Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит Антуан де Сент — Экзюпери.

Каждый взрослый приходит в свою жизнь из детства. От того, каким оно было – зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям. Именно в детстве (и более того, в раннем детстве) воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить! Необходимо, видимо помнить, что воспитание ребенка, начинается, прежде всего, с самовоспитания человека, взрослого. С его нравственных качеств, правильного общения с людьми и бережного отношения ко всему тому, огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Что такое сказка? Откуда она к нам пришла?

А пришла она к нам еще с колыбели. Как только ребенок родился, он уже слышит ее шепот, слышит звуки, пение его мамочки, напевы бабушки. Ребенок погружается в уютную теплоту добрых эмоций. Неразрывная связь с матерью продолжается не один год. Любовью, добротой окружен наш малыш, и он уже слышит какие-то элементы сказки, прибаутки, потешки, начинает понимать речь своих близких. Малыш подрастает и просит маму: «Расскажи, расскажи…Что же там дальше?» А мама с удовольствием поведает ему о том, что добро всегда побеждает зло.

Дети с замиранием сердца слушают небывалые истории, рассматривают иллюстрации к сказкам, всем своим существом сопереживают их героям.

Л.С. Выготский говорил, что сказка во многом способствует изживанию эмоций, удовлетворению духовных потребностей личности.

Детям нужны сказки ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Описание чудес, необычных и не всегда понятных событий оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Заставляют задуматься: «Есть ли вокруг меня какие—то еще добрые силы, кроме родителей?» Для ребенка очень важны такие вопросы – он думает о собственной защите в этом мире, о смысле жизни.

Сказки не только заставляют ребенка задуматься над важными жизненными вопросами, но помогают найти на них ответы.

Герои сказок идентифицируются детьми в зависимости от их возраста и волнующих проблем. Ребенок легко входит в сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в королевича или Белоснежку, и так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло бы происходить в действительности. Ребенок хочет подражать окружающим его: сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же возможно: выйти победителем из любых испытаний, например, перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и сразиться с драконом о трех головах. Мечты ребенка осуществляются в сказках, когда он слушает, ее или придумывает собственный вариант. Таким образом, ребенок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю». Воспитание детей на материале сказки – важная проблема. Ее решение требует серьезной, продуманной работы, характер и содержание которой обусловливается самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.

Формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего, о бытовой и предметной деятельности.

Создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей в этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействия людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослыми, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Для того, чтобы развивались нравственные качества детей, через сказку, необходимо учитывать возрастные особенности детей с каждым годом. Начиная с первой младшей группы, дети постепенно постигают все нравственные качества (справедливость, доброта, взаимопомощь и т.д.). Через сказку с возрастом детей идет более обширное, углубленное знакомство со сказками. Они знакомятся с волшебными, бытовыми, юмористическими сказками, где их персонажи, герои, ведут себя совершенно по-разному. Передавая характер и те качества, которыми они наделены. На основе этих представлений у ребенка складывается образ героя сказки (положительный — отрицательный) с помощью нравственных качеств, ребенок рассуждает, доказывает себе и окружающим, каким бы он хотел видеть своего героя, или какой он есть.

На основе нравственных чувств лежит способность эмоционально откликаться на состояние (горе, радость и т.д.) другого человека или одушевляемого предмета либо явления. Дети учатся сопереживать, создавая образы деревьев, цветов, предметов через сказки: например, «Я ручеек, я журчу, как будто разговариваю с землей или солнышком. Я длинный – длинный. Я покрыт блестками. Это солнышко во мне искрится. Я теку далеко-далеко, в реченьку глубокую. Мне не скучно. Надо мной небо голубое. Рядом зеленая травка. А потом и речка встретится – она моя мама.» Педагог рассказывает сказку и задает вопросы: О чем может беседовать туман и тропинка? С кем может дружить туман? Дети придумывают ответы. В процессе такой деятельности развивается эмоциональная сфера и воображение, расширяется кругозор, активизируется и обогащается речь, дети учатся наблюдать природу, восхищаться ею с помощью нравственных качеств, заботиться о ней.

Для того, чтобы развивались нравственные качества детей через сказку, необходимо создавать все условия для развития этих качеств. А также необходимо применять методы, формы и приемы в своей работе.

Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в своей работе использую следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, побуждаю детей думать и говорить. Задавая им два-три вопроса. Даю ребятам высказаться. Это позволяет педагогу понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.

В группе проводятся этические беседы – плановые, подготовленные занятия с детьми. Например, «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека как, доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, частушки, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям лучше оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности дети привлекаются к различной деятельности, связанной с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, учатся сочинять собственные сказки или придумывать окончание уже известному произведению, организуют выставки работ.

Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

В ходе своей работы с детьми младшего дошкольного возраста, я провела эксперимент «Как повысить уровень нравственный качеств детей через сказку». Опираясь на программу А.Н. Веракса; Н.Е. Веракса «От рождения до школы» и основную образовательную программу детского сада № 56 «Буратино», поставила для себя следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, выявить сущность понятий, особенностей, критерии оценки, возможности сказки, педагогические условия, способствующие успешному нравственному воспитанию дошкольников.
  2. Выявить у детей уровень сформированности нравственных качеств у детей, соблюдение педагогических условий по использованию сказки в педагогическом процессе и формы сотрудничества с родителями.

На основе программных задач и предлагаемого объема литературных произведений на начало учебного года: В – 9 %, С – 13 %, Н – 5 %

Были выбраны следующие формы, методы и приемы воспитательно-образовательной работы:

На начало учебного года: В – 9 %, С – 13 %, Н – 5 %

  1. Чтение сказок.
  2. Обсуждение сказок, эпизодов, героев и т.д.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Прослушивание аудиозаписи сказок.
  5. Просмотр, видеозаписи сказок.
  6. Разные виды театров (настольный, магнитный, би-ба-бо, фланелеграф).
  7. Игра-драматизация.
  8. Придумывание нового финала сказки.
  9. Рисование сюжетов сказок, героев.
  10. Театрализованные постановки.
  11. Решение нравственных ситуаций (отрывки и сказок).
  12. Беседы по сказкам.
  13. Вечера сказок.

Методика № 1 «Разложи картинки» Н.Б. Фесюковой

Цель: Выявить умение детей классифицировать поступки по их нравственной направленности (хорошо-плохо)

Материал: набор картинок (10 шт.) с изображением нравственных ситуаций например, ребенок ломает дерево, кормит собаку и т.п.

Методика проведения: Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать, отложив в одну сторону картинки, где ребенок поступает хорошо, а где – плохо.

Критерии оценки: высокий уровень – легко ориентируется, безошибочно определяет ситуацию, кратко комментирует, без ошибок справляется с 8 – 10 картинками;

Средний — допускает ошибки (1 — 2), но исправляет их; справляется с 5 – 7 картинками;

Низкий уровень – не выполняет задания, не может ориентироваться в предложенных ситуационных изображениях, отказывается выполнять задание; дает характеристику «все хорошо» всем изображениям или большинству.

Методика № 2 Решение ситуаций

Цель: Изучение осознания норм и объяснительной речи у детей 3 – 7 лет.

Материал: Рассказы-ситуации, описывающие нравственную ситуацию.

Например:

1. У Маши было 2 лопатки. Одной она копала, а вторая лежала рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила…

В ходе исследовательского эксперимента, я пришла к выводу, что на конец учебного года у детей повысился уровень нравственных качеств через сказку. Это показывают результаты мониторинга. На протяжении эксперимента исчез низкий уровень, у детей появились логика, мышление, дети самостоятельно без помощи воспитателя, могут оценивать поступки героев сказок в разных ситуациях В – 12 % С – 24 %, Н — 0

Работа по развитию у дошкольника нравственных качеств ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям сообщается о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляю происхождение тормозящих развитие факторов, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

С целью установления тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использую следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • посещения педагогом семей своих воспитанников
  • дни открытых дверей
  • папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений

Проведение конкурсов, игровых проектов внутри группы и внутри дошкольного учреждения.

Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. В нашей группе и детском саду созданы все условия для оптимального развития детей.

Начиная день с утра, мы знакомим детей со сказкой, при чтении художественной литературы, посредством слушания побуждаем детей думать, размышлять, анализировать поступки героев, где выделены нравственные качества героев.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой мы знакомим детей с устным народным творчеством, где постигаем возможность узнать, познакомиться с волшебными, социально – бытовыми сказками. Через сказки о животных знакомимся с бытом, историей русского народа. Применяем при этом метод показа (иллюстрации) и словесный метод. Широко используем и применяем нравственные качества через пословицы и загадки: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда», «Один в поле не воин», «Дружбой дорожить — на свете легче жить».

