Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры и приемы социо — игровой технологии»


Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры и приемы социо — игровой технологии»

3.«Мы – такие разные»

Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)

4.«Спиной друг к другу»

Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.

II. Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Цель: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.

К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».

С вами мы обыграем эти игры:

1.«С миру по букве»

со всей аудиторией

Ход:

Педагог: всем известна фраза, где все слова начинаются с одной буквы.

Например: «Павел Петрович пошел погулять,

Поймал попугая, пошел продавать.

Просил полтинник, получил подзатыльник».

Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»

Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него что заканчивается на «ОК»

Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»

2. Игра-задание«Деление на команды».

Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 группы. Деление может проходить разными способами:

— по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);

— по договору в парах: солнце-луна;

— по расчету: апельсин – яблоко;

Дальше нужно выбирать лидера – капитана:

— по жеребьевке (палочки, одна короче);

— по метке (карточки, одна с меткой);

— по считалке.

Капитаны подходят к педагогу и получают задание, которое передают своей команде.

Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду — дети поочередно хором произносят названия предметов белого цвета).

3

.
«Угадай-ка»
Ход: «Дети» стоят в маленьких группах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.

Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов, угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).

III. Игры-разминки

Цель: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.

В группе можно проводить такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха».

Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»

Библиографическое описание:

Соколова, О. В. Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города» / О. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (9). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2563/ (дата обращения: 29.01.2022).


Ключевые слова: социо-игровые технологии, посыльный, команда, взаимодействие

Цель:

− повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного взаимодействия в команде.

Задачи:

  1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо-игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
  2. Обучить приемам социо-игровой технологии;
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оборудование: 4 стола, колокольчик, нарисованный макет улицы, разделенный на 4 части; любой некрупный конструктор, ножницы, фломастеры, клей, разноцветный картон, мелкие игрушки для обыгрывания (для 4-х команд); мольберт, мел.

Ход мастер-класса:

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы научиться организовывать учебную деятельность детей с использованием социо-игровых технологий.

Я предлагаю вам поиграть в одну из игр для рабочего настроя — «Скажи приятное другу».

Ход игры: все участники встают в круг, ведущий или любой педагог (как договорятся), передает соседу колокольчик и говорит что-то приятное.

Например: «Вы всегда так любезны, у вас обаятельная улыбка и т. п».

Ведущий: Чтобы продолжить нашу работу, нам необходимо разделиться на команды. Я предлагаю разделиться на команды по временам года — зима, весна, лето, осень. (Кто в какое время года родился).

Участники мастер-класса делятся на 4 команды иподходят клюбому из четырех столов.

Ведущий: Сейчас вам надо выбрать одного посыльного от каждой команды, который подойдет ко мне, чтобы получить первое задание. За каждым новым заданием будет подходить новый посыльный. (Если в команде закончились участники, которые уже были посыльными, то посыльные выбираются по второму кругу).

К ведущему подходят первые посыльные иполучают первое задание. Придумать название своей команды. Название должно состоять из двух слов, относящихся к городу. Когда команда придумает название, то все члены команды должны взяться за руки, поднять их вверх и прокричать хором: «Мы готовы!»

Посыльные возвращаются к своим командам.

Когда все команды готовы, они, хором, кричат по очереди название своей команды, ведущий записывает эти названия на доске.

Ведущий подзывает вторых посыльных для получения нового задания.

Рис. 1.

Посыльные получают по одной части макета улицы города и разрешение взять только по 10 любых деталей конструктора и построить свою часть улицы на полученном макете. (Если какие-то детали конструктора не подошли, то их можно обменять на другие любые детали, но общее их количество должно быть 10).

Посыльные возвращаются к своим командам и объясняют другим членам команды, что надо делать.

Следующие посыльные получают новое задание.

Можно взять дополнительный материал (бумагу, картон, ножницы, клей, фломастеры) и благоустроить свою часть улицы.

Члены команд подходят за дополнительным материалом и сообща придумывают, как благоустроить свою часть улицы.

Рис. 2.

Когда команды закончат свою работу, ведущий сдвигает все столы вместе, чтобы получилась одна большая улица.

Рис. 3.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам поближе и отметить, что интересного построили другие команды.

Следующие посыльные получают новое задание.

Предложить по одной гласной букве.

Ведущий записывает эти гласные на доске. Затем всем командам сразу дается новое задание.

Придумать название улицы, чтобы в названии использовались первые буквы названия команд и предложенные гласные. (Количество слов в названии улицы не ограничивается). Из предложенных вариантов выбирается наиболее понравившееся название.

Следующие посыльные получают новое задание.

Можно взять предложенные игрушки (машинки, деревья, человечки) и обыграть постройки.

Итог.

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые приемы организации учебной деятельности и использования социо-игровой технологии в работе с детьми подготовительного к школе возраста. Надеюсь, они пригодятся Вам в вашей повседневной работе. Желаю Вам успехов!

Литература:

  1. Букатов В. М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов.
  2. Букатов В. М. «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».
  3. Букатов В. М. Ершова А. И. «Возвращение к таланту» учебное издание.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: команда, социо-игровая технология, посыльный, ведущий, часть улицы, дополнительный материал, задание, участник мастер-класса, член команды.

Игровые технологии для дошкольников

Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным и решающим в начале ступени развития ребенка. Обучение в игровой форме должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Результат игр обоснован, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной воспитательной направленностью.

Целью игровой технологии — является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игры в основном, являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен руководствоваться следующими требованиями:

— выбор игры. Должен выступать как средство удовлетворения интересов и потребностей детей. Обычно выбор игры зависит от воспитательных задач, которые требуют своего логического разрешения. То есть дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;

— предложение игры. Создаётся игровая проблема. Для ее решения детям предлагаются разные игровые задачи, такие как техника действий и правила;

— объяснение игры. Педагог кратко и чётко объясняет правила и технику действий игры, но только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование. Должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива. Игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

— развитие игровой ситуации. Характеризуется принципами: отсутствием принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличием игровой динамики; поддержанием игровой атмосферы; взаимосвязью игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры. Результат игровой деятельности детей должен быть проанализирован и нацелен на применение в реальной жизни.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

— обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

— познавательные, воспитательные, развивающие;

— репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны. Они подразделяются:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Компонент игровой технологии – это непосредственное взаимодействие и общение педагога и детей, который носит непосредственный и систематический характер. Компонент игровой технологии:

— активизирует воспитанников;

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует творческому развитию ребенка;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— дает возможность педагогу изменять стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач, в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая технология организуется как целостное образование, которое охватывает некоторую часть учебного процесса, а также объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Задачей каждого воспитателя является составление игровых технологий из отдельных игр и элементов. В последнее десятилетие, в связи с развитием мирового сообщества, приоритетом в центре системы образования и воспитания стала человеческая личность. Главным компонентом формирования человеческой личности становиться педагог, который одновременно является и носителем общечеловеческих ценностей и созидателем творческой личности. Постоянные колебания и перемены общества определяют сложность для педагога и ставят его перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, основой деятельности педагога является определение и использование своего личностного творческого потенциала , что является системообразующим фактором авторской педагогической системы, восхождением от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от стандартных технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.

Если педагог использует новейшие педагогические технологии, какими качествами он должен обладать? На сегодняшний день приоритетными и востребованными качествами педагога становятся такие личностные качества (имидж), как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.

Литература:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Мастер-класс «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

,

воспитатель

МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №18 п. Разумное»

Цель:

Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников.

«Игра порождает радость, свободу, довольство,

покой в себе и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по ):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В нашем ДОУ, предусматривающее в соответствии с пунктом 2.4 ФГТ решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности, при проведении режимных моментов, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве непосредственно организованной деятельности или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии проведения развлечений (игры типа «Зарница», «Зов джунглей», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма сеансов создается в Игротеке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к деятельности. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую картину; откликнуться на просьбу помочь сказочной Фее построить дома в ее стране или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Реализация игровых приемов и ситуаций в игровых сеансах происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; дидактический материал используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в непосредственно организованной деятельности в Игротеке, сочетание элементов игры и других видов деятельности во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Выделяются игры по образовательным областям.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключается из игры, никто не становится «неудачником». Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.

Все игры структурированы так, чтобы детям не было страшно или скучно, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Особенно важно для нас, чтобы ребенок получал удовольствие от игры, ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие событий и взаимодействие детей. Игры создают атмосферу, в которой развиваются доверие, самостоятельность, инициатива, дисциплина и готовность помочь.

Представляю Вам некоторые из таких игр.

В начале игрового сеанса мы используем игры для «разогрева» группы и начальной стадии работы.

Дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия и заранее предположить, что можно опробовать в игре. Поэтому мы рекомендуем чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать ловкость. Кроме того, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.

«Большой круг» —

в этой игре совершаются дифференцированные движения обеими руками. Кроме того, игра выполняет роль ритуала, объединяющего группу, выступает как символическое действо, иллюстрирующее важные компоненты совместной работы, в частности, инициативу и внимательность к другим.

Материалы: в зависимости от величины группы один или два легких цветных шифоновых платка.

Возраст участников: с 5 лет.

Инструкция: Встаньте (сядьте на пол) в большой круг. Один из вас начинает и перебрасывает платок из одной руки в другую, так чтобы в полете получилась дуга. Этой рукой он бросает платок дальше соседу. Когда бросаете платок, будьте особенно внимательны…

И так платок должен пройтись по всему кругу. (Когда платок вернется в исходную точку, запустите его по кругу в другую сторону.)

Игры на сотрудничество и взаимопомощь.

«Спасибо!» —

Эта красивая игра важна в социальном аспекте. В ней дети учатся быть внимательными к тому, нуждается ли другой ребенок в их помощи, благодарить другого за помощь, за приятное.

Дети двигаются под музыку, учатся удерживать на голове очень легкий предмет. У них развивается чувство пространства, способность решать задачи и принимать решение.

Материалы: для каждого ребенка бумажная салфетка; инструментальная музыка с переменным темпом, например, «Детские сцены» Шумана.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям: Я хочу предложить вам игру, для которой понадобиться много места. Каждый из вас должен двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не падала. Двигайтесь под музыку то медленнее, то быстрее. Будьте внимательны и обходите все препятствия на своем пути.

Если салфетка упадет, вы должны остановиться и не шевелиться, пока другой не поможет вам и не положит упавшую салфетку снова на голову. Если хотите, вы можете спасти другого ребенка иным способом. Бережно коснитесь, и тогда ребенок может сам положить упавшую салфетку себе на голову.

«Листок бумаги» —

в этой игре с партнером дети учатся прислушиваться друг к другу и контролировать свои руки.

Материалы: один лист бумаги А4 для каждой пары детей.

Возраст участников: с 6 лет.

Инструкция детям: Мне очень интересно, скольким из вас удастся проделать такой фокус… Разделитесь на пары и возьмите по одному листу бумаги. Станьте друг против друга и вдвоем держите лист бумаги ладонями: одна ладошка ваша, другая – партнера. А теперь сам фокус: вы должны одновременно отпустить бумагу на очень короткое время и снова вернуть руки в исходное положение, так чтобы лист бумаги не упал на пол. Можете немного потренироваться. А потом, возможно, вам захочется попробовать сделать это другой рукой.

Игры на развитие самоконтроля.

«Слушай музыку» —

эта прекрасная танцевальная игра, в ходе которой дети, тренируясь внезапно останавливать движение и замирать, учатся ориентироваться в пространстве, считать, кооперироваться друг с другом.

Материалы: спокойная инструментальная музыка, например, «Вариации на тему Моцарта» , обруч по количеству участников.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям: Давайте равномерно распределим обручи по всей комнате. Положите их на пол так, чтобы еще достаточно места оставалось для прохода.

Сейчас я включу музыку. Пока она звучит, танцуйте, где хотите, но не заступайте за обручи. Когда музыка остановится, прыгните скорее в ближайший обруч и замрите, будто вас заморозили…(2 минуты)

Теперь я уберу половину обручей. Когда на этот раз музыка остановится, в каждом обруче должно стоять по двое (два ребенка)…(2 минуты)

(Уберите еще несколько обручей, чтобы на каждую тройку детей пришлось по обручу).

В этот раз в обруче должно стоять по три ребенка.
(Вслед за этим можно убрать еще несколько обручей.)
Теперь вы можете сами решить, сколько (детей) должно помещаться в одном обруче. Но помните, что когда музыка остановится, вы должны стоять совсем тихо и неподвижно.

Эта игру можно модифицировать в зависимости от темы реализуемого проекта в рамках Центра игровой поддержки дошкольников. Например, проект «Мой поселок» — тема «Транспорт на улицах нашего поселка» — игра «Эй, машины полный ход!», где обручи выполняют роль гаражей, дети изображают машины и т. п.

Вывод:

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатывать информацию и выполнять задания по образцу. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи.

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]