Гимнастика в подготовительной группе: корригирующая, бодрящая после сна, оздоровительная, музыкальная, в стихах, комплекс по месяцам, по ФГОС


Виды гимнастики после дневного сна в детском саду

Разминка в кроватях и закаливание

Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений. Затем группа встает босиком на расположенные рядом с кроватями массажные коврики. Несколько минут на них производится ходьба на месте, которую можно перевести на бег.

Продолжение гимнастики происходит в другой комнате, предварительно охлажденной до температуры 19°С. Здесь под ритмичную музыку ребятам предлагается выполнить произвольные движения, которые заканчиваются дыхательными упражнениями.

Игровые занятия

Образная гимнастика заключается в подражании детьми движений животных (скачет лягушка, выгибается кошка) или птиц (цапля на одной ноге), имитации характерных движений спортсменов (на лыжах, на коньках) и т.д.

Гимнастика после сна в подготовительной группе на тренажерах

Начинается комплекс с легкой разминки: шаги, пробежка и прыжки. Затем группа детей делится на подгруппы по несколько человек. Первая команда занимается в спортивном уголке, где размещены канаты, лестницы и прочие элементы.

Вторая команда упражняется с детскими тренажерами: гантелями, дисками. Третья группа направляется на беговые дорожки и велосипед. Смена занятий происходит каждые 5 мин.

Занятия на массажных дорожках

Рекомендуется проводить такую гимнастику не реже 2 раз в 7 дней. Группа занимается босиком. Начинается гимнастика с шагов по дорожкам, затем ритм ускоряется и начинается легкий бег, последний длится не более 90 с.

Далее необходимо провести несколько дыхательных упражнений при медленной ходьбе. Следующие 2-3 мин. ребятам предлагается непрерывно бежать.

Завершают занятие медленные шаги по дорожкам здоровья.

Виды (блоки) гимнастики после дневного сна в детском саду

Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.

Как обучать ребенка плавать — занятия в бассейне, упражнения

Пример:

Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.

Блок дыхательных упражнений

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.

Пример:

– Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».

Упражнение «Змейка»

Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).

Упражнение «Дракоша».

Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).

Блок активной нагрузки

Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.

Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д.

Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.

Корригирующая дорожка

Цели гимнастики

Гимнастика в детском саду имеет такие цели:

  • Спокойный выход из состояния покоя и начало фазы бодрствования.
  • Устранение вялого состояния.
  • Приведение нервной системы ребенка в тонус.
  • Активизация функций различных систем в организме (дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д.).
  • Подготовка к интеллектуальной деятельности.
  • Повышение физической работоспособности.
  • Поднятие настроения и улучшение общего самочувствия.
  • Нормализация работы иммунной системы, профилактика заболеваний.
  • Закаливание.

Особенности гимнастики по месяцам

Гимнастика после сна в подготовительной группе по длительности занимает приблизительно 10-15 мин.

За это короткое время невозможно провести гимнастику, охватывающую все мышцы и системы организма. Для разностороннего развития детей рекомендуется ежемесячно менять состав занятий после сна. За такой период ребята освоят все упражнения предыдущего комплекса и начнут разминать и тренировать новые группы мышц. Смена гимнастики сохраняет интерес детей к занятиям в течение всего года.

Далее приведен краткий обзор нескольких комплексов, которые могут ежемесячно сменять друг друга:

  1. Первая группа упражнений начинается с бега в холодное (19°С) помещение, затем следуют профилактические занятия от плоскостопия.
  2. Следующий комплекс включает в себя разминку лежа и сидя в постели, дыхательные и закаливающие упражнения.
  3. Далее вместо дыхательной гимнастики в комплекс включается аэробика под музыку.
  4. Четвертый комплекс начинается с закаливающего бега, затем следует зарядка для профилактики осанки.

Зачем нужна гимнастика после сна в подготовительной группе

Гимнастика после сна – это ряд упражнений, которые обеспечивают плавный переход между состоянием сна и бодрствования. Она комбинируется с корригирующей гимнастикой, которая направлена на коррекцию и поддержание осанки, профилактику плоскостопия, поддержание тонуса мышц.

Задачи проведения зарядки

  • профилактика ОРЗ, ОРВИ;
  • укрепление здоровья;
  • укрепление мышц, связок и опорно-двигательной системы;
  • повышение активности ЦНС;
  • физическое развитие;
  • повышение умственной активности;
  • гармоничное пробуждение;
  • корригирование опорно-двигательной функции;
  • избежание капризов после дневного сна.

