«Методические рекомендации для воспитателей по составлению конспекта ООД»


«Виды и формы ООД в ДОУ по ФГОС»консультация

Доклад на тему:

«Виды и формы ООД в ДОУ по ФГОС»

Подготовил воспитатель:

Петинцева И. А.

Саратов 2020

Организованная образовательная деятельность (ООД) – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач с возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься с детьми. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип – правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого – успешность воспитания и образования детей в ДОУ. ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО:

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;
  • Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • Интеграция образовательных областей.

Интеграция направлений развития и образования детей (Образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Одной из главных особенностей ведения образовательной практики является правильный, четко обоснованный выбор типа ООД в ДОУ по ФГОС, используемых методов и форм взаимодействия с воспитанниками. Ввиду того, что проектирование образовательной активности необходимо обеспечивать на протяжении всего времени нахождения дошкольников в детском саду, воспитателям рекомендуется использовать инструменты педагогического проектирования, чтобы:

— Сформулировать стратегическую цель организации учебно-воспитательного процесса — она должна быть четкой (чтобы по завершении отчетного периода можно было однозначно ответить о факте ее достижения), актуальной (отвечать значимым проблемам), реальной (находится в зоне ближайшего развития воспитанников).

— Конкретизировать задачи образовательной работы с учетом программного содержания, индивидуальных особенностей развития дошколят.

— Подобрать оптимальные средства, методы и формы ООД по ФГОС в ДОУ, которые позволяет повысить статус игры как основного способа познания мира, последовательно реализовывать поисковые, исследовательские, экспериментальные проекты, проектировать проблемно-обучающие ситуации.

— Систематически проводить самоанализ педагогической деятельности, корректировать учебно-воспитательные методы с учетом реальной ситуации. При проведении работы по планированию, в ходе разработки целей и задач ООД воспитателю важно учитывать возможность возникновения незапланированных ситуаций, меняющих ход образовательного процесса, и адекватно реагировать на эти события. С этой целью необходимо активно применять новаторские виды, методы и формы организованной образовательной деятельности.

Виды ООД в ДОУ по ФГОС

Комбинированная: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.

Комплексная: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.

Интегрированная: базируется на сочетании знаний из разных предметных областей для комплексного рассмотрения вопроса, например, знакомство с понятием «настроение» в ходе чтения литературного произведения, рассматривания иллюстраций, прослушивания музыки.

Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:

1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.

2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.

3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.

К формам ООД по ФГОС, реализуемым в ДОУ по актуальным принципам ФГОС в рамках режимных моментов, также можно отнести:

— подвижные игры с правилами, активные паузы, физкультминутки, спортивные пробежки, игровые упражнения;

— здоровьесберегающие и закаливающие мероприятия;

— творческие, экспериментальные, поисковые проекты, прогулки по эко-тропе;

— соревнования, праздники, детско-родительские дни, мастерские детского творчества, работа в мини-музеях;

— мини-лекции, беседы, компьютерные презентации;

— пересказы, сочинительство, разучивание малых фольклорных форм и стихов, речевые ситуации;

— организованные сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные, творческие игры, драматизации;

— труд на участке, дежурства, практические опыты и эксперименты;

