Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).
Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.
В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
- Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
- Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
- Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.
Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения
Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры. В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры». Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).
Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников
Почему ухудшается детское зрение?
Зрение является одним из пяти физических чувств, которые позволяют человеку воспринимать и познавать окружающий мир. Но новорожденный способен только видеть колебания света и тени. Его слабое зрение объясняется неполным формированием сетчатки глазного дна. Но с каждым днём благодаря укрепляющемуся зрению, крошка получает всё больше информации. Однако стоит понимать, что дети растут в таких условиях, где их невозможно защитить от вредных воздействий. Полезные для детского развития мультфильмы, телевизор, развивающие компьютерные игры давно стали неотъемлемой частью жизни любого дошкольника. Можно долго и без успеха говорить о вреде компьютера и телевизора, но разумней будет просто приспособиться к ним и другим сложившимся обстоятельствам. Учиться беречь зрение нужно именно в таких условиях. Парадоксально, что при ежедневной тренировке глаз зрение может всё-таки ослабевать. Врачи давно указывают на резко возросшее число заболеваний зрительных органов.
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:
- Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
- Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
- Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.
Методика проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
- Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
- Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
- Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
- Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
- Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.
Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
- По городу мчатся с утра и до ночи
- Машины всех марок, красивые очень.
- Поедут налево, направо, кругом –
- Свободны машины и ночью и днём.
При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.
Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки
Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.
Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.
Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.
Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.
Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.
Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).
Схема нанесения «СУС» на потолке учебной комнаты
Способ нанесения и размеры схемы на потолке в каждом случае определяется индивидуально с учётом разных размеров учебных комнат и расположения на потолке светильников. При этом желательно предварительно проконсультироваться с сотрудниками нашей организации. Исследования выявили: наибольшую эффективность несёт в себе «СУС» если он изображён на потолке в максимально возможных размерах.
Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены.
Самый простой способ
- Сначала мелом на полу наносятся контуры схемы «СУС» таких же размеров, которые будут нанесены и на потолок.
- Далее кто-либо из сотрудников берёт в руки длинную указку и, обходя контуры схемы на полу, наносит предварительные метки на потолке.
- После этого по готовым меткам на потолок наносятся окончательные цветовые траектории.
Примеры упражнений
При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:
- «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
- «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
- «Карусель». Круговые движения глазками.
- «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
- «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
- «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
- «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
- «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
- «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».
Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:
Таблица: «Шишка»
Как-то осенью в лесу Висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела И тихонечко висела. | Смотреть на указательный палец вытянутой руки |
Лось сказал, что низко, | Движения глазами вниз |
А зайчонок — высоко, | Движения глазами вверх |
Белочка, сказала — близко, | Движения глазами на кончик носа. |
А ежонок — далеко. | Движения глазами вдаль. |
Таблица: «Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. | Обвести глазами круг |
Наверху созрела слива, | Посмотреть вверх |
А внизу растёт крапива, | Посмотреть вниз |
Слева — свёкла, справа — брюква, | Посмотреть влево- вправо |
Слева — тыква, справа — клюква, | Влево — вправо |
Снизу — свежая трава, | Посмотреть вниз |
Сверху — сочная ботва. | Посмотреть вверх |
Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Закрыть глаза |
Таблица: «Ёлка»
Вот стоит большая ёлка, Вот такой высоты. | Посмотреть снизу вверх |
У неё большие ветки Вот такой ширины. | Посмотреть слева направо |
Есть на ёлке даже шишки, | Посмотреть вверх |
А внизу — берлога мишки. | Посмотреть вниз |
Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. | Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз |
Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.
