Очень часто, купив конструктор, взрослые предлагают ребенку сразу все детали из него, рассчитывая, что малыш тут же что-то из них построит. Но этого не происходит. Ребенок теряется в их обилии. Он не знает, что с деталями делать и как они называются. Малыш механически перебирает и бросает детали конструктора, строит и тут же рушит постройку, кидается деталями в маму или в домашних животных, однообразно действует кубиками одну минутку и тут же переключается на другие более интересные ему занятия. В чем причина? Ему просто не нравится такая игрушка? Или нам, взрослым, нужно сначала учить малыша играть с конструктором?
В этой статье о конструировании с детьми 1-2 лет Вы узнаете:
- Как заинтересовать малыша играми с конструктором?
- Какими будут первые постройки малыша?
- Как знакомить ребенка с деталями из набора и их называть?
- Как обыгрывать постройки ребенка?
- Как использовать детали конструктора для ознакомления малыша с формой, цветом, размером предметов?
РАЗДЕЛ 1. ЗНАКОМИМ МАЛЫША С КОНСТРУКТОРОМ
КАК НАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ ДЕТАЛИ КОНСТРУКТОРА
С 1 года до 3 лет малыши знакомятся с основными, самыми простыми деталями из конструктора. Названия деталей конструктора сложны для ребенка, поэтому малышам даются их «детские» названия, понятные для них:
- Кирпичик (параллелепипед)
- Кубик (куб)
- Пластина
- Крыша (треугольная призма)
- Шапочка или шляпка (полусфера)
- Столбик (цилиндр)
Лучше, если сначала Вы будете давать ребенку конструктор с деталями разной формы, но одного цвета, чтобы малышу было легче отличать их форму и ориентироваться в ней. Затем малышу дается цветной конструктор с разноцветными деталями разной формы и размера, и он учится различать не только форму, но и цвет и размер деталей.
Не давайте маленькому сразу же все детали конструктора (их может быть в наборе от 50 до 100 и более), ему достаточно для первых построек иметь 10-12 деталей. Сначала мы познакомим малыша с кубиками, затем с кирпичиками, а после этого введем и дополнительные элементы из конструктора — крыши, пластины, а затем и столбики и шапочки (пишу «детской» терминологией, как мы будем называть эти детали ребенку).
КАК ПОЗНАКОМИТЬ МАЛЫША С НАЗВАНИЯМИ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА
— Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д.
— Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент, когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит.
— На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Отгадай, что спрятано в моем чудесном мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок ручками ее обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая дли-и-и-нная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая.
Полезный совет: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали. И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Иначе малыш будет слишком сосредоточен на новом предмете, у него будет большое желание обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится :).
РАЗДЕЛ 2. ЧТО МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ МАЛЫШ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ ИЗ КОНСТРУКТОРА
В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:
Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.
Например:
- Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
- Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
- Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
- Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!
Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.
Примеры:
- Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
- Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
- Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.
Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.
РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ ИГР С КОНСТРУКТОРОМ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новом. К новому этапу мы переходим с ребенком, когда предыдущий этап уже освоен им.
Основные этапы усложнения построек для малышей такие:
- Этап 1. Строим из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).
- Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка и т.д.)
- Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребенка встречаются детали трех форм (кубики, кирпичики и еще одна новая форма).
- Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить призмами — «крышами».
- Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.
А сейчас давайте остановимся подробнее на играх и занятиях с конструкторам на разных возрастных этапах развития малыша раннего возраста. В каждом разделе по каждому возрасту Вы найдете:
- краткое описание особенностей конструирования с малышом этого возраста,
- основные задачи ознакомления ребенка с цветом, формой, величиной предметов на примере конструирования в данном возрастном этапе,
- игры с конструктором и примеры построек.
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино» города Когалыма
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Подготовила Воспитатель:
Ястребова Галина Николаевна
Г. Когалым, 2020
Актуальность:
Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным. Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребёнка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского поведения
Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения
Задачи:
Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования,
обыгрывания построек;
Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
Учить рассматривать и анализировать образец.
Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
.Воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам
Охват проекта:
В проекте участвуют- воспитатели, дети и родители младшей группы
Описание проекта
Проект состоит из III этапов.
I этап — сентябрь -декабрь 2022г.
Начало работы по конструированию с малышами детского сада заключается в обучении детей выполнять статистические постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул. Маленькие конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу. Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.
II этап — январь -март 2022г.
На втором этапе проекта ведется обучение конструированию построек, обладающими некоторыми признаками динамизма: машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали — брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок дети смогли соорудить машину.
III этап — апрель, май.
Конструирование ведется по инициативе педагога, дети подают детали, необходимые для той или иной постройки. Обыгрывание конструкции «Путешествие в город игрушек».
Достигнутые результаты:
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Дети приобретают:
1.Конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала по образцу.
2.Обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: — речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; — дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
-трудолюбие, -самостоятельность, -инициатива, -упорство при достижении цели, -организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
-умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
-работать дружно, не мешая друг другу.
