Положительные стороны творчества
Поделки из отходов приносят большую пользу и дарят удовольствие всем участникам процесса. Вот основные преимущества поделок из вторичного материала своими руками, которые не всегда очевидны:
- дети учатся придумывать неожиданное применение старым вещам и продукции «на выброс», что приучает их к экономному и экологичному отношению к окружающей среде;
- можно не тратиться на дорогие расходные материалы, особенно при дефиците средств, дороговизне доставки в удаленные жилые пункты;
- все можно делать дома, обходиться минимумом средств;
- развивается фантазия, творческий подход, нестандартное мышление;
- можно весело и нескучно провести время в дождливую или зимнюю погоду.
Конструирование – универсальный навык, который важно развивать в самом раннем возрасте. Если родители, воспитатели и учителя будут привлекать детей к этому процессу, то могут рассчитывать на всестороннее творческое развитие малышей.
Поделки из вторсырья своими руками в школу будут важным фактором для воспитания аккуратности и бережливости.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Быкова Ж. Е. воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» города Новосибирска
Начиная с дошкольного возраста, ребёнок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Известно, что дошкольный период является сензитивным в становлении и развитии всех психических процессов, а также воображении, фантазии, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей в изготовлении поделок, игрушек, панно, поздравительных открыток и т.д.
В конструировании из бумаги, природного и бросового материалов у дошкольников формируются многочисленные представления о качествах материалов, о пространственных отношениях и преобразованиях, происходит экспериментирование с данными материалами, что неоднократно подтверждается исследованиями многих педагогов и психологов, например: А. В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В. В. Давыдова и т. д.
Кроме этого в конструировании из выше сказанных материалов происходит формирование таких важных качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство, при достижении цели, организованность, первоначальные навыки работы в коллективе.
Используя и анализируя многолетнюю практику работы воспитателем в ДОУ и опираясь на государственную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу, то есть, выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность дошкольников с бумагой, природным и бросовым материалами является одним из эффективных средств, всестороннего развития детей, а значит и актуальной.
Прежде чем обозначить этапы работы с данными материалами, мы с детьми обобщили знания о том, что относиться к понятию: бумага:
- белая и цветная
- бархатная
- гафрированная
- меломная
к природному материалу:
- шишки, желуди, мох, кора, мелкие веточки, камушки, ракушки
- засушенные листья, цветы, семена
- различные крупы
к бросовому материалу:
- белые, цветные, с рисунком салфетки, коробочки пластмассовые и картонные, крышки
- спички, картон, леска, цветная проволока и т. д.
- кусочки, ткани, шерсть, нитки, бисер, пуговицы, катушки и т. д.
Вся работа выстраивалась поэтапно:
1этап: создание необходимых условий:
- создан и оформлен художественно-творческий уголок
- были прослушаны курсы повышения квалификации воспитателями, педагоги занимались самообразованием
2 этап: процесс реализации:
- использованы разные формы взаимодействия с детьми: НОД, наглядные, словесные, практические, игровые, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, репродуктивный.
Целенаправленную работу по данному направлению мы начали со средней группы.
Задачи по конструированию в средней группе:
- знакомим детей со структурой бумаги на практике через совместное экспериментирование, игры, показ плоскостного театра, совместное с воспитанниками создание сказок с использованием героев (оригами)
- формируем умение детей работать с бумагой: сгибать прямоугольный и квадратный лист пополам, совмещая углы и стороны. приклеивать к основной форме детали
- сбор природного и бросового материалов, обогащение знаний дошкольников для практического изготовления поделок из них, умения использовать для соединения частей клей ПВА, пластилин и другой материал
- создаём условия для возникновения у дошкольников к работе с данными материалами, стремимся вызвать у детей удивление, восторг от конечного результата.
Задачи по конструированию в старшей группе:
- совершенствуем умение воспитанников сгибать бумагу в разных направлениях: диагональ, сгиб 4 раза, работать по готовой выкройке, формируем умение сравнивать между собой структуру некоторых видов разноцветной бумаги
- продолжать обогащать знания дошкольников о свойствах природного и бросового материалов, продолжать поддерживать интерес к изготовлению поделок с использованием сюрпризного момента, но в незаконченном варианте, для частичной самостоятельности детей.
