Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» в средней группе детского сада


Картотека современных сюжетно — ролевых игр

«Банк».

Цели: выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер.

«Дизайнерская студия».

Цели: учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре, учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др. планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка.

«Скорая помощь»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)

Статья на тему «Сюжетно-ролевые игры нового поколения для дошкольников»

Сюжетно-ролевые игры нового поколения для дошкольников

Сюжетная игра — это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т.д. В последнее время отмечается снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всѐ более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки- матери».

Как изменился мир игры современного дошкольника? Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и тд. ) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и тд. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников. (Человек-паук, энгриберс, Черепашки Нидзя, телеведущая и т.д.) . Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всѐм многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения. Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума. Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, современному ребенку негде научиться играть. Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры:

1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. В 1,5 – 3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие. В 3-5 лет формируется у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь. После 5 лет дети играют в игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой — придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.

3 принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Наша жизнь меняется, в связи с новыми условиями, появилась необходимость в организации более современных игр, которые мы хотим вам предложить:

Турагентство

Цели:

Познакомить детей с профессиями — директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Примерные игровые действия:

путевки, билеты, помочь советами;бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду;питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы;оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.

Банк

Цели:

Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:

посещение банка, выбор необходимых услуг;работа кассы, пункта обмена валют;оформление документов, прием коммунальных платежей;работа с пластиковыми картами;консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Гипермаркет

Цели:

учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

приход в супермаркет;покупка необходимых товаров;

консультации менеджеров;объявления о распродажах;оплата покупок;упаковка товара;

решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-игровая среда. Оборудование

: касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры;чеки, сумки, кошельки, деньги;наборы мелких игрушек;журналы, газеты;одежда, обувь, головные уборы и др.;учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.

Показывают новые телепередачи и опять возникла мысль организовать с детьми новые сюжетные игры, такие как «Телевидение».

Телевидение

Цели:

Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

выбор программы, составление программы редакторами;

составление текстов для новостей, других программ;подготовка ведущих, зрителей;оформление студии;работа осветителей и звукооператоров;показ программы.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты;«хлопушка»;программы (тексты);символика различных программ; элементы костюмов; грим; косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

Модельное агентство

Цели:

учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.

Примерные игровые действия:

поступление в модельное агентство; обучение: сценическая речь, сценодвижение и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

камера;декорации;косметические наборы.

Редакция

Цели:

Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одногозависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

редакционная коллегия;изготовление макета газеты, журнала;распределение заданий и их выполнение;фотографирование, написание статей;

использование рисунков, придумывание заголовков;составление газеты (журнала).

Предметно-игровая среда. Оборудование:

фотоаппараты;макеты журналов;блокноты;

фотографии;фотопленка;пишущая машинка;компьютер;рисунки.

Корпорация «Билайн»

Цели:

учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

Примерные игровые действия:

работа операторов связи;работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи;ремонтная мастерская;оплата услуг;справочная служба.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

сотовые телефоны;компьютеры;бланки счетов;чеки;предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.

Дизайнерская студия

Цели:

Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия:

выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ;согласование с заказчиком;оформление интерьера, сдача заказа;дополнения декоративными деталями;решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций;оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др.; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.

В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами. Для сообщения детям знаний о труде взрослых япроводила экскурсии в Ак Барс банк, турагенство и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Я обращали их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, объяснила как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Елена Колпакова

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Цель создания данной картотеки сюжетно-ролевых игр – оказание помощи родителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций в решении практической проблемы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

В сборнике представлены различные варианты и необходимое оборудование для организации и проведению сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. Содержанием детских игр становится не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний.

Игра «Супермаркет»

Цель:

побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Задачи:

Обучающая: учить словесно обозначать тему игры, свою роль и роли детей, выполняемые игровые действия.

Развивающая:

развивать умение использовать предметы-заместители, вести ролевой диалог, вступать в ролевое взаимодействие.

Воспитательная:

формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения; вызвать у детей интерес к профессии продавца,

Примерные игровые действия:

водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Оборудование:

касса; наборы продуктов; спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты; одежда, обувь, головные уборы и др. ; учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.

Игровые ситуации:

«Овощной магазин», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Книги», «Спорттовары», «Мебельный магазин», «Магазин игрушек», «Зоомагазин», «Головные уборы», «Цветочный магазин», «Булочная» и др.

Игра «Больница»

Цель:

побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Задачи:

Обучающая: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

Развивающая:

развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).

