Игра — викторина с презентацией на тему «Осень» для младших школьников, 2-3 класс
Конспект игры-викторины «Здравствуй, Осень!»
Описание материала: сценарий викторины можно использовать для организации классного часа, внеклассной деятельности. Разработка будет полезна учителям школ, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, вожатым детских лагерей. Участники: ученики 2-3 классов. Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. Задачи: • закреплять и развивать навык коллективного общения и активности детей; • закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года; • создать условия для творческого самовыражения; • активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение. Оборудование: мультимедийная презентация, проектор и экран, звуковые колонки, листочки для записи ответов, ватман, засушенные листья, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, карандаши, ручки, сигнальные карточки (зеленый и красный цвет).
Ход игры:
Класс делится на 2 команды и отвечают на предложенные вопросы. Все вопросы представлены в презентации и делятся на блоки: «Пернатые друзья», «Писательская Осень», «Осенние праздники», «Что лишнее», «Осенние нотки», «Рисует Осень».
Блок «Пернатые друзья». На экране изображения птиц. Задача команд – вспомнить их названия и определить, к какой категории они относятся: «зимующие» или «перелетные». Оценка: за каждую верно распределенную птицу — 1 балл. Максимальный балл – 8. Свои ответы дети заносят в таблицу. Ответы: Зимующие – воробей, голубь, синица, снегирь. Перелетные – кукушка, журавль, кряква, стриж. Если у детей вызовет трудность в определении категории для снегиря, то ведущий поясняет: Снегирь – это зимующая птица. Снегирей мы постоянно видим только зимой потому, что летом они живут в лесах, где полным полно еды. А вот зимой, когда все кругом заметает снег, пищи в лесу нет. И снегири начинают летать на дальние расстояния от лесов, в поисках пищи. Летом снегири обитают только в лесах, которые расположены далеко от населенных пунктов с людьми. Снегири летом вьют гнезда и выводят птенцов. И для этого им нужна тишина и спокойствие. Вот они и прячутся в лесах. Особенно им нравится вить гнезда на самых макушках еловых деревьев, такие как ель или сосна. Макушки данных деревьев высокие и людям трудно разглядеть там снегирей. Блок «Писательская осень». На слайдах отрывки стихов и рассказов. Командам необходимо определить автора и/или из какого произведения. Ответы пишут на отдельных листочках и сдают на проверку. Оценка: за каждый верный ответ – 2 балла, максимально – 6. 1. Под ногой похрустывают льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки — невидимки, Облетая с каждого куста… (Евгения Федоровна Трутнева) 2. Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. — Возьмите меня с собой! — Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев. (Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешествинница») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (Александр Сергеевич Пушкин) Физминутка: Дети встают и повторяют слова и движения за ведущим. Вдруг закрыли небо тучи (Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки), Начал капать дождь колючий (Прыжки на носочках, руки на поясе). Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть (Приседаем, руки на поясе.) Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги (Идём по кругу с высоким подниманием колена). Блок «Осенние праздники»: На слайдах названия праздников, необходимо написать дату. Ответы пишут на отдельных листочках и сдают на проверку. Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл, максимально – 4 баллов. Ответы:
1 сентября – День Знаний; 5 октября – Международный День Учителя; 4 ноября – День народного единства; 18 ноября – День Рождения Деда Мороз;
Блок «Что лишнее»:
На слайдах представлены картинки, команды должны выбрать лишнее и объяснить почему. Команды поднимают сигнальные карточки и дают ответ. Оценка: 2 балла за правильный ответ (или 1, если выбор верный, а объяснение – нет). Максимально – 6. 1. Яблоня, слива, груша, береза (ответ: береза, т.к. у остальных деревьев – плод фрукт); 2. Кленовый лист, тополиный лист, березовый лист (кленовый лист, т.к. осенью не только желтеет, но и краснеет). 3. Заяц, белка, лиса, ласка (лиса, т.к. не меняет цвет шубки в зависимости от сезона). Дети могут назвать белку, т.к. она обитает в дуплах деревьев, однако и ласка может жить в низко расположенных дуплах.
Блок «Осенние нотки»: Команды прослушивают минусовки песен на осеннюю тематику, поднимают сигнальные карточки и дают ответ. Ответы: 1. «Лесной Олень»; 2. «Осень постучалась к нам»; 3. «Наташка-первоклашка». Блок «рисует Осень». Команда создает коллаж из осенних листьев. Оборудование: ватман А3, засушенные листья, цветная бумага, ножницы, клей ПВА. 5 баллов за коллаж. Подведение итогов:
Все большие молодцы. (Подсчитать баллы) Победила команда __________.
Презентация на тему: Игра-викторина «Здравствуй, Осень!»