Подготовительная группа считает себя «взрослыми» и тяжело поддается засыпанию, а гимнастика способствует быстрому повышению работоспособности организма. Ребенок окончательно пробуждается и готов к прогулке и физическим нагрузкам.

Правила проведения гимнастики пробуждения

Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С. Летом закаливающая гимнастика может проводиться на улице.

Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребенка к занятиям.


Гимнастика после сна в подготовительной группе должна быть без резких движений

Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъемы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.

В ходе зарядки дети перемещаются в «холодное» помещение или на улицу для активной ходьбы и бега. Здесь можно проводить занятия для правильной осанки и с целью профилактики плоскостопия, заниматься корригирующей ходьбой и бегать по массажным коврикам. Затем группа возвращается в теплую спальню для дальнейших упражнений. Переход может осуществляться несколько раз за занятие.

Гимнастические занятия рекомендуется проводить в игровой форме, это создает положительную эмоциональную атмосферу среди детей. Техника выполнения упражнений, основанных на подражании животным или другим образам, легче осваивается детьми, такие занятия развивают двигательное воображение.

Как правильно распределить нагрузку

Гимнастика после сна в подготовительной группе длится не менее четверти часа.

Спокойная разминка в кроватях продолжается около 3 мин., она может содержать элементы самомассажа и пальчиковые упражнения. Столько же по времени дети находятся в охлажденном помещении, двигаясь по полу или по массажным коврикам.

После активных занятий следует дыхательный комплекс. Во избежание тошноты и головокружений, дыхательные упражнения начинаются с 30 сек – 1 мин, постепенно длительность цикла увеличивается до 5-7 мин.

Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.

Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.

Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет

Условия проведения зарядки:

  • помещение проветривается перед сном;
  • температура воздуха 18-20 градусов;
  • дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
  • для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.

Правила организации:

  • комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
  • тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
  • отсутствие длительного напряжения;
  • необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
  • не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.

Подготовка к гимнастике

Распределение нагрузки:

Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.

Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.

Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут.

Картотека упражнений для блока в кровати

Гимнастические упражнения в кровати:

  • Потягивание. Лежа в кроватях на спине, ребята протягивают руки вдоль тела, а затем вытягивают за голову и тянутся макушкой вверх, одновременно пятки тянут к противоположной спинке кровати.
  • Змейка. Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
  • Великаны-карлики. Из того же положения ребята сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют их.

  • Велосипед. Упражнение на пресс, оно выполняется лежа лицом вверх. Вытянув руки по бокам, дети «рисуют» ногами круги в воздухе, напоминающие прокрутку педалей велосипеда.
  • Орех. Из позиции лежа лицом вверх при глубоком вдохе ребята садятся и тянутся руками к носкам прямых ног. Выдыхая воздух, они ложатся обратно на кровать.
  • Лодочка. Дети переворачиваются лицом вниз, вытягивают руки вверх и с усилием прогибают спину, при этом верх и низ тела должны оторваться от поверхности кровати.
  • Кошечка. Стоя по-кошачьи на коленях и выпрямленных руках, ребята выгибают спину дугой, одновременно опуская лицо вниз, затем прогибают спину вниз, поднимая лицо вверх.
  • Горка. Дети садятся в кровати, выпрямив ноги перед собой, ладонями упираются на кровать за спиной. Опираясь на согнутые ноги и ладони, ребята высоко поднимают бедра, затем снова садятся на кровать.
  • Волна. Дети становятся на колени. Протягивая руки в одну сторону, они садятся в противоположную сторону рядом с пятками, затем выполняют то же упражнение зеркально.

Активные нагрузки

Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей, находящихся в подготовительной группе, включает в себя несколько комплексов активных упражнений.

Занятия возле постели:

  • Любопытные малыши. Дети стоят с руками на талии и поворачивают лицо в обе стороны, а также вверх и вниз.

