Картотека игр с использованием элементов ТРИЗ технологии
Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п
44. Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:
1. Функция и противоречия в данном объекте;
2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
45. Круги Луллия.
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Составь слово» — используется для составления слов. «Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.
46. Пособие «Гусеничка»
формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
47. «Волшебная дорожка»
В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.
48. «Дидактический мяч»
Активно используется в младшем возрасте пособие «Дидактический мяч», с помощью которого детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.
49. Пособие «Часы»
Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
Презентация «Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»
#Публикации #Применение технологий #Методист #Воспитатель #Дошкольное образование
«Каждый ребёнок в своё время – Есть настоящий гений». К. Чуковский Использование Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника. МБДОУ Б «Светлячок» выполнила Гостева О.А.
В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь И небо голубое. В окно смотрели двое….
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого- педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников : *монологическая речь плохо развита; *небольшой опыт рассказывания текстов; *недостаточный активный словарь; *дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
В связи с этим для речевого разви — тия детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель — фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Цели ТРИЗ — не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основная задача ТРИЗ — это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ: *развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах; *не требует больших затрат времени; *можно использовать в традиционной системе обучения.
Методы технологии ТРИЗ: *обучение детей творческому рассказыванию по картине; *работа с противоречием; *обучение дошкольников сос- тавлению логических расск — зов по серии картинок; *обучение детей созданию об — разных характеристик объек- тов; *обучение детей сочинительству и словотворчеству; *обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Обучение детей творческому рассказыванию по картине. При рассматривании картины используются следующие методи- ческие приёмы: *Игровая мотивация « Волшебная картина», *Игра «Подзорная труба», *Игра «Фотографирование», *Игра «Вхождение в картину», *Игра «Живые картинки», *Игра «Превращение в объект на картине».
Работа с противоречием Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие. Решаем противоречие при помощи игр: *«Скажи об одном предмете много». *«Если бы ты попал в сказку…», *«Волшебная палочка- умень — шалка или увеличивалка», *«А что, если…».
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Этапы работы с серией картинок: *Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета. *Составлять краткий связный рассказ сюжета. *Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок.
Обучение детей созданию образных характеристик объекта. Технология обучению детей составлению сравнений. *Называется какой либо объект, *Обозначается его признак, *Определяется значение этого признака, *Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте. Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.
Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок. *Какой? Жёлтый, но не лимон, *Что делает? Шипящий, но не вулкан, *На что похоже? Круглый, но не мяч. *Что бывает таким же? Самовар *Что(кто)делает так же? *Чем отличается?
Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: *«Складные картинки» — учить подбирать с изображения- ми предметов, названия которых рифмуются, *«Придумай рифмованные строчки», *«Придумай рифмованное слово».
Составление сказок с помощью метода «Каталога». Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место. Алгоритм составления тренинга: *Группе детей предлагается сочи- нить сказку с помощью картинки или игрушки. *Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка). *Ответы детей собираются в единую сюжетную линию. *Дети придумывают название Сказки. *Дети пересказывают сказку.
«Коллаж из сказок » — придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).
«Сказка наизнанку» — игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом ».
Итоги: Активизируется познавательная деятельность детей. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Создаются мотивационные установки на проявление творчества. Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.