Социальная значимость проекта:
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
Раннее развитие у дошкольников интереса к конструированию, моделированию, стимулирует детское научно-техническое творчество.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
1. Консультация для родителей «Игры детей с использованием конструктора»
2. Коллективная работа детей по безопасности движения: конструирование дороги, машины. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное. Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей. Цель:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Задачи: 1. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности 2. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; 3. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; 4. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Перспективный план работы по
О.Э.Литвинова
Сентябрь
«Высокие разноцветные башенки из кубиков»
Программные задачи.
Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по цвету. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
Тема «Пирамидка из кубиков»
Программные задачи.
Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по величине. Приучать аккуратно, убирать детали после занятия, разбирая постройку сверху.
«Поможем Пете построить забор для огорода»
Программные задачи
— формировать представления о высоте предметов (высокий -низкий); — прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением; — познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей; — обучить детей соотносить свои постройки с имеющимся образцом.
«Построим в саду дорожку красного цвета»
Программные задачи
-Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; -Формировать восприятие цвета, помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет; -Учить называть предмет по форме (кубик); -Развивать воображение, память, образное мышление; — Развивать мелкую моторику рук.
«Учимся, играя!»
Программные задачи
Знакомство с Лего — конструктором. Развивать наглядно-действенное мышление. Познакомить с Лего- конструктором.
«Башенка, мост»
Программные задачи
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору
Октябрь
Тема «Дорожки широкая и узкая»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу ,используя полученные ранее умения. Приучать аккуратно разбирать постройки, складывая детали в коробки
«Дорожки»
Программные задачи
Формировать умение строить дорожки, изменяя их длину надстраивая или заменяя детали. Развивать интерес к конструированию
«Избушка для трех медведей
»
Программные задачи
-Развивать конструкторские навыки детей; -Упражнять в сооружении прочных построек; — Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур; — Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
Ноябрь
«Построим шкаф для одежды
»
Программные задачи
-Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу (шкаф); -Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки
Тема «Кровать»
Программные задачи.
Формировать умение изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в ширину (узкая и широкая кровати). Развивать желание сооружать постройки самостоятельно.
Побуждать к совместному обыгрыванию построек
Тема «На чем мы сидим (стул, диван, кресло)»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при самостоятельном создании постройки.
Приучать аккуратно, складывать детали в коробку
Декабрь
«Заборчик»
Программные задачи
Развивать умение возводить постройку без опоры на образец, по словесной инструкции. Побуждать к совместному обыгрыванию.
«Гараж для машины»
Программные задачи
Выявить умения детей сооружать постройку, анализировать образец, выделяя основные части конструкции, детали из которых эти части построены; изменять постройку в высоту. Выявить степень самостоятельности при сооружении постройки
Тема «Ворота»
Программные задачи.
Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей. Закреплять умения обыгрывать постройки.
Тема «Разные ворота» Программные задачи.
Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку
Январь
«Автобус для зверят»
Программные задачи
Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.
«Домик для игрушек»
Программные задачи
Формировать умение замыкать пространство. Продолжать развивать умение анализировать образец с помощью воспитателя, возводить постройку по показу способов конструирования. Приучать аккуратно разбирать постройку. сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
Февраль
Тема «Теремок для Снегурочки»
Программные задачи.
Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшая и обыгрывая постройку. Приучать аккуратно, разбирать постройку.
Тема «Кукла Катя ждет гостей»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), располагать кирпичики вертикально, ставить их на постройках детали разных цветов. Воспитывать доброжелательное, вежливое общение со сверстниками
«Машина для зайчат»
развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание трудиться; способствовать развитию творческого воображения; развивать память, образное мышление;
«Волшебные рыбки»
Программные задачи
Учить строить рыбок из конструктора
«Конструирование по замыслу»
Программные задачи.
Побуждать повторить знакомые постройки самостоятельно. Закрепить навыки установки деталей конструктора на широкую и узкую грани горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на расстоянии. Побуждать к совместному обыгрыванию.
Март
Тема «Автобус»
Программные задачи.
Закреплять представление об автобусе и его частях .Побуждать строить автобус ,плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомит с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройки. Развивать умение последовательно разбирать постройку, аккуратно складывать детали, желание оказывать помощь.
Апрель
Тема «Садик для матрешки»
Программные задачи.
Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Закреплять употребление слов: большая, поменьше, самая маленькая. Закреплять название деталей строителя.
Вызвать желание обыгрывать постройки, побуждать к совместным играм.
Тема Загородка для домашних птиц и животных»
Программные задачи.
Упражнять в умении располагать кирпичики вертикально по периметру четырехугольника ,ставить их на определенном расстоянии (загородка)
«Конструирование по замыслу» Программные задачи
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
«Кораблик»
Программные задачи
Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.
Май
Тема «Песочный дворик для большой и маленькой кукол»
Программные задачи.
Закрепить умение строить по условию.
Тема «Мой город»
Программные задачи.
Закреплять представление о ближайшем окружении .Учить строить многоэтажные дома, укрепляя основание постройки ,украшать дополнительными деталями. Закреплять знание деталей строителя.