Задачи в подготовительной к школе группе:
- расширять основные способы и приёмы построения образа
- формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая:
а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ;
б) специфику природного и бросового материалов и бумаги;
- привлекать детей к изготовлению пособий для совместной деятельности.
Во всех возрастных группах стремимся создавать необходимые условия для развития речи: расскажи о внешнем виде, свойствах, практическом применении того или иного материалов. Обязательно используем принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку. При организации деятельности учитываем характер отношения ребёнка к действительности, его предпочтения в выборе средств выразительности. Кроме того одному ребёнку достаточно мотивировать задание, другой наоборот нуждается в постоянной поддержке.
Кроме выше сказанного осуществляются следующие формы работы с родителями, важная часть совместной работы, для более успешного развития воспитанников:
- привлечение родителей к сбору материалов для создания уголка для творчества
- индивидуальные и информационные консультации
- проведение мастер-класса
- поручения
- индивидуальные беседы
- выставки совместных работ детей и родителей
- анкетирование
Предполагаемый итог развития конструктивных способностей у дошкольников на наш взгляд:
- дети знают качество бумаги, её рациональное применение в изготовлении поделок, игрушек, панно, пособий, умеют скручивать (квилинг), сгибать бумагу в разных направлениях (оригами) по памяти и словесной инструкции педагога
- знают название природного и бросового материалов, способы работы, соединения и сочетания между собой, сбора и хранения их, безопасное использование орудий труда
- у воспитанников сформировался интерес к работе с разнообразными материалами, который выражается в творчестве, инициативе, самостоятельном изготовлении поделок, игрушек, коллажей и т. д.
- воспитанники ДОУ поступят в школы, лицеи.
Предполагаемая нами, поэтапная работа с дошкольниками, по развитию конструктивных способностей с помощью бумаги, природного и бросового материалов, может быть использована не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также родителями для совместных с детьми игр в домашних условиях.
Следующая > |
Материалы
Что можно использовать для поделок из отходов своими руками? В ход пойдут любые вещи, которые не нужны, даже самые нестандартные варианты:
- картонные коробки всех размеров;
- бутылки из стекла и пластика;
- контейнеры для еды или шоколада, киндер-сюрпризов;
- компьютерные диски, пластинки;
- фантики, фольга, красивые картинки, открытки;
- старые журналы;
- поролон и пенопласт;
- пробки, крышки;
- пуговицы, бусины, бахрома, блестки.
Важно, чтобы материалы были чистыми, яркими и целыми, не стоит брать ветхие и затертые вещи.
Материалы для поделок
В качестве материала для творчества можно использовать:
- пластиковые бутылки, крышечки от них разных цветов и размеров;
- пластиковые тарелки, стаканчики, вилки, ложки, контейнеры;
- традиционный «природный материал»- желуди, каштаны, листья, палочки, скорлупа, семена растений, камешки, ракушки и т.д.;
- различные остатки тканей, бусины, ленты, тесьма, стразы, пряжа, цветные нитки и т.д.;
- традиционный «детский» материал: цветная бумага, картон, клей, цветные карандаши, фломастеры….
Список используемого материала можно продолжить практически бесконечно. В умелых руках мастеров и мастериц найдется применение абсолютно всему.
Этапы создания
Если вы работаете над творческим проектом поделки из вторсырья вместе с ребенком, постарайтесь привить ему привычку думать свободно, но конструктивно, в соответствии с логикой процесса. Этапы работы могут быть следующими:
- Идея создания новой игрушки. За основу можно взять уже готовый пример, выбрать по картинке или фотографии. Проанализируйте с ребенком особенности выбранного варианта – в чем сложность, какие материалы нужны, какие части являются основными.
- Продумайте детали конструкции – крепления, надежность соединений, безопасность клея.
- Поверьте наличие красящих материалов (фломастеров, карандашей, красок), если они необходимы, а также украшений.
- Продумайте техники, которые будут удобными и полезными: лепка, аппликация, вышивка.
- Подготовьте материал и начните кроить, резать, шить строгать детали.
- Займитесь скреплением частей, проверьте прочность соединений.
- Готовое изделие можно продемонстрировать аудитории, проанализировать и обсудить с детьми.
Показывайте ребенку, как делать тот или иной прием, чтобы он постепенно освоил его и начал работать самостоятельно. Объясняйте, что и почему нужно делать на каждом этапе. Таким образом дети будут учиться планированию всего процесса, цельному восприятию работы и будут точнее стремиться к результату.
Важно: не критикуйте детей, если что-то не получается, иначе исчезнет радость от участия в творческом проекте.
Стоит учитывать возраст детей, не нужно ждать слишком многого от маленьких мастеров. Чтобы они не скучали, важно их подбадривать и хвалить за каждый успешный шаг.
Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
- Три — четыре года: познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
- учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
- развивать мелкую моторику.
- развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
- учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
- Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
- в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например: какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
- какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
- какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
- Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
- в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
- в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
- Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
- в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
- Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
- Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
- Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей
Варианты поделок из мусора
Теперь предлагаем выбрать интересную задумку, которая позволит использовать ваши ресурсы с пользой. Поделки из отходов и бросового материала могут быть очень простыми или повышенной сложности. Разделим их на определенные типы по группам дошкольного возраста, чтобы было удобно выбирать наиболее оптимальную модель.
Если вы – воспитатель или учитель, можно проводить занятия по творческому конструированию 1-2 раза в неделю. Моделирование не должно быть утомительным, это увлекательный процесс, который не оставит детей равнодушными, если правильно его организовать.
Польза работы
Любое занятие развивает творческие способности. Творчество развивают фантазию, усидчивость, тренирует мелкую моторику рук. Кроме того, дети познают окружающий мир не по картинкам, а то, что называется «на ощупь».
В качестве бросового материала можно использовать все, что угодно: ткани, природный материал, крышечки, проволоку-разнообразие структур налицо, а это всегда очень полезно и поучительно для ребенка.
Младшая группа
Поделки в садик из бросового материала для младшей группы:
Конфеты для кукол. Для этих простых поделок пригодятся фольга, фантики, пробочки и крышечки. Хорошо, если будет готово оборудование общего плана: кукла будет сидеть за столом в ожидании конфет, уже с чашками и самоваром. В конце мероприятия можно устроить настоящее чаепитие со сладостями.
Обратите внимание!
- Квилинговые поделки: особенности техники работы, пошаговая инструкция и понятные схемы для начинающих + идеи креативных поделок (150 фото)
- Поделки из гофрированной бумаги: 100 фото креативных решений поделок + поэтапные схемы и инструкция по созданию своими руками
- Поделки из фоамирана: идеи создания поделок и интересные схемы изготовления цветов
Волшебное дерево. Очень интересно собрать настоящее дерево из подручных материалов – стаканчиков, бутылок, проволоки, трубочек, бочонков от мозаики. Здесь актуален пластилин, клей, разные продолговатые колпачки и трубочки. Нарядить дерево можно кусочками тканей, бусинками, которые вешаются на скрепках.
Паучки. Сделайте паучков из стаканчиков или маленьких емкостей, пушистой проволоки, детали прикрепите пластилином.
Веселые кактусы. Хорошо получаются кактусы из пластиковых стаканов и горшочков, для иголок можно взять зубочистки и пластилин. Интересная идея – закрепить на кактусе нарисованную и вырезанную заранее улыбку и глазки, тогда он получится совсем живым.
Дополнительные инструменты
Для успешной работы важно заранее приготовить все нужное. Традиционно в «бросовом» творчестве используются:
- ножницы;
- клей-пистолет;
- скотч;
- дыроколы, плоскогубцы, круглогубцы,
- игла, нитки
Список вспомогательных материалов, конечно, можно продолжить. Главное-приготовить все заранее, чтобы во время работы не отвлекаться.
Средняя группа
Детские поделки из бросового материала для средней группы для ребят чуть постарше? Им подойдут такие идеи для конструирования:
Погремушки. Можно создать необычные игрушки с использованием бутылочек, контейнеров от киндер-сюрпризов, применяя местами пластилин и мелкие украшения.
Игрушки для елки. К Новому году можно наделать простых и симпатичных украшений и бус для елки с техникой аппликации и лепкой.
Обратите внимание!
- Поделки из полимерной глины | Пошаговый мастер класс создания красивых поделок
Поделки из эпоксидной смолы своими руками — варианты оригинальных поделок, поэтапная инструкция отлива и изготовления своими руками
- Поделки из лего: пошаговый мастер-класс по созданию простых поделок своими руками + оригинальные варианты изделий из лего (фото + видео)
Букет цветов или одиночный цветок из карандашной стружки, ниток, дождика, мишуры, ленточек.
Рыбы. Очень интересно вырезать рыбок из легкого пенопласта, их можно раскрасить и дополнить декором.
Кукольная мебель. Сделайте с детьми небольшие предметы интерьера из картона, спичечных коробок, пластиковых баночек, емкостей от сладкого. Потребуются ножницы, клей, бумага, картон, красивые мелочи для декора, ненужные наклейки.
Парад военной техники. Поиграйте в День Победы, постройте небольшие танки и корабли из коробочек, баночек, пуговиц, держателей для чупа-чупса, разных интересных ненужных деталей.
Куклы из лоскутков. Сложите из тряпочки фигурку, завяжите узелки, придумайте платья, имя для куклы, нарисуйте лицо.
Обратите внимание!
- Поделки на рождество — как сделать своими руками? 150 фото лучших тематических поделок
- Поделки из камней: креативные варианты поделок из камней + поэтапная инструкция изготовления своими руками, способы и схемы работы
Поделки из дисков: поэтапный мастер-класс по созданию своими руками, креативные идеи поделок разной сложности + простые схемы для начинающих
Хризантемы. Нарежьте верами стаканчики и склейте концы – получится цветок с пышными лепестками.
Зачем это нужно?
Не всегда «бросовое» творчество используется только для детсадовских и школьных выставок и после безжалостно уничтожаются. Если посмотреть фото поделок из бросового материала в интернете, то можно просто изумиться их разнообразию, красоте и практичности.
Это и эксклюзивные предметы интерьера, сувениры, подарки- hand made сейчас очень популярен и востребован.
Старшая дестадовская группа
Поделки из бросового материала для детей старшей группы и игрушки уровнем сложнее:
Свой дом. Сделайте имитацию родного дома из коробок с аппликацией, добавляя интересные детали, напоминающие знакомые интерьеры (шторы, лампы, кровати, лесенки).
Светофор. Используйте спичечные коробки, дополните их цветной бумагой.
Фруктовый стол. Вырезайте разные фрукты и овощи из поролона, срезая углы и острые грани.
Снеговики. Соорудите из поролона округлые заготовки и дополните их бумажными элементами.
Голубой вагон для Гены и Чебурашки. Соедините предварительно сделанные коробки-вагоны, из бутылочных крышек сделайте колеса. Раскрасьте поезд или украсьте вагоны аппликацией.
Подснежники. Сделайте цветы из палочек и фантиков, перевязывая их нитками.
Коробки-машинки. Обклейте разные коробки бумажными колесами и кузовами, напишите название марки машины, добавьте аппликации, лепку.
Гимнасты. Сделайте фигурки из гибкой проволоки в оболочке их ПВХ. Накрутите сверху цветную бумагу, раскрасьте лица гимнастов.
Город в Рождество. Можно сделать масштабный макет городка с башнями, домами, магазинами. Для этого пригодятся пакеты из-под соков, краска-аэрозоль, маркеры и клей.
Старшие дети
Поделки из бросового материала в садик – подготовительная группа в саду вполне смогут вместе с воспитателем создать следующие проекты:
Музыкальные инструменты. Для игры в музыкантов и создания элементарных инструментов возьмите стаканчики от йогуртов, леску, проволоку, коробочки и деревянные емкости.
Замок из сказки. Сконструируйте с детьми башни и крепостные стены из пластиковых бутылок, цветной бумаги, отдекорируйте готовые здания и сооружения.
Африканская саванна. Создать жирафов и зебр можно из коробочек и цветной бумаги, раскрасив их в полоску фломастерами.
Клоуны в цирке. Симпатичные клоуны получаются их фантиков, картона, ниток и клея. Это очень простые поделки из бросового материала своими руками.
Дюймовочка или Русалочка. Героини сказок Андерсена – тоже поделки из бросовых материалов. Они возникают из каркаса на проволоке, кусков пластика, бусинок и цветной пряжи для волос.
