Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ


Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ

Статья предназначена для родителей дошкольного возраста и воспитателей дошкольных учреждений.

Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения — это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотизм — это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:

  • Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;
  • Формирование бережного отношения живой и неживой природе;
  • Воспитание уважения к чужому и своему труду;
  • Развитие интереса к русским промыслам и традициям;
  • Формирование базовых знаний о правах человека;
  • Расширение имеющихся представлений о своем городе;
  • Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);
  • Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;
  • Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур — обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств — это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: «Моя страна», «Мой город»;
  • В группах имеется набор дидактических игр: «Военная техника», «Найди флаг России», «Защитники России» и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю — дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами — совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция — наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.

Гражданско-патриотическое воспитание — это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Зада сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);
  • Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);
  • Расширение диапазона объектов для старших дошкольников — это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
  • Привитие детям понятий «долг перед Родиной», «ненависть к врагу», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг»;
  • знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ

  • Логопед — разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы «Как прошли выходные?» — так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы «Кому требуется помощь и как ее осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?».

Цель этой работы — формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники — День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники — Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники — выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды — это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты «Дети-родители».

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья — это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении — это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. — Волгоград: «Учитель». — 2007. – 203 с.

2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М.Бондаренко. — Воронеж: ИП Лакоценин. — 2010. — 176 с.

3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В.В. Гербова. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.

4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. — М.: ТЦ. «Сфера», 2010. — 112с.5.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Организация, формы и методы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ»

Составитель: Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Буркова Екатерина Вячеславовна Реутов, 2022 Управление образования Администрации г. Реутов Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»

«Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».

В.В. Путин

На протяжении пяти последних лет в нашем детском саду (МАДОУ д/с №17) ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

Задачи:

  • воспитание патриотизма
  • знакомство с историей своей страны и своего народа
  • знакомство детей с наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны
  • воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам
  • формирование у детей таких черт характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
  • знакомство с символикой российского государства, ее значением
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

В нашем детском саду начиная с 2013 года ведется очень активная работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Ежемесячное планирование всей деятельности ДОУ (в том числе планирование и разработка рабочей программы деятельности всех узких специалистов) осуществляется в рамках именно патриотического направления.

Формы и методы организации работы.

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, викторины); проведение тематических занятий-рассуждений на патриотическую тематику.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

На базе нашего ДОУ были разработаны и внедрены 2 больших проекта в рамках патриотического воспитания: «Музеи – детям» и «Растим патриотов вместе». Проект «Растим патриотов вместе» участник РИП-2016 на муниципальном уровне и участник конкурса «Наше Подмосковье». Эти два проекта взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Проект «Музеи – детям».

Мы начали работу в рамках этого проекта с посещения ряда московских музеев посвященных музыкальной тематике. Сначала мы посетили такие музеи как: Всероссийский музыкальный музей им., Музей русской гармоники А.Мирека, Центральный театральный музей им. Бахрушина. Далее перешли к общей тематике искусства побывали в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, во Всероссийском музее декоративно прикладного искусства, в музее Славянской культуры К. Васильева. Далее был блок военных музеев, посвященный 70 летней годовщине Победы в ВОВ: это Музей обороны Москвы, музей истории ВМФ (с посещением настоящей подводной лодки, которая пришвартована на канале им. Москвы в Химкинском водохранилище); Музей военной техники В. Задорожного, Музей современной истории России, и наконец, Мемориальный музей космонавтики.

Все музеи, которые мы посетили имеют возрастную адаптацию для дошкольников 4+. Все программы экскурсий доступные и как правило, всегда интерактивные.

Проект «Растим патриотов вместе».

В рамках этого проекта, помимо основных программных утренников и праздников мы проводим тематические мероприятия в рамках Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

  • традиционно утренники, посвященные Дню Победы
  • возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, приуроченные ко Дню Победы и ко Дню неизвестного солдата в России (3 декабря)
  • открытое мероприятие посвященное, 75-ой годовщине начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941г.
  • вечер памяти «Война. Блокада. Ленинград.», посвященный 75–летней годовщине прорыва блокады Ленинграда
  • урок мужества (встреча с ветераном блокадного Ленинграда)
  • фотовыставка «Герои России»
  • викторина «Россия – Родина моя!»
  • Конкурс чтецов «Стихи о России»
  • открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства
  • открытое мероприятие, посвященное Дню пограничника
  • праздник
  • акция «Бессмертный полк», «Лес Победы»
  • акция по сбору гуманитарной помощи для жителей Новороссии (Луганской и Донецкой Республики)
  • праздничное мероприятие «День Государственного флага Российской Федерации»
  • открытое мероприятие «Дорогая моя столица – Золотая моя Москва» к 870-летию Москвы

И еще, мы провели ряд социально-направленных и общественно значимых акций и мероприятий, направленных на взаимодействие с социумом, в рамках патриотической работы нашего ДОУ.

Итак, как я сказала ранее, в течении всего учебного года, проходят плановые мероприятия и акции по созданию целостной системы патриотического воспитания дошкольников. На некоторых из них мне бы хотелось остановиться отдельно.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомя детей с родным городом, с его историко-культурными особенностями, с историей своей страны, народа мы формируем у детей такие черты характера, которые помогают им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь самое яркое впечатления, полученное в детстве, остается в памяти на всю жизнь.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]