На прогулке каждый день используем художественное слово, где присутствуют элементы русского народного творчества. А также в русских народных подвижных играх «Лапта», «У медведя во бору», «Цепи кованы», «гори, гори ясно» методом показа развиваем и прививаем детям все нравственные качества. Каждую среду у нас в детском саду во вторую половину дня проходит театрализованная деятельность, где наши воспитанники сами через драматизацию, театр, настольный театр, развивают, воплощают свои артистические, творческие способности, путем развития нравственных качеств. Для того, чтобы играть какую-то роль или персонажа сказки, методом чтения, обсуждения нравственных качеств, мы приходим к выводу, как надо сыграть того или другого персонажа.

Приложение Фото 1

В процессе познания социально-бытовых, волшебных сказок, сказок о животных0 дети приобретают такие нравственные качества, как доброта, взаимовыручка, трудолюбие, уважение к товарищу, дружба. На основе этого складываются и формируются характер ребенка. Огромное значение для наших детей имеют праздники и развлечения, где задействованы все дети. Они с удовольствием поют, танцуют, читают стихи, показывают мини-сценки. Наряжаясь в разнообразные наряды, костюмы, дети оживляются, берут на себя роль того персонажа (героя), воплощая его через себя, при этом мимика, движения, образ кажутся более эмоциональными, выразительными. Очень интересными и познавательными были развлечения: «Праздник Осени», «В гости к сказке», «Путешествие на облаке», «Рождественские встречи», «Масленка», где ребята узнали и познакомились с фольклором русского народа (заклички, прибаутки, шутки, дразнилки)

Приложение Фото 2

Разнообразные формы и приемы работы ведут к познанию русского народа, к истокам его зарождения, традиции наших предков, которые до сих пор являются актуальными, востребованными в наши дни. Во всех этих обрядах широко выражены нравственных качеств людей (доброта, вежливость, взаимопомощь, дружба), трудолюбие в быту, в землевладении, забота о животных, бережное отношение к ним.

Важную педагогическую роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку играет сам воспитатель. Воспитатель должен быть идейно-нравственным во всей воспитательно-образовательной работе с детьми, а также эмоциональным, выразительным, чутким, с хорошо поставленной дикцией, чтобы дети могли внятно и быстро понимать речь. Он должен обладать такими нравственными качествами, как доброта, уважение ребенка как личность (индивидуум), отзывчивым на разумные просьбы детей, эмоциональным. Педагог должен уметь сплотить и организовать детский коллектив.

Важную роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста играют родители. Именно в семье у детей формируется такие важные нравственнфые качества личности, как трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, доброта, чуткое отношение к окружающим людям. Родители стремятся видеть своих детей честными, трудолюбивыми, справедливыми.

Наш детский сад углубленно ведет работу с родителями в этом направлении. Родители оказывают большую помощь в воспитании и развитии у детей нравственных качеств. Откликаются на просьбы, являются активными участниками мероприятий проводимых в группе.

Кроме того, родители принимают участие в оформлении групп к Новому году, изготовлению новогодних игрушек вместе с детьми, обустройству предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр.

С помощью родителей в группе появились различные виды театров (пальчиковые, картонажные, би-ба-бо, перчаточный и т.д.).

Родители нашей группы принимают активное участие в различных мероприятиях, проводятся викторины на различные интересные темы «Сказка рядом с нами», «Удивительное рядо м.Большую работу проделали родители по изготовлению необычных игрушек, шаров, гирлянд, конфет, других видов оформления к новому году. Наши родители вместе с детьми участвуют в различных фольклорных праздниках, драматизациях, где их собственные дети оживляются, хотят быть похожими на своих родителей. В драматизации беря на себя определенную роль, дети раскрепощаются, играют эмоционально, выразительно. (Драматизация сказок «Теремок», «Гуси-лебеди», «В гости к сказке»).