  • Я расту. Прижав пятки к полу, ребята тянутся сцепленными руками вверх, ладошки развернуты к потолку, одновременно вверх тянется макушка.
  • Мельница. Дети крутят прямыми руками сначала вперед, потом назад, ноги немного расставлены.
  • Цапля. Стоя прямо на левой ноге, руки на поясе, ребята сгибают правую ногу и вытянутый носок прижимают к левому колену. В этом положении следует выстоять не менее 30 с.
  • Самолет. Дети выпрямляют руки параллельно полу по сторонам, потом непрерывно произнося звук «у-у-у», они наклоняются в то в одну сторону, то в другую. В ходе упражнения делаются короткие паузы для вдоха.
  • Шипящие гуси. Ребята стоят с руками на талии, расположив ноги по ширине плеч. Наклоняясь вперед и отводя прямые руки назад, дети подражают шипению гусей.
  • Мячик. Ребята прыгают на обеих ногах на одном месте.

Активные упражнения для прохладной комнаты:

  • Дети ходят по кругу, чередуя очень мелкие шажки с широкими шагами. Далее они поднимаются на носки, выпрямляют руки вверх и шагают, подобно цапле, с высоко поднятыми коленями. Затем следует легкий бег, заканчивающийся приседанием. В заключении ребятам предлагаются длинные прыжки.
  • Цикл начинается с шагов на носках с поднятыми к потолку руками. Далее дети идут обычными шагами и периодически по команде педагога останавливаются то на правой, то на левой ноге. Продолжается движение в положении приседа, руки на талии, затем следует веселый марш с высоким подниманием коленей.
  • Ребята активно шагают по комнате, затем поднимаются на носочки и, продолжая шагать, выпрямляют руки вверх. Потом они опускаются на пятки, ставят руки на талию и шагают на пятках. Завершает цикл легкая пробежка с закидыванием пяток к ягодицам.

Активные занятия для теплой комнаты:

  • Елка. Из положения стойки на коленях, руки расположены на талии, дети выпрямляют правую ногу в бок и одновременно руки вытягивают в стороны. То же упражнение выполняется для другой ноги.

  • Солнечное настроение. Ребята выполняют подскоки на одном месте, поднимая колени как можно выше и постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 90°. После полного оборота дети отдыхают, шагая по комнате, затем упражнение повторяется снова.
  • Веселая гимнастика. Дети стоят ровно, ноги расставлены, но не широко, руки расположены на талии. Отставляя правую ногу назад с вытянутым носком, ребята разводят руки в стороны, после чего возвращаются в основную стойку. То же упражнение выполняется с другой ноги.
  • Ловкие прыгуны. Ребята выполняют прыжки на одном месте: сначала 5 подпрыгиваний, затем 5 больших прыжков.

Предварительный просмотр:

Картотека гимнастики после сна

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

1.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки — на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки — вдоль тела. Поднять голову, носки — себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз

4.И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.

5.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны — вдох, скрестить руки на груди — выдох. Повторить 4 раза.

6.И.п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 — поднять руки в стороны, вверх; 2 — вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

7.И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.

8. Дыхательное упражнение «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.

Ходьба по тропе «здоровья».

1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки — на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; в стороны; на пояс; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

4.И.п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

5.И.п.: сед по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону.

6.И.п.: основная стойка. «Сбор яблок»: поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко») — вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину») — выдох. Повторить 5-6 раз.

7.И.п.: стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. «Воробей»: 10 невысоких прыжков на левой ноге, затем то же — на правой. Повторить еще раз.

8. Дыхательное упражнение «Поиграть с голубями»: на длительном выдохе — «гули-гули-гули», затем резко — «кыш!». Повторить несколько раз.

Ходьба по тропе «здоровья».

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

1.И.п.: лежа на спине, руки на поясе. Опустить подбородок на грудь, носки на себя; потянуться, надавливая руками на тазовые кости; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.

2. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — руки к плечам (вдох); 2 — поднять голову (выдох), руки вперед; 3 — то же, но руки в стороны; 4 — вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

3.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх; снова согнуть и опустить; выполнить то же другой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

4.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; руки за голову (ладони на затылке); руки в «крылышки»; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

5.И.п.: то же. 1 — сделать широкие «крылышки» на кровати, приподнять голову и плечи; 2 — поднять одну прямую ногу; 3 — ногу опустить; вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

6. «Гусеница». И.п.: сесть в позу прямого угла, согнутые в коленях ноги приблизить пятками к ягодицам, руки в упоре сзади. Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперед насколько возможно. Тем же движением вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

7. «Флюгер». И.п.: стать прямо, ноги чуть расставлены; руки вперед, ладони вместе («стрелочка»). 1 — медленно повернуть корпус на 900, не отрывая глаз от рук; ноги остаются неподвижными; задержаться на 4-5 счетов; медленно вернуться в и.п. Повторить все в другую сторону. Выполнить 10 раз.