Поощрять проявление инициативы, творчества.
Воспитывать вежливое доброжелательное отношение к сверстникам.
«Волшебная змейка»
Программные задачи
Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе.
«Конструирование по замыслу»
Программные задачи
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Конструирование предметов мебели по собственному замыслу
«Дорога для Машины» «Загон для домашних животных»
«Ворота для грузовичка»
«Машина» «Диван»
Лего Конструирование
Цель:
развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения, мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с LEGO.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по Лего-конструированию.
Список использованной литературы:
- Н.С.Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Москва “Издательство CКИПТОРИЙ2003” 2016
- О.Э.Литвинова. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС2015
- И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа»
- Фишина Е.В. Лего – Конструирование в детском саду М…ТЦ»Сфера» 20012г.
РАЗДЕЛ 4. КАК ИГРАЮТ С КОНСТРУКТОРОМ ДЕТИ ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОСОБЕННОСТИ ИГР С КОНСТРУКТОРОМ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ
Почему дети от 1 года до 1 года 6 месяцев часто ломают игрушки? Почему они то строят, то разрушают постройки, разделяют и снова соединяют части конструктора, вкладывают и вновь вынимают из коробки и готовы повторять это бесконечно?
В этом возрасте любой малыш – исследователь мира. Он познает физические свойства предметов, которые его окружают. Именно поэтому дети в этом возрасте очень любят собирать и разбирать игрушки. Именно в таких, на первый взгляд, бессмысленных играх есть очень глубокий смысл для развития ребенка. В них развивается сенсомоторный интеллект малыша, наглядно – действенное мышление, умение устанавливать внутренние связи между предметами. Это не шалости, не недостаток внимательности, а это очень нужный маленькому человечку опыт — серьезное знакомство с миром вокруг него. Дайте ему возможность это сделать! Дайте возможность построить башню и ее разрушить, снова построить и снова разрушить — это для малыша процесс познания мира. Ломать башню — это первый этап игр с конструктором, который проходят все дети и которого не избежать :).
ЗНАКОМСТВО С ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА, ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ВЕЛИЧИНОЙ
Уже возрасте до полутора лет мы начинаем правильно называть ребенку детали конструктора. В результате малыш может отличить кубик от шарика или кубик от кирпичика. Он может подать такой же предмет взрослому («Дай такой же!»), найдя деталь среди 3-4 вариантов.
Например:
- Малыш может дать маме желтый кирпичик (мама держит в руках кирпичик и просит найти такой же), отобрав его из кирпичиков трех разных цветов.
- Ребенок может подать маме большой кубик (такой же, какой держит в руках его мама), отобрав его из трех других разных деталей конструктора. Он отличает большие кубики от маленьких.
ИГРАЕМ С КОНСТРУКТОРОМ
Малыш еще не может строить из конструктора сам, но использует кубики из строителя в играх с мамой – например, перевозит их в кузове игрушечной машины. Или укладывает спать куколку на кроватку, которую построила для нее мама из деталей строителя.
Также малыш может использовать в играх детали строительного набора в качестве предметов- заместителей. Например, вместо мыла он может помыть куклу кирпичиком из строительного набора, если мама научит его пользоваться предметами – заместителями в игре. А узкий длинный столбик – «палочка» — может служить в игре чем угодно в зависимости от его длины – от градусника, который поставим мишке до ложки или расчески для причесывания куклы.
Мама может показать ребенку, как строить самые простые постройки — башенку из одинаковых кубиков или поезд из кубиков (каждый кубик — это один вагончик поезда, чух-чух — чух, поехал поезд!), дорожки из кирпичиков, или столик (на кубик сверху кладем кирпичик).
РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ ПОЛУТОРА ДО 2 ЛЕТ
ЗНАКОМСТВО С ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА И ИХ НАЗВАНИЯМИ, ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ВЕЛИЧИНОЙ
В этом возрасте происходят большие изменения в умственном развитии малыша. В результате если раньше он мог выполнить лишь просьбу «дай такой же, как у меня», то к 1 году 9 месяцам — 2 годам он может выполнить более сложную просьбу «Дай такой же кирпичик, но красный», т.е. может выделить одновременно 2 признака предмета. Это приходит не сразу, а постепенно, в результате знакомства малыша с формой деталей, их цветом и размером.
Мы можем предлагать малышу такие задания с деталями конструктора, как «Найди синие кирпичики. Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик (называем размер и форму — 2 признака одновременно)?», «Найди желтые шляпки – большие и маленькие» (называются одновременно форма детали, ее цвет и размер).
Малыш уже хорошо различает размер деталей и поэтому мы можем учить его сравнивать и находить три детали одинаковой формы, но разного размера: «большой кубик» — «поменьше»- «маленький кубик».
По нашей просьбе малыш даст большой кубик – большой игрушке, а маленький – маленькой игрушке.
Из 3-4 деталей разной формы малыш выберет и даст по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик: «Дай крышу. Где у нас кирпичик – дай, пожалуйста»
Разумеется, это возможно только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.
ИГРАЕМ С КОНСТРУКТОРОМ
Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому.