На вечерах семейных встреч проходят интересные беседы с чаепитием, где родители наших детей, бабушки, рассказывают о традициях и образах русского народа, показывают свои старинные украшения, костюмы, которые были в их времена. Очень много разнообразных костюмов, кокошников и другого реквизита принесли родители. В группе в родительском уголке родителям предоставляются различные консультации: «Как читать сказку детям», «Русская народная мудрость о воспитании», «Народные колыбельные».

Приложение Фото 3

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности детей.

В ходе работы советую использовать в работе с детьми следующие методы: создать комнату сказок для творческого развития детей, хорошо иметь в группе волшебные сундуки, скатерть – самобранку, сапоги – скороходы;

  • активнее использовать Фесюковой Л.Б., по развитию нравственной личности дошкольника
  • на специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания на нравственно-этическую тему
  • использование сказочной литературы, воспитывающей нравственные качества детей
  • проводить работу с родителями по развитию нравственного воспитания посредством сказки.

Практика показывает, что в тех семьях, где родители стремятся всесторонне воспитывать своих детей, умеют организовать их деятельность, где царит атмосфера взаимоуважения, достигаются положительные результаты в формировании нравственной основы личности детей через сказку, через устное народное творчество мы воспитываем и развиваем нравственные качества детей.

Я хочу, чтобы наши с вами дети выросли добрыми, честными, порядочными людьми. Так непросто быть нравственно порядочным человеком в наше трудное, смутное время. А мне хочется, чтобы детская душа всегда стремилась к свету, добру и любви.

Мы все родом из детства, оставим его частичку на всю жизнь!

В.А. Сухомлинский.

Список литературы:

  1. Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности»
  2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Демонстрационный матариал.
  3. Журнал «Ребенок в детском саду» 2007 г. № 6 «Азбука вежливости»
  4. В.А. Сухомлинский «О воспитании»
  5. Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
  6. К.Д. Ушинский «Правила воспитания личности ребенка»
Следующая >

Педагогическая ценность русских сказок

Образовательная ценность сказок состоит в том, что в них запечатлены лучшие качества русского трудового народа: Любовь к свободе, природному интеллекту, настойчивости, настойчивости.

Сказки учат детей гордиться своим народом и любить Родину. Фольклорная сказка обычно вызывает у детей богатые эмоции, что усиливает ее воспитательный эффект. Интенсивность детских переживаний тесно связана с содержанием сюжета, разнообразием приключений, переживаемых его героями.

Эмоции способствуют тому, что дошкольники понимают смысл, главную идею работы. Эти качества народной сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, что соответствует психологическим особенностям возраста. Сказка говорит с детьми на языке искусства — легком, жизнерадостном, понятном и убедительном. Сказка — это не просто выдумка для ребенка, это особая реальность, реальность эмоционального мира. Сказка расширяет для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и жалость, предательство и хитрость и тому подобное.

Форма представления этих явлений, особая, сказочная, доступная для понимания ребенку, и уровень проявлений, нравственный смысл остаются реальными «взрослыми». Эти уроки, которые дает сказка, являются уроками для жизни и для молодых и старых. Это беспрецедентные уроки морали для детей, которые показывают, как сказки влияют на детей так, как взрослые не могут предвидеть [1].

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них есть внутренний импульс, чтобы помочь, помочь, защитить, но эти эмоции быстро исчезают, потому что нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжающий душу нравственной энергией. Когда читаешь сказки ребенку, когда смотришь на картинки вместе с ним и с искренним интересом комментируешь их, понимаешь, что это, пожалуй, важнее и, прежде всего, эффективнее, чем последующая работа со взрослыми детьми в течение нескольких лет. Именно это и создает то богатство — естественный и неизменный интерес к книгам, к идее правильного, красивого литературного языка, вкус к родному языку, который впоследствии будет называться врожденной грамотностью. Пропустите этот момент — и потребуются годы специальных техник и другой педагогической мудрости, чтобы достичь того, что сейчас так легко достигается — просто читайте сказки своему ребенку.

Фантастические сказки, наполненные чудом и магией, всегда привлекают детей. Ребенок с удовольствием погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески перестраивает его. Но этот нереальный мир кажется только нам, взрослым. Ребенок воспринимает все, что происходит в сказке, как реальность. Это то, чего требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, князей и принцесс, ведьм и фей, дети гораздо более восторженно и радостно выполняют задания, чем просто Петя, Миша, Галя, Таня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]