Конспект. Тема «Животные жарких стран»
Транскрипт
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 73 комбинированного вида Приморского района Санкт Петербурга. Конспект Непрерывной образовательной совместной деятельности по речевому развитию с детьми старшей логопедической группы. Тема «Животные жарких стран» Образовательные области: «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная. Технологии: Информационно-коммуникативные, триз «Да нетка», «Четвертый лишний», мнемотехника «Кого не стало» год Составлен воспитателем Косаченко Э.К.
2 «Социально коммуникативное развитие»: Совершенствовать умение работать в коллективе, выполнять общее дело. Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками. «Речевое развитие» Обогащать речь детей существительными, обозначающие названия животных, тропических климатических зон. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующие внешний вид, повадки животных, способы их питания. Упражнять детей в образовании и употреблении в речи существительных ед. ч. И.п., с помощью суффиксов ица, -иха, -ёнок, -онок. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе. Упражнять детей в образовании и употреблении в речи притяжательных прилагательных. Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове, определять позиции звука в словах, закрепить умение отличать гласный звук от согласного. Формировать умение делить слова на слоги, повторять способ деления слов на слоги. Формировать умение детей работать над деформированным предложениями. Развивать логическое мышление, развивать слуховое внимания, зрительное восприятие, словесно-логического мышления. «Познавательное развитие»: Продолжить формирование представлений и знаний о природе Африки. Познакомиться с особенностями растительного и животного мира природных зон Африки. Продолжить формирование чувства любви к природе, окружающему миру. «Физическое развитие»: Формировать умение детей координировать речь с движением. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Предварительная работа: Просмотр телепередач о животных жарких стран, посещение зоопарка, рассматривание альбомов «Живая природа», «В мире животных», географической карты мира, чтение стихов, рассказов по теме, отгадывание загадок. Демонстрационный материал и оборудование: Магнитная доска, комплект магнитов, магнитофон, диск с песней «Чунга чанга», ноутбук компьютерная игра «Кто спрятался в джунглях», диск с презентацией слайдов «Природа Африки», игрушка обезьянка Чи- чи, предметные картинки с изображением животных жарких стран и их детеныши, карточки «Кто лишний?», «Волшебный поезд», пилотка, мяч, блокнот. 2
3 Организационный момент. Здравствуйте ребята! Давайте в этот прекрасный день улыбнемся и ласково друг с другом поздороваемся. А поможет нам в этом мой веселый звонкий мяч. Мы будем передавать друг другу мяч, здороваться и ласково называть друг друга по имени. Игра с мячом «Здороваемся ласково» Воспитатель: ребята вот мы с вами все и поздоровались. Ход занятия. Ребята, я хочу пригласить вас отправиться со мной в путешествие. Вы отправитесь со мной в путешествие? Ребята, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? Ответы детей. И мы с вами отправимся путешествовать на самолете. Приглашаю всех занять места в салоне самолета. Но прежде чем взлететь, нам надо задать курс самолету. Вы знаете, куда мы с вами полетим? Ответы детей. Но тогда послушайте мою загадку, она поможет вам догадаться, куда мы отправимся, слушайте внимательно: Где же место есть такое? Что же это за страна? Очень жаркая она. Солнце, лето круглый год Море, пальмы и песок. Тут пустыни жаркие, Звёзды ночью яркие. Есть леса дремучие, Растения колючие. Что же это за страна? Очень жаркая она. (Африка) Молодцы, вы правильно отгадали загадку, и так мы отправляемся в Африку! Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Завести моторы! Взлет!(дети имитируют движения: пристегивают ремни, «моталочка» 3