В этом возрасте малыш еще сам не сможет сделать постройки. Поэтому не малыш, а взрослый начинает игру с конструктором и ведет ее. В этом возрасте за один раз мы строим одну постройку. Например, только домик. Или только скамеечку.
Мама разыгрывает игровой сюжет с игрушками – например, строит из кирпичиков дорожку для матрешки, по которой матрешка побежит в свой домик: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Малыш присоединяется к строительству, повторяет за мамой ее действия — помогает строить дорожку для матрешки, подражает маме. Вот дорожка и готова. Малыш может взять матрешку в руки и показать, как она идет по дорожке.
Приведу пример одной из первых игр с конструктором для детей второго года жизни. Автор – С. Л. Новоселова.
Вам понадобятся для игры: фигурка «курочка», фигурка «цыплята» (или один игрушечный цыпленок, соразмерный кубикам и курочке), 8 одинаковых кубиков.
Полезный совет: Очень важно, чтобы кубики, которые мы дадим ребенку для этой игры, были ему хорошо знакомы. Иначе он будет их обследовать, а не слушать историю, и строить башню для цыпленка не станет.
Ход игровой ситуации:
— Взрослый показывает детям игрушку – курочку. И разыгрывает сценку. Курочка потеряла цыпляток, никак не может их найти.
— Взрослый предлагает ребенку помочь курочке и строит башенку из 4 кубиков, ставя их один на другой. Курочка взлетает на построенную башенку видит с нее своих цыплят, очень радуется: «Нашлись цыплята!» (взрослый незаметно для ребенка ставит на стол фигурку цыплят).
— Курочка прыгает с башенки и бежит к цыплятам (убираем фигурку курицы незаметно для ребенка к себе в карман, башенка остается на столе).
— А где же курочка? Цыплята встревожены, не видят ее, опять потерялись! Пишат «пи-пи-пи», ищут маму. Нужно построить им башенки, пусть они на них взлетят и увидят маму.
— Ребенку дается 4 кубика. Ребенок строит башенку, цыплята взлетают на нее и видят маму! Как они радуются! (достаем фигурку курочки). А вот и курочка! Нашли цыплята свою маму!
В следующие разы для закрепления можно повторить строительство башенки, о обязательно с другим сюжетом. Для нас это будет повторение, а для ребенка – совсем новая история!
КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ С МАЛЫШОМ ОТ ПОЛУТОРА ДО ДВУХ ЛЕТ
К двум годам малыш уже сможет построить известные ему простые постройки сам.
Варианты построек: дорожка, скамеечка, лесенка из 6 кубиков (первая ступенька — один кубик, вторая ступенька — два кубика и третья ступенька — три кубика), заборчик, ворота, горка, башня и другие самые простые и очень быстро реализуемые постройки из деталей двух форм (кубики и кирпичики).
Например:
- башенка (ставим кубик на кубик,
- домик (призма – «крыша» ставится на кубик),
- машина (кубик и кирпичик ставим на пластину),
- дорожка из кирпичиков
- стол (кладем кирпичик плашмя на кубик),
- стул (приставляем к кубику сзади кирпичик – «спинку стула»),
- скамеечка (располагаем планку или кирпичик на двух кубиках),
- ворота (ставим кирпичики вертикально и располагаем на них планку).
Перспективное планирование по конструированию с детьми 3–4 лет
Ольга Вифлянцева
Перспективное планирование по конструированию с детьми 3–4 лет
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Поэтому хочется поделиться перспективным планированием которое можно включать в свободную деятельность детей.
№ п/п Дата Содержание работы Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1 1 неделя Познакомить детей с зоной строительно-конструктивных игр в группе и на участке.
Строить: «дорожки длинные и короткие». Изготовление построек для обыгрывания
2. 2 неделя «Узкая дорожка зеленого цвета для куклы» Учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью). Научить узнавать кирпичик, акцентировать внимание на зеленом цвете. Игра «Поможем кукле пройти по дорожке».
3. 3неделя «Узкая длинная дорожка желтого цвета для зайчика». Учить строить узкую длинную дорожку желтого цвета. Продолжать знакомить с кирпичиком, акцентировать внимание на желтом цвете. Строим дорожку для зайчика чтобы он не заблудился в лесу.
4. 4 неделя «Дорожки разного цвета» Закрепление у детей навыков постройки дорожек разного цвета. Для машинки таково же цвета как и дорожка.
ОКТЯБРЬ
1. 1 неделя Строим «Горка с двумя лесенками».
Обыгрывание постройки
2. 2 неделя «Зонтик» складывать круглую бумажную заготовку пополам, совмещая дуги и хорошо проглаживать линию сгиба. Дорисовывать не достающие образу элементы по желанию детей. Выставка зонтиков.
3. 3 неделя «Дорожки для колобка». Одна дорожка соединённая узкими длинными гранями, другая короткими. Обыгрывание построек, возле дорожек можно посадить зеленые елочки.
4. 4 неделя «Загородка для цыплят». Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую длинную грань, плотно приставляя их друг к другу. Строим птицефабрику.
НОЯБРЬ
1. 1 неделя «Башня» Строим башню синего цвета из кубиков, действовать по указанию воспитателя. Обыгрывание постройки «Башенка для кота Леопольда»
2. 2 неделя «Стол и стул» Упражнять детей в одновременном действии с кубиками и кирпичиками, различать их. Обыгрывание постройки «Для мамы стол накрыт и пусть порадуется она»
3.
3 неделя «Грибок» Учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое. Соберем грибы для белочки.
4. 4 неделя «Кресло и диван». Дать понятия: «кресло короткое», «диван длинный». Учить самостоятельно выбирать изделие. Закреплять умение выполнять постройку в определённой последовательности Обыгрывание постройки «Мебель для мышек».
ДЕКАБРЬ
1. 1 неделя «Высокие и низкие ворота». Учить: строить ворота низкие, ворота высокие;
изменять постройку, преобразовывая ее в высоту, длину. Обыгрывание постройки ворота для грузового и легкового транспорта
2. 2 неделя «Домик с треугольной крышей»
Учить складывать квадрат из бумаги пополам по диагонали. Строим домик для жителей теремка
3. 3 неделя «Машина для доктора Айболита» Учить строить детей грузовик из пластины, кубика, кирпичика. Вызвать радость, интерес, добрые чувства к персонажу. «Поможем доктору добраться до зверей»
4. 4 неделя «Елочка.» Учить детей складывать из бумаги квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку. Нарядим нашу елочку разноцветными шарами.
ЯНВАРЬ
1. 2 неделя «Машина». Продолжать учить приему накладывания деталей. Познакомить с новой деталью — пластиной. Учить игровым действиям. «Привези на машинке игрушки в гости»
2. 3 неделя «Платочек» Учить складывать квадрат из бумаги пополам по диагонали Расписать платочек по замыслу.
3. 4 неделя «Теремок для матрёшки». Закреплять:
Умение правильно называть детали строительного набора.
Учить играть с постройками.
Матрешки приглашают в гости на новоселье.
ФЕВРАЛЬ
1. 1 неделя «Домик и забор». Учить строить домик, забор вокруг него; Обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами;
2. 2 неделя «Рукавичка» Учить загибать углы квадрата к центру. Украсим рукавичку для лесных жителей.
3. 3 неделя «Кроватка» Учить делать простейшие постройки по показу воспитателя, способствовать речевому общению, научить различать цвет и форму деталей. «Построим кроватку для куклы»; «Положим куклу спать».
МАРТ
1. 1 неделя «Тюльпаны» Закреплять умения детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы навстречу друг другу. Сюрприз для мамы.
2. 2 неделя «Большая и маленькая машинка» Учить строить из разных кубиков. Маленькая Машина для зайки, большая для мишки.
3. 3 неделя «Конфетки.» Учить складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположенные углы квадрата к центру квадрата. Угощения для гостей
4. 4 неделя «Поезд из кубиков» Учить строить поезд из кубиков, чередуя их по цвету. «Волшебные вагончики», «Мы едем, едим, едим…»
АПРЕЛЬ
1. 1 неделя «Скамеечка» Учить малышей строить узкую (из 2 кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит 1 пластина) и широкую (из 4 кирпичиков 2 пластин). Поможем игрушкам отдохнуть; «Скамейка для кукол»
2. 2 неделя «Лесенка» Учить детей создавать постройки из 6 кубиков, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки Поможем ежику собрать яблоки
3. 3 неделя «Машинка». Учить детей складывать круг пополам, совмещая края. Дополнять поделку деталями (колесами и окошками). Машина для всей семьи.
4. 4 неделя «Загородка для садика». Учить огораживать большое пространство
Закреплять умение рассказывать, как будут строить. Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению. Огораживаем озеро для уточек.
МАЙ
1. 1 неделя Загон для лошадки». Учить:
-огораживать пространство высоким забором;
— приему ставить кирпичики на длинную узкую грань.
Развивать фантазию. Обыгрывать различные ситуации вокруг постройки со зверюшками и мелкими предметами;
2. 2 неделя «Высокий и низкий забор». Учить изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики.
Развивать конструктивные навыки. Обыграть различные ситуации вокруг постройки.
3. 3 неделя «Воздушные шары» Закреплять умения равномерно загибать углы квадрата со всех сторон. Шарики для праздника «Идем в гости на день рождения».
4. 4 неделя «Построй, что хочешь». Учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу. Обыграть различные ситуации вокруг постройки.
РАЗДЕЛ 6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
ЗНАКОМСТВО С ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА И ИХ НАЗВАНИЯМИ, ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ВЕЛИЧИНОЙ
К 2 годам у ребенка интенсивно развиваются лобные отделы коры головного мозга. Именно поэтому малыши в этом возрасте уже могут играть более сосредоточенно, меньше отвлекаются, действуют более целенаправленно, лучше отличает форму, размер и цвет предметов.
Ребенок может выбрать из коробки с деталями конструктора только столбики или только кубики, т.е. детали одной формы, но при этом это будут кубики разных размеров и цветов.
