Использование педагогической технологии «Путешествие по карте в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Стираемая карта мира (иногда называемая стираемой картой мира, моющейся картой мира, стираемой картой мира, картой мира со стираемым слоем, картой завоевания мира и т.д.) представляет собой настенную карту большого формата 84×59 см, на которой разноцветные Страны и континенты покрыты специальным скретч-слоем, стираемым с монеты. На некоторых типах таких карт таким слоем покрываются интересные вопросы, чудеса света, загадочные места и пиктограммы. Каждая скретченная карта мира свернута в цветной тубус и закрыта с двух сторон металлическими крышками.

Еще до того, как вынуть подарок, получатель уже приятно проводит время. Привлекательная, ярко оформленная трубка, которая защищает необычную карту мира с помощью стираемого устойчивого к царапинам слоя, скрывает захватывающее обещание приключений и, так сказать, приглашает вас в путешествие.

На первый взгляд может показаться, что на карте размытия мира нет ничего интересного. Это лист плотной ламинированной бумаги большого формата (А1), на котором с помощью контрастных цветов выделены океаны, моря и континенты. Однако не спешите разочаровываться, все самое интересное впереди.

Скретч-карта мира работает по принципу современных лотерейных билетов, верхний слой легко снимается с помощью обычной монеты. Более подробная разметка скрыта ниже:

  • все страны мира
  • административные границы государств
  • столицы и крупные города-миллионники
  • моря, океаны, континенты
  • пиктограммы и секретные места
  • вопросы викторины и интересные факты
  • чудеса света
  • много других интересных функций

Цель: Познакомить детей с Китаем, его населением и природой.

Эволюционные задачи:
  • развивать познавательный интерес к Китаю, его особенностям;
  • развивать познавательные процессы: память, внимание, восприятие, воображение;
  • развивать творческие способности;
  • развивать представления детей о природе и животных Китая;

Учебные задачи:

  • поощрять желание работать в группе по-дружески;
  • выстраивать партнерские отношения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • продвигать толерантность, уважение к другим народам (китайцы).

Учебные задания:

  • продолжать учить детей отгадывать загадки;
  • знакомят детей с особенностями работы китайцев (рисовые поля).

Система игровых приемов технологии «Путешествие по карте в город звуков»

Система игровых приемов техники «Путешествие по карте в городе звуков»

