Конспекты занятий в детском саду. Жизнь насекомых осенью
Содержание
Конспекты занятий в детском саду. Жизнь насекомых осенью
Конспект занятия в детском саду. Окружающий мир. Средняя группа.
Тема: «Жизнь насекомых осенью».
Цели: Содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления о адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе. Учить детей бережно относиться и заботиться о насекомых. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы.
Приемы обучения: Игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.
Предварительная работа: Наблюдение. За некоторыми насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).
Индивидуальная работа: Учить отвечать на вопрос воспитателя предложением.
Материалы и оборудование: Насекомые (резиновые игрушки). Осенние листочки (из бумаги), камешки, пенек. Картины с изображением насекомых (стрекоза, кузнечик, пчела, жук, комар).
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на сидящего на окне петушка.
В о с п и т а т е л ь: Дети, мне кажется, что петушок чем-то расстроен, давайте спросим, почему он такой грустный.
П е т у ш о к: Мне очень грустно, потому что я не могу найти своих друзей. Летом их у меня было очень много, но потом они все куда-то исчезли.
В о с п и т а т е л ь: А кто же твои друзья? П е т у ш о к: Я сейчас загадаю вам о них загадки, а вы попробуйте отгадать:
1. С цветочка на травинку, С кусточка на тропинку. Скачет пружинка – Зелененькая спинка.
2. Над лужком летает, пляшет, Веером красивым машет.
3. Хлопотливая хозяйка Кружит над цветной лужайкой Потрудиться над цветком. Он угостит ее медком.
4. Самолетик не стальной Носик – тоненькой иглой. – Он летает и пищит, укусить всех норовит (Комар)
В о с п и т а т е л ь: Комар, пчела, бабочка. А как мы можем назвать их одним словом? (Насекомые).
П е т у ш о к: Всех моих друзей вы угадали правильно, осталось только ответить на вопрос, куда все они исчезли.
В о п и т а т е л ь: Дети, давайте поможем петушку. Сейчас мы отправимся на поиски пропавших насекомых.
(Детям предлагается поискать спрятавшихся насекомых. Они находят их под листочками, за корой , под камешками).
В о п и т а т е л ь: Ребята, куда же исчезли насекомые? (Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни).
В о п и т а т е л ь: Правильно, дети, так насекомые переносят зиму. Так как зимой холодно и нет сочной травы и цветов. А весной, когда пригреет солнышко и начнут расти трава и цветы, они вылезут из своих укрытий и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием. (На мольберт выставляются фотографии насекомых). Вызываются 2-3 ребенка, им предлагается показать и назвать части тела насекомых.
Далее детям раздаются карточки с изображением бабочек, жуков, стрекоз и предлагается их раскрасить.
В о п и т а т е л ь: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились насекомые.
Давайте подарим наши рисунки петушку, чтобы ему было не так грустно без своих друзей. (Дети дарят петушку свои рисунки, петушок выносится за дверь).
Итог занятия:
Дети, что мы делали на нашем занятии? (Ответы детей). Куда пропали насекомые? (Прячутся в коре деревьев, под листочками, камнями).
Copyright © ВНИМАНИЕ! Сайт deti-mama.com защищен законом об авторском праве. Данный материал исключительно для личного использования. Копирование контента и размещение на других интернет ресурсах ЗАПРЕЩЕНО.
deti-mama.com
Осенняя прогулка «Наблюдение за цветами на клумбе» в подготовительной группе. Конспект
Конспект познавательной прогулки «Осенняя клумба». Подготовительная группа
Автор: Фролкова Людмила Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №118», г. Дзержинск, Нижегородская область Описание: Конспект познавательной прогулки осенью с детьми подготовительной группы. Будет полезен в работе воспитателям, родителям. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать в режимном моменте, во время дневной прогулки с детьми. Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе; знаний о цветущих растениях клумб, классифицировать их, необходимости пересадки комнатных цветов (герань и бальзамин) с клумбы в горшки для дальнейшего роста в группе, их значении для человека и необходимости бережного отношения к природе. Задачи: — расширять знания: о названии цветов, об их строении; условий необходимых для развития; — познакомить с новым понятием – «многолетние» и «однолетние» цветы; — закреплять умение убирать засохшие растения на цветнике и собирать семена; — закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные, садовые и луговые цветы. — развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. — развивать и совершенствовать у детей двигательные умения и навыки — развивать силу, выносливость, быстроту реакции в играх; — способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым. — вызвать у детей желание трудиться: собирать семена, пересадить цветы в горшки. Обогащение словаря: однолетние, многолетние, комнатные, садовые, луговые, бархатцы, петунья, циния, хоста, примула, папоротник, бальзамин, герань. Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Садовые цветы», «Луговые цветы», рассматривание комнатных цветов, отгадывание загадок, чтение стихов. Материал и оборудование: клумба на участке, коробочки для сбора семян, горшки с землей, совки.
Ход прогулки
С детьми подготовительной группы выходим на прогулку на свой участок.
