Реализация личностно-ориентированного подхода в практике воспитания
Личностно-ориентированная педагогика означает для учителя не только создание благоприятной атмосферы, но и постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Основная цель личностно-ориентированного образования — раскрыть содержание субъективного опыта каждого ребенка, привести его в соответствие с актуальными задачами воспитательной работы и на этой основе инициировать процесс самовоспитания ребенка.
Как этот подход реализуется в конкретных условиях педагогического процесса? Педагог уделяет особое внимание интеграции уникального и неповторимого субъективного опыта каждого ученика с деятельностью в реальной жизни. Соотнесение социально значимого и личностно значимого индивидуального опыта происходит во взаимодействии педагога и ребенка на основе сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров.
Реализация личностно-ориентированного воспитания требует от воспитателя соблюдения следующих требований:
- использовать разнообразные методы, приемы, формы, способы раскрытия субъективного опыта учащихся, выявления их черт характера, вкусов, взглядов;
- как можно больше опираться на самостоятельную активность, то есть не столько направлять, сколько организовывать и направлять деятельность детей
- вовлекать детей в самостоятельную или совместную постановку образовательных целей, планирование деятельности
- Поощряйте детей самостоятельно выбирать и применять социально приемлемые модели поведения.
- создавать ситуации педагогического общения, в которых каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность и избирательное поведение
- Предоставить возможности для естественного самовыражения учащихся;
- поощрять учащихся к самовыражению, анализу мотивов и способов собственного поведения и поведения других учащихся, вынесению оценочных суждений на соответствующем возрастном уровне;
- стремиться поощрять и оценивать не только действия, но и потребности, мотивы, методы деятельности, направление деятельности и степень самостоятельности.
- вовлечь каждого ребенка в обсуждение целей и результатов обучения, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к деятельности (что хотелось повторить, а что сделать по-другому).
Понимание ребенка означает проникновение в его внутренний душевный мир. Понимание основывается на диагностике личности ребенка и изучении его опыта и заключается в том, что воспитатель создает на этой основе целостную картину личности ребенка. Признание ребенка означает право ребенка быть самим собой, право ребенка на уважение со стороны взрослого. Признание ребенка означает, что педагог соблюдает баланс между свободой действий, мышления и целеполагания ребенка и разумными требованиями, предъявляемыми к нему педагогом и обществом.
Принятие ребенка — это позитивное отношение к нему без каких-либо условий со стороны родителей и педагогов. Принятие ребенка не означает отказа от требований к образованию, а предполагает такое отношение к образовательным задачам и выбор образовательной технологии, которые наилучшим образом обеспечивают развитие именно этого ребенка.
Характеристика личностно-ориентированных технологий в образовании
Одной из главных особенностей, отличающих все образовательные технологии, является степень их ориентации на ребенка, их подход к нему. Либо технология основана на силе педагогики, среды и других факторов, либо она признает ребенка главным действующим лицом — она личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и понятен: он имеет практическое значение. Термин «ориентация» отражает преимущественно идеологический аспект.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность человека-подростка, который стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыт для восприятия нового опыта и способен принимать осознанные и ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных образовательных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «независимость», «творчество».
Личность — это социальная сущность человека, совокупность его социальных качеств и характеристик, которые он развивает в себе на протяжении всей своей жизни.
Развитие — направленное, естественное изменение; через развитие создается новое качество.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность обычного, типичного.
Творчество — это процесс, с помощью которого может быть создан продукт. Творчество исходит из самого человека, изнутри, и является выражением всего нашего существования.
Свобода — это отсутствие зависимости.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют психодиагностические методики, изменяют установки и организацию деятельности детей, используют разнообразные средства обучения, перестраивают сущность образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и бездушному подходу к ребенку в традиционных педагогических технологиях, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самореализации личности.
Но для того, чтобы работать с каждым учеником индивидуально, с учетом…
Весь образовательный процесс должен быть построен по-другому, чтобы учесть его психологические особенности.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное проектирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций по его применению, видов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в процессе приобретения знаний. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Для того чтобы личностно-ориентированный подход был востребован педагогами и принят в массовую практику школ, необходимо технологическое описание этого процесса. Якиманская И.С. определяет технологию личностно-ориентированного обучения как принципы развития самого образовательного процесса и предъявляет определенные требования к текстам, дидактическим материалам, методическим рекомендациям, видам учебного диалога, формам контроля личностного развития ученика, т.е. к разработке всего дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения. Эти требования следующие:
- Учебный материал должен раскрывать содержание субъективного опыта ученика, включая его предыдущий опыт обучения; изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение его объема, структурирование, интеграцию, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъективного опыта ученика;
- В процессе обучения необходимо постоянно сопоставлять субъективный опыт ученика с научным содержанием даваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной учебной деятельности, содержание и формы которой должны предоставлять ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в процессе приобретения знаний;
- Конструировать и организовывать учебные материалы, позволяя учащимся выбирать содержание, тип и форму при выполнении заданий и решении проблем;
- Определить и оценить пути обучения, которые учащиеся используют самостоятельно, устойчиво и продуктивно. Возможность выбора пути должна быть включена в само задание. Учебник (учитель) должен быть использован для поощрения учащихся к выбору и использованию основных способов проработки учебного материала;
- При введении метапознания, т.е. знания о способах осуществления учебной деятельности, необходимо различать общие и специфические (предметные) методы обучения, учитывая их функции в развитии личности;
- необходимо контролировать и оценивать не только результат, но прежде всего процесс обучения, т.е. те преобразования, которые претерпевает обучающийся в процессе освоения предмета;
- Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию и оценку обучения как предметной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц обучения, их описание, использование с целью организации обучения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, тьюторство).