Экологический проект в средней группе «Зимующие птицы нашего края»


Экологический проект в средней группе «Помогите зимующим птицам»

Экологический проект

в средней группе

«Помогите зимующим птицам»

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Актуальность проекта

2017 год в Российской Федерации Указом Президента В.В. Путина объявлен годом экологии.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны дети-дошкольники с интересом относятся к живой природе, а с другой стороны проявляют жестокость и равнодушие. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе ,учить беречь окружающий мир.

И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико .Они уничтожают бесчисленное количество насекомых, поддерживая экологический баланс в природе, радуют нас своим пением .Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Много птиц погибает во время сильных морозов. Синички ,например, за ночь теряют до 10% своего веса при температуре ниже -10.

Но даже в самые сильные морозы птички могут выжить ,если у них будет достаточно корма. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Вот и летят птицы поближе к жилью людей. Задача взрослых вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни ,научить помогать им.

Технологическая карта проекта

/п Содержание Пояснение
1. Название проекта «Помогите зимующим птицам»
2. Тип проекта Информационно-познавательный
3. Вид проекта Групповой.
4. Продолжительность Краткосрочный
5. Время реализации С 10 января по 20 февраля 2017
6. Участники проекта Дети средней группы 4-5 лет, их родители, воспитатели.
6. Организаторы проекта Воспитатели: Стечкевич С.В, Лыгина М.А.
7. Интеграция образовательных областей Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая.
8. Цель проекта Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь .
9. Задачи -формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания;

-расширить знания детей о зимующих птицах,

-учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края;

-познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц;

-привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой;

-развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц;

-пополнить предметно-развивающую среду.

10. Ожидаемые результаты -расширение кругозора детей о зимующих птицах;

-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

— развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

-воспитание у детей сострадания и любви;

-активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей;

Этапы проекта

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  • Составление плана работы по реализации проекта.
  • Составление технологической карты проекта.
  • Перспективное планирование проекта
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП

I. Работа с детьми

ОО «Познавательное развитие»

Наблюдения:

  • за птицами у кормушек;
  • сравнение голубя и воробья;
  • за птицами на территории детского сада;
  • наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.

Дидактические игры:

  • «Сложи птицу»(разрезные картинки)

Цель

: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое мышление.

  • «Угадай птицу по описанию»

Цель:

уточнять и закреплятьзнания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

  • «Узнай по голосу»

Цель:

развивать аналитический слух, расширить знания детей о птицах, упражнять в умении различать их по голосу.

  • «Меню птиц»

Цель:

формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.

  • «Сосчитай птиц»

    Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

  • «Большой – маленький»

    Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

ООД Ознакомление с природой.

Тема: «Как птицы живут зимой?»

Цель:

формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах;, элементарные знания отом, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Ручной труд

Тема: «Съедобная кормушка»

Цель:

учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Формировать начало экологического мировоззрения. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.

  • Труд в природе

Тема: «Подкармливание птиц»

Цель:

воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ООД Рисование

  • Тема: «Красивая птичка»

Цель

:учить детей рисовать птичку, передавая форму тела(овальная),частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду.Средняя группа»

  • Тема : «Красивая птичка»

Цель

:учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»

ООД Аппликация

  • Тема: «Воробушки ищут корм»

Цель:

учить составлять изображения воробушка из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов , в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам.

ООД Лепка

  • Тема: «Воробушки на кормушке»(коллективная)

Цель:

формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе,желание помогать зимующим птицам в холодное время года

И.А. Лыкова «Изодеятельность в детском саду. Средняя группа»

СХД

  • Оформление книжки-раскраски «Зимующие птицы»

ОО «Физическое развитие»

  • Подвижные игры
  • «Воробушки и кот»;
  • «Воробушки и автомобиль»;
  • «Перелет птиц»;
  • «Совушка».

ОО «Речевое развитие»

  • Речевое общение:
  • «

    Как живут птицы зимой?»;

  • «Меню птиц»;
  • «Кто заботится о птицах?»;
  • Проблемная ситуация: «Что может произойти,если не подкармливать птиц зимой?»
  • составление описательных рассказов о птицах с использованием мнемотехники.
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  • М.Горький «Воробьишко»,
  • Сухомлинский «О чем плачет синичка»,
  • Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок.

II.Работа с родителями

  • Консультации:
  • Тема:

    «Кормушки для птиц своими руками ».

  • Тема:

    «Зимующие птицы»

  • Домашнее задание
  • Сделать кормушки для птиц;
  • Оформить книгу-презентацию «Зимующие птицы нашего края»;
  • Сделать поделку

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Оформление результатов проекта
  • Акция «Покормите птиц зимой!»
  • Выставка поделок и книг-презентаций, оформленных родителями
  • Итоговое занятие по познавательному развитию «Как птицы живут зимой?»