Рекомендуем посмотреть:
Осенний праздник в 1 классе. Сценарий Викторина с ответами на тему Осень для начальных классов Осенний бал в начальной школе. Сценарий Викторина на тему: Осень с ответами для 1-2 класса
Похожие статьи:
Осенний праздник в начальной школе. Грибы
Праздник Осени для старшеклассников. Сценарий и конкурсы
Праздник Осени в начальной школе. Сценарий, 1 класс
Классный час «Поздняя осень», 2 класс
Праздник Осени в начальной школе. Сценарий с конкурсами
Осенние фантазии
На гроздья рябины дождинка упала,Листочек кленовый кружит над землей.Ах, осень, опять ты врасплох нас засталаИ снова надела наряд золотой.
В дни школьных каникул в библиотеках МУК «РМЦБ» прошли встречи, посвященные замечательному, яркому и разнообразному времени года – осени.
В городской библиотеке № 4 прошёл мастер-класс «Осенние фантазии», в котором приняли участие ребята из преддошкольной группы «Капельки». Из осенних кленовых листьев ребята изготовили цветы. Детей очень увлёк этот творческий процесс. Кто справлялся самостоятельно, а кому-то по необходимости помогали библиотекари. Работа сопровождалась интересной беседой. Ребятам рассказывалось об осенних месяцах, о приметах осени. У детей получился прекрасный осенний букет.
«Осень – прекрасная пора, которая дарит нам разноцветные краски, вкусные сюрпризы, яркие моменты», – с таких слов началась игра-викторина «Осенний листопад загадок» в городской библиотеке № 4 с детьми преддошкольной группы «Капельки».
Библиотекарь Чихачева Е.С. вместе с ребятами вспомнила, какая бывает осень: радостная, богатая урожаем и грустная с каплями мелкого дождя. Дети показали свои знания об осенних месяцах: чем они примечательны, рассказали о характерных приметах осени, познакомились с пословицами и отвечали на загадки об этой удивительной и дивной поре. Весело и шумно ребята приняли участие в веселых конкурсах и играх «Кто быстрее», «Попробуй угадай», «Листопад», провели физкуль. Дошкольники узнали много нового и интересного о золотом времени года.
В дни осенних каникул Газопроводская сельская библиотека провела для детей младшего и среднего школьного возраста познавательно-развлекательную программу «Веселый зоопарк», посвященную Всемирному Дню Животных.
Воспользовавшись последним теплым деньком, работники Макаровской сельской библиотеки решили провести 30 октября игру-викторину «Читаем, играем, выбираем» на свежем воздухе.
Уютно расположившись на скамеечке Макаровского сельского парка, ребята внимательно слушали библиотекаря, зачитывающего отрывки из произведений, и давали свои варианты ответов на вопрос из какой книги данный отрывок. Также, юные читатели должны были назвать имя главного героя произведения. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки. Порадовало ребят, что библиотекарь разрешила искать ответы на вопросы в телефонах. Ведь в наше время, в век инноваций, нужно уметь правильно пользоваться подсказками гаджетов. Мероприятие получилось веселым и увлекательным.
Кто- то любит осень, кто-то нет. Но равнодушных к этой разноцветной поре нет. Полюбить осень и рассказать об этом замечательном времени года помогают школьникам в Темповской сельской библиотеке.
Для юных читателей О. Ю. Дмитрикова подготовила библиотечный квиз «Сидели на пенёчке осенние денёчки». С помощью загадок, познакомила ребят с осенними месяцами: они узнали о том, как и почему месяца называли в старину. Дети смогли отгадать овощи и фрукты с завязанными глазами. С удовольствием показывали, как они умеют собирать осенний урожай, проходить через болото по кочкам, собирать листья для гербария. Вместе с ведущей гости вспоминали, как живут звери в лесу осенью. А закончился праздник веселой игрой «Шалунишки», за которую все получили сладкие призы.
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем. Именно об удивительном времени года – осени – шла речь на литературной прогулке «Под шорох листопада», прошедшей в Шило-Голицынской сельской библиотеке для подросткав.
В гости явилась сама «Красавица-Осень», рассказав присутствующим о себе, прочитала стихи Б. Пастернака «Золотая осень», И. Бунина «Листопад», «Осень. Чащи леса».
Ведущая познакомила с поэтами, которые восхищались осенней природой, выражая свою любовь в стихах – это Ф. Тютчев, А. Пушкин, И. Бунин, С. Есенин, Н. Рубцов и другие, ребята приняли участие в репортаже «Зарисовки осени», прослушали прекрасные песни в исполнении группы «ДДТ» «Осень», группы «Лицей» «Осень», посмотрели презентацию «Музыка осени», обратились к выставке «Закружила осень золотая».