8. Дыхательное упражнение «Паровоз»: и.п.: руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек).

Ходьба по тропе «здоровья».

1.И.п.: лежа на животе, руки на поясе, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты; потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить на таз, оттягивая его в противоположную; расслабиться. Повторить 3 раза.

2.И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на кровати, руки на поясе; поднять голову, руки вперед, потянуться к коленям; задержаться в этой позе; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

3.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. «Велосипед»: сгибать и разгибать ноги на весу одновременно, имитируя «велосипедные» движения. Темп движения — медленный. Сделать паузу, повторить еще раз.

4.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев; поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны; круговые движения руками вперед и назад; вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

5.И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута, нижняя рука согнута и лежит под головой, верхняя — в положении упора перед грудью. Поднять прямую вышележащую ногу до угла 450, задержать на весу на 4 счета, опустить. Выполнить еще 3 раза. Повторить то же на другом боку.

6.И.п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки опущены. «Качалочка»: перекатывание с носка на пятку, руки при этом слегка раскачиваются вперед-назад. Сделать паузу, повторить еще раз.

7.И.п.: стойка ноги слегка расставлены, прямые руки поднять вверх, ладонями внутрь. «Месяц»:1 — медленно наклонить туловище в сторону, ноги не сгибать, прямые руки не разводить; 2 — медленно вернуться в и.п. Повторить в другую сторону. Выполнить 4 раза в каждую сторону.

8. Дыхательное упражнение «Петух»: и.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).

Ходьба по тропе «здоровья».

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

1.И.п.: сидя на кровати по-турецки, спина прямая, ладони лежат на верхней поверхности бедер. Сцепить пальцы в замок, поднять руки вверх, вывернув сцепленные ладони, потянуться макушкой вслед за руками; расслабиться в и.п. Повторить 3 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены. Согнуть ногу в колене; выпрямить ее вверх до угла 450; опустить прямую ногу; повторить другой ногой. Чем медленнее опускаются ноги, тем больше нагрузка, поэтому сначала достаточно ногу держать прямой на 1-2 счета, затем замедлить до 4-5 счетов. Выполнить каждой ногой 4 раза.

3.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. Махом рук сесть, руки на пояс, спина прямая; вернуться в и.п. Повторить 6 раз.

4. «Змея». И.п.: лежа на животе, голова опирается лбом, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь как можно выше, пошипеть: «ш-ш-ш»; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

5.И.п.: лежа на боку, нижняя нога полусогнута и лежит под головой, верхняя — в положении упора перед грудью. Поднять прямую ногу и совершать ею движения, «рисуя» носком небольшие окружности вперед назад. Опустить ногу. Повторить 3 раза. Выполнить то же на другом боку.

6.И.п.: стоя около кровати, ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. «Бокс»: вытянуть одну руку вперед, вернуться в и.п.; вытянуть другую руку вперед, вернуться в и.п. Движения «бокс» выполняются с легким поворотом корпуса и в различном темпе, сначала — плавно и медленно, затем все быстрее и резче.

7.И.п.: основная стойка, руки на поясе. «Любопытные ребята»: повороты головой влево вправо, вверх-вниз; наклоны головой влево вправо. Выполнить последовательно 5-6 раз медленно, без рывков.

8. Дыхательное упражнение «Гуси шипят». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад ( в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5-6 раз).

Ходьба по тропе «здоровья».

1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки — на себя; согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками и коснуться лбом колена, задержаться на 2-3 счета; вернуться в и.п.; повторить другой ногой. Выполнить каждой ногой 4 раза.

Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики:

  • Надуваем шарик. Стоя прямо и глубоко вдыхая, дети не спеша разводят руки в стороны. Потом при выдохе произнося «ф-ф-ф», они соединяют руки перед собой, образуя круг. Воспитатель издает хлопок, и ребята изображают лопнувший шарик, медленно приседая и опуская руки со звуком «ш-ш-ш».
  • Дракон. Дети вдыхают воздух одной ноздрей, выдыхают через рот, затем вдыхают через вторую ноздрю, выдох делают так же.

  • Лошадка. Имитируя стук копыт, ребята цокают языком, темп становится то быстрее, то медленнее.
  • Змеиный язык. Задача состоит в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, при этом кончиком языка необходимо дотянутся до подбородка.
  • Веселый плакальщик. Дети громко всхлипывают, при прерывистом вдохе дергают плечами, имитируя плач.
  • Зевота. Ребята сидят на кроватях с опущенной головой и открытым ртом. На вдохе прерывисто охают, изображая зевок.
  • Смешинка. Дети весело прищуриваются и произносят смешные звуки: «ха-ха-ха», «гы-гы-гы», «хи-хи-хи».
  • Корова мычит. Ребята медленно выдыхают воздух, произнося «му-у-у».
  • Игра с голубями. На выдохе дети зовут голубей: «гули-гули», а потом резко произносят «кыш!» и выдыхают оставшийся воздух.
  • Паровозики. Полминуты ребята ходят по спальне, крутят согнутыми в локтях руками и произносят «чух-чух-чух».

Упражнения в стихах

Гимнастика после дневного сна в подготовительной группе может сопровождаться комментариями воспитателя в стихах.

Рифмованные упражнения создают веселую атмосферу, помогают справиться с заданием и повышают интерес детей к занятиям. Стихотворные сравнения движений с представителями животного мира или иными образами позволяют подать гимнастический комплекс в игровой форме. Стихи развивают в детях чувство рифмы, веселые занятия прививают любовь к физкультуре.

Начало зарядки:

Гимнастика полезна, Гимнастика нужна, От хворей и болезней, Спасает нас она!

Упражнения:

  • В небе солнышко плывет (дети лежат в кроватях лицом вверх и описывают широкие круги руками).
  • Свежий ветер травку мнет (ребята сидят на коленях, наклоняются к кровати и хаотично машут руками из стороны в сторону).
  • В ручейке бежит водичка (дети остаются сидеть на коленях и крутят согнутыми в локтях руками вперед и назад).
  • Виляет хвостиком лисичка (стоя по-собачьи, ребята вращают тазом в разных направлениях).
  • Слон кивает головой (дети стоят в той же позиции и важно раскачивают головой в разные стороны).
  • Уточка плывет домой (ребята ложатся вниз лицом, выгибают спину, обхватывают руками голеностопные суставы и качаются).
  • Ловко прыгает лягушка (дети совершают глубокие прыжки).
  • Навострил зайчонок ушки (сидя на корточках, ребята изображают ладошками уши зайца).
  • Бабочка летела, отдохнуть присела (дети садятся, соединяют стопы перед собой и стараются достать коленями пола).
  • Важный орел со скалы опустился (ребята стоят ровно и плавно поднимают руки-крылья в стороны, а потом медленно приседают, опуская их к полу).
  • Цветок-василек на заре распустился (сидя на корточках, дети соединяют ладони перед грудью, а затем поднимаются и одновременно разводят руки над головой в стороны).

Ходьба по массажным матам:

По ровненьким дорожкам, По камешкам и стежкам, Шагают наши ножки, Топ-топ-топ, Хлопают ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп. Умывание. Водичка, водичка, Умой мне личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок.

Закаливающие процедуры

В связи с большим количеством детей в группах детского сада, невозможно организовать персональный подход к каждому ребенку для разработки комплекса закаливающих процедур. Поэтому, во избежание негативных последствий, проводится ежедневное умеренное закаливание, если нет эпидемии.

В зависимости от температуры воздуха на улице, часть активных упражнений комплекса может проводиться на свежем воздухе. В холодные сезоны группа переходит на 2-3 мин. в прохладную комнату с температурой 17-19°. Дети выполняют гимнастику без обуви и носков, находясь только в майках и трусах.

Большой оздоровительный эффект имеет ходьба босиком по массажным коврикам, которая может сменяться шагами по тазикам с водой. Завершает гимнастический комплекс обширное умывание холодной водой, при этом умываются лицо, руки, шея и грудь.

При наличии возможности и по согласованию с родителями ребенка и педиатром, можно проводить усиленное закаливание с небольшой группой здоровых детей.

Гимнастика после пробуждения играет большую роль в развитии ребят, находящихся в подготовительной группе. Сонливость и вялость, как последствия сна, не позволяют детям своевременно включатся в интеллектуальные упражнения. Поэтому важно организовывать плавный переход к бодрствованию посредством зарядки и закаливающих процедур.