4 завести мотор, взлет руки в сторону). Молодцы, но путь до Африки очень долгий, и поэтому я предлагаю вам немного поиграть. В петербургский зоопарк поступил зверь, все данные о нем записаны у меня в блокноте. И так — чтоб догадаться, кто это, вы будете задавать мне вопросы, ответы на которые будет «да» или «нет». И вы узнаете, кто из зверей поступил в наш зоопарк. Если вопрос не правильно зададите, ответа не будет! Игра «Да, нет ка» (воспитатель загадывает тигра). Молодцы, в зоопарк поступил тигр, как мы с вами догадалась, что поступил тигр? Потому что тигр.(подведение итогов). Ой, ребята посмотрите в иллюминаторы нашего самолета, какая богатая природа Африки. (показ слайдов природы Африки, с комментариями -5 слайдов) Пустыня Сахара, пустыня Каллахари, животные Африки(2 слайда), джунгли. Воспитатель: Пока мы с вами играли и смотрели в иллюминаторы, наш самолёт подлетел к Африке. Вот снижаемся мы все, К нашей взлетной полосе, что ж закончен наш полет. Расстегните ремни и выходите из самолета. Ребята посмотрите нас, встречает жительница Африки обезьяна Чи Чи. Обезьяна Чи Чи: Здравствуй ребята! Как я рада видеть вас в моей любимой Африке. Я хочу вас познакомить со своими друзьями! Воспитатель: Ребята! Вам интересно узнать, с кем вас хочет познакомить обезьянка Чи-чи? Тогда попробуйте отгадать ее загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки помещаются на магнитную доску): У него большие уши, Длинный хобот носит он. Хоть силён, но добродушен, Потому что это. По реке плывет бревно, Очень злющее оно. Тем, кто в речку угодил, Нос откусит. Знать, не зря он царь зверей В жаркой Африке своей. Там, где с деревьев свисают лианы Разные в джунглях живут. 4
5 Этот зверь какой-то странный, Шея, как стрела у крана, Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится. Что за коняшки? На всех полосатые рубашки. На носу он носит рог, А зовется. Обезьянка Чи — чи очень рада, что вы правильно отгадали загадки. Кто это такие? Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? Ответы детей. Правильно, сегодня мы будем говорить о животных жарких стран. Дидактическая игра «Определи первый и последний звук» Ребята, а давайте определим первый и последний звук в названиях этих животных: Жираф (ж ф), слон (с н), крокодил (к л), зебра (зь а), лев (ль ф), обезьяна (о а) Ребята обезьянке Чи-чи очень понравилось, как вы отгадывали загадки, определяли звуки, и она предлагает вам немного потанцевать. Дети танцуют под песню «Чунга чанга». Молодцы, вы так весело и радостно танцевали. Ребята, у нас сегодня в Африке день непослушания. Маленькие детеныши убежали от своих мам, бегали, резвились и перепутали своих мам. Помогите каждому детенышу найти свою маму. Дидактическая игра «У кого — кто?» Дети на фланелеграфе выставляют каждого детеныша к своей маме. Затем воспитатель проверяет правильность выбора и задает вопрос — у тигрицы как называется детеныш? Дети отвечают полным ответом: У тигрицы детеныш называется тигренок. Ребята, а теперь давай назовем всю семью, я буду показывать на картинку, а вы будете называть папу, маму и детеныша. (папа тигр, мама тигрица, детеныш тигренок). Тигр — Тигрица тигрёнок Бегемот — бегемотиха бегемотик Жираф — жирафиха жирафенок Слон — слониха слоненок Лев львица львенок Верблюд — верблюдица верблюжонок 5