Таблица: «Дождик»
Капля первая упала: кап-кап И вторая побежала: кап-кап | Постучать пальцем по ладони |
Мы на небо посмотрели | Посмотреть вверх |
Капельки кап-кап запели | Постучать по голове |
Намочились лица, Мы их вытираем | Тереть аккуратно лицо и глаза |
Туфли — посмотрите | Посмотреть вниз на ноги |
Мокрыми стали | Показать на ноги руками |
Плечами дружно поведём И все капельки стряхнём | Потрясти плечами |
От дождя убежим | Бег на месте |
Под кусточком посидим | Присесть на корточки |
Таблица: «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. | Потягивание |
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! | Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны |
Справа — первые цветочки появились на лужочке. | Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк. | Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Мы кораблик смастерили, | Соединить ладони перед грудью |
В ручеёк пустить решили. | Удаление сложенных ладоней вперёд от себя |
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! | Машем ладонями, прощаясь с корабликом |
Вот как весело играть и в весенний день гулять! Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! | Лёгкие подпрыгивания на месте |
Таблица: «Кошка»
Вот окошко распахнулось, | Разводят руки в стороны |
Кошка вышла на карниз. | Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. |
Посмотрела кошка вверх. | Смотрят вверх |
Посмотрела кошка вниз. | Смотрят вниз |
Вот налево повернулась. | Смотрят влево |
Проводила взглядом мух. | Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому |
Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. | Дети приседают. |
Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. | Смотрят прямо |
И закрыла их руками. | Закрывают глаза руками |
Видео: воспитатель проводит с дошкольниками зрительную гимнастику
Видео: девочка делает гимнастику для глаз (7 упражнений)
Свеженарезанный лук – способ, проверенный годами
Технически слезы являются не чем иным, как одной из физиологических жидкостей организма. Они служат для смазки глаз и очистки их от внешних воздействий. Слезоотделение может быть и никак не связано с проявлением эмоций. Поэтому средства, вызывающие слезы, банальны до предела.
Вот действующие приемы, которые может повторить абсолютно каждый человек:
- Если смотреть в одну точку длительное время, не мигая, глаз пересохнет из-за недостатка увлажненности. Поэтому на глазах естественным образом появятся слезы. Например, попробуйте такое упражнение. Поднимите указательный палец на расстояние около 15 см от глаз и сконцентрируйте на нем взгляд. Одновременно медленно выдыхайте. Через несколько повторений в глазах должно появиться чувство жжения, а затем и слезы.
- Можно просто прикоснуться пальцем к глазному яблоку. Такое раздражение глаз вам «не простит», и буквально через секунду вопрос о том, как вызвать слезы, уже не будет вас волновать. Не забывайте об элементарных правилах гигиены и делайте это только чистыми руками.
- Попробуйте зевнуть, широко раскрыв рот и напрягая мышцы горла. Глубокое зевание способствует естественному появлению слезинок.
- Сильный ветер тоже способен раздражать глаза и вызывать слезы. Можно воспользоваться вентилятором или просто попросить кого-то сильно подуть на вас.
- Наконец, действенный способ – болезненные ощущения. Попробуйте выдернуть волосинку из брови. Или ущипнуть себя за чувствительный участок тела, например кончик носа. Тем самым вы вызовете раздражение нервного центра у себя в мозгу, который отвечает за процесс слезоотделения.
Но слезы могут появляться и на фоне различных эмоциональных и психологических событий (радостных или грустных).
Физиологические и эмоциональные слезы отличаются по составу: во втором случае в них содержатся вещества, приводящие в нормальное состояние нервную систему.
Такие соединения вырабатываются как раз в моменты чрезмерной печали или счастья и способствуют восстановлению эмоционального баланса.
В некоторых случаях слезы требуется вызвать намеренно.
Если нужно вызвать слезы незаметно, нарежьте лук очень мелко, а лучше – потолките его до состояния кашицы. Полученную массу спрячьте в небольшой пузырек. Спрячьте его в ладони, а когда нужно, поднесите к глазам и носу.
Только помните — сильный запах может учуять и собеседник.
