Программа «Взаимодействие с родителями в соответствии с ФГОС»
- Социальный анемнез семьи.
- Составление и заполнение социально-демографического паспорта семьи.
- Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.
- Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей.
- Анализ типов семей воспитанников.
- Определение стилей воспитания в семье.
- Определение педагогической компетенции родителей Первоочередные мероприятия с педагогами:
- Опросник для воспитателей «Мои плюсы и минусы» в общении с родителями.
- Тестовые опросы воспитателей.
- Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями. Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ:
I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка. II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ. III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход. Реализация программы позволяет удовлетворить потребности родителей;
- в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета ДОУ среди родителей; Реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды); – участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек. Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста – в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Созданы условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:
- — у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
- — содержание работы с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии мальчиков и девочек, выстраивается на более близком материале, поэтому адаптация в социуме проходит легче;
- – ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
- — дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
- — обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
- – выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме. Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ДОУ в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:
- – в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
- – в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
- – в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;
- – в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города. Составление информационного банка по данной теме. Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение) 1.Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания. 2. Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов. 3. Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме. 4.Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение занятий, поиск выхода из проблемных ситуаций. Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях) 1. Педагогическая компетенция — способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка. 2. Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка. 3. Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности. 4. Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие. 5. Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании. 6. Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию. Осознание родителями единого образовательного пространства «Семья — д/с – школа»(участие в мероприятиях, беседы, наблюдения, анкеты) 1. Понимание необходимости взаимодействия семьи и д/с с социальным окружением. 2. Умение видеть своё место и роль в данном процессе. 3. Понимание необходимости успешной социализации ребёнка в современных условиях. Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1. Выступление родителей на конференциях, семинарах. 2. Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3. Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком. Конкретные ожидаемые результаты: На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности. Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями. Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция. Общественно- значимый резонанс программы Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Задачи:
ПРОГРАММА сотрудничества детского сада и родителей воспитанников «СемьЯ»
Обучающий семинар для родителей с элементами тренинга
«Внимание: гиперактивный ребенок!»
Задачи:
помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;
обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;
Ход занятия
Упражнение «Ритуалы приветствия»
Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.
Варианты приветствия:
легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка.
Мини-лекция «Что такое гиперактивность».
«Гипер … » (от греч. hyper — «над», «сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activis» и означает «действенный, деятельный». Причины появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекционные заболевания и др. Внешние проявления гиперактивности это — невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать, им трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет.