Устное народное творчество как развитие связной речи дошкольников


Развитие речи детей через устное народное творчествостатья по развитию речи (младшая группа)

Развитие речи детей через устное народное творчество

В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Я считаю, что фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.

Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; К. Белая «Занятия с малышами в детском саду». В основу работы были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н. Павловой «Фольклор для малышей». В своей деятельности опираюсь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Детский фольклор — обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа». Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила

цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

  • освоение разговорной речи;
  • расширение словарного запаса;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование связной речи;
  • расширять представления детей о разных формах фольклора;
  • воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
  • обеспечить формирование доброжелательности, коммуникативности;
  • установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
  • доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:

  • в обучении правильному произношению;
  • в приобщении детей к русской национальной культуре;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в беседах;
  • в наблюдениях;
  • в народных подвижных играх;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в театрализованной деятельности.

Я работаю с детьми младшей разновозрастной группы. Уже само чтение потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят

Развитие речи при помощи русского устного народного творчества

«Речь вести — не лапти плести”-старинная русская пословица. Речь — бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. В нашем современном мире произошло иссушительное обеднение русского языка, утрачены многие народные слова и выражения. Александр Исаевич Солженицын считал, что наша современная устная и письменная речь заметно оскудевает, становится бедной, невыразительной, и при этом мы неоправданно отказываемся от еще жизнеспособных, полнокровных слов, которым грозит преждевременное отмирание.

Засоряется русский язык и иностранными словами. Помнить и чтить свой язык – обязанность каждого человека. Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Общество испытывает потребности в том, чтобы уже с первых лет жизни ребенка шло приобщение его к народной культуре, общечеловеческим ценностям помогло обогащать духовный мир детей дошкольного возраста.

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана. Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.

Один из принципов дошкольного образования — это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в ФГОС ДО. Также в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений — речевое развитие. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность. Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Свою работу начинала с младшей группы. После диагностики стало понятно, что современные дети почти не владеют речью. У меня появилась гипотеза, что современные родители мало общаются с детьми. А русский народный фольклор детям очень доступен, они эмоционально откликаются и это наилучший способ быстро наладить контакт с ребенком во время адаптации. Ведь русские потешки излучают тепло и доброту, и дети это сразу чувствуют.

В своей работе с дошкольниками я использовала различные народные игры, потешки, прибаутки, пальчиковые игры, считалки, они помогали закреплять и обогащать словарь, образовывать и изменять слова, упражнять в составлении связных высказываний, развивать объяснительную речь. Так же активно изучали русские народные сказки, используя не только чтение, но и театрализованную деятельность. Активно использовались различные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный, театр ложек, театр на прищепках, театр на фланелеграфе, театр масок, театр ростовых кукол, что помогает сформировать у детей знания о русских народных сказках; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; прививать любовь к книге; развивать речь, активизировать словарный запас; развивать творчество, фантазию, воображение.

В реализации поставленных задач я придерживалась следующих принципов и методов:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм;
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному».

Методы:

  • — словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • — наглядный (показ мультимедиа, иллюстраций, наблюдение, показ выполнения педагогом, работы по образцу);
  • — практический (словесная деятельность детей в игре).

В начале года мною был составлен план самообразования и план работы с детьми, который реализовывался в течение учебного года, а также велась работа с родителями. Для них проводились различные консультации, анкеты.

Наряду с этим я посещала открытые занятия коллег в нашем детском саду и РМО в других садах нашего района.

Пополняла периодически дидактический материал для работы с детьми по данной теме.

В ходе планомерной работы дети:

  1. Научились внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
  2. Научились играть в народные игры и водить хороводы.
  3. Сформировали представления о малых фольклорных жанрах.
  4. Активизировали словарный запас.

В своей работе решила использовать интерактивные книги по сказкам, сшитые своими руками это еще больше усилило интерес детей, потому что они могли все потрогать, рассмотреть, самим поучаствовать в инсценировке, и почувствовать себя героями и просто поиграть. В игре ребенок раскрывает себя и учиться ощущать себя «взрослым», а, следовательно, примеряет на себя роль взрослого человека. Мною были изготовлены книги: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок». «Репка», а также интерактивные книги по сенсорному развитию. Собрания пальчиковых театров, и сказок для фланелеграфа, а также театр на рукавичках и ростовой театр.

Во всех режимных моментах использовала русские народные потешки, поговорки, приметы, загадки. Эта практика дала большой толчок в развитии детей. Дети овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились активно сопровождать речью игровые и бытовые действия, употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. И к тому же я считаю, что очень важно возрождать русские традиции и воспитывать в детях духовные и нравственно-патриотические чувства, ведь именно в традициях и обычаях заложено, каким будет наше будущее поколение, потому что дети это будущее нашей страны и сейчас в наших силах сделать это будущее лучше.

[mailerlite_form form_id=4]

О роли устного народного творчества в воспитании детей

Насибуллина С.Л., Курышова И.А. О роли устного народного творчества в воспитании детей // Совушка. 2022. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 29.01.2022).

Заказ № 400279

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].

Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].

Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д.

Сказка является особым средством воспитания нравственности дошкольника. Она оказывает помощь в демонстрации того, что дружба может победить зло, что зло всегда наказывается, а добрые поступки всегда вознаграждаются. Обычно положительные герои сказок обладают такими чертами характера, интеллектуальными способностями, которые являются более ценными для человека. Ребёнок учится оценивать поступки положительных и отрицательных героев, находить способы помощи и защиты обманутым и обиженным Благодаря сказочным героям ребёнок начинает понимать, к чему он должен стремиться, какие поступки совершать. В сказках всегда содержится урок, который ребёнок выносит для себя. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [3, с.31]. По словам К.И. Чуковского, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с одним из ее персонажей, борющихся за добро. В этом сочувствии детей героям сказки и заключается основное воспитательное значение сказки» [12].

Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].

Произведения устного народного творчества являются особым средством формирования и воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В них содержатся конкретные факты, образы героев, вызывающие интерес у детей. Особое место здесь занимают героические сказки, в которых рассказывается о героических подвигах персонажей при освобождении своего народа, родной земли от врагов и нечисти. К.Д. Ушинский рассматривает интерес детей к различным произведениям фольклора как «показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей» [7, с.13, 16, 17].

Нельзя не отметить значение устного народного творчества для формирования познавательного интереса. «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» [2, с. 122]. Например, русская народная сказка «Колобок» знакомит детей с традиционной русской кухней, с рецептом приготовления колоба, с такими понятиями, как «амбар», «сусек», «пряжить», тем самым расширяя кругозор, приобщая к истокам русского языка [16, с.24, 26].

Фольклор раскрывают все прелести русского языка, обогащает речь дошкольника. По словам К.Д. Ушинского, «фольклорные тексты пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» (8, стр.298). Произведения фольклора позволяют ребёнку окунуться в красоту родного языка, влияют на образность речи. Ещё великий детский писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи» [12].

В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44].

Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16].

В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.

Литература:

  1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
  3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 28-35.
  4. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 2009. №4. С.42-46.
  5. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 124-127.
  6. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 24-28.
  7. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. М., 1948.
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/05/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey
  10. https://infourok.ru/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-1906816.html
  11. https://moluch.ru/archive/179/46317/
  12. Чуковский К.И. От двух до пяти. URL: https://www.gumer.info/
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]