Ребята, давайте вспомним, какое же время года наступило?
(осень)
. Какие признаки осени знаете?
(дождь моросит, небо хмурое, холодно становится, листья на деревьях меняют цвет и опадают, отцветают цветы)
Верно, наступила золотая осень с ее неповторимой красотой в убранстве деревьев и цветов! Мы с вами весной сажали цветы на клумбу. Зачем люди сажают цветы, как вы думаете?
(цветы радуют, повышают настроение)
. А можно ли рвать цветы с клумбы?
(лучше не рвать, а смотреть и любоваться)
. Послушайте стихотворение: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты.
(Т. Собакин)
А как изменилась наша клумба с приходом осени, давайте посмотрим?
(подходим к клумбе)
.
Давайте вспомним, какие цветы растут на нашей клумбе?
(однолетние и многолетние)
. Какие многолетние цветы растут и почему они так называются?
(многолетние не сажают весной, они зимуют в почве)
За счет чего они зимуют в земле и не погибают?
(корень глубоко прорастает в земле)
. Какие многолетники у нас растут?
(примула, хосты, папоротник)
. Молодцы, а однолетние цветы почему так называются?
(растут от весны до осени, не могут зимовать)
. Какие цветы мы сажали весной на нашей клумбе?
(петунью, бархатцы, цинии)
.
Что можно про них сказать, как они изменились к осени?
(отцвели, засохли, повяли)
. Какие еще цветы мы посадили весной?
(герань, бальзамин)
. Верно, герань и бальзамин очень хорошо переносят пересадку. Им очень комфортно расти на клумбе. Посмотрите, какая пышная герань, как цветет обильно! Бальзамин тоже прекрасно себя чувствует, кустик просто не узнать! Но этим цветам пора вернуться в группу, на подоконник и радовать нас дальше своим цветением. Что нам понадобиться для пересадки?
(горшки с землей, совок)
Вместе пересаживаем цветы, сопровождаю подробным описанием)
Молодцы, ребята, очень славно потрудились!
Послушайте стихотворение: Да здравствуют цветы Всех видов, всех расцветок- И яркой красоты. И скрытые меж веток… Да здравствуют цветы! Все, все они прекрасны! (Ш. Мгшвили)
Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать с цветами, которые уже отцвели и пожухли?
(собрать семена, убрать с клумбы)
. Давайте этим и займемся, берите коробочки и будем вместе собирать, чтобы весной посеять их снова. А как быть с завядшими цветами?
(выкопать вместе с корнем)
Правильно ребята, мы их выкопаем и отнесем на участок, куда относим и листья, чтобы к весне получить перегной и вновь сажать цветы!
Замечательно мы с вами потрудились! Давайте пойдем на веранду и поиграем в игру «Я садовником родился».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы на тему: Осень Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной группы ДОУ. Осенняя рябина НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Осень» Конспект СОД в подготовительной группе на тему: Осень
Похожие статьи:
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за воробьем осенью»
Конспект осенней прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за голубями»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за тополем»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за сезонными изменениями в ноябре»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями осенью»
«Конспект НОД для старшей группы «Насекомые осенью»
МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок» Фрунзенского района города Саратова Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Насекомые осенью» (с использованием ИКТ) в старшей группе № 1
Подготовила: воспитатель высшей категории Горбачева Н.А. Программа «Детство» Старшая группа «Насекомые осенью» Цель: способствовать накоплению конкретных представлений о насекомых. Задачи: Уточнить представление детей о насекомых, уметь вычленять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, наличие усиков, хитинового покрова), знать куда исчезли насекомые и где находят себе убежище. Познакомить детей с циклами развития насекомых. Устанавливать причинно – следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности Развивать познавательную активность детей, наблюдательность. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные особенности. Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому. Работа за компьютером: Учить ориентироваться в условиях задачи, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты. Ориентироваться во времени, расставляя события в определённой последовательности. Закреплять навыки владения мышкой: ведение курсора мышки по ячейкам таблицы, «щелкать» на предмете, «перетаскивать» предмет на место
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная Формы организации: фронтальная Форма реализации: проблемная ситуация Оборудование :Мультимедийная установка. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «Добро пожаловать в экологию!» часть 1. Карандаши на каждого ребенка. Фотоиллюстрации различных насекомых. Мнемотаблица «Насекомые». Компьютерная игра «Что сначала, что потом» (авторская разработка): Схема «Цикл развития бабочки». Схема «Цикл развития божьей коровки». Схема «Цикл развития стрекозы». Мнемотаблица по стихотворению Н. Дымовой «Великан» (составленная совместно с детьми). Запись песни «Осень» и СД проигрыватель. Бабочки на магнитах. Примечание: после просмотра необходимого количества слайдов шторка на мультимедийной установке закрывается, изображение пропадает. Общее время работы со слайдами составляет примерно 7 минут (соответствует СанПиН). Ход НОД. 1 часть. Дети входят в кабинет развивающего обучения с песней « Осень наступила». Беседа с детьми о том, какое сейчас время года. Прошу назвать осенние приметы. (Ответы детей) Спрашиваю детей о насекомых – что делают они осенью? (Ответы детей) 2 часть. Ребята, а вот Незнайка из нашей рабочей тетради по экологии — не знает. Давайте поможем ему и покажем, куда прячутся насекомые на зиму. Дети садятся за столы. Работа в рабочих тетрадях «Добро пожаловать в экологию» для детей 5-6 лет (старшая группа), часть 1, стр. №8. Задание: «Проведи дорожку от каждого насекомого к его убежищу» Дети выполняют задание, затем рассказывают, что жук-короед устраивается на зиму под корой деревьев, муравьи прячутся в муравейнике, божьи коровки – в старых пнях, а мухи зимуют под опавшими листьями. 3 часть. Куда бы мы не пошли – в сад, на луг, в лес – всюду нас окружают насекомые — наши маленькие соседи. Но такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравья — один он такой маленький, крошечный, не сразу и заметишь! А вот в большом муравейнике их столько, что если мерить вёдрами, получится несколько вёдер!!! (слайд№1) Сколько их, как вы
schoolfiles.net
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за образом жизни птиц осенью»
Светлана Романова
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за образом жизни птиц осенью»
Цель- уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц (домашних и диких)
осенью; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам;
Ход прогулки: Дети строятся парами. Воспитатель задает вопрос «Давайте вспомним, какое сейчас время года?»
