В чём суть методики Монтессори
Обучение по Монтессори проходит под девизом: «Помоги мне сделать это самому!» Считается, что, если поместить ребёнка в развивающую среду и предоставить ему свободу действий, он будет с удовольствием познавать мир самостоятельно.
Мария Монтессори, педагог
Мария Монтессори
Ребёнок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.
Дети сами выбирают, чем и когда им заниматься. Задача взрослого — не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать ребёнка с другими. А только показывать, как пользоваться материалами, наблюдать и помогать в случае необходимости.
«Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь». Как начинался путь женщины-эпохи
Фотография с сайтаРусской Монтессори школы им. Св. Георгия
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Ее отец заведовал финансами на государственной табачной фабрике и придерживался традиционных взглядов. Мать происходила из старейшего итальянского рода Стоппани, который славился видными учеными. Именно она подметила, что юная Мария отличается живым умом и целеустремленностью. Девочка так любила математику, что брала учебники даже в театр. В полутьме зала она на коленках решала уравнения и задачи.
Италия XIX века не давала женщинам возможностей для обучения. Удел дам — хозяйство, воспитание детей и благотворительность. Мария, напротив, с детства была в науке, мечтала стать инженером. В 13 лет она сломала стереотип тех лет и поступила в техническую школу для мальчиков. Хорошие оценки помогли ей войти в ряды слушателей Технического института им. Леонардо да Винчи. Когда приблизился момент окончания, будущая студентка поняла: ее призвание — стать врачом.
Еще в юности Мария Монтессори впервые задумалась о подавлении личности ученика. Жесткие рамки условностей не давали детям раскрыть свой потенциал, губили их таланты.
Ей все-таки удалось поступить в «Сапиенца», один из старейших университетов мира, на курс естественных наук. Но юношей оскорбляла мысль, что молодая девушка будет учиться вместе с ними. Недовольные однокурсники постоянно пытались «поставить ее на место», презрительно фыркали и посмеивались.
На лекции она могла ходить только в сопровождении мужчины, сесть — когда все ученики мужского пола займут свои места. Доходило до абсурда: женщина, которая осматривает голое тело, — это скандал! Марии приходилось оставаться после занятий и самой исследовать анатомию человека.
Что такое сензитивные периоды
Мария Монтессори считала возраст от 0 до 6 лет наиболее важным в жизни человека. Она выделяла шесть сензитивных периодов, благоприятных для формирования определённых навыков. Если начать обучение раньше или позже, то ребёнку будет скучно или тяжело.
От 0 до 3 лет: период восприятия порядка
Обучить ребёнка соблюдать чистоту и убирать за собой проще всего до 3 лет. В системе Монтессори порядок имеет ключевое значение. Детей с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль, мыть посуду. Для работы детям предоставляют специальный инвентарь: удобные щёточки и совочки, маленькую швабру и веник.
От 0 до 5,5 лет: период сенсорного развития
Ребёнок изучает окружающий мир через ощущения, звуки и запахи. У него формируется представления о форме, цвете, размере.
От 0 до 6 лет: период речевого развития
Речь каждого ребёнка развивается индивидуально, и если кроха не умеет разговаривать в 2 года — ничего страшного. У него ещё есть запас времени. А помочь могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.
От 1 года до 4 лет: период развития движений и действий
Ребёнок изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого ему нужна хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.
От 1,5 до 5,5 года: период восприятия мелких предметов
Для развития мелкой моторики в системе Монтессори предлагается выполнять самые простые действия: нанизывать бусины на шнурки, перекладывать фасоль или горох, собирать пазлы.
От 2,5 до 6 лет: период развития социальных навыков
Ребёнок постепенно учится жить в обществе: здороваться, быть вежливым, внимательно относиться к потребностям других людей, помогать.
Гигиена
Большое внимание в Монтессори педагогике уделяется гигиене. Это связано с тем, что «Дома ребенка» (детский сад для жителей многоквартирных домов) открывались хоть и в перестроенных, но в самых бедных районах Рима, где жили низкие слои общества, царила преступность, разврат и насилие, а в квартире могли жить до 20-30 человек и вода была лишь несколько часов в сутки. В своей главной книге — «Мой метод», Монтессори долго описывает данные районы, но ограничимся лишь одной ее фразой:
«Где в темное время никто не рискует выходить на улицу без оружия».
