Значение и виды игр
Детские игры за весь период советского воспитания не были собраны, не обобщены, то есть не классифицированы. Известный психолог А. Н. Леонтьев справедливо о.
Наиболее распространенные теории игры в 19 и 20 веках:
К. Гросс считал, что игра — это бессознательная подготовка молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объяснил игру как простую трату избыточной энергии, которую накапливает ребенок. Он не используется для работы и поэтому выражается в игровой деятельности.
К. Бюллер подчеркивал обычный энтузиазм, с которым дети играют, утверждая, что весь смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенка побуждает к игре его собственное чувство неполноценности.
Хотя эти объяснения игры кажутся разными, все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
У российских и советских ученых принципиально разный подход к объяснению игры:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский доказывают своеобразие игры как истинно человеческой деятельности.
Н. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и объяснили строго научно эту своеобразную детскую деятельность.
Детские игры характеризуются следующими особенностями:
- игра — это форма активного отражения ребенком окружающей человеческой жизни.
- особенностью игры является именно тот метод, который ребенок использует в этой деятельности.
- игра, как и любая другая человеческая деятельность, социальна по своей природе, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
- игра — это форма творческого отражения ребенком действительности.
- игра — это операция познания, средство уточнения и обогащения, способ упражнения и, следовательно, развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6) В своей развитой форме игра — это коллективная деятельность.
7.Разнообразное развитие детей, сама игра также меняется и развивается.
Существуют различные типы игр: Движение, дидактика, драма, конструктивные игры.
В раннем детстве появляются и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое желание жить со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводить отношения и трудовую деятельность взрослых.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец назвали ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в сочетании с другими видами детских упражнений: прежде всего, с наблюдениями за окружающей жизнью, прослушиванием рассказов и бесед со взрослыми.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Возникновение игры связано не с действием каких — то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство затягивалось, и вместе с появлением ролевых игр возник новый этап в психическом развитии ребенка — дошкольный возраст. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что продление детства происходит не путем наложения нового периода на уже существующий, а путем его своеобразного вклинивания.
Игра социальна не только по своему происхождению, но и по содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, отмечают, что она оказывает большое влияние на окружающую действительность ребенка, действия детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.
Классификация игр дошкольников
Юлия Яковлева
Классификация игр дошкольников
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм.Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренниками т. д.
Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие,
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры,
3) народные игры (созданные народом)
.
Рассмотрим каждый из этих видов.
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Значительная часть творческих игр — это сюжетно-ролевые игры «в кого-то»
или
«в нечто»
. Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т. д. Осознавая, что игра — не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Не буду останавливаться, т. к. далее расскажет Марина Владимировна.
К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.
Разновидность творческой игровой деятельности — театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств.Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка-перевод.Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром»
организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей)
. В этом и заключается особое значение игр-драматизаций — они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Еще один вид — конструкторские игры (в литературе их иногда ошибочно называют конструктивными)
.
Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях)
выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Игры с правилами.
Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.Заметим: что дидактическая игра — эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.
Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр — сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)
.
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц, которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т. п.)
.
Важное место в старшем дошкольномвозрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т. д.
Народные игры — это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т. д.)
. Они — неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном
дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.
В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т. п. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы. Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного материала (игры «палочка-выручалочка»
,
«Жмурки»
,
«Гуси-гуси»
, и др.). В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция.
Для организации игр важно создать предметно-игровую среду.
Важное требование — развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т. д.
В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.
Для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек, драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
1. готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т. п.)
;
2. полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т. д.)
;
3. материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево)
.
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности,для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т. д.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают»
в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т. п.
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т. д.)
. В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин, между завтраком и занятиями (5-7 мин, на открытом воздухе (1 ч. -1 час. 30 мин, после дневного сна
(20-40 мин)
.
Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период — так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.
В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой
В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы.
Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга.
Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом. Ребенок выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества.
Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной, «прекрасной»
, куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные
(белые, золотые, рыжие, черные)
волосы. Такая кукла обязательно получает имя.
«Прекрасная»
кукла может быть принцессой, мамой, дочкой.
«Прекрасной»
куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В
«прекрасную»
куклу мальчики, как правило, не играют.
У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка)
выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет.
Куклы — герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику,несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре:
Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.
Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее)
— это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В
дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности.
Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы)
открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы, стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.
Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их со-держание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.
Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки — это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.
Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.
В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям. Атрибуты таких игр — мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований. Параллельно с этими тренировками дети учатся правилам той или иной игры. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия (способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других, воля к победе. Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.
При выборе игрушек также сказывается половая принадлежность детей.