Ребенок свободно ориентируется в деталях конструктора и хорошо знает их названия, не путает их (если его знакомили с их названиями до этого, на втором году жизни малыша).
Если с ребенком занимаются, то малыш к 2, 5 годам понимает просьбу «Дай такого же цвета» и хорошо различает желтый, красный, синий и зеленый цвета. А к 3 годам отличает и некоторые другие цвета – оранжевый, фиолетовый, голубой и может правильно называть все семь цветов радуги. А также отличает оттенки цветов: «Где темно-зеленый кубик? А где светло-зеленый?» Также ребенок различает цвета ахроматические: белый, серый, черный.
К 3 годам малыш уже и сам может назвать 2-3 признака детали из конструктора: «Желтый большой кубик» или « маленький кирпичик».
На третьем году жизни можно ввести новое задание — начинать использовать цветные кубики для выкладывания из них разноцветных узоров (по принципу мозаики) и разноцветных дорожек с чередованием цвета (например, в дорожке чередуются желтые и красные кирпичики чтобы получился узор).
ИГРАЕМ С КОНСТРУКТОРОМ
Для игры с малышом 2 лет мы берем не весь набор деталей конструктора, а 10-12 штук деталей разной формы и размера, уже знакомых ребенку.
К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или поселит зайчика в построенном для него домике. Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.
В эту коробочку мы положим и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.
Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.
Ребенок двух лет не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.
Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками. Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики ( к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.
Можно варьировать в дальнейшем эту сценку по-разному. Например, матрешки устали и решили полежать. А кроваток –то нет! Давай их построим. Каждой матрешке строим свою кроватку.
Возможен и другой вариант: матрешки после чаепития решили пойти погулять, и тогда мы построим для них вместе с ребенком парк, сделаем в нем длинную дорожку для прогулок и смастерим скамеечки из кирпичиков, положенных на кубики.
А может быть, в следующий раз мы построим не стол и стулья, а длинный диванчик, на который наши матрешки- подружки сядут и будут беседовать друг с другом.
Если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации, достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.
Методика обучения детей 2 — 3 лет сюжетному конструированию.
Домашнее конструирование.
Мы работает уже почти год с нашими детками и очень радостно, что родители замечают успехи у своих деток, в частности, и в конструировании. Я предложила родителям посмотреть за детками дома в процессе конструирования. Вот что получилось.
Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, показываем результат нашего труда вечером или на фото, обмениваемся опытом.
Список использованных источников
1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152
2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. – 160 с.
3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.
Интернет-ресурсы:
1.Конструирование в раннем возрасте https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-ranem-vozraste.html
2.Е.Янушко Конструирование с детьми раннего возраста 1-3 года:самые лучшие и эффективные методики.
https://elenayanushko.ru/php/content.php?id=560
3.О.Литвинова: Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС https://www.labirint.ru/books/476734/
КОНСТРУИРОВАНИЕ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Года
Самые лучшие и эффективные методики
Разработано известным специалистом в области раннего развития детей Еленой Янушко!
Использование и усовершенствование методик в течение 22 лет!
Дорогие взрослые!
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения!
Одним из важных направлений развития малыша является развитие его мышления. Такой важный вид деятельности как конструирование не только помогает развить практическое мышление ребенка, но и является стимулом для развития детского творчества.
Но если конструирование с дошкольниками — это знакомая и понятная для многих тема, которая подкрепляется обилием разнообразного материала — плоскостных и объемных конструкторов с разным принципом сборки, то как заниматься конструированием с самыми маленькими для большинства родителей и некоторых специалистов не очень ясно… Предлагаем вашему вниманию современные методики конструирования с детьми раннего возраста, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом! Главная задача взрослого – подобрать подходящий материал для занятий и заинтересовать малыша.
Желаем вам успехов в развитии!
АВТОР
Елена Альбиновна Янушко – известный педагог, психолог, логопед, автор методик по развитию и обучению детей и около 280 практических книг-пособий по развитию речи и мышления, обучению чтению, сенсорному развитию, формированию математических представлений, обучению рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Педагогический опыт автора – 22 года. Более подробную информацию об автора вы можете найти на персональном сайте: www.elenayanushko.ru
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
Работа над созданием интересных и полезных заданий по конструированию с самыми маленькими началась несколько лет назад и в настоящий момент находится в активной стадии: анализируются и обобщаются материалы для методического пособия «Конструирование с детьми раннего возраста».
В 2013 году в издательстве «Эксмо» (в рамках авторского проекта «Новый ребенок») увидели свет первые книги по конструированию с детьми третьего года жизни. Позже материалы заданий по конструированию были выпущены и в виде сборника.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «КОНСТРУИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
(в рамках авторского проекта «Новый Ребенок» издательства Эксмо)
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
Книга 1. Собери половинки 2+
На страницах этой книжки малыш научится соединять половинки изображения, получая в результате целый объект. Интересные сюжеты, которые сопровождают задания, обязательно понравятся малышу: малыш отпустит погулять симпатичную божью коровку, подарит пчелке большую ромашку, малышам даст для игры красивый мяч, починит сломавшуюся пирамидку, угостит зайца морковкой, развлечет малыша погремушкой, наденет малышке на голову теплую шапку, пустит поплавать рыбку. Все задания выполняются прямо на страничках книжки, содержащих яркие иллюстрации. Внутри книжки вы найдете вкладку с элементами для вырезания. Если сначала наклеить их на картон, а затем вырезать, то получатся более прочные фигурки, которые прослужат дольше. А чтобы разрезные картинки не растерялись, их удобно хранить в конверте.