Одной из важнейших проблем обеспечения качества современного дошкольного образования является использование активных форм организации учебного процесса: экспериментирования, исследования, системы проблемных вопросов, проектной деятельности и т.д., но в практике логопедов, методы и приемы остаются традиционными, в основном иллюстративными и пояснительными. Использование технологии «Путешествие по карте» позволяет учителю решать не только конкретные задачи, но и дает возможность плавного перехода от традиционных занятий к формам совместной деятельности, «естественная игра» дает возможность для эффективной работы с дети вне зависимости от их особенностей и уровня развития. В своей практике я использую разработанную мной систему развивающих игр и упражнений «Путешествие по карте в городе звуков», основанную на таком типе исследования, как путешествие по карте (предложена Н.А. Коротковой). При организации непосредственной учебной деятельности педагог должен учитывать общие развивающие задачи, оформлять развивающее содержание в такой форме, которая привлекает ребенка, стимулирует его развитие и позволяет ему занимать активную исследовательскую позицию. Этот вид исследования может быть использован для создания благоприятных условий при выполнении развивающих задач по овладению основами грамотности. Изначально в соответствии с выбранной последовательностью обучающих звуков была создана карта, состоящая из 4-х частей (на периоды обучения). На ней изображены домики для звуков, в которых живут дети жильцов – «звуки». Дома имеют разную форму (твердые согласные, мягкие звуки) и цвет крыши (согласные, гласные). В некоторых из них на стенах есть колокольчики (домики для звуковых согласных). Для обозначения свиста и шипения были введены «знаки» – символы (стык губ, корона) – это карточка, которую используют логопед и воспитатели (постоянно находится в группе). Для детей создан черно-белый вариант карты, позволяющий обобщить, уточнить полученные знания и самостоятельно создать карту города звуков на протяжении всего курса обучения. Детям предлагается вместе «заселить», а затем, независимо от изучаемого звука, раскрасить домик. В ходе этой работы параллельно решаются такие задачи, как ориентирование на листе бумаги, развитие графомоторного навыка. Карточка создается ребенком на протяжении всего курса обучения, в течение двух лет. Начальная точка на карте – детский сад, конечная – школа. Ученик знает, что знание букв и звуков в будущем поможет в обучении в школе. Это служит мотивирующим моментом для дошкольника. В контексте использования техники путешествия по карте возможно реализовать любой контент непосредственно в образовательной деятельности, которая традиционно входит в курс грамотности для дошкольников. Использование этого типа исследования в практике логопеда не преследует цели дать детям заученные формулировки характеристик звуков. Здесь главное создать цельные образы в детской фантазии за счет использования ярких «знаков» – символов (формы и цвета крыш домов). Это дает возможность построить образовательную деятельность таким образом, чтобы вызвать у детей познавательную инициативу и поддержать их исследовательскую деятельность. Приняв позицию заинтересованного и любопытного партнера, педагог должен примерно придерживаться следующей последовательности этапов исследования: 1. Актуализация культурно-смыслового контекста, побуждающего детей задавать вопросы, связанные с изучаемой темой (создание проблемной ситуации). 2. Обсуждение идей, выдвижение детьми гипотез по возникшим вопросам (например, определяется направление движения, намечается путь); 3. Экспериментальное управление или символическая фиксация объекта связей (использование игр). Игра «Расскажи о звуке» Детям предлагается самостоятельно разработать план реакции с помощью символических карточек. В процессе работы с детьми эти символы претерпевают изменения, появляются дополнения. Так что в первой версии цифрового обозначения на картах не было. Необходимость его появления была продиктована тем, что некоторые ученики не могли запомнить порядок карточек (план ответа). В результате в работе используются два варианта набора карточек: с цифровым обозначением и без него (в зависимости от уровня подготовки). Появление символа «корона» позволяло запоминать свист и шипение; Восклицательный знак – напоминание о том, что звук всегда мягкий (жесткий). Игра «Домики для звуков» Детям предлагается построить домик для звука или звуков. Изученная ранее звуковая характеристика имеет визуальное выражение. С поставленной задачей: найти отличия в характеристиках звуков – ребенок легко справится с ранее «построенным» домиком. Игра «Волшебные звуки» Жители города звуков носят костюмы своих любимых цветов. Вы можете попросить детей надеть «звуки» (раскрасить костюм) или, выбрав жителя, написать его имя (написать букву). 4. Предложите детям дисциплинарный материал, обеспечивающий продолжение исследования в свободной деятельности в группах или дома с родителями: создание коллективного алфавита (для улучшения запоминания букв) и театра букв (театральные игры). Использование технологии работы с картой позволяет повысить шансы развития у детей интегративных качеств, таких как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, которые способствуют формированию способов упорядочивания опыта при традиционной ориентации на Аргумент, учитель больше ориентирован на передачу конкретной информации.

Что еще почитать: Методическая разработка занятия «Лепка цветов из пластилина» для детей 7-8 лет

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных навыков детей 5-7 лет в театральной деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Знакомство дошкольников 5-7 лет с русской народной культурой. Учебные материалы для дошкольников. Запоминание стихотворения Серова «Буканево»

Похожие статьи:

Методика проведения физического воспитания в детском саду

Утренняя зарядка в подготовительной группе в игровой форме

Драматические игры для детей 5-6 лет

Детский сад с танцами для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Предварительный просмотр:

Воспитатель: – У каждого города, как и у человека, есть свой возраст. У вас же тоже есть возраст. Сколько тебе лет? (указывает на ребенка, тот отвечает), А тебе? (спрашивает у нескольких детей). И у меня есть возраст. Кто знает, сколько лет нашему городу (Ответы детей- 124.) Хорошо. Наш город называется Новосибирск, а как называют его жителей (Новосибирцы.) Значит, и вы — Новосибирцы.

Оборудование: фотографии видов города, герб, музыкальное сопровождение (Поль Мориа «В мире животных», Леонид Утесов «Первым делом самолеты», Петр Чайковский «Щелкунчик», Муслим Магомаев «День Победы», Ералаш «Музыка счастья», церковный звон «Венчальные колокола», М. Малинин «Детский гимн Новосибирска»).

Воспитатель: — Молодцы. Занимайте свои места. Сначала автобус едет по улице, на которой находится наш детский сад. Кто знает, как она называется?

Воспитатель У каждого города, как и у человека, есть свой возраст.

Дети

: — Зеленый цвет означает здоровье, природные богатства сибирской земли, белый- олицетворяет чистоту помыслов, напоминает о бескрайних сибирских снегах. Голубой цвет символизирует великую реку Обь, а черно-серебряный тонкий пояс — Транссибирскую железнодорожную магистраль с железнодорожным мостом- сооружением, которое стало основой для возникновения и строительства Новосибирска.

— формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

Средства воспитания и обучения:

визуальные (иллюстрации, использование карт, карточек); мультимедиа (показ презентации, под звуки поезда, видео «Из окна поезда»); литературный (чтение загадок, стихотворение о панде); мюзикл (китайская мелодия).

Последовательность действийМетодыСодержание деятельности учителяРазвлечения для детейПланируемый результат
Выбор места назначенияРазговор, стимуляция веселым контентом, демонстрацияРебята, вчера помогала бабушке убрать шкаф и посмотреть, какую интересную шапку нашла. (Показывая азиатскую шляпу) Кто-нибудь знает, что это? Бабушка рассказала мне, что эту шляпу носят в Китае, где люди работают на рисовых полях. Кто знает, где находится Китай? Посмотрим на земной шар. Как далеко находится эта страна и вы бы хотели ее посетить? Мы поедем в путешествие? Ребята, а какой город столица нашей Родины? А в Китае это Пекин. Может, пойдем туда?Дети высказывают гипотезы, участвуют в беседе. Выскажите свое мнение о предстоящих мероприятиях.Готовность детей к совместной деятельности.
Выберите автомобильСитуация свободного выбораПосмотрите на земной шар, что мы можем привезти в Пекин? Есть ли моря или большие реки, по которым мы можем путешествовать? А может лететь или сесть на автобус? Думаю, поездка на поезде тоже возможна, и это будет вполне доступно.Дети предлагают свои идеи по выбору транспорта.Проявите самостоятельность в выборе, инициативу.
Определение маршрута, нанесение его на карту (глобус)Упражнение, объяснениеПрослеживаем свой маршрут на карте. Где мы? В каком городе? Найдите его на карте. Куда бы вы ни пошли, все – в Пекин. Также найдите его на карте. Обводим наш путь красным маркером.Пункты отправления и прибытия можно найти и отметить на карте.Покажите познавательные процессы: мышление, внимание.
Делайте предположения о том, с чем и с кем вы можете столкнуться на своем пути; что дети знают о пункте назначенияБеседа.Перед тем как отправиться в путешествие, подумайте, что мы можем увидеть на улице, с кем встретиться? Вы что-нибудь знаете о Китае? Если сравнить с нашей страной, по-вашему, теплее или холоднее?Дети организуют «паровозик» с помощью учителя. Они выдвигают гипотезы.Покажите познавательные процессы: мышление, воображение, память.
Путешествовать. Заполните участок карты (глобус) пересекающимися линиями контура, метками обрезкиИгровая ситуация, иллюстрация, упражнение, рассказ, художественное слово, психогимнастика, упражнение.пора нам отправиться в путешествие. Звучит сигнал отправления поезда, дети смотрят видеоролик «Из окна поезда». Мы долго ездили по Китаю и вот, наконец, мы там. Приехали на главный вокзал Пекина. Мы поднялись по лестнице в зал ожидания и вышли на городскую улицу. (Показывает изображения на слайде) Но посмотрите, кто нас встречает! Это Ли. И обратите внимание на ее головной убор, кто запомнил ее имя? Ли приглашает нас пойти на рисовые поля. Как вы думаете, что они с ними делают? Ли хочет вести нас по таинственному пути. Чтобы его преодолеть, нужно правильно выполнять движения. (держит физическую минуту) И вот мы в провинции Юньнань. В основном есть горы. Поэтому китайцам пришлось изобрести такие многоуровневые рисовые поля (слайд-шоу). Все для того, чтобы удерживалась влага и не размывался плодородный слой земли. Ребята, Ли предлагает нам отгадать загадку: этот медведь черно-белый. Он доверчивый, добрый. Однако очень редко можно встретить Мишку с ником… Кто-нибудь знает ответ? Ли предлагает нам сходить в зоопарк и узнать, что это за медведь. И вот мы в Пекинском зоопарке (представление животных). Он был обнаружен очень давно, более тысячи лет назад. А за время своего существования здесь было собрано огромное количество животных и птиц. Наиболее важные участки зоопарка: Дом гигантской панды, Обезьянья гора, гора Медведева, Львиная и Тигровая горка и другие. В двухэтажном вольере амфибий и рептилий посетители могут увидеть обитателей реки Янцзы: аллигаторов, черепах, змей и питонов. Панда стала национальным символом Китая. Давайте взглянем. Его еще называют бамбуковым медведем, как вы думаете, почему? Бамбук – очень высокая и прочная трава. На планете осталось совсем немного панд, они занесены в Красную книгу. Вы помните, что это за книга? Поэтому для панд создаются заповедники. Кого мы встретили в зоопарке? Нарисуем этих животных. (Игра «Давай, покажи» панда, лев, обезьяну и тд) Молодцы, а теперь садимся в поезд и возвращаемся в Россию!«Они едут в поезде». Смотрят видео, смотрят иллюстрации. Они встают со стульев, подходят к мольберту. Упражнения: хлопните в ладоши под поднятым коленом; отдельный файл; руки в сторону. Посмотрите на иллюстрации.У них есть представление о природе и животных Китая. Они умеют разгадывать головоломки. Они знают особенности китайской работы.
Подводя итоги, проверяя гипотезы, что нового узналиРазговор, обобщение.Ребята, а в какой стране мы сейчас побывали? Что ты видел? Вы узнали что-нибудь новое? Китай похож на нашу страну? (Дети, вспомнив, чему научились, используют карту как подсказку)Выскажите свое мнение о проведенной деятельности. Присоединиться к разговору.Могу высказать свое мнение. Говорят полные ответы.
Открытость-ориентация на автономную деятельность детей в условиях режима и в семьюБеседа.Вам понравилась наша поездка? Не забудьте рассказать родителям, где мы были сегодня. Теперь при желании можно нарисовать панду.Слушай учителя.Познавательные процессы: внимание, память.