Для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные характеристики ребенка. В игре формируются другие виды деятельности, которые затем приобретают самостоятельную ценность.
Игра влияет на все аспекты психического развития, что постоянно подчеркивается как педагогами, так и психологами. Например, Макаренко писал: «Игра важна в жизни ребенка, имеет такую же ценность, какую у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таким во многом он и будет работать, когда вырастет. Поэтому обучение будущего актера происходит прежде всего в игре. И вся история человека как рабочего или служащего может быть представлена в развитии игры и ее постепенном переходе в труд.
Игровая деятельность влияет на формирование волевого характера психических процессов. Таким образом, в игре у ребенка начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В игровой обстановке дети лучше концентрируются и лучше запоминают. Осознанная цель дается ребенку раньше и легче в игре. Сами условия игры требуют от ребенка концентрации внимания на объектах, заключенных в игровой ситуации, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если ребенок не хочет обращать внимание на то, что от него требуется в предстоящей игровой ситуации, если он не помнит условий игры, его просто отгонят сверстники.
Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие психической деятельности ребенка-дошкольника. В игре ребенок учится действовать с предметом-заместителем — он дает предмету-заместителю новое игровое имя и действует с ним в соответствии с этим именем. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится думать о предметах и мысленно действовать с ними. Таким образом, игра вносит значительный вклад в постепенный переход ребенка к мышлению в терминах представлений.
В то же время опыт игры и, прежде всего, реальных взаимоотношений ребенка в ролевой игре закладывает основы особого качества мышления, позволяет ребенку ставить себя на точку зрения других, предвидеть их будущее поведение и основывать на нем свое собственное поведение.
Ролевые игры имеют определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он узнает о поведении и взаимоотношениях взрослых, которые становятся образцами для его собственного поведения, и в ней он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его следовать правилам, содержащимся в принятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и добровольной регуляции поведения.
На разных этапах дошкольного детства продуктивная деятельность ребенка — рисование, конструирование — тесно связана с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс формирования рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. Только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес смещается на результат деятельности, и он освобождается от влияния игры.
В рамках игровой деятельности начинает формироваться учебная деятельность, которая впоследствии становится ведущей деятельностью. Обучение вводится взрослым, оно не возникает непосредственно в процессе игры. Но дошкольник начинает учиться через игру — он называет обучение своего рода ролевой игрой с определенными правилами. Однако, соблюдая эти правила, ребенок незаметно для себя осваивает элементарные учебные действия.
Статья на тему: «Игры с правилами»
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?
В чем особенность игр с правилами?
Сущность
данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата –
выигрыша
. В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.
В образовательном процессе детского сада используются следующие виды игр с правилами:
- игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
- игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);
- игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).
Какие существуют виды правил?
- Нормативные правила
(моральная справедливость: «играть надо честно») – формы жребия, очередность. - Собственно игровые правила
(регламент действий участников). - Правила установления выигрыша
(«Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех…,тот выигрывает»).
Как происходит освоение игр с правилами? В чем заключается роль воспитателя в организации игр с правилами?
- Уже в 2,5 – 3 года дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «Добеги до флажка»), при этом воспитатель действует вместе с детьми.
- На 4 г.ж. усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их), происходит разделение функций игроков (один догоняет – остальные убегают в играх «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль» и др.). В этом возрасте дети участвуют в играх по типу лото (аналог игр «на удачу») разного содержания, осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения заданных условий. Играя с детьми, воспитатель занимает позицию заинтересованного партнера и проводника.
- На 5 г.ж. у детей формируется представление о выигрыше. Наиболее подходящими для детей этого возраста становятся «игры на удачу» (лото, гусёк). Воспитатель участвует в таких играх как равноправный партнер, демонстрирующий заинтересованность в выигрыше, объясняет и повторяет правила по ходу игры (например, «Теперь первым ходит тот, кто выиграл»). Постепенно у детей складываются состязательные отношения и установка на выигрыш. Это способствует взаимной нормативной регуляции поведения – важной составляющей морального развития ребенка. Постепенно воспитатель переходит к играм, где элементы удачи сочетаются с требованиями к умственным и физическим способностям (например, летающие колпачки, серсо, кольцеброс и др.). На этом этапе дети используют готовые игровые правила.
- На 6 г.ж. у детей формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.
- В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.
В чем воспитательная ценность игр с правилами?
- В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).
- В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.
В чем значение игр с правилами для обучения детей дошкольного возраста?
Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например речевых. Так систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Спасибо за внимание.
Развитие речи
Игра оказывает очень большое влияние на развитие языка. Игровая ситуация требует определенного уровня развития речевого общения от каждого участвующего в ней ребенка. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со своими сверстниками.