— коллекционирование, моделирование, слушание музыкальных произведений, музыкальные импровизации, занятия ритмикой.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Почемучки. Почему у зайца уши большие …. и на что они похожи?»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: — закрепление и расширение знаний детей о диких и домашних животных на примере зайцев. Задачи: Образовательные:
— повышать речевую активность детей; обогащать словарный запас; — уточнить представление детей об обитателях леса;
Развивающие:
— развивать внимание, память детей, логическое мышление, наблюдательность; — развивать фантазию и творческие способности.
Воспитательные:
— воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;
Методы и приемы: 1. Практические (составление картины из пазл, физкультминутка); 2. Наглядные ( демонстрация картин, иллюстраций, презентации); 3. Словесные (рассказы, беседы, загадки). Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В.Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е.Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк». Чтение рассказа Л.Толстого «Зайцы». Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, картины с изображением зайца и домашних кроликов, «волшебный» чемоданчик; цветные картинки с изображением диких животных, презентация «Почему у зайца уши длинные?». Словарная работа: травоядное животное (растительноядное), разнообразная окраска, приспособлены, лопоухий, зрячими, рупор, вертикально.
Ход занятия
1. Открытый вход в деятельность. Игровая мотивация. Психологический настрой «Цепочка дружбы» Дети стоят по кругу. Воспитатель: (обращается к детям) «Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!» 2. Вводно-организационный. Вводная беседа. Воспитатель: Дети, сегодня у нас в гостях наш любимый Почемучка. Вы знаете, что он любит задавать вопросы. А за правильные ответы что-то дарит. Мы все любим подарки, поэтому постараемся ответить на все его вопросы. (Входит Почемучка. У него в руках чемоданчик.) 3. Мотивация на деятельность. Создание проблемной ситуации, Почемучка: Здравствуйте , ребята! Сегодня я принес вам подарок. Это картина из пазл. Но подарю его за правильные ответы на мои вопросы. За каждый ваш правильный ответ – одна частичка картины(1 пазл.) Все готовы? Начинаем! 4. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний. Активизация самостоятельно мышления. Вопрос: О ком пойдет речь, догадайтесь: Что за зверь лесной, Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы. (Заяц) Вопрос: Составьте рассказ о зайце, заканчивая предложения. — Заяц живет в лесу в …(ямке). — Летом заяц ….(серый), а зимой ….(белый). — У зайца длинные ….(уши). — Круглая …(голова). — Передние лапки короче ….(задних) — Задние лапы приспособлены для ….(прыгания) — Хвостик ….(маленький). — В гору заяц …..(бегом), а с горы ….(кувырком). — У зайца теплая, легкая …..(шубка). — Заяц боится …(лисы, волка, собаки, людей). — Заяц любит есть ….(капусту, морковь, репу, траву, кору деревьев). — Заяц быстро ….(бегает), ловко …..(скачет), но не умеет …..(плавать и лазать по деревьям). — У зайчихи летом рождаются ….(зайчата). Вопрос: Зайцы – травоядные животные. Что это значит? Дети: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Вопрос: Что вы можете сказать о заячьих зубах? Дети: Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. Вопрос: Как в сказках обычно называют зайца? Дети: Зайка-трусишка. Воспитатель: Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет». 5. Динамическая пауза. Игровые приемы. Пальчиковая гимнастика «Зайчик» Посмотрите, что за пальчик! Ловко прыгает, как зайчик. На бревно и на пенек Скок да прыг и прыг да скок! (Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.)Физминутка: Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать (ходьба на месте)
Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах
(приседание)
Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зеленый И несется меж стволов, Средь травы, цветов, кустов.
(прыжки на месте)
Замер зайчик средь травы, А теперь замрем и мы!
(дети садятся на свои места)Вопрос: В сарае, в клетке он живёт, Морковку сладкую грызёт. Ох, и острые же зубки, Он всегда в пушистой шубке, Лопоухий, хвост как нолик. Все узнали его… Дети: Кролик. Вопрос: Расскажите про кролика (показ картинки) Дети: Кролики это совсем другое животное – домашнее. Имеют сходство с зайцем. Тело покрыто шерстью. Имеют длинные уши, короткие хвосты, передвигаются прыжками. У них очень острые и длинные передние зубы. Воспитатель: Я помогу. И кролики, и зайцы являются растительноядные. Кроме различных растений, любят обгрызать кору с деревьев. Домашние кролики уже давно живут возле человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти зимой, как заяц. Вопрос : Расскажите, какие различия есть у зайцев и кроликов. Дети: Заяц летом серый, а зимой белый. Он не копает нор и долго не может жить на одном месте. Зайцы крупнее, и у них длиннее лапы и уши. Зайчата рождаются зрячими, покрытыми шерстью. Кролики имеют разнообразную окраску. Кролик норы копает, постоянно их достраивает. Уши и передние лапы короче, чем у зайца. Крольчата рождаются голыми и слепыми, мать ухаживает за ними. Почемучка: У меня в чемоданчике еще что-то есть. Это рупор. А зачем он? С начала ответьте на вопрос. Вопрос: Почему у зайца уши большие? Дети: У зайца наилучший слух. Заяц прижимается к земле, поднимает уши вертикально и, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг. Воспитатель: Но если идет дождь, приходиться складывать уши, сгибать, чтобы в них не попадала вода и чтобы не заболеть. Так что в дождь ему приходится высовывать голову для выяснения обстановки, что крайне опасно для жизни зайца. Уши у зайца обладают еще одной замечательной особенностью — это своеобразный холодильник. В сильную жару они спасают зайца от перегрева — через тонкие большие уши заяц теряет треть своего тепла, и ему не надо высовывать язык, как это делает собака ушей есть и другое предназначение., что помогает зайцу избавляться от лишнего тепла в организме и не допускать перегревания во время длительной погони. А зимой в холода он прижимает уши к спине, чтобы наоборот, не допустить потери тепла. Вопрос: Что общего между зайцем и рупором? Дети: Уши зайца похожи на рупор. Чем больше уши, тем лучше слышно. Воспитатель: Длинные, чтобы не мешали на бегу. Заяц забрасывает их назад. Давайте посмотрим презентацию «Почему у зайца уши длинные?». Показ презентации «Почему у зайца уши длинные?»Почемучка: Ребята, мне понравились ваши интересные рассказы. Мы узнали много нового и интересного. Говорю вам спасибо, до свидания. До новых встреч! 6. Открытый выход из деятельности. Обсуждение результатов Воспитатель: — Дети, а что вам понравилось на занятии? — Что нового и интересного вы узнали? — Ребята, если вам понравилось наше занятие, то возьмите красный шарик, если не понравилось, то возьмите синий шарик.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Наши помощники Конспект ООД по конструктивно-модельной деятельности для детей старшей группы Конспект занятия в старшей группе на тему «Улица родного города» Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей старшей группы