Что еще почитать: Развивающее пособие «Кольца Луллия» учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развлечение ко дню России для младших дошкольников «Путешествие с колобком по сказочной карте России»

1 слайд. – заставка «Россия»

Ведущий: Есть день рожденья у меня, Есть день рожденья у тебя. Есть день рожденья у страны, В которой мы все рождены.

12 июня – день России, Праздник страны великой и сильной. Праздник страны, в которой живём, Страны, что Родиной нашей зовём.

1 ребёнок ср. гр. Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, 2 ребёнок ср. гр. Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть,

3 ребёнок ср. гр. То увидим мы тогда и леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы…

4 ребёнок ср. гр. Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, 5 ребёнок ср. гр. И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна.

2 слайд – первый куплет песни «У моей России длинные косички…» (картинки меняются по щелчку в соответствии со словами текста песни)

Ведущий. Да, и красива, и богата наша Родина, ребята!

Много в ней и тайн, и чудес, Много в России и сказочных мест.

3 слайд – Колобок.

Ведущий: Кто там катится вдали Без тропинок, без дорог? На пригорок, на горбок, Через поле и лесок?

(по щелчку звучит песня колобка. Появляется колобок.)

Колобок: Здравствуйте, мои друзья! Все узнали вы меня. Я задорный и весёлый, У меня румяный бок.

К вам из сказки прикатился Добрый, славный колобок. Путешествовать люблю И с собою вас зову.

4 слайд – сказочная карта России. (Сначала по щелчку появляются сказочные герои, а потом проявляется сказочная карта России.)

Колобок. Много в России разных чудес, Много в России сказочных мест. Отправляемся, вперёд! Встречи с нами сказка ждёт.

5 слайд – Кукобой – родина бабы –Яги. Ведущий: В земле Ярославской Есть село Кукобой. В бору там избушка

Старушки одной. У бабки у той костяная нога, И кличут её все баба -… (Яга)

(По щелчку звучит песня бабы-Яги «На неведомых дорожках», появляется баба-Яга, она танцует вместе с детьми)

Баба-Яга: Я не страшная старушка, Нарекли меня Ягой. Говорят, что я плохая, С костяною, что ногой.

Что летаю на метле Вы не верьте, всё неправда! Я бабуля неплохая, Я не страшная уже.

Припасла я вам, ребятки, Свои волшебные загадки. В моей избушке много добра. Об этом и будут загадки, друзья.

6 слайд – загадки бабы-Яги. (Отгадки появляются по щелчку)

1. Это чудо в самый раз Примерял я сам не раз: Если их наденешь ты, — Через горы, через броды,

Пронесут тебя они. (Сапоги — Скороходы)

2. И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет – Все как есть ему покажет. (Зеркальце)

3. Я пушистый, мягкий, круглый. Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Покачусь и под комод. (Клубок ниток)

4. Это вовсе не бездельница — Это чудо — рукодельница! Попроси ее скорей — В миг накормит всех гостей:

На столе и спозаранку Развернется… (Самобранка)

5. Из облаков он вылетает И над деревьями летает! Летит по небу без забот, Не вертолет, не самолет:

Не управляет им пилот, А он всегда летит вперед (Ковер – Самолет)

6. Что за чудо? Что за диво? — До чего оно красиво! Это Блюдце не простое — Это Блюдце — Золотое:

Все покажет вам оно, Так, как-будто вы в кино (Волшебное Блюдце с Золотым Яблочком)

7 слайд – ступа и метла. А в этом предмете я часто летаю, Другим предметом следы заметаю. (Ступа и метла) Ну а чтоб вы не скучали,

Предлагаю поиграть, На метёлке полетать.