Выполняйте дыхательные техники. Ущипните себя, чтобы отвлечься. Напрягите мышечные ткани, так вы будете чувствовать себя увереннее. Выпейте охлаждающий напиток или холодную воду. Избегайте неприятных моментов. Обращайте внимание на свои мысли и концентрируйтесь только на позитивных. Отводите взгляд и разглядывайте какой-либо предмет, пока не станете спокойными. Избавьтесь от кома в горле, выпив воды. Читайте позитивные книги. Слушайте музыку, которая подходит под ваше настроение. Составляйте планы на будущее. Разговаривайте с собой. Позвольте себе поплакать, если вас никто не увидит.
Теперь уделите особое внимание печали. Подумайте о том, что вызывает у вас грусть
Вспомните момент из собственной жизни, когда вам хотелось плакать. Сколько лет вам тогда было? Погрузитесь в этот момент. Вспоминайте. Станьте ребенком. Может быть, тогда вы не заплакали, но теперь можно… Теперь можно все. Поначалу достаточно просто почувствовать увлажнение глаз.
Играйте в этот театр каждый день хотя бы по 20 минут. В любом случае это не будет пустой тратой времени! Постепенно вы осознаете связь между своим телом и эмоциями. Это и есть саморазвитие, путь к мастерству.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.
Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир
Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:
- Предметы-ориентиры. Они раздаются всем детям либо воспитатель показывает предмет группе детей. В первом случае каждый дошкольник держит перед собой небольшой предмет (например, резинку для волос с бабочкой, её удобно надеть на палец) и перемещает его согласно указаниям воспитателя. При этом взгляд следует за ним. Подбираются такие вещи опять-таки согласно тематике занятия (упомянутая резинка-бабочка пригодится, например, при изучении темы «Насекомые»). В любом случае предмет должен быть достаточно крупным и ярким, не сливающимся по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Самый просто вариант такого зрительного ориентира — красочная волшебная палочка (указка). Также можно использовать пальчиковых кукол. На её конце можно прикрепить картинку. Когда ориентир показывает воспитатель, то к себе поближе он размещает малышей с более низкой остротой зрения, остальные же сидят или стоят сзади.
- Схемы. Такие пособия предназначены для старших дошкольников, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок может понять, как именно нужно выполнять действия.
- Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром около 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (расстояние — примерно 20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Воспитатель при этом просит рассказать дошкольника, что он там видит интересного.
- Настенные и потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище. Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняются коллективно.
- Индивидуальные офтальмотренажёры. Они представляют собой контурные картинки из множества отдельных мелких элементов — бабочек, листиков, ёлочек и пр. (в старшем возрасте это могут буквы или цифры). Ребёнок зрительно должен обвести контур, также можно помогать пальчиком. При этом картинку дошкольник держит перед собой на расстоянии вытянутой руки.
Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики
Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю
Тренажёры предназначены для индивидуальной работы
Ребёнок перемещает предмет согласно указаняим воспитателя, и следит за ним глазами
Схемы предназначены для работы со старшими дошкольниками
Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому
Видео: дошкольники выполняют гимнастику для глаз (упражнение со зрительным ориентиром — самодельным цветком)
Почти все атрибуты для зрительной гимнастики воспитатель легко может сделать своими руками. Так, несложное, но оригинальное пособие — Чебурашка с движущимися глазками (это может быть и любой другой персонаж). Он вырезается из цветного картона. С помощью такой игрушки можно не только укреплять зрение, но и повторять математические понятия («в какую сторону смотрит персонаж?»).
За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза
Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.
При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя
Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.
Интересно пособие – «Фруктовый сад». На плакате нарисованы различные фрукты: они образуют круги (маленькие внутри более больших). Педагог называет определённый фрукт, а дошкольники должны обвести глазами соответствующий круг.
Фрукты расположены в виде кругов разного размера
Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.
С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики
Мультимедийные пособия
Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.
Видео: солнышко
https://youtube.com/watch?v=LzbmJRaD4s8