В таком районе после некой «реновации» и открылся первый «Дом ребенка». При его организации вопрос гигиены становился большой проблемой. Поэтому первое и основное правило данного заведения было:
«Матери обязаны отправлять детей в дом ребенка чистыми».
Так в силу социальных проблем и появилось одно из главных положений Монтессори-педагогики.
Ребенок с первого посещения садика учится самостоятельно мыть руки и чистить ногти, убирать за собой и т.д. Все это приводит к тому, что ребенок всячески следит за своим внешним видом, действиями и старается вести себя аккуратно.
Как организована развивающая среда по методике Монтессори
В системе Монтессори дети условно делятся на возрастные категории: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Как правило, к занятиям привлекают детей от 2 лет. А в группе одновременно обучаются разновозрастные дети из одной категории — например, трёхлетки постигают мир бок о бок с пятилетками и шестилетками. Самые младшие тянутся за старшими, а «взрослые», помогая другим, развивают лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.
Комнаты в детсадах и школах Монтессори поделены на несколько зон, заполненных обучающими игрушками, материалами и пособиями.
Зона сенсорного воспитания
Тут собраны материалы для развития зрения, обоняния, слуха, вкуса и тактильных ощущений. Дети играют с шумовыми инструментами, складывают фигурки, пробуют на ощупь всевозможные поверхности, знакомятся с запахами, угадывают, какой фрукт они только что съели.
Зона практической жизни
Дети обучаются основным бытовым и социальным навыкам: уходу за собой и окружающей средой, этикету, правилам общения. Они чистят одежду и обувь, готовят еду, поливают цветы и убирают, пользуясь настоящими инструментами.
Математическая зона
Знакомство с цифрами и математическими операциями происходит с помощью игрушек, развивающих логику, навыки счёта, умение сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно ребёнок проходит путь от элементарных действий к решению довольно сложных задач.
Зона речевого развития
Ребёнок расширяет словарный запас, развивает фонематических слух, постепенно учится читать, осваивает письмо.
Зона космоса (естествознания)
Здесь ребёнок получает представление об окружающем мире: географии, истории, ботанике, зоологии, естественных науках.
Метод Монтессори — для каких детей подойдет такой подход?
Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.
На самом же деле стоит всегда помнить, что детская любознательность и желание познавать мир — это врожденное качество абсолютно любого ребенка. Описанная же пассивность чаще всего вызвана внешними факторами: неподходящей средой и неверно организованным распорядком дня, неправильным поведением взрослых, плохим самочувствием ребенка.
Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.
Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.
В чём недостатки системы Монтессори
Критика методики Монтессори сводится к следующим пунктам.
- В группах Монтессори дети мало общаются. Хотя и предполагается, что старшие помогают младшим, на этом взаимодействие практически заканчивается. Дети выполняют индивидуальные задачи, не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В дальнейшем им может быть сложно работать в команде.
- Недостаточно внимания уделяется творчеству. Система Монтессори была изначально направлена на обучение практическим навыкам. Поэтому творчество, наравне с играми, воспринималось как нечто отвлекающее от основных задач.
- Ребёнку сложно адаптироваться к обычной системе обучения. В группах Монтессори детям не выставляют стандартные оценки. Педагог отмечает только выполнение задания: сделал или нет. При переходе в обычную школу с отметками, поощрительными наклейками и соревновательными моментами ребёнок может испытать стресс. Да и сидеть за партой, выполняя неинтересные задания, бывает очень непросто.
- Переходить в обычную школу всё равно придётся. В мире существует всего несколько школ Монтессори с полным циклом обучения, до 18 лет. В большинстве случаев всё ограничивается садиком и элементарной ступенью образования — для детей 6–12 лет.
Основные методы Монтессори
Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:
1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,
2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,
3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,
Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.
Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.
Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:
1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,
2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,
3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,
4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,
5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.
Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.
Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.
Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.
Рамки-вкладыши
Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».
Для изготовления понадобятся:
- коробка (можно взять из под съеденных конфет);
- альбомный лист, но лучше ватман;
- разноцветный картон.
Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.
Пирамидка
Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.
Для работы потребуются:
- ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
- лента-липучка;
- материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.
Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.
Но важно, чтобы пирамида не переворачивалась, нижние слои наполнять более тяжелыми материалами.
Цветные ежики
Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.
Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:
- листы разноцветного картона;
- разноцветные прищепки.
Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.
Шнуровки
Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.
Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:
- деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
- отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
- пуговицы, приклеенные к основанию;
- шнурок.
Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.
Мягкие шарики
Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.
Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:
- плотный картон;
- втулка (через нее будут проходить шарики);
- бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
- мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.
Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.
Материалы и игрушки
Дидактические материалы и Монтессори – игрушки для детского сада подбираются специально, каждый предмет имеет значение. Цель использования – развитие чувств ребенка: осязания, обоняния, вкуса. Дети учатся различать цвет, форму, вес, структуру предмета, производимые звуки. Для каждой области чувств подбираются специальные материалы. Педагог может продемонстрировать как играть, строить, сопоставлять предметы, наблюдая за действиями ребенка. Заметив, что ребенок делает успехи, взрослый показывает более сложные композиции из материалов и игрушек, предлагая повторить его действия. При этом взрослый должен показывать и предлагать ненавязчиво, отдавая приоритет самостоятельности детей.
Базовые материалы — игрушки М. Монтессори классифицировала так:
- Материалы для различения размеров (розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цилиндрами – вкладышами, цветные цилиндры;
- Материалы для различения цвета (цветные таблички);
- Материалы для различения формы (геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники, геометрические тела);
- Материалы для различения структурных поверхностей (клавишная доска с гладкими и шероховатыми поверхностями, доска для ощупывания крупных и мелких деталей, ящик с кусочками тканей);
- Материалы для различения веса (тяжелые и легкие таблички, фигурки);
- Материалы для различения шумов и звуков (шумящие коробки, звоночки);
- Материалы для различения запахов (коробочки с запахами какао, кофе, корицы и т.д.);
- Материалы для различения вкусовых качеств (вкусовые банки с соленой, сладкой, кислой водичкой и т.д.);
- Материалы на восприятие температурных различий (используются металлические кувшины, наполненные водой разной температуры).
Кроме сензитивных «чувственных» материалов в помещении детской группы используются математические наборы, развивающие навыки счета и создающие у детей представление о логической арифметике, количественном пространстве, о десятеричной системе счета. Они тесно связаны с предыдущей группой, зачастую имеют тот же размер, форму.
Математические материалы – игрушки – это:
- Числовые штанги с табличками,
- Цифры, вырезанные из шершавой бумаги,
- Ящики с деревянными веретенами,
- Выпиленные из дерева цифры и кружки,
- Подносы с золотыми бусинами,
- Числовые карты и дощечки и другие.
Также для детей среднего и предшкольного возраста предлагается использовать комбинации из бусин и карт, башни из разноцветных бусин, цепочки из 10, 100 и 1000 бусин, ящики с числовыми рядами предметов.
Для зоны развития речи М. Монтессори разработала ряд игрушек – пособий:
- Металлические фигурки – вкладыши для обведения карандашом,
- Буквы из шершавой бумаги,
- Ящики с подвижными буквами.
В детском саду Монтессори трудно найти обычных кукол, лошадок, машин. Все игрушки – материалы подобраны для конкретной цели, имеют специальное предназначение.
Современные производители детских товаров разработали различные наборы развивающих игрушек на основании опыта и предложений М. Монтессори. Их легко найти в детских магазинах или выписать через интернет. Но игрушки – пособия Монтессори можно изготовить своими руками, например:
- Яркая картонная коробка с отверстием для проталкивания шариков,
- Вкладыш из коробки для конфет с отверстиями либо формочки для льда, в которые можно разложить орешки или крупные бусины,
- Мешочки из различной ткани с наполнителями (гречкой, горохом, фасолью и т.д.),
- Штампы для рисования, вырезанные из картофельных клубней и другие.
В пособиях по методике Монтессори есть подробное описание изготовления развивающих игрушек из подручных материалов. Есть и множество интересных идей использования для игр домашних подручных принадлежностей, о которых родители и не догадываются.
Пять принципов, предложенных М. Монтессори
- Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
- Самостоятельность принятия решений ребёнком;
- Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности
Уроки тишины
Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом. И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей. Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.
Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.