6 Умнички, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Но верблюжья семья просит нас им помочь, их детеныш верблюжонок писал бабушке письмо и допустил ошибки в предложениях. Ребята поможем верблюжонку составить правильно предложения? Ответы детей. В этом нам поможет наш мяч. Я буду бросать вам мяч в руки с ударом о пол, а вы должны поймать мяч, составить правильно предложение и бросить мяч с ударом о пол мне обратно в руки. Игра «Что перепутал верблюжонок?» (с мячом) Воспитатель: Скажите, что перепутал верблюжонок, когда составлял предложения. Листочки жуют жирафа. Ребенок: Жираф жует листочки. Воспитатель: Пальма сидит на мартышке. Ребенок: Мартышка сидит на пальме. Воспитатель: Лианы качаются на мартышках. Ребенок: Мартышки качаются на лианах. Воспитатель: Пасть раскрывает крокодила. Ребенок: Крокодил раскрывает пасть. Мамы и детеныши очень рады, что вы им помогли и предлагают поиграть в прятки. Дидактическая игра «Кого не стало». Да задача была у нас не из лёгких, и я предлагаю немного отдохнуть. Физминутка «Вы видали» Вы видали верблюда, (Удивлённо пожимают плечами.) который летит, Не касаясь земли (Взмахивают руками, как ни одним из копыт? крыльями, одновременно шагая на месте.) В нашем городе вы (Удивлённо пожимают плечами.) леопарда видали, 6
7 Что привык ночевать (Приседают, руки под щёку., под скамьей на вокзале? Ну а льва вы видали, (Удивлённо пожимают плечами.) владыку зверей, Как легко он играет (Имитируют игру на скрипке) на скрипке своей? Вы видали, как громко (Удивлённо пожимают плечами.) горланит в саванне Кенгуру, ни гроша (Руки складывают вместе высоко на груди и подпрыгивают.) не имея в кармане? Вы видали, что в луже (Удивлённо пожимают плечами.) сидит бегемот, Как девчонка, кривляясь (Строят рожицы.) весь день напролет? Вы видали у нас (Удивлённо пожимают плечами.) во дворе попугая, Что летает под окнами, (Руки сгибают в локтях и в мячик играя? прижимают к туловищу, де лают частые махи ладонями.) А цыплёнка видали, (Удивлённо пожимают плечами) который сумел Из бульона удрать, (Бегут на месте на носочках) не ощипан и цел? А меня-то, меня (Удивлённо пожимают плечами) вы видали, друзья? И чего сочиняют, (Разводят руки перед собой.) что выдумщик я? Ребята, обезьяна Чи-чи говорит, что в Африке нужно быть очень зорким, чтобы заметить животных. Она хочет проверить зоркие вы или нет. Дидактическая игра «Кто спрятался в Джунглях». Посмотрите на экран, какие Джунгли тут изображены! А если вы посмотрите повнимательнее, то вы увидите что в них кто то спрятался. Дети смотрят на экран «Джунгли». Ребята кто спрятался в джунглях? Предполагаемые ответы детей: — В джунглях прячется лев. Как ты догадался? Я вижу львиную гриву. — В реке стережёт добычу крокодил. Почему ты так думаешь? Я вижу крокодилью пасть. — Среди лиан качается обезьянка. Как ты узнала об этом? Я вижу обезьяний хвост. — Я заметил слона, потому что вдалеке видны слоновьи уши. Молодцы! Вы заметили всех спрятавшихся животных. Обезьянка Чи-чи очень рада за вас! Дидактическая игра «Чей, чья, чьи?» Обезьянка Чики очень любознательна и ей интересно, а знаете ли вы: — чьи уши самые большие? — чьи зубы самые острые? — чьи лапы самые сильные? — чей хвост самый длинный? — кто знает, зачем обезьянке длинный хвост? Предполагаемый ответ ребенка: Обезьянкам нужен длинный хвост, потому что они любят качаться на лианах. 7
8 Молодцы и с этим заданием вы справились, но у обезьянки Чи-Чи еще один вопрос, кто лишний их этих животных. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Тигр, зебра, лев, крокодил. (Ответы детей, классифицируют по разным признакам). Ребята животные жарких стран с нами так весело играли, что немного устали, пора им отправлять по домам, ну чтоб быстрее они добрались, мы их отправим по домам на волшебном поезде для животных. Дидактическая игра «Волшебный поезд» На фланелеграфе выставляется паровозик с тремя вагонами. Детям раздаются карточки с животным, они переворачивают карточки, делят слова на слоги и размещают картинку в вагонах в кармашках. — Внимание! Внимание! «Волшебный поезд» отправляется через 1 минуту. Просьба пассажиров занять свои места. — Ребята, давайте поможем пассажирам занять места в вагонах. В первый вагон, он же паровоз мы посадим зверей, в названии которых 1 слог, во второй зверей, в названии которых 2 слога, в третий 3 слога, в четвертый 4 слога. — Приступайте. Возьмите по одной карточке, разделите слово на слоги и посадите зверей в нужные вагоны. — Проверим все вместе. ( Дети совместно с воспитателем еще раз делят слова на слоги и проверяют). Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Ребята, животных мы отправили по домам пора и нам возвращаться. Занимайте места в самолете. Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Завести моторы! Взлет! (дети имитируют движения: пристегивают ремни, «моталочка» завести мотор, взлет руки в сторону). Итог занятия: Пока мы с вами летим, я хочу у вас спросить, в какой стране мы сегодня были? Каких животных мы сегодня с вами встретили? Как называются эти животные? 8
9 Ребята, какие задания вам понравилось выполнять? Какие задания вам показались трудными? Молодцы ребята, вот мы с вами и прилетели, наш самолет приземлился. Наш полет закончен, расстегните ремни и выходите из самолета. 9
Конспект занятия по развитию речи»Животные жарких стран»средняя группа
– Слон какой? (Огромный, могучий, здоровенный, гигантский, сильный, большой, большеухий, длинноносый, спокойный, выносливый, травоядный)
– Зебра какая
(Чёрно-белая, быстрая, ловкая, красивая, гривастая, короткошерстная, травоядная)
– Бегемот какой?
(Большой, толстый, коротконогий, малоподвижный, ленивый, большеголовый, травоядный)
– Жираф какой?
(Высокий, пятнистый, длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный)
– Лев какой?
(Лев сильный, большегривый, злой ,ленивый, грозный, хищный)
– Незнайка понял, что слон, зебра, бегемот и жираф – травоядные животные жарких стран. Объясните ему, что значит травоядные? – А лев – хищное животное. Что это значит?
(Это значит, что лев питается мясом)
– Ребята, Незнайка запомнил много новых и сложных слов: большеухий, коротконогий, длинношеий, малоподвижный, чёрно-белая.
4.
Поиграем в игру с Незнайкой: «Как сказать иначе?» (образование причастий и актуализация предикативного словаря)
– Кенгуру что делает? (Кенгуру прыгает по полю.)
– Кенгуру что делает? Кенгуру какой?
(Кенгуру, прыгающий по полю)
– Бегемот что делает?
(Бегемот купается в воде.)
– Бегемот какой?
(Бегемот, купающийся в воде)
– Лев что делает?
(Лев грызёт кость.)
– Лев какой?
(Лев, грызущий кость)
– Слон что делает?
(Слон пьёт воду.)
– Слон какой?
(Слон, пьющий воду)
– Жираф что делает?
(Жираф срывает листья.)
– Жираф какой?
(Жираф, срывающий листья)
5. Физ минутка
По саванне мы идём. Путь далёк, далёк наш дом. Жаркий день, сядем в тень. Мы под пальмой посидим. Посидим, отдохнём, На занятие пойдём.
6.
– Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке. Теперь он во всеоружии поедет в путешествие по жарким странам, а перед тем, как отправиться в путешествие, он пригласил к нам на занятие своего друга: сказочника Мерлина.
(Максим переодевается и заходит на занятие)
Читает стихотворение:
Я сказочник, я сказочник, Я сказочник Мерлин! Художник самых красочных И праздничных картин! Я палочкой прекрасною, Волшебною взмахну И сказку африканскую Показывать начну А сказка не простая: Она про чудеса, Про льва, Про жирафёнка, Про зебру и слона.
– Мы с вами сейчас поможем оживить картину, которую принёс сказочник. Вы сочинили сказки про животных жарких стран. О ком из зверей расскажете, тот и появится на картине.
Почему у слона длинные уши?
В стародавние времена у слонов были маленькие уши. Слон по имени Яшка любил наблюдать за птицами. Ему очень захотелось летать самому. Он закрывал глаза и начинал махать ушами, представляя, что парит над облаками. Яшку увлекало это занятие и он часами мог размахивать ими. Его уши увеличились до гигантских размеров. С тех пор у всех слонов большие уши, которыми они отмахиваются от насекомых и охлаждаются в жару.