Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста


Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

Любовь Душебаева

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.

Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.

Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:

• Давайте сегодня.

• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.

• Кто хочет — присоединяйтесь.

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает»

развивающее содержание
(новые знания, способы деятельности и пр.)
. Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап
деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, существенными характеристиками организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности;

свободное общение и перемещение детей во время совместной деятельности;

открытый временной конец совместной деятельности (каждый работает в своем темпе)

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола»

, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников
(включая взрослого)
за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал.
Партнер-взрослый всегда вместе (рядом)
с
детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному)

;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским»

столом к месту за общим столом рядом с
детьми);
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

Таким образом, при организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.

Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

Дети могут работать в разном темпе.Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:

уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;

обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.

создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности

широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования

Совместная деятельность детей и взрослых – одна из форм организации образовательного процесса

Совместная деятельность (в психологии развития) – деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.

Совместная деятельность –взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е. В. Шорохова).

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой развития умению сотрудничества с взрослыми, со сверстниками.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Содержание сотрудничества взрослого и ребенка составляет их событие, соучаствование, сознание, сотворчество.

Сoбытие — это и значительное явление в жизни человека, и совместность (событие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, креативная, коммуникативная) становится развивающей.

Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть соучаствование взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потребность работать не только с другим, но и для другого. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения.

Совместная деятельность предполагает и сознание. Ребенок и взрослый равноправны, самоценны как участники диалога культур. Сознание

— это выявление двух равноправных систем знаний, благодаря которому происходит взаимообогащение. Формирование ценностных ориентации, жизненных целей — творческие акты, т.е. они, совершаются в сотворчестве ребенка и взрослого.

Цель сотрудничества воспитателя и воспитанника — вовсе не формальное установление равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной деятельности.

Принцип сотрудничества в воспитании реализуется в:

— Особой целевой установке педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;

— Совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектной связи;

— Коллективной организации деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

— Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

— Преобладание эмпатии в межличностных отношениях.

Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

Чтобы организовать современную ННОД, педагогу необходимо перестроит стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Что значит быть партнером детей?

Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул), дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Мы подаем пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) ».

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.Характерными особенностями совместной деятельности являются:

· контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

· понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

· наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

· возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно — нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

В настоящее время четко обозначилась тенденция направленности движения современной цивилизации к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности.

Современные дети живут в эпоху прогресса, новейших инновационных технологий, компьютеризации. Стало привычно, что дети уже в дошкольном возрасте владеют умениями и навыками обращения с многофункциональными устройствами: с компьютером, айфоном, айпадом… Бесспорно, что это развивает познавательный интерес ребенка, его мышление, внимание, память, быстроту реакции. Но, на мой взгляд, общечеловеческие ценности, национальная культура и духовность рассматриваются как неотъемлемая часть современного образования.

Общеобразовательная Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя и организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, является самообразование. Тема, над которой мы работали в течение четырех лет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народов Южного Урала» актуальна и значима.

На современном этапе государственный образовательный стандарт требований по дошкольному образованию включает наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста. За основу работы по самообразованию была взята Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» Елены Семеновны Бабуновой.

Наличие методического комплекса по региональному компоненту развития воспитания дошкольников позволило нам ознакомиться, изучить и создать перспективный план работы в данном направлении.

В настоящее время в мировой практике наблюдается обострение межэтнических конфликтов, которые ведут не только к людским потерям, но и к разрушению как национальной, так и мировой культуры.

Поэтому основной целью нашей работы является: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики через организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознание своего национального «Я», формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия очень актуально и общезначимо в наши дни.

Так часто происходит, что в дошкольном учреждении оказываются воспитанники — представители коренных народов Южного Урала: татары, башкиры, русские. Поэтому работа по данному направлению была нами предопределена.

На первом этапе работы нами был организован с родителями старшей группы «Круглый стол», в котором освещалась актуальность воспитания подрастающего поколения на традициях народной этнокультуры Южного Урала.

Предложили родителям оказать посильную помощь в создании мини-музея этнокультуры татар и башкир в группе, куда могли бы войти предметы быта, посуда, одежда, украшения. Родители заинтересовались нашей идеей, охотно откликнулись и поддержали ее. Постепенно мини-музей группы пополнялся. Дети с удовольствием приносили экспонаты и рассматривали их, общались.

Организовывали встречи с интересными людьми, которые знакомили детей с традициями, обычаями, праздниками (сабантуй, каргатуй). Эти встречи в воспитательном аспекте не прошли даром, так как народные традиции содержат богатый воспитательный потенциал: дошкольники приобщаются к культуре другого народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона. Народные культурно-исторические традиции объединяют в себе духовное, историческое, культурное, семейное воспитание детей.

Создавали условия для проявления детской игровой культуры через формирование интереса к башкирским, татарским народным играм. Обогащали интеллектуально-информационную сферу детей знанием правил многих народных игр, так как народная игра – одно из средств народной педагогики. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.

Продолжали знакомить детей с народным искусством башкир и татар. Познакомили с национальным жилищем башкир (юртой), композиционными художественными особенностями оформления жилища; кухонной утварью (казаном, пиалой); предметами одежды (тюбетейкой, ичигами), украшениями. Приобщение к народному искусству осуществляли через различные формы работы с детьми. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми являлся кружок, который был назван «Уральские узоры».

Расширить представления детей об этнокультуре народов Южного Урала способствовало посещение Челябинского краеведческого музея.

Результатом деятельности по данному направлению является: приобщение детей к народной культуре татар и башкир, к развитию эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурной социализации.

Демографические особенности Уральского края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, нагайбаки и другие. Наиболее крупные этнические группы – это представители русской, башкирской, татарской национальностей.

Так как на первом этапе осуществлялась работа по ознакомлению детей с культурными традициями татар и башкир, вторым этапом возникла необходимость ознакомления детей с культурно-историческими традициями русского народа.

По данному направлению разработан цикл бесед и конспектов непосредственно образовательной деятельности по расширению и уточнению знаний детей о культурно-исторических традициях народов Южного Урала.

В раннем и младшем возрасте работа в данном направлении осуществлялась через ознакомление с разными жанрами фольклора (потешки, частушки, прибаутки, песенки, пестушки, заклички, колыбельные). В старшем дошкольном возрасте помимо использования всех жанров фольклора (пословиц, поговорок, небылиц, дразнилок, загадок, легенд и приданий родного края) осуществлялось ознакомление с традициями, обычаями, жилищем, утварью, декоративно-прикладным искусством русского народа.

По ознакомлению детей с фольклором народов Южного Урала были собраны материалы: сказки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, приговорки, прибаутки.

Для ознакомления детей с традиционным жилищем и бытом русских крестьян возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба». В этом нам помогли не только родители, но и все сотрудники дошкольного учреждения, каждый из которых внес свою лепту.

Подлинные произведения народного искусства являются важным культурно-историческим свидетельством о правилах бережного отношения наших предков к предметам народного быта. Поэтому в нашем музее появились: «красный угол» (с иконами), русская печь с заслонкой и ухватом, кухонная утварь (крынки, чугунок, глиняная и деревянная посуда, самовар), плетеные корзины, лапти, сундуки, коромысло с ведрами), резные шкатулки, фигурки, вязаные скатерти, салфетки, коврики, полотенца с вышивкой…

Развитие костюма каждого народа происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. Традиционная одежда раскрывает глубокие корни истории взаимодействия народов, населяющих Урал. Знакомя детей с особенностями национальной русской одежды, мы не акцентировали внимание детей на отличиях в одежде русских, татар и башкир. Основное внимание уделяли красоте, необычности цветового решения, отдельным деталям, украшениям. Хочется отметить, что в нашем дошкольном учреждении сохранились национальные костюмы, которые были с любовью отреставрированы сотрудниками и родителями; сшиты татарские сапожки – ичиги, головные уборы — тюбетейки, платья.

По изобразительной деятельности и художественному труду было создано: наглядно-методическое пособие «Народные узоры»: (образцы и последовательность украшения предметов народными узорами); развивающие игры: игра – лото «Национальные костюмы», «Составь национальных костюм по картинке», «Карточная викторина».

На Урале русские люди по воскресным и праздничным дням устраивали игры, забавы, посиделки. Они были отдыхом для человека, его увеселением. Посиделки и вечерки вобрали в себя самобытность и местные особенности края. Русские народные посиделки мы проводили с детьми в русских народных костюмах, в форме чаепития за самоваром с традиционной выпечкой, пением русских народных песен, рукоделием.

Во время русских сезонных праздников: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала пели обрядовые праздничные песни, водили хороводы, танцевали.

Одной из традиций на Урале было совместное участие взрослых и детей в различных состязаниях, колядовании, хороводах, вечерних посиделках, пении русских народных песен и частушек. Пение песен проходило всегда под звучание русских народных инструментов, поэтому мы знакомили детей со старинными музыкальными инструментами: балалайкой, трещоткой, деревянными ложками, домрой, колотушкой, гуслями, колокольчиками, сурной (дудочкой), свистулькой, рубелем.

Народная игра – одно из средств народной педагогики. Кроме формирования нравственных черт характера русские люди всегда уделяли физическому развитию детей. Поэтому мы разучивали русские народные подвижные игры, которые способствовали формированию навыкам социального поведения, вырабатывали выносливость и смекалку: «Дед Мороз», «Чурилка», «Бирюльки», «Лапта»…

Для ознакомления с народными играми Южного Урала была создана картотека.

Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству осуществлялось через сотворчество воспитателей, родителей и детей.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса заключалось в том, чтобы научить детей: вышивать, вязать; мастерить кукол из ложек, тряпочек, платков, собирать бусы из природного материала, плести сети, коврики, корзинки.

Для ознакомления с художественно – творческим и декоративно- прикладным искусством созданы дидактические игры: «Укрась ичиги, тюбетейку», «Укрась юрту, ковер», «Русский узор» (туесок, прялка, русская изба).

Изучение, обобщение, распространение и внедрение нашего педагогического опыта продолжается и в настоящее время, так как этнокультурное образование дошкольников связывается с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие развития национального и планетарного мышления. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Стандарт утверждает основные принципы:

— полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

— создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

— содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Мы соглашаемся с мнением философа В.С. Библера, о том что … «Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]