Воспитательная:

воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Примерные игровые действия:

больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Оборудование:

халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты; направления; наборы «Маленький доктор»; «лекарства»; телефон; компьютер; носилки.

Игровые ситуации:

«На приёме у лор-врача», «На приёме у хирурга», «На приёме у окулиста» и др.

Игра «Школа»

Цель:

расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик — директор школы).

Задачи:

Обучающая:

помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).

Развивающая:

способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры, самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Воспитательная:

воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе, самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Примерные игровые действия:

учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Оборудование:

школьные принадлежности: дневники. портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, доски.

Игра «Почта»

Цель:

продолжать ознакомление с трудом работников связи, формировать уважительное отношение к работникам почты.

Задачи:

Обучающая:

расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции.

Развивающая:

развивать умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.

Воспитательная:

воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом.

Примерные игровые действия:

люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый работник взвешивает посылку, ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.

Оборудован

ие: кепка почтальона, сумка почтальона, газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп, весы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.

Игра «Водители»

Цель:

продолжать знакомство детей с работой транспорта, трудом транспортников, их общественной значимостью.

Задачи:

Обучающая: отражать взаимоотношения между играющими, расширить представления детей о труде транспортников.

Развивающая:

развивать умения детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Воспитательная:

воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения.

Примерные игровые действия:

на машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный — стоит.

Водитель такси — возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины — перевозит различный груз, наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса — ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит милиционер — регулирует движение.

Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход — «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

Водитель пожарной машины — привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель «Скорой помощи» — помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.

Оборудование:

планы, карты, схемы дорог; различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; страховые карточки; автомобильные аптечки; телефоны, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», «скорая помощь», «пожарная», рули разного диаметра — 5-10 шт., силуэты разных машин для одевания на шею, жезлы милицейские, автозаправочная станция из коробок, игрушки-заменители.

Игра «Строительство»

Цель:

продолжать формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.

Задачи:

Обучающая:

закреплять знания о рабочих профессиях

Развивающая:

развивать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.

Воспитательная:

воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Примерные игровые действия:

выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Оборудование:

планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

Игра «ГИБДД»

Цель:

продолжать знакомство детей с работой ГИБДД, трудом работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города

Задачи:

Обучающая:

продолжать знакомить с правилами дорожного движения, расширить представления детей о деятельности сотрудников ГИБДД.

Развивающая:

развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать умение придумывать сюжет игры.

Воспитательная:

воспитывать уважение к работникам инспекции безопасного движения, умение быть вежливым, внимательным.

Примерные игровые действия:

пешеходы идут по тротуару, ведут детей в детский сад, в школу, заходят в кафе, заправляют машины на заправочных станциях, а сотрудники ГИБДД регулируют движение машин и пешеходов, проверяет документы на посту у водителей.

Оборудование:

игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД — полицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Игра «Детское кафе»

Цель:

продолжать знакомить детей с работой кафе и сотрудников общественного питания.

Задачи:

Обучающая:

учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Развивающая:

развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитательная:

воспитывать умение стремиться к согласованным действиям и желаниям других детей, закреплять навыки поведения в общественных местах и за столом.

Примерные игровые действия:

клиенты приходят в кафе, выбирают столик, официант приветствует их и приносит меню. Клиенты изучают меню, делают выбор. Официант принимает заказ. Заказ сообщается на кухню, приготовление заказа. Заказ готов, официант приносит заказ клиентам, работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность, приём пищи. Официант приносит счёт, клиент оплачивает, кассир пробивает на кассе и сдаёт сдачу. Уборка столика, мытьё посуды.

Оборудование:

столики для посетителей, скатерти для столиков, салфетки, посуда для сервировки, вазочки с цветами, папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов, одежда для поваров, фуражка и рация для охранника, рабочее место для администратора кафе, атрибуты для уборщицы — ведерко и щетка, касса для кассира, разносы, игрушечные угощения, кошельки, деньги для персонала и посетителей.

Игра «Исследователи космоса»

Цель:

расширять и закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей.

Задачи:

Обучающая:

расширить знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах, предметах — помощниках, смежных профессиях, закрепить знания детей по теме «космос».

Развивающая:

развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитательная:

воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос.

Примерные игровые действия:

тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет.

Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.

Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе.

Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет.

В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос.

Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты.

На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.

Оборудование:

Российский флаг, аппарат для передачи сведений из

космоса, фотоаппарат, макеты планет, костюмы для космонавтов,

баллоны с кислородом, пульт управления, наушники, строительный

материал, большой модульный конструктор, микрофоны,

Игра «Служба спасения»

Цель:

продолжать знакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

Обучающая:

формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них, закреплять знания о том, что в случае необходимости звонить по телефону «01», «02», «03», напоминать детям, какие действия нельзя совершать, чтобы не сложилась опасная ситуация.

Развивающая:

развивать творческое воображение, умение совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитательная:

воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Примерные игровые действия:

организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей: на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из-под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить.

Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п.

1. Определение места нахождения острова на карте.

2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.

3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д.

4. Постройка «корабля» («самолета» и т. д.)

5. Сбор необходимых вещей.

6. Путь до острова.

7. Спасательные мероприятия:

• моряки ремонтируют «корабль»;

• пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;

• строители строят новые дома;

• врачи оказывают медицинскую помощь.

8. Возвращение домой.

Оборудование: крупный строительный материал, костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.

Игра «Редакция»

Цель:

расширять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни.

Задачи:

Обучающая:

закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива

Развивающая:

развивать способность к поисково-исследовательской деятельности; познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий; раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

Воспитательная:

воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Примерные игровые действия:

начало рабочего дня, журналисты сидят за своими рабочими столами. Главный редактор вызывает всех на планёрку. Журналисты показывают подготовленный материал. Фотографы отдают отснятый материал. Изготавливается макет газеты/журнала. Распределяются задания и сроки их выполнения (написать статью, отредактировать статью, фотографирование, придумать заголовок).

Оборудование:

ноутбуки, микрофоны, принтер, фотоаппараты, блокноты, ручки, карандаши, фломастеры, листы для изготовления репортажей; иллюстрации, картинки, фотографии; атрибуты для буфета.

Игра «Музей»

Цель:

расширять и систематизировать знания детей о видах музеев, о музейных экспонатах и работниках музея.

Задачи:

Обучающая:

учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, побуждать детей отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах.

Развивающая:

продолжать формировать устойчивый интерес к освоению искусства (к произведениям искусства разных видов и жанров)

Воспитательная:

воспитывать уважение к труду работников музея, закреплять правила поведения в общественных местах.

Примерные игровые действия:

директор принимает на работу музейных работников. Организует работу, контролирует. Экскурсовод встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты. Реставратор проводит осмотр выставки, отбирает экспонаты для реставрации, работает над экспонатами. Архивариус учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках. Эксперт-оценщик оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат. Художники, скульпторы создают свои работы, передают их в музей на выставку. Экскурсанты приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного. Хранители музея принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции. Билетёр продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий. Гардеробщик забирает одежду, выдает номерок и бахилы.

Оборудование:

коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, рисунки детей — экспонаты, лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки, атрибуты художника (берет, шарф, глина, стеки, чашка с водой, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода, детский фотоаппарат, альбомы по искусству, путеводители по музеям различной направленности, паспорта на экспонаты, инструменты для реставраторов, спецодежда.

Игра «Химчистка»

Цель:

расширять и закреплять представления детей о сфере обслуживания, а также о служащих химчистки и их профессиональных обязанностях.

Задачи:

Обучающая:

познакомить детей с такими действиями как: замачивать, стирать, намыливать, полоскать, отжимать, развешивать, сушить, снимать, гладить, складывать.

Развивающая:

развивать общую и мелкую моторику за счет работы с прищепками координацию движений обеих рук.

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к вещам, чужому труду.

Примерные игровые действия:

администратор принимает заказ, оформляет заказ. Клиент оплачивает заказ. Прачка производит чистку одежды. При трудно выводимых пятнах происходит использование лаборатории для поиска новых средств. Выполнение заказа и доставка заказа.

Оборудование:

бланки приема, чехлы для одежды, одежда, набор для лаборатории, стиральная машинка, утюг.

Игра «Модельное агентство»

Цель:

расширять и закреплять знания детей о работе модельного агентства и специалистов, работающих в нём.

Задачи:

Обучающая:

расширить знания о труде специалистов модельного агентства: швеи, художника — модельера, закройщика, дизайнера, визажиста, фотографа, модели и закреплять представление о том, что их труд коллективный.

Развивающая:

развивать умение моделировать ролевой диалог, диалогическую речь, отображать в игре явления общественной жизни.

Воспитательная:

воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Примерные игровые действия:

девочки и мальчики проходят кастинг в новое модельное агентство, поступают. С новыми моделями проходит обучение: сценическая речь, сценодвижение и др. Приходит новый клиент: модельер и выбирает моделей, которые будут участвовать в показе его новой коллекции. Работа с модельерами, закройщиками, дизайнерами и визажистами. Составление портфолио, фотографирование, показ мод.

Оборудование:

швейная машинка, сантиметр, готовые модели одежды, ткани и материалы; цветная бумага, картон для изготовления рекламы, ножницы, карандаши; наборы визажистов; фотоаппарат, декорации в стиле агентства, музыкальное сопровождение; коллекция аксессуаров.

Игра «Телевидение»

Цель:

закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Задачи:

Обучающая:

расширять знания детей о ролевых действиях работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Развивающая:

формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, согласовывать тему игры: распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.

Воспитательная:

воспитывать уважение к труду работников средств массовой информации.

Примерные игровые действия:

выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.

Оборудование:

видеокамера, наушники, фотоаппарат, телевизор, микрофон, столы, стулья, планшет с текстом для ведущего, бейджи с ролями для участников игры, компьютеры, рации, «хлопушка», программы (тексты); символика различных программ; элементы костюмов; грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» в старшей группе

ирина яроцкая

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» в старшей группе

Цели и задачи:

-учить детей принимать на себя роль сотрудника детского сада;

— развивать воображение в использовании предметов- заместителей в соответствии с их назначением;

— совершенствовать умение размещаться в пространстве;

— воспитывать желание быть заботливыми сотрудниками детского сада.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций всех профессий, связанных с детским садом, обсуждение их необходимости.

Оборудование :

Деревянный конструктор, куклы, атрибуты для с/р игры (пастельные принадлежности для кукол, «продукты питания»

,
детская посуда.
ХОД:

Музыкально- хороводная игра «Вперед 4 шага»

— Уважаемые сотрудники детского сада, все ли уже готовы начать работать?

— Напомните, как наш детский сад называется (Золотой петушок)

.

— О, телефон звонит. Ало, кто говорит? Мария Степановна? Что хотели? Хотите дочку Танечку в садик привести? В какую группу? В группу Василек? (детям)

: Кто у нас сотрудники
группы Василек? Вы готовы принять Танечку, в вашей группе есть место? (маме)
: Приводите, ждем Вас.

-Надо спешить открывать детский сад, дети уже собираются. Кто самый первый приходит в детский сад (повара)

-Кто у нас повара? Где в нашем детском саду будет кухня? (на ковре)

.Идите готовьтесь.

-Кого будут кормить повара? (детей)

. Кто будет кормить детей
(поднимают руки)
. Отправляйтесь на работу.

— Кто будет заботиться о том, чтобы детям было удобно спать? Где вы будете их укладывать? (Возле театра)

-Кто будет заботиться о том, чтобы дети погуляли, отдохнули на воздухе? Где вы будете строить участок? (в парке на воздухе)

.

-Кто еще будет работать нашем детском саду? Отправляйтесь на работу кладовщик, доктор, прачки.

С/р игра.

За 5 минут до окончания игры подойти к младшей группе. (шепотом)

-Уважаемые сотрудники группы «Ромашка»

,подойдите ко мне. Дети заснули? Спят крепко. Молодцы. Кроватки получились ровными, прочными. Всем ли хватило чистого белья? Дети легли спать с грязными руками? Уважаемые сотрудники, по тому, как хорошо заснули дети и спят крепко, вы хорошо о них позаботились. Но наступает вечер, скоро за детьми придут родители, начинайте детей поднимать, они должны еще после сна глазки вымыть.

-Уважаемые сотрудники детского сада, рабочий день заканчивается, за детьми пришли родители. Отдайте детей им и приходите ко мне на совещание.

— Посмотрим, какой у нас получился детский сад. Вовремя все пришли на работу, никто не опоздал? Родители остались довольны? (Рассмотреть каждый цех.)

— Повара, что вкусного вы сегодня приготовили для детей (рассказали меню)

— Уважаемые сотрудники группы «Василек»

все ли детки съели? Животы не заболели? Почему?
(руки вымыли)
.Все ли вы успели сегодня и почитать и покормить, руки не забыли детям помыть?

— Поднимите руки сотрудники группы «Колокольчики»

Что ты строил Семен? Кого катал на карусели? Не скучно вам было?

— Поднимите руки сотрудники младшей группы. Какие кровати вы сделали, какое белье положили на кровати, приятно ли было детям спать? То-то дети и говорили, что они сегодня выспались.

— Доктор, расскажи, все дети сегодня были здоровыми. Ни у кого температура не поднялась?

Сейчас давайте все уберем и поиграем в хороводную игру.

Хороводная игра: «У оленя дом большой»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]