(Проводится конкурс «Полёт на метле»; малыши «летают» на венике.)

Ух, как весело летали! Да пора прощаться с вами. Возвращаться мне пора. До свидания, друзья!

(Садится на метёлку, улетает)

7 слайд (щелчок) – появляется колобок. Колобок. Путешествие продолжается. Мы дальше отправляемся. 8 слайд – посёлок Ермаково, музей курочки Рябы.

Ведущий: А в посёлке Ермаково Есть домишко расписной. И живёт в нём кура Ряба Со своей большой семьёй.

9 слайд – курочка и цыплята Ведущий: Курочка-Рябушка, добрая толстушка, По двору гуляет, деток созывает: Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,

Жёлтые комочки, дочки и сыночки? Поспешите к маме: кушать будем с вами Семечки и крошки, доставайте ложки.

(Щелчок п слайду, звучит песня «Цып, цып, мои цыплятки». Появляется курочка Ряба; она танцует вместе с детьми.)

Курочка Ряба: Я – курочка-рябушечка – В посёлке живу. Умницей, красавицей Издавна слыву.

Здесь меня все знают, Любят, уважают. Мне построили музей, Много разных там вещей.

Есть вся куриная семья: Петушок, цыплята, я. Здесь и бабка есть, и дедка, Есть и мышь, наша соседка.

Мышка, та ещё плутовка, Хвостом яйцо разбила ловко. Вы уж детки помогите, Яичко из осколков скорее соберите.

(Проводится игра «Собери яйцо из осколков». Играют дети 2-ой младшей и средней групп. От 2-ой младшей группы 4 человека (их яичко разрезано на 4 части), от средней группы 6 человек (их яичко разрезано на 6 частей)

Курочка Ряба: Спасибо вам, мои друзья! А теперь малыши Скорей идите все сюда. Будем мы сейчас играть

И яички догонять. (Курочка из корзинки рассыпает по залу яички от «Киндер-сюрприза».) 1-2-3 — яичко догони! (Дети догоняют яички и несут их курочке в корзинку)

Курочка Ряба: Очень весело у вас, Но настал прощанья час. До свиданья, детвора! Жду вас в гости у себя.

(Курочка уходит)

10 слайд – колобок. Колобок: Ещё с одним героем Вас познакомлю я. Его имя носит город.

И я думаю не зря.

11 слайд – город Мышкин и музей мышки-норушки.

Ведущий. По берегам большой реки Везде раскинулись домишки. Известный город здесь стоит — Старинный русский город Мышкин.

Здесь мышиная страна Мышкин любит детвора мыши в норках не живут им дворец построен тут.

Здесь мышиный царь с царицей Гостей встречают во дворце. А преворные мышата Гостей проводят по палатам

И раскажут что и где.

(На ширме появляется игрушка – мышка)

Мышка: У меня маленький ростик И длинненький хвостик. Серая шубка, острые зубки. Живу я в норке,

Люблю грызть корки. Люблю за стенкою шуршать, Тонким голоском пищать. А мои быстрые ножки

Убегут всегда от кошки. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мышата! Я к вам в гости пришла

И игру принесла. Становитесь в круг скорей, Да играйте веселей!

(Проводится игра «Вышли мышки как-то раз!». Сначала играют дети 1-ой младшей группы, а потом 2-ой младшей и средней групп)

Мышка: И ещё один подарок вам, ребята, припасла.

Вам подарить решила сказку

Про мышку, то есть про себя.

(Дети смотрят мультфильм «Про мышонка, который хотел стать сильным»)

12 слайд – колобок прощается с ребятами.

Колобок: Наше путешествие закончилось, ребята. Попрощаться с вами мне пришла пора. Велика Россия и сказками богата, Не раз ещё я встречусь с вами, друзья!

С новыми героями вас я познакомлю. Расскажу о месте, где они живут, Мы многое увидим, многое узнаем, А пока прощайте, сказки меня ждут. До свидания, ребята! До новых встреч!

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]