Оформление статьи: Натали Подольская

Картотека гимнастики пробуждения в подготовительной группе на год по ФГОС

Для составления картотеки гимнастического пробуждения на год можно позаимствовать календарно-тематическое планирование и примеры упражнений в дидактическом пособии «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (Пензулаева Л.И).

Особенности гимнастики по месяцам и поре года

Обратите внимание! Для любого сезона подбирается соответствующий комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья в переходах от холодного теплого и от теплого к холодному времени.

Сентябрь

Цель: подготовить дошкольников к переходу из летнего в осенний период.

В кровати:

Сюда входят 2-3 упражнения, начинается с потягиваний, заканчивается массажем головы.

Активные нагрузки.

Применяется корригирующая гимнастика:

  • Хождение по оздоровительной дорожке.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Подвижные игры.

Дыхательные упражнения:

  • Без произношения звуков.
  • С произношением звуков.

Комплекс гимнастики пробуждения от сна для старших групп ДОУ

Октябрь

Цель: подготовка детей к понижению температуры воздуха, профилактика простуды.

В кровати:

  • Тематические упражнения на укрепление мимики.
  • Укрепление мышц рук.
  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.

Активные нагрузки:

  • Ходьба по ортопедическим дорожкам.
  • Поддержание осанки.

Дыхательные упражнения:

  • Без произношения звуков.

Добавляются оздоровительные упражнения:

  • На укрепление горла.
  • Водные процедуры.

Ноябрь

Цель: подготовка детского организма к зимнему периоду.

В кровати:

  • Укрепление мышц рук, ног.
  • Пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения:

  • Укрепление дыхательной системы без произношений звуков и с произношением.

Активные нагрузки:

  • Корригирующая гимнастика.
  • Физминутка.

Оздоровительные упражнения:

  • Обтирание полотенцем.
  • Укрепление горла.

Декабрь

Цель: адаптация организма к зимнему периоду.

В кровати:

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.

Дыхание:

  • Укрепление дыхания носом и ртом.

Активные нагрузки:

  • Корректирующая ходьба.
  • Использование вспомогательных средств.

Оздоровительные упражнения:

Январь

Цель: укрепление организма в зимний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.

Дыхание:

  • Укрепление дыхания носом и ртом

Активные нагрузки:

  • Ходьба.
  • Физминутка.
  • Водные и воздушные процедуры.

Февраль

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка к увеличению светлого времени суток.

В кровати:

  • Укрепление мышц ног.
  • Массаж рук, лица, шеи.
  • Пальчиковая гимнастика.

Зарядка для глаз.

Дыхательная гимнастика:

  • Укрепление дыхания носом и ртом

Активные нагрузки:

  • Физминутка.
  • Использование вспомогательных средств (тринажёры, стулья)

Водные процедуры.

Март.

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка организма к повыщению температуры.

В кровати:

  • Укрепление позвоночника.
  • Массаж головы, рук и ног.

Дыхательные упражнения:

  • В кровати с произношением звуков.
  • Динамическая гимнастика без произношения звуков.

Подвижная гимнастика:

  • Ходьба на месте и по кругу с переходом на бег.

Апрель.

Цель: укрепление организма в весенний период.

В кровати:

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.

Дыхательные упражнения:

  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика для глаз.

Подвижная гимнастика:

  • Ходьба по ортопедической дорожке.
  • Физминутка.

Май.

Цель: подготовка дошкольников к летнему периоду, укрепление иммунитета.

В кровати:

  • Укрепление мимических мышц.
  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.

Дыхание:

  • Укрепление навыков дыхания через нос.

Гимнастика для глаз.

Активные нагрузки.

  • Профилактика плоскостопия.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Физминутка.

Июнь-июль.

Цель: профилактика солнечного удара, укрепление иммунитета.

В кровати:

  • Физминутка с элементами потягивания и массажа.

Дыхание:

  • Динамическая зарядка с произношением и без произношения звуков.
  • Физминутка с элементами дыхательных упражнений.

Зарядка для глаз.

Август.

Цель: подготовка организма к осеннему периоду, интенсивное укрепление иммунитета.

В кровати:

  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.

Дыхание:

  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Активные нагрузки:

  • Физминутка.

Гимнастика на свежем воздухе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]