ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |
Определение, факторы и механизмы социализации
В любом современном обществе существует определенный набор правил, законов, уставов и других нормативно-правовых и ментальных актов. В соответствии с ними человеку предоставляются все условия для проявления и развития его личности. Формирование человеческой личности начинается в раннем возрасте. Процесс вхождения ребенка в мир взрослых имеет свои особенности на ранних этапах онтогенеза. Изменение социальной ситуации связано с необходимостью адаптации к новым условиям, нормам и требованиям. Ребенок, растущий в современном обществе, вступает в совершенно иные отношения, он сталкивается с самыми разными трудностями. Поэтому главная и основная задача взрослых — помочь ребенку приобрести некоторые знания, которые понадобятся ему в самостоятельной жизни, то есть приобрести некоторые навыки социализации.
Проблема социализации в нашем обществе имеет широкий охват. Важно, что ребенок проходит через проблемную фазу социализации, начинающуюся в раннем детстве. Имеется в виду, что ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в общении со сверстниками. Это подводит нас к сути вышеописанной проблемы: каким вырастет ребенок, если он лишен общения со сверстниками на ранней стадии развития? В настоящее время большое количество детей, которые ходят в школу, оказываются неадаптированными. Это может быть связано с физическим или психическим здоровьем или с тем, что они не готовы к школе, но необходимо учитывать и фактор социализации.
В рамках гуманитарных наук (социология, образование, социальная психология и психология развития) существует множество формулировок и подходов к изучению социализации. В психологии исследование социализации обычно связано с изучением психологических характеристик, факторов и механизмов социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс приобретения человеком социального опыта, особенно системы социальных ролей. Этот процесс включает в себя приобретение социальных норм, навыков, стереотипов, социальных установок, социально принятых форм поведения и общения, а также выбор образа жизни.
Появление термина «социализация» в гуманитарных науках связано с именем американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В своей книге «Теория социализации» в 1887 году он определил суть этого процесса как развитие социальной природы и характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни. Как общепринятый научный термин, «социализация» начала активно использоваться в западной философской, социологической и психологической литературе только в конце 50-х годов XX века. Однако однозначного толкования до сих пор нет.
В социологических концепциях социализация функционирует как процесс социальной адаптации, приспособления индивида к социальной среде через усвоение норм, правил, установленных обществом. С точки зрения интеракционистской теории, представителем которой был Дж. Мид, «человек становится личностью только тогда, когда реакция других становится неотъемлемой частью собственного поведения».
В культурной антропологии социализация понимается как процесс приобретения культуры, социально значимых ценностей, норм и образцов поведения человека. Американские этнопсихологи М. Мид и Р. Бенедикт пришли к выводу, что социокультурные факторы играют ведущую роль в психическом развитии детей.
Педагогика рассматривает социализацию как процесс сознательного усвоения ребенком готовых форм и способов социальной жизни, взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптации к обществу и выработки собственного социального опыта. В работах Т. Мора, Ж. Руссо, Р. Оуэна, Ш. Фурье, И.Г. Песталоцци, Т. Кампанеллы, А. Дистервега содержатся положения о социальном характере воспитания, оптимальных условиях взаимодействия растущего ребенка и общества, особом воспитательном воздействии на социальную среду. В начале XX века немецкий философ и педагог П. Наторп трактовал социализацию как свободное самообразование в сообществе взрослых. Исследователь рассматривал волю как своеобразное психологическое условие социализации индивида. Особый подход к трактовке социализации можно найти в педагогической системе
М. Монтессори. Приобретение детьми социальных знаний и навыков не является процессом прямого обучения, демонстрации образцов действий взрослых и их отработки под контролем. Социальные знания и навыки формируются естественным образом в определенной среде.
Самую важную роль в том, каким вырастет человек, как будет проходить его воспитание, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть случаями социализации. В разном возрасте состав средства специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам такими агентами являются родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В подростковом или юношеском возрасте агентами также являются супруги, коллеги по работе и т.д. Агенты различаются по своей роли в социализации, в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них имеет ряд общих или сходных черт. В каждом обществе социализация человека на разных этапах имеет свои особенности. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией человеческой жизни. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с разнообразными условиями, которые более или менее активно влияют на их развитие. Эти условия, влияющие на человека, обычно называют факторами. На самом деле, не все из них идентифицированы.
Более или менее изученные условия или факторы социализации, условно объединенные в четыре группы, выделены А. Мудриком:
- Мегафакторы — к ним относятся такие факторы, как космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
- Макрофакторы — к ним относятся страна, этнос, общество, государство, они влияют на социализацию всех, кто живет в определенных странах.
- Мезо-факторы — к ним относятся условия социализации больших групп людей. Мезофакторы влияют на социализацию как напрямую, так и опосредованно через четвертую группу микрофакторов.
- Микрофакторы — к ним относятся факторы, которые непосредственно влияют на конкретных индивидов, взаимодействующих с ними — семья и дом, соседство, группы сверстников, образовательные организации, различные общественные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Социализация не только позволяет нам общаться друг с другом посредством усвоенных социальных ролей. Она также обеспечивает поддержание общества. Хотя состав общества постоянно меняется по мере рождения и смерти людей, социализация помогает поддерживать само общество, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности и модели поведения.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через ряд, условно говоря, «механизмов». Агенты, наряду с факторами, составляют механизмы социализации.
Механизмы социализации делятся на две группы:
- Социально-психологические механизмы;
- Социальные и образовательные механизмы.