На мероприятии прозвучало много красивых слов русских поэтов и писателей об осени. Надеемся, что участники мероприятия увидели, услышали и ощутили дыхание осени, её очарование и таинственность.
Викторина «Краски осени»
Викторина «Краски осени»
Назовите осенние месяцы
. Почему они так называются?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.)
Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень»?
(Это славянские названия осенних месяцев.)
Почему происходит смена времён года?
(Время года зависит от положения Земли относительно Солнца. Орбита Земли не круглая, а вытянутая, а сама Земля вращается как бы под углом, «подставляя» ближе к Солнцу то южное полушарие, то северное)
Почему осенью листья на деревьях становятся разноцветными?
(Из-за укорачивающегося дня и замирания жизнедеятельности дерева хлорофилл – пигмент, обеспечивающий листьям зелёную окраску – не успевает восстановиться, поэтому «проявляются» другие пигменты)
Есть ли деревья, чьи листья не меняют осенью свой цвет?
(Есть. Например, ольха, сирень. У них нет других пигментов, поэтому листья у них буреют или опадают прямо зелёными)
Замечено, что деревья, растущие возле уличных фонарей, позже желтеют и позже сбрасывают листву. Почему?
(Это происходит из-за дополнительного источника света – у этих деревьев световой день немного увеличен)
Зачем деревья сбрасывают осенью листья?
(Во-первых, большая площадь листа испаряет много влаги, если летом корни добывают влагу из земли, то зимой это невозможно – дерево бы просто засохло, если бы не сбросило листву. Во-вторых, из-за той же площади листа снега на деревьях было бы больше – им было бы тяжелее, ветки могли бы сломаться. В-третьих, в листве за лето накапливается много минеральных солей, растение избавляется от их излишка. В-четвёртых, листва – это удобрение, дерево готовит питание самому себе)
Какие осенние цветы радуют нас практически до самых морозов?
(Астра, хризантемы, лапчатка, бархатцы и т.д.) Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички, а кто рождается осенью? (Листопаднички)
Почему осенью птицы улетают на юг?
(Прежде всего, потому что становится мало еды, холод – это вторая причина)
А кто их птиц остаётся зимовать с нами?
(Голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д.)
Существуют ли птицы, улетающие не на юг? (Да, есть птицы, которые осенью улетают на восток: например, чечевичник, куличок-плавунчик)
Может быть, для кого-то из птиц и наши края – курорт? Кто на зиму прилетает к нам? (Клёст, свиристели, чечётки)
Некоторые звери делают на зиму запасы. А птицы запасы делают?
(Некоторые делают – например, сойки, совы)
Одни из самых последних на юг улетают утки. Иногда, если есть корм и незамерзающий водоём, они даже остаются зимовать. Почему они не замерзают?
(У них есть подкожный жировой слой. Перо у уток очень плотное и водонепроницаемое, а под пером – мягкий тёплый пух, такая «подушка» хорошо греет. У уток своеобразное кровообращение, поэтому лапки у них тоже не мёрзнут)
Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём?
(Это лягушки, змеи, ящерицы)
Какие праздники празднуют осенью?
(День знаний, День учителя, Осенины, Праздник урожая, День пожилого человека, День музыки, День народного единства)
Дары осени – что это?
(Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды)
Осенние дары: корнеплод для драников и фрукт для шарлотки. Что это?
(Картофель и яблоко)
По мнению Алисы из страны чудес от этого овоща (точнее – корнеплода) часто лукавят.
(Лук)
Этот овощ бывает и сладким, и горьким.
(Перец)
Что же делают огородники в огороде осенью, когда весь урожай собран?
(Сажают зерновые культуры и некоторые овощи под зиму)
Какие горькие ягоды первый мороз делает сладкими?
(Калину и рябину)
Назовите известные вам литературные произведения на тему осени.
(«Осенняя» поэзия А.С. Пушкина, Н.Н. Сладков «Курорт «Сосулька», «Осень в лесу», «Осень на пороге», М.М. Пришвин «поэтические миниатюры об осени, Т. Александрова «Кузька в лесу» (из цикла
про домовёнка), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.В. Бианки «Осень», «Анюткина утка» и т.д.)
Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?
(«Осенью и воробей богат», «осень – припасиха, а зима – прибериха», «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт» и другие)
Какие музыкальные произведения, посвящённые осени вы знаете?
(П.И. Чайковский, цикл «Времена года», А. Вивальди «Времена года», детские песни и т. д.)
Каких живописцев осень вдохновляла на творчество?
(И.Левитан, И.Шишкин, А. Саврасов, Н. Нестеров и др.)
Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?
(Два свитера: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло)
Холодный ветер – тоже частый спутник осени
. С помощью чего можно узнать направление ветра? (С помощью флюгера)