Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в условиях современного ДОУ. Представление опыта работы.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этнокультурное образование нацелено

на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует прежде всего ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач

воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции.

· Первая группа задач включает воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, и др. В него входят также задачи реализации педагогического потенциала народной культуры, народного художественного творчества как средств патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания личности, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Этнохудожественное образование призвано способствовать формированию у учащихся чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

· Вторая группа задач связана с формированием и развитием этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучением их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, формированием представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуры, с практическим освоением разливных видов этнохудожественной и этнопедагогической деятельности. В эту группу задач входит также подготовка кадров к профессиональной деятельности в сферах этнокультурного образования и народного художественного творчества в рамках действующей вузовской специальности «Народное художественное творчество», действующего направления высшего профессионального образования «Народная художественная культура», а также перспективного направления подготовки педагогов-этнокультурологов «Этнокультурное образование», которое необходимо включить в новый классификатор специальностей.

Третья группа задач – это развитие личностных качеств учащихся средствам этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, как средства развития их творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации и др. Необходимо также развивать у учащихся культурно-историческую память, особых качество мышления и мнемоники в процессе системного, комплексного освоения народного искусства с привлечением произведений народного творчества, не только принадлежащих отечественным многообразным региональным стилевым традициям, но и созданных народами мира. В процессе этнохудожественного образования необходимо развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

· Четвертая группа задач состоит в необходимости привлечения ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей у детей и подростков, для их социализации и оздоровлении посредством, например, современных методик фольклорной терапии и других видов арт-терапии на материале и средствами народной культуры и искусства.

Этнокультурный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.

Мой родной край — это песни, игры, праздники, частушки, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная башкирская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивые леса. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.

Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.

Образованный человек интересуется историей и культурной традицией. У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу.

Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются дошкольные образовательные учреждения.

Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.

В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.

В дошкольных образовательных учреждениях происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края.

Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.

В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.

Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.

Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.

С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.

Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.

У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.

Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.

Принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

  • Достоверность — сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными;
  • Занимательность — включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира;
  • Доступность — информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
  • Вариативность — преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
  • Комплексность — познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий. В результате дети могут получать информацию в слуховом, визуальном и мышечном уровнях восприятия;
  • Полихудожественности, — предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
  • Эгоцентричность — подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
  • Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона.

Этнокультурный компонент повышает эффективность в воспитании образовательного процесса дошкольного учреждения.

По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания.

Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность.

Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном дошкольном учреждении.

Соответственно разумно организовать совместное часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов не ущемляя интересов друг друга.

Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к ребенку, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следственно помочь родителям в понимании индивидуальных характеристик ребенка, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании.

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления.

Дошкольник интенсивно входит в социальный мир, чувствительный и любознательный. Большое значение при социализации дошкольника имеет воспитание уважения к основам культуры других народов, иначе говоря -этнокультурную осведомленность, или признание разнообразия культурного наследия других народов нормой.

Я считаю, что успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.

К таким формам относятся следующие:

1. Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия я определяю доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом — музыкальная, в третьем — познавательная.

Вместе с тем есть темы, где разные вид деятельности являются равнозначным! Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном — разучивают песенки и хороводные игры. На физкультурных знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.

2. Познавательные, этические, эвристические беседы провожу на занятиях и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок, строю на основе:

  • знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;
  • наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.

3. Видеопросмотры использую на занятиях, и в свободное время во вторую половину дня. Видеоматериалы включают специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор — дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим: у русского народа: Рождество, Масленица, Пасха; у татарского народа: Навруз, Курбан байрам, Сабантуй.

5. Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).

6. Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края посещаем: библиотеки, кукольный театр, картинную галерею, музей, памятники, парки. Задачи данного вида деятельности — активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.

На прогулках предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряю внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Татарстану и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.

Остановимся теперь на методах и приемах активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:

1. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.

Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Съедобное — несъедобное», «Старинное — нестаринное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти — туфли, косоворотка — рубашка, стиральная доска — машина и т.д.) Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.).

2. Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.

Например, предлагаю представить, что дети в лесу, на необитаемом острове, какой — нибудь республике и т.д.; имитировать вещи заменители; полетели, как птицы, поскакали как джигиты.

3. Метод игра — путешествие используется для уточнения знаний детей.

4. Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.

5. Словесный метод.

  • Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну — все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую — все относящееся к татарской культуре».
  • Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставлю вопросы, побуждает детей — на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний — сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.

6. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами. Кроме того, у каждого ребенка есть тетрадь- альбом, в которой он при помощи знаков, символов, рисунков отражает все то, что узнал на занятии, экскурсии и что ему понравилось.

7. Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.

Темы исследований предлагаются воспитателями в соответствии с тематическим планом, или выбираются самостоятельно членами семьи. Приведем темы некоторых исследовательских проектов: «Образ Бабы Яги в славянских сказках» «Назначение полотенца в крестьянском быте», «Церемония чаепития» «Родословная моей семьи» и т.п.Все перечисленные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

  • привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
  • участия родителей в выставках семейного творчества;
  • устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериале предметов быта и искусства, хранящихся семье или привезенных из путешествий.
  • создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;
  • проведения родителями прогулок экскурсий по маршрутам, предложенных воспитателем;
  • совместное с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
  • ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.

В ходе работа мы познакомили детей с родным городом и народами живущими в нем; географическим расположением, историей и народным прикладным искусством народов Поволжья.

В результате такой работы дети научились любить свой город, родную природу, бережно относиться к ней. Общение, с природой и истоками культуры народов Поволжья облагораживают человека, позволит полнее ощутить красоту жизни. Дети стали наблюдательны, любознательны, обогатилась речь, расширился кругозор, стали более тесными отношения с родителями.

В будущем мы планируем продолжать начатую работу в этнокультурной осведомленности детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]