У детей среднего и старшего дошкольного возраста, несмотря на присущий им эгоцентризм, дети соглашаются друг с другом, как перед ролевой игрой, так и в самой игре.
Если по какой-то серьезной причине совместная игра распадается, то распадается и процесс общения.
Игра, как и другие виды деятельности, требует от дошкольников проявления определенных морально — волевых качеств и установления контактов со сверстниками.
Для того чтобы игра была успешной, ребенок должен обладать навыками, которые А. П. Усова назвала качествами «общительности». Она описала эти навыки как умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих детей, проявлять инициативу и убеждать других принять игру, быть внимательным к сверстникам, умение влиять на детей не только организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместной игре детей.
В игре могут возникать споры и конфликты в процессе решения коммуникативных организационных вопросов. Как отмечает Н.С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что ведение игровой деятельности приводит к тому, что у партнеров возникает много разных представлений о действиях того или иного участника.
Природа конфликта в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции детского языка. Овладение знаковой функцией языка приводит к радикальной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции происходит через замещение одного объекта другим.
В игре ребенок схватывает специфические знаки двух типов: индивидуальные условные знаки, которые по своим сенсорным свойствам имеют мало общего с обозначаемым объектом; иконические знаки, сенсорные свойства которых визуально приближены к замещаемому объекту.
Отдельные конвенциональные знаки и иконические знаки принимают на себя в игре функцию отсутствующего объекта, который они замещают.
Более того, акты замещения способствуют развитию у ребенка свободного использования предметов не только в том качестве, которое усваивается в первые годы жизни, но и в другом.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в человеческом мире.
Игра ведет к развитию рефлексии, потому что в игре есть реальная возможность контролировать выполнение действия, которое является частью процесса коммуникации. Двойственная позиция игрока — исполнителя и контролера — развивает способность соотносить собственное поведение с поведением конкретного образца. Ролевая игра создает условия для рефлексии как чисто человеческой способности понимать свои собственные действия, потребности и опыт с действиями, потребностями и опытом других.
Игра способствует формированию волевого поведения ребенка. Механизм контроля над собственным поведением — подчинение правилам — формируется в игре и затем проявляется в других видах деятельности. Воля предполагает наличие образа поведения, которому следует ребенок, и контроля.
Игры, которые возникают по инициативе детей как форма социализации дошкольников
Игры, которые возникают по инициативе детей как форма социализации дошкольников
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Другими словами, именно в игре осуществляется процесс социализации, то есть процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально-культурного опыта.
Согласно ФГОС ДО ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры.
Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.
Возникают данные игры из манипулятивной игры или предметно-манипулятивной деятельности. Данный вид игр необходим ребенку, чтобы изучить свойства предметов, их форму, объем и т.д. К манипулятивным играм относится перекатывание мяча, строительство из кубиков, катание машины. В последующем данный вид игры преображается, и к манипулированию предметами добавляются определенные правила, здесь можно вспомнить игру «Горячая картошка», когда к перекидыванию мяча добавляется определенное воображаемое свойство, он еще становится и горячим.
Далее игра становится еще сложней к манипулированию предметами и воображаемым свойствам добавляется словесное сопровождение, которое ребенок должен проанализировать и дать обратную реакцию, к таким играм можно отнести игру «Съедобное — несъедобное».
В последующем игра преобразуется в сюжетно-ролевую, дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Следует отметить, что воспитанники детских домов имеют низкий уровень игровой активности, находясь в неблагоприятных условиях, дети либо самостоятельно организуют деструктивную игру, либо вообще не умеют играть по собственной инициативе. Педагогам таких учреждений следует показать воспитанникам сюжетно-ролевые игры, подтолкнуть их игровой потенциал, а в дальнейшем не вмешиваться в игры, которые дети организуют самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления
Одной из сюжетно-ролевых игр возникающих по инициативе детей является игра «Магазин». В данную игру можно предложить поиграть детям при этом педагог не выступает судьей или ведущим, а играет наравне с детьми, следуя тем же правилам, которые соблюдают дети.
Вначале воспитанникам следует объявить, что сегодня будет организована игра в магазин, каждый сможет получить определенную сумму денег (муляж, конфеты и д.р. на усмотрение педагога)
и купить себе товар. Количество получаемых денежных средств зависит от поведения ребенка, выполненных им добрых дел. Главное, чтобы к началу игры у каждого ребенка были денежные средства, на которые он мог купить хотя бы один из товаров. Количество товаров должно соответствовать количеству детей либо быть больше, останутся товары у детей или они после окончания игры они должны их вернуть, обговаривается в начале игры.
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что детство без игры и вне игры ненормально. Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности. Лишение ребенка игровой практики это лишение его главного источника развития.