Книга 2. Домики из шнурков 2+
В этой книге предлагается необычный вид конструирования – выкладывание изображений из разноцветных шнурков. Взрослым может показаться такой вид заданий слишком простым, однако попробуйте предложить задание ребенку и вы увидите, что оно представляет для малыша достаточную трудность, что помогает развить у него полезные навыки и мелкую моторику. На страницах книжки вы найдете интересные сюжеты, которые понравятся малышу: раскладывая на картинке-основе цветные шнурки, малыш сделает озеро для рыбки, норку для мышки, берлогу для медвежонка, дупло для белочки, травку для кузнечика, загон для поросенка, гнездо для птички, забор для собачки. Все задания выполняются прямо на страничках книжки, содержащих яркие иллюстрации.
Книга 3. Палочка за палочкой 2+
На страницах этой книжки малыш конструирует из счетных палочек — всем доступного материала для конструирования на плоскости. Складывая счетные палочки на картинке-основе, малыш создаст простые, но интересные изображения – дорожку для человечка и горы для барашка, заборчик для кролика, лесенку для обезьянки, будку для собаки, гриб для ежика, домик для человечка, тумбу для циркового слона. Все задания выполняются прямо на страничках книжки, содержащих яркие иллюстрации, что делает задание понятным, а его результат наглядным для малыша. Для выполнения заданий в книжке понадобятся счетные палочки.
Книга 4. Волшебные кружочки 2+
На страницах этой книжки малыш научится создавать изображения, складывая круги разных цветов и размеров. Интересные сюжеты, которые сопровождают задания, обязательно понравятся малышу: малыш поможет вылупиться из яйца симпатичному цыпленку, «вылепит» снеговика, сделает гусеницу и божью коровку, «построит» игрушечную пирамидку, угостит девочку гроздью винограда, подарит пчелке цветок, а малышу – куклу-неваляшку. Все задания выполняются прямо на страничках книжки, содержащих яркие иллюстрации. Внутри книжки вы найдете вкладку с элементами для аппликации. Если сначала наклеить листы с кругами на картон, а затем вырезать — получаются более прочные элементы для конструированием, с которыми можно играть долго.
Книга 5. Строю домик 2+
На страницах этой книжки малыш конструирует из геометрических фигур. Складывая простые узнаваемые изображения из геометрических фигур разного цвета и величины на картинке-основе, малыш построит домик, сделает пляжный зонтик, приготовит мороженое, посадит дерево, смастерит флажок, воздушный шар и тележку, построит для детей песочницу. Все задания выполняются прямо на страничках книжки, содержащих яркие иллюстрации — они помогают сделать задание для ребенка более понятным и наглядным. Внутри книжки находится вкладка с фигурами для вырезания.
Книга 6. Бантики и фантики 2+
На страницах этой книжки малыш конструирует из геометрических фигур. Складывая простые узнаваемые изображения из геометрических фигур разного цвета на картинке-основе, малыш сделает бантики для девочки, шапочки для малыше, рыбок в море, домики для гномиков, конфетки в фантиках, солдатиков и кукол, большой цветок. Все задания выполняются прямо на страничках книжки, содержащих яркие иллюстрации. Внутри книжки находится вкладка с фигурами для вырезания.
Книга 7. Конструируем с малышом. Палочки и фигурки 2+
Этот сборник посвящен важнейшему виду продуктивной деятельности ребенка — конструированию. Задания в книге подобраны с учетом возрастных особенностей малыша, который только начинает знакомиться с разнообразными материалами, учится различным способам конструирования и тем самым получает мощный толчок к развитию мышления. В книге имеются 3 специальные вкладки с геометрическими фигурами для занятий.
ДЛЯ КОГО СОЗДАН ПРОЕКТ
Комплект материалов для конструирования с детьми раннего возраста полезен всем, у кого есть маленькие дети – как близким малыша, так и специалистам! Представление материалов по конструированию в виде системы – наше уникальное предложение, которое помогает получить лучшее представление об особенностях занятий конструированием с малышами и представляет спектр современных методик плоскостного конструирования, которые удобно представлять на страницах книг. Используя эту систему, не придется тратить время на поиск полезных книг и интересных заданий – все это уже собрано, разработано и систематизировано в наших книгах. Представленных материалов с запасом хватит на множество интересных, увлекательных и полезных занятий!