— ответы детей- «
Осенью часто идет дождик, вспомним нашу песенку про дождик?». Дети идут, напевая песенку «Дождик»
.
1. Зона 1. Отрезок дороги от группы до игровой площадки. Дети перестраиваются в круг.Воспитатель: «Ребята, помните, вчера мы говорили о домашних животных? А еще о домашних….?»- ответы детей – «птицах»
. «Правильно, один и тот же вид
птиц бывает и домашним и диким. Какие это птицы? Почему они домашние и дикие?» Ответы детей. (Утки, гуси)
.
Воспитатель: «Сейчас надо разделиться на 2 команды: как это сделать?»
дети предлагают варианты деления: на 1 и 2, по признаку
«дикий»
,
«домашний»
, другие варианты. Выбираем подходящий «по признаку
«дикий»
,
«домашний»
.
Малоподвижная игра «Кто как к зиме готовится»
. Надо выбрать
птицу (утку или гуся)
и показать как готовятся к зиме домашние
птицы, а как дикие. Команды показывают друг другу жестами, мимикой, без слов, и отгадывают действия. Воспитатель по ходу игры дает детям наводящие вопросы к изображению движений: что едят, почему мало еды, как это связано с изменением погоды, почему домашние не улетают.Воспитатель: «Молодцы, ребята,а я загадаю вам сейчас загадку:
Угадайте, что за птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится, собирает крошки,
По ночам кочует, зернышки ворует. (воробей)
.
Правильно. А сейчас по поговорке «Осенняя пора-птицы со двора»
, вы превращаетесь в стайку воробьев и летите на площадку. Помните, как воробышки летают? Не разлетаются по сторонам, а дружно стайкой садятся на безопасное место, вам надо сесть в кружок на своей площадке перед верандой. Итак, полетели.
2. Зона 2. Своя площадка.
Д/И «Что эта за птица?»
Цель: учить детей описывать
птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитатель назначает или выбирается по считалке водящий, который описывает характерные признаки птицы, дети должны отгадать птицу.
3. Зона 3. Спортивная площадка или любая свободная площадка для активного движения.
Подвижная игра «Стайка»
.Цель: развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме
«птицы»
; воспитывать спортивную сноровку.Ход игры: дети выбирают водящего. Новая считалочка И. Токмаковой
(разучивание)
:
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка- соловей, эта птичка – воробей, эта птичка- совушка, сонная головушка.
Это птичка свиристель, эта птичка- коростель, эта птичка скворушка, серенькое перышко
Эта птичка зяблик, эта-стриж, эта- развеселый чиж,
Ну а эта злой орлан. Птички, птички, по домам! Дети после этих слов разбегаются, а водящий старается кого-нибудь поймать. Повторить 2-3 раза, ориентируясь на желание детей.
4. Зона 4. Своя площадка. Самостоятельные игры по желанию,индивидуальная работа по развитию движений: в парах бросание и ловля мяча.
В конце прогулки трудовые поручения: подмести все игровые конструкции, привести в порядок песочницу.
5. Окончание прогулки, уход детей домой.
Список использованной литературы:
1. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа)
.Т. Г. Кобзева,И. А. Холодова,Г. С. Александрова/Волгоград,Учитель,2013 г.
2. Игры-путешествия на участке детского сада. Е. А. Алябьева. -Москва,ТЦ Сфера,2015г.
3. Картотеки дидактических и подвижных игр для подготовительной группы.
Конспект занятия «Насекомые осенью. Куда на зиму прячутся комары и где живут
Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.
Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.
С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».
Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.
Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.
Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.
Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.
Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.
Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.