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
  • Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями про зимующих птиц.
  • У детей сформировались любознательность, творческие способности.
  • Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
  • Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.

Приложение

«Покормите птиц зимой!»

Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло….

(А.Яшин)

В нашей средней группе «Пчелки» в рамках экологического проекта «Помогите зимующим птицам» прошла акция «Птичья столовая». Родители откликнулись и сделали кормушки для птиц. Большое им спасибо.

Многие люди, подкармливая птиц зимой, развешивают кормушки, сделанные своими руками, из различных материалов (коробки, пластиковые бутылки). Но немногие задумываются о том, что будет с кормушками после зимы. Одни раскисают и превращаются в мусор, другие висят на деревьях несколько лет, не делая более привлекательными наши парки и дворы.

Мы с ребятами изучили меню зимующих птиц нашего региона и решили сделать для них безотходные съедобные кормушки-печенья.

Сначала приготовили все необходимое: различный корм, формочки, развели желатин. Затем смешали разные виды кормов и приготовленный желатин.

Потом уже сам «творческий процесс формирования печенья».В серединку каждого печенья-кормушки мы вставили трубочку, чтобы затем в это отверстие вдеть веревочку. Печенья отнесли в холодильник, а когда они застыли- развесили на участке.

Птичкам понравилось наше угощение, наутро и следа не осталось от кормушек.

Ручной труд: «Съедобная кормушка»

Проект в детском саду в старшей группе. Зимующие птицы

Проект «Зимующие птицы нашего края»
“Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И.В.Гете1. Краткая аннотация проекта: Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать. Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее. 2. Вид проекта: Познавательный, творческий, краткосрочный. По срокам реализации: 2 недели. Участники проекта: дети старшей группы детского сада, воспитатели. Место проведение: группа, участок детского сада. 3.Актуальность проекта: В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем. Тема проекта «Птицы зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. 4. Постановка проблемы Недостаточные представления детей о зимующих птицах. Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время. 5. Цели и задачи проекта: Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них. Задачи проекта: для детей:
расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей:
формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов:
пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
6. Ожидаемый результат: для детей:
имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
для родителей:
проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.
для педагогов:
более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
7. Мероприятия для реализации проекта: 1 этап Подготовительный Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. 2 этап Практический Познавательное развитие:
1.НОД «Зимующие птицы» 2.Беседа «Зимующие и перелетные птицы» 3.Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?» 4.Беседа «Для чего кормушке крыша?» 5.Дидактические игры: «Угадай по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. «Счет птиц» Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными. «Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек). «Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Физическое развитие
1.Утренняя гимнастика. 2.Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом. 3.Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел». 4. Ритмическое упражнение: «Снегири»
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование — « Снегирь на ветке» Конструирование из бумаги «Синичка» Лепка – «Воробей из шишки» Исследовательская деятельность — обследование и рассматривание перьев; — называть части тела; — окраску; — чем питаются; — ОБЖ: Беседа «Чем кормить птиц?» «Как помочь птицам;» Чтение художественной литературы : В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко».
Речевое развитие
1.Рассматривание плаката «Зимующие птицы». 2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки». 3.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах. 4.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» Деятельность на прогулке Экскурсия по площадкам детского сада . Наблюдения за птицами. Труд — уборка сломанных веток на участке. Совместная работа с родителями Закреплять название зимующих птиц, нарисовать плакат птицы зимой Посоветовать сходить на экскурсию в лес, парк. Работа с логопедом по данной теме.
3. этап Заключительный Оформление выставки «Зимующие птицы». Просмотр обобщающей презентации: «Птицы зимой.» Развешивание кормушек на участке. Оформление лепбука «Зимующие птицы» В результате проведенной работы дети узнали: Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; Как различить птиц по окраске; Какие корма предпочитают птицы. Были сделаны следующие выводы: Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее; В ветреные дни птицы не прилетают; Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало; Воробьи, голуби (Они редко появляются, их больше в городе), свиристели прилетают стайками, синицы по 3 — 4, вороны – по одиночки. Кормушку посетили 5 видов птиц; За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект организации совместной НОД с детьми младшей группы. Птицы зимой Конспект НОД в средней группе. Зимующие птицы Стихи для детей 4-6 лет на тему: Птицы зимой Конспект образовательной деятельности в старшей группе: Птицы зимой

Похожие статьи:

Зимний праздник в 1-2 классе. Сценарий «Забота о птицах зимой»

Беседа в детском саду на тему: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Рассказ про голубя 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про канарейку для детей, 1-2 класс

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]