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ
Подготовка к занятиям требуется минимальная. Главное, это приобрести книги и некоторые необходимые материалы для конструирования на страницах книг (счетные палочки, шнурки и др.) – можно брать и заниматься. Практические книжки для занятий с детьми конструированием специально разработаны для неподготовленных пользователей. К каждой книжке для занятий есть краткая инструкция, которой достаточно для начала занятий по книге, однако читать ее нужно внимательно. Теоретическая основа представленных методик вместе с описанием практических занятий в настоящее время находится на этапе подготовки.
КАК КОНСТРУИРОВАТЬ С МАЛЫШОМ? (рекомендации автора)
С кем может заниматься ребенок
· С родителями – мамой, папой
· С близкими – дедушка, бабушка, тетя, брат или сестра…
· С гувернером
Главное, чтобы занятия проходили с удовольствием и позитивным настроением и для малыша, и для взрослого!
Занятия дома
Занятия могут проходить в домашних условиях, так как не требует особой подготовки и специального оборудования. Все что необходимо для занятий – это наши книги и некоторые простые материалы.
Занятия в учреждении
Методику можно с успехом использовать в условиях дошкольного образовательного учреждения (детский сад, развивающий центр) – она очень удобна в работе, предлагает широкий спектр заданий для использования специалистами, содержит методические рекомендации и практические материалы.
Время одного занятия
Время одного занятия может колебаться от 5-10 до 20-30 минут в зависимости от возраста и уровня подготовки, а также выносливости ребенка, его состояния и настроения в данный момент. Заниматься лучше, когда малыш сыт, доволен и не занят каким-нибудь важным для него делом. Будьте гибкими – заканчивайте занятие при первых признаках усталости малыша. Помните: лучше немного «недозаниматься», чем перезаниматься.
Периодичность занятий
Рекомендуемая периодичность занятий конструированием – 2 раза в неделю. Однако, если малышу очень нравится конструировать – заниматься можно каждый день! Никакого вреда, одна польза, ведь конструирование – очень полезный вид деятельности.
Порядок использования материалов по конструированию
Материалы можно использовать очень гибко: например, выполнять задания в книге по порядку, также использовать книги одну за другой, а можно выбирать на занятии ту книжку и использовать ту методику, которая в данный момент наиболее интересна ребенку, либо содержание занятия совпадает с изучаемой темой. Каждую книгу можно использовать в течение длительного периода времени, постепенно усложняя задания по конструированию, добавляя свои детали, предлагая малышу новые художественные материалы и методы рисования.
ОТЗЫВЫ
Занятие нравится
Эту тетрадь я бы посоветовала использовать, когда ваш малыш легко справляется с заданиями из тетради «Строю домик» из этой же серии. Там надо собирать из 2-3 фигурок, а здесь уже все гораздо сложнее. Моя дочка с той тетрадью справилась быстро, очень ей это занятие нравится, так что будем усложнять. (книга «Бантики и фантики» — прим. Е.Я.).
Мама Анюты
https://www.labirint.ru/reviews/show/743927/
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Методика обучения детей 2 — 3 лет сюжетному конструированию.
Этапы становления детского творческого конструирования: во второй группе раннего возраста детского сада конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».
I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам )
II этап – этап творческого применения знаний и умений в
специально организованных взрослым условиях (по условиям)
III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)
Цели сюжетного конструирования:
· Развитие способности к планированию деятельности и анализу выполненной работы
· Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности
· Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,
инициативе
· Развитие творческого мышления и воображения
· Формирование сенсорных способностей
· Формирование пространственных представлений
Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется в соответствии с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 2-3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.
Материалы для сюжетного конструирования. Для организации сюжетного конструирования мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.
Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть сомасштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.) ; в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.
ОД по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в большом» и т. п.
Процесс изготовления домика для зверят (в рамках темы «Дикие животные») по этапам: сюжет (проблема), показ способа постройки воспитателем, самостоятельная деятельность детей с последующей игрой, типы, звери пойдут к друг другу в гости Инициатива всегда принадлежит воспитателю. Очень важно, чтобы все дети участвовали в разыгрывании и конструировании всех сюжетов. В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
ОД «Теремок». Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД. Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для зверят. Деткам очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок и последующее совместное строительство всегда нового теремка
Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета-это всегда ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или может быть наоборот в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику».
Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать? Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.
Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно-отобразительных игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у деток в процессе сюжетного конструирования развивались творческое мышление и воображение.
Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.
Домашнее конструирование.
Мы работает уже почти год с нашими детками и очень радостно, что родители замечают успехи у своих деток, в частности, и в конструировании. Я предложила родителям посмотреть за детками дома в процессе конструирования. Вот что получилось.
Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, показываем результат нашего труда вечером или на фото, обмениваемся опытом.
Список использованных источников
1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152
2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. – 160 с.
3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.
Интернет-ресурсы:
1.Конструирование в раннем возрасте https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-ranem-vozraste.html
2.Е.Янушко Конструирование с детьми раннего возраста 1-3 года:самые лучшие и эффективные методики.
https://elenayanushko.ru/php/content.php?id=560
3.О.Литвинова: Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС https://www.labirint.ru/books/476734/
КОНСТРУИРОВАНИЕ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Года