Оздоровление детей в условиях ДОУ (из опыта работы)

Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели. Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ

подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий. Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.

Укрепление здоровья детей в ДОУ

невозможно без целого ряда физических упражнений. Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д. Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.

Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений. Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.

Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета. Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.

Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.

Физкультурные занятия

Оздоровление ребенка в ДОУ

обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.

Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем. В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости. В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.

Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.

Оздоровление детей в зимний период в условиях ДОУ

Шеина Тамара ЮрьевнаСкрынник Юлия ИгоревнавоспитателиМБДОУ Детский сад №3 с. БехтеевкаКорочанского района Белгородской обл.

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2022г.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ДОУ

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать не только родителям, но и сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Рекламное сообщение

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников нашего детского сада. Профилактика простудных заболеваний – в нашем дошкольном учреждении в зимний период и не только, во многом зависит от взаимодействия нас, воспитателей, с инструктором по физической культуре и с медицинской сестрой. Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Лучшая защита от простуды – ее комплексная профилактика.

Основные профилактические принципы просты, которые мы используем у себя в детском саду хорошо известны всем:

  • Закаливающие процедуры;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия проводить на свежем воздухе;
  • хождение по ребристой дорожке босиком;
  • мыть руки до локтя слегка тёплой водой;
  • полоскание рта после еды; и т.д.
  • выполнение санитарно-гигиенического режима;
  • постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий

Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в нашем детском саду включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, кислородные коктейли.

  1. – оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  2. – регулярное проветривание, кварцевание и влажная уборка в помещениях;
  3. – достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
  4. -исключать возможность выхода на работу персонала, а также детей с признаками гриппа или ОРВИ;
  5. – вакцинация против ГРИППА, которая ставится непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном.

Только при регулярном и систематическом использовании этот комплекс позволит победить частую заболеваемость в детском саду.

В течение зимы следует широко использовать воздушное и водное закаливание.

Необходимым условием является достаточное проветривание игровых и спальных комнат, спортивного и музыкального залов. Правильное кварцевание и ионизация помещений предупреждают воздействие некоторых неблагоприятных факторов зимнего сезона на организм ребенка.

Я, воспитатель средней группы, совместно с инструктором по физической культуре, подбираем упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • – организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • – оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Одним из важных условий закаливания является также полное использование времени прогулки для пребывания на свежем воздухе при постепенном приучении детей к низким температурам при соблюдении рекомендаций СанПиНа от августа 2013 года п. 11.5.

Чистый воздух – залог здоровья. Одним из элементов закаливания – является прогулка на свежем воздухе. Прогулка зимой доставляет радость детворе не меньше чем летом. Зимой вместе я с детьми с удовольствием играю со снегом: лепим снежные фигуры, катаемся на ледяных с горок.

Максимальное использование зимнего сезона для оздоровления детей, их физического развития, закаливания, эмоциональной зарядки содействует осуществлению охране здоровья подрастающего поколения в нашем детском саду.

Зимой создаются благоприятные условия для усиления обменных процессов, адаптации организма к низким температурам.

При организации режима дня в зимнее время в нашем детском саду и непосредственно в моей группе учитываются особенности этого сезона и рекомендации родителей. В зимнее время представляется большая возможность для дальнейшего развития основных движений — ходьбы, бега, метания и др., которые осуществляются в измененных, более сложных условиях (скользкая поверхность, утяжеленная одежда и т. д.).

Для совершенствования физиологических функций ребенка и формирования разнообразных двигательных навыков я использую подвижные игры, зимние спортивные упражнения и развлечения на воздухе. Они развивают у детей силу, выносливость, ловкость, делают их более смелыми, решительными, воспитывают чувство коллективизма.

Ходьба на лыжах, бег на коньках, катание на санках – такие виды двигательной активности приемлемы только в зимний период и нужны человеку во все периоды его жизни.

Нельзя забывать, что при подборе зимней одежды необходимо стремиться к оптимальному тепловому комфорту, помня о вредности перегревания детей.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная моя цель и цель всех сотрудников нашего ДО.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. М.: Мозаика –Синтез, 2007.
  2. Короткова Т.А. Познавательно –исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду –Дошкольное воспитание–2003г.
  3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. –М.: АРКТИ, 2005.
  4. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду – Дошкольное воспитание –2000г.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Закаливание

Оздоровление детей в детском саду

невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
  • отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
  • начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
  • проводить закаливание регулярно и систематически.

В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.

Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ

:

  • обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
  • дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
  • полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
  • ходьба босиком;
  • так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.

Система оздоровительной работы в детском садуучебно-методический материал на тему

Система физкультурно-оздоровительной работы

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  4. Проветривание ванны /перед, после сна/
  5. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  6. Профилактические прививки
  7. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  8. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  9. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  10. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  11. Физкультминутки /ежедневно/
  12. Подвижные игры /ежедневно/
  13. Прогулки /в теплое время года/
  14. Полоскание горла /ежедневно/.Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  15. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
  • спортивно/музыкальный зал оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр
  • имеется медицинский блок.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: “Особенности проведения гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах:“ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”. В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для физкультминуток, для гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты,кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание перед сном групп. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос,подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо — и кровообращение в легких.

Основные правила.

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.

Массаж рук

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы,вызвать ощущения легкости, радости.

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

Массаж лица

Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица,вырабатывать умение управлять мимикой,“лепить” красивое лицо.

  1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.

Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).

  1. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
  2. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  3. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:

  • воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  • закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
  • профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

Тематическое планирование занятий

Месяц Тема занятий
Сентябрь Вот я какой
октябрь Будь всегда здоров!
Ноябрь Как мы дышим
Декабрь Как мы слышим
Январь Зоркие глазки
Февраль Язычок и здоровые зубки
Март Волосы, ногти и кожа- вот кто меня защищает
Апрель А что внутри меня?
Май Правила на всю жизнь

На педагогическом Совете коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.

Хорошо в этот день в детском саду запланировать такие оздоровительные физкультурные занятия:

  1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр ( в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
  3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
  4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
  5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
  6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.

Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.

  1. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.

Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка , т.е. поступлению в первый класс.

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МБДОУ

Дети с нетерпением ждут праздника, готовят речевки, упражняются, тренируют волю к победе.

Профилактические мероприятия

Здоровье воспитанников ДОУ

также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.

Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.

Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды. Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света. В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.

Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.

Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?

Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.

Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:

Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]