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Царство трех минералов

Мир психологии

Ориентировочная основа действия — это система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.

Ориентировочная основа действия — это необходимый компонент любого действия. Дело в том, что каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в том случае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия.

Например: ребенку надо написать заглавную букву «В». Он сможет достичь этой цели только в том случае, если учтет соотношение элементов этой буквы, их расположение на плоскости листа по отношению к разлиновке тетради. Если человек учитывает всю систему условий, которая объективно необходима, то действие достигнет этой цели. Если же человек ориентируется на часть этих условий или подменяет другими, то действие будет приводить к ошибкам.

Схема ООД:

  1. Знакомство с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Выделить все необходимые знания о предмете, с которым надо действовать. Выделить знания о самом процессе деятельности: с чего начинать, в каком порядке производить действия.
  2. Фиксация выделенного содержания деятельности. Нужно не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять.
  3. Этапы выполнения формируемой деятельности: этап выполнения действий в материализованной (материальной) форме; этап внешнеречевых действий; этап выполнения действия во внешней речи «про себя» и этап умственных действий.

Ориентировочная часть действия направлена на:

  1. на правильное и рациональное построение исполнительной части
  2. на выбор одного из возможных исполнений

Вторая функция ориентировочной части действия отчетливо выступает при анализе действий, связанных с шахматной игрой. Ориентировочная часть действия должна обеспечить правильный выбор очередного хода. При выполнении ориентировочной части действия человек должен использовать для ориентировки не только систему условий, обеспечивающих правильную перестановку фигуры с поля на поле (исполнительная часть действия), но и те особенности шахматных позиций, которые определяют выбор очередного хода.

Человек, выполняя ориентировочную часть действия, опирается при этом на ориентировочную основу действия (ООД). Успех ориентировочной части действия, прежде всего, зависит от содержания ориентировочной основы. Ориентировочная основа действия может быть полной, неполной, избыточной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]