Космическая тема. Космонавты в скафандрах легко получаются их тарелок и бутылок из пластика, пригодятся трубочки для коктейля, бумажные детальки. Не забудьте нарисовать флаг страны на комбинезоне, сделать шнур, соединяющий покорителей космоса с ракетой.
Хоровод друзей. Веселые человечки, мальчики в штанишках и девочки в юбочках, которые водят хоровод, взявшись за руки, отлично получаются из цветной бумаги и коробочек из-под сока (плотный картон – хорошая основа для силуэтов).
Лесные малыши. Любые лесные животные (зайчики, совы, лисята, медвежата) легко делаются из рулонов от туалетной бумаги, которые служат заготовкой для туловища. Головы, лапы и хвосты можно приделать аппликацией, детали прорисовать фломастером.
Самолеты. В основе модели – пластиковая бутылка, на которую наклеиваются детали – крылья, хвост, эмблемы.
Королевская корона. Используйте для поделки из бросового материала для детского сада одноразовые тарелки, которые можно разрезать пополам, пришить пуговицы-«бриллианты», разные декоративные детали.
Театр кукол имени Буратино. Создайте сцену театра из упаковочных коробков, кукол – из лоскутков, реквизит – из бутылочек и коробочек. Для украшения занавеса пригодятся открытки, ширму можно сделать из гофрированной бумаги. Двигать кукол можно на полупрозрачных пластиковых трубочках, которые крепятся к туловищам сверху.
Проект «Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»
Ирина Тощева
Проект «Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»
Проект: «Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»
Введение
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)
Конструирование в процессе обучения — средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов.
Само слово конструирование (от лат. construo — строю, создаю)
обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением
проектов и расчетов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры.
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это пластиковые бутылки, пробки, футляры, коробки, пуговицы, бусы и т. д.
Мы взрослые стараемся побыстрей избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей.
Уже использованный предмет-бутылку не выбрасывается, а превращается в полезную вещь или поделку.
Задача взрослого, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы.
От поделки до произведения искусства один шаг.
Цель: Исследование возможности использования бросового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие
— Знакомить детей с бросовым материалом.
— Формировать умения следовать устным инструкциям.
— Обучать различным приемам работы с бросовым материалом.
— Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
— Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
— Развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер.
— Развивать внимание, память, мышление и воображение.
— Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
— Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к конструированию из бросового материала.
— Расширять коммуникативные способностей детей.
— Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
— Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
— Побуждать детей к совместной поисковой деятельности;
— Формировать представление о правилах безопасности при работе с ножницами, клеем и т. д.
Для успешной и безопасной работы с дошкольникамидолжна проводиться работа по технике безопасности при работе с ножницами:
1. Следует хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе необходимо внимательно следите за направлением резания.
3. Следует не работать с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Нельзя держать ножницы лезвием вверх.
5. Нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
6. Нельзя резать ножницами на ходу.
7. Нельзя подходить к товарищу во время работы.
8. Следует передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы необходимо удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. С клеем следует обращаться осторожно. Клей ядовит!
2. Следует наносить клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы следует обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем следует пользоваться салфеткой
Планирование работы по конструированию из бросового материала
№ п\п Занятие Материалы
ЯНВАРЬ
1. Композиция «Паучки на паутинке»
Коробка из-под конфет, белые нитки, картон яркого цвета, 3 скорлупки от грецкого ореха, 3 скорлупки от фисташек, проволока, вата, клей, ножницы.
2. Композиция «Кузовок»
Двухлитровая пластиковая емкость, пуговица с двумя дырочками, проволока, шило, ножницы.
3. Композиция «Игрушка-ловушка»
Верхняя часть от двухлитровой емкости с пробкой, проволока, контейнер от киндерсюрприза, прочная нить, 2 бисеринки для глаз и 1 удлинённая — для носика, самоклеящаяся цветная бумага, ножницы, шило, фломастер.
ФЕВРАЛЬ
1. Композиция «Червячок в яблочке»
Плотный картон, цветная бумага, разноцветные бусинки, проволока, клей, коробочка круглой формы от сыра, кисточка для клея, ножницы, шило, простой карандаш.
2. Композиция «Аквариум»
Пластиковая ёмкость 5л и 2л, пластмассовая крышка или плотный картон, равный по диаметру большой ёмкости, пластилин отработанный (перемешанный по цвету, ранее использованный, пластилин жёлтого цвета, ракушки, мелкие камушки, скотч, ножницы, фломастер.
3. Панно «К бабушке на чай»
Спички, солёное тесто, 3 фантика от конфет, гуашь, кисть, плотный картон, стека, клей ПВА, линейка, карандаш.
4. Композиция «Подсолнух»
Круглая коробочка от плавленого сыра, цветная бумага жёлтого и зелёного цвета, пластилин жёлтого и коричневого цвета, семечки подсолнечника, 2 скорлупки от грецкого ореха, раковина от улитки, проволока, 2 бисеринки желтого цвета, 2 зубочистки, клей, кисть для клея, стека, гуашь, ножницы.
МАРТ
1. Композиция «Гусеница»
5 контейнеров о шоколадного яйца, 5 одинаковых бусинок любого цвета, 2 бусинки синего цвета для глаз и 1 красного цвета для рта, проволока, кусочки меха, клей, ножницы, шило.
2. Композиция «Человечек-пробочка»
Разноцветные крышки от соков 8 штук, пробки от пластиковых бутылок 23 штуки, половинки от шоколадных яиц, контейнер от большого шоколадного яйца, 4 длинные проволоки, 2 короткие,2 белые пуговицы, 2 чёрные бусинки для глаз и красная для рта, шило, ножницы, вязальный крючок.
3. Композиция «Лошадка»
Целый контейнер и половинка от большого шоколадного яйца, 4 половинки контейнеров от малых шоколадных яиц, разноцветные крышечки от соков 6 штук, разноцветные пробки 19 штук, бусинки чёрные и красные, чёрная пуговица, нитки красного цвета, проволока, шило, ножницы, вязальный крючок.
4. Композиция «Кошка с мышкой»
Контейнер от большого шоколадного яйца, пробки малые, крышки от соков 5 штук, колпачки от тюбиков 4 шт,2 белые пуговицы, бисер синего и зелёного цвета по 2 шт., 1 красного, проволока.
При составлении плана работы были соблюдены следующие принципы:
• доступности материала, достоверности;
• сезонности;
• последовательности;
• подачи материала от простого к сложному;
• переход количественных изменений в качественные.
Занятия проводились два раза в неделю, во время НОД и во вторую половину дня. Длительность занятия 15-20 минут.
Для развития мелкой моторики и поддержания интереса к конструированию из бросового материала в группе был дополнительно оснащен различными природными и бросовыми материалами «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности»
, в оснащении которого принимали участие родители. Уголок был оснащён следующими
материалами: разная по качеству и цвету бумага, ткань, поролон, нитки, проволока, кусочки дерева, пластиковые бутылки, крышки, пуговицы, цветные стёкла, камни, газеты фантики от конфет, скрепки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа, опилки, коллекции ракушек, камней, бусинок, принадлежности для рисования, пластилин, кисти, ватные палочки, стаканчики непроливайки и т. д.
Весь материал в «уголке»
динамичен, прост, дешев и доступен, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения. Таким образом, были созданы условия для самостоятельного
конструирования из бросового материала в свободное время.
Несомненно, что вся развивающая работа должна проходить в тесном взаимодействии с родителями. С целью привлечения родителей к данной работе нами были проведены консультации, собрания, а так же совместные занятия, на которых были даны рекомендации по работе с бросовым материалом.
В процессе работы были проведены различные занятия в технологии конструирования из бросового материала. При этом соблюдалась структура занятия, правила, постепенно усложнялось программное содержание. Работу проводили по подгруппам,что давало детям возможность свободно действовать с предметами: обследовать их, не спеша поразмышлять над своими действиями. Использовали материалы, которые не часто используются в группе при большом количестве детей (пуговицы, крышки, камни, краски, песок и др.)
Не ограничивали детей в деятельности из гигиенических соображений (
«испачкаешься»
,
«прольешь»
). Занятия проводились в игровой форме. Таким образом, в процессе работы дети ненавязчиво получали знания и приобретали необходимые умения и навыки.
Педагогу отводилась роль соучастника детского творчества, который не спешит указать им путь решения задач или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. В настоящее время работа с детьми требует от педагога демократического стиля, поэтому общение, с детьми в ходе конструирования носило доверительный, доброжелательный характер.
В результате проведённой работы дети расширили представления о бросовом материале, научились изготавливать из различного бросового материала много полезных поделок.
Дети с удовольствием занимались конструированием, на занятиях и в свободное время, помогали, подсказывали друг другу, просили научить их делать и другие поделки, которые потом использовали в играх, инсценировках сказки и просто дарили родителям и друг другу. Во время коллективного труда дети научились делиться на подгруппы, быть дружелюбными друг к другу.
Проведённая работа вызвала у детей большой интерес. В результате дети получили массу положительных эмоций. Поделки детей получились яркими и необычными.
Работа проходила в тесном взаимодействии с родителями. Взрослые стали активными участниками работы, они помогали своим детям в изготовлении поделки.
В результате, как у детей, так и у родителей повысился интерес к работе с бросовым материалом.
Творческие эксперименты на даче
Во время летнего отдыха в деревне у бабушки или на даче также можно отлично провести время в дождливый день или в саду, на свежем воздухе, создавая чудесные игрушки-поделки из мусора своими руками.
Это очень просто, а материалы, традиционно, пригодятся самые примитивные. Главное – смекалка и фантазия. Что можно сделать с детьми:
- городок с домиками для фей;
- божьи коровки, пчелки;
- гирлянды для дома и сада;
- украшения для почтового ящика;
- украшения на деревья и забор.
Использовать для поделок из бросового материала можно все, что придет в голову и что не жалко. Например, основой многих конструкций будут бутылки из пластика объемом 0,5 л, также нужны краски, бумажные цветы, клей, ножницы, футляры от йогуртов и киндер-сюрпризов. Раскрасьте бутылки, сделайте разрез по центру и прорежьте окошки. Сверху можно наклеить кусочки картона, имитируя кирпичную кладку.
Наполните домик феи игрушками и аксессуарами, также сделанными своими руками. А дизайн сада, забора, сарая или будки для собаки можно доверить детям – пусть они распишут и украсят пространство сами.
Сюжетные картины
Детям более взрослого возраста под силу изготовить более сложные поделки-композиции, сюжетные картины, иллюстрации к сказкам. Часто большие работы дети выполняют в группах.
Такая деятельность помогает налаживать отношения в коллективе, учит сотрудничеству, взаимопониманию и взаимопомощи. Интересные сюжетные поделки из бросового материала для выставок всегда очень интересны, получают массу похвал и наград.
Одежда
Из отходов можно также сделать интересные и смешные модели одежды — поделки из бросового материала своими руками. Платье для девочки соорудите из газет, пакетов, стаканчиков или тарелок. Делайте примерки, дефиле и модные показы, это весело и очень развивает фантазию будущих модельеров, учит нестандартному мышлению.
Как сделать одежду поделку из вторсырья или из одноразовой посуды:
- сначала соорудите основу из ткани или бумаги;
- наклейте части декора;
- выложите юбку, используя крупные заготовки;
- детали следует накладывать друг на друга по косой, чтобы края захлестывали;
- из согнутых тарелок сделайте рукава типа «фонарик»;
- верхний слой платья выложите ложками, наклеив их слоями (вилки лучше не брать, чтобы не поцарапаться).
Также получаются удачные платья из холщовых мешков, как и поделки из мусора. Можно сделать целую театральную постановку с актерами в ролях лешего, Страшилы, Дровосека, лесных зверей. Главное – иметь основы в виде шортиков и маек, остальные детали накладываются сверху.
Теперь вы знаете, какими могут быть поделки из бросового материала для детского садика. Не ограничивайте фантазию детей, которые обязательно увлекутся творчеством. Поделка — вторая жизнь ненужных вещей для школы и дома. Если они начнут генерировать свои идеи, то день не прошел зря!
«Душевная» польза
Как уже отмечалось, поделки из бросового материала с удовольствием изготавливают и взрослые, и дети. Для взрослых такой вид деятельности является своего рода релаксом-такое творчество успокаивает нервы, помогает реализации творческих способностей и потребностей, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии.
Кроме того, вторичное использование материалов помогает сохранить окружающую среду, уменьшает отходы.