровь, апрель-капель).

Более весёлая разновидность буриме, любимая студентами – сочинение юмористических стишков. Иногда ещё называется «игрой в чепуху». В неё играют так: первый участник пишет строчку или несколько (чем смешнее и бессмысленнее, тем лучше) и загибает часть листа с написанным, после чего второй продолжает, но знает лишь последнее слово или строку, написанную предыдущим. В конце получается довольно забавное стихотворение.

9

Шляпа

Шляпа – командная интеллектуальная творческая игра на отгадывание слов. В магазинах часто можно встретить настольную игру «Шляпа», с заранее подготовленными карточками со словами и объяснениями. Но сыграть в неё можно и без специального реквизита, к тому же правила достаточно просты.

Для игры нужно минимум 2 пары игроков. Каждый пишет по 10 слов на бумажке, после чего они все перемешиваются в шляпе (отсюда и название, но можно использовать любой подходящий для этой цели подручный материал). Слова должны быть нарицательными существительными в именительном падеже, по договорённости – вымышленные имена и т.д. Дальше ведущий или сами игроки засекают 30 (для опытных 20) секунд – кон. Во время кона команда (пара) должна отгадать как можно больше слов. Один достаёт карточку, читает про себя и пытается объяснить второму, что за слово на ней написано. При этом запрещено:

  • Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
  • Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова «table»)
  • Использование прямых переводов корней иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал» при помощи слова «свобода»)
  • Использование жестов (в том числе — указание на предметы)
  • Использование созвучных слов (нельзя объяснить слово «кабак» при помощи слов «табак» или «кабан»).

Можно применять похожие по звучанию слова, синонимы, пространные объяснения, метафоры и прочие приёмы, не противоречащие вышеупомянутым правилам. При этом слова, созвучные с загаданным, также необходимо объяснять, а не называть напрямую. Когда команда отгадывает слово, достаётся следующая бумажка. По истечению 30 сек, в игру вступает вторая команда и так попеременно, пока все слова не будут отгаданы. Побеждает та пара, которая больше всех отгадала слов.

Существует также версия игры в три тура. Первый идёт как в оригинальной игре, во втором те самые карточки нужно отгадать с помощью одного слова и пантомимы, а в третьем – лишь с помощью пантомимы (жестов).

10

Творческая ТРИЗ игра для детей

В Теории решения изобретательских задач существует специальный раздел – ТРИЗ педагогика. Её целью является воспитание с дошкольного возраста личности, способной решать открытые задачи. Программа обучения по ТРИЗ построена, в том числе, и на применении различных игр и упражнений, помогающих развивать воображение, ассоциативное мышление, логику. Вот пример одной такой игры, больше можно найти в книгах и на ресурсах, перечень которых находится здесь.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

11

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]