Современные технологии в образовании дошкольников по ФГОС
Инновационные технологии в образовании по ФГОС, внедряемые в дошкольное образование направлены на достижение государственных стандартов в этой сфере.
Воспитатель проводит занятие
Важно! Особенно важна позиция взрослого, по отношению к ребенку. Он не должен давать приказы свысока или стоять рядом. Положение взрослого — «вместе» с дошкольником. Основная цель работы специалиста — помочь малышу прочно встать на ноги как личность.
С 1 января 2014 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором ребенок выступает как «субъект» образования, будучи самоценной личностью.
Классификация образовательных и педагогических технологий в дошкольном учреждении по ФГОС
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании России представлены различными классификациями, учитывающими:
- Уровень применения (локальные, отраслевые, общепедагогические);
- Концепция усвоения (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальт-технологии);
- Форма организации (индивидуальное обучение/ коллективное, клубные, альтернативные);
- Ведущий тип управления деятельностью познания (обучение по книге / компьютеру, классические лекции, обучение в малых группах, репетиторство);
- Подход к ребенку (личностно-ориентированные, гуманно-личностные, авторитарные, свободного воспитания, эзотерические, технологии сотрудничества);
- Категории (массовая, продвинутое образование, компенсирующий вид, работа с одаренными, работа с трудными).
Важно! Рассмотрение различных методик и классификаций позволяет наблюдать широкий спектр технологий, которые возможно реализовать как в ДОУ, так и в центрах дополнительного образования.
Занятие с современными детьми
Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования
Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Сегодня мы поговорим о инновационных технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология
— это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
- Здоровьесберегающие технологии
Целью
здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нем детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические
(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительные
(направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
(направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- образовательные
(воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- обучения здоровому образу жизни
(технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,
под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель:
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
- «игровые»
— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные»,
направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные»,
при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные»,
нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду
— сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
- Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
- Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
- Путешествие по карте
- Стороны света.
- Рельефы местности.
- Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
- Путешествие по «реке времени»
- Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
- История жилища и благоустройства.
- Информационно-коммуникационные технологии
Целью
ИКТ является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- а
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии
, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
- Технология сотрудничества
реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много.
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
- творчески думающим,
- владеющим современными технологиями образования,
- приемами психолого-педагогической диагностики,
- способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
- умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Раздел 5 «Работа с родителями»
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Целью
использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
А основной задачей
использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий
ТРИЗ для дошкольников: — это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. — это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Современные инновационные технологии по ФГОС в дошкольном образовании рассматривались многими авторами: Малаховой Н. Д., Моисеевой А. М., Лазаревым В. С. Педагогическая инновация определяется как внедрение в государственную образовательную среду новшеств, улучшающих систему в целом. В процессе внедрения инноваций происходит творческое переосмысление программ и методик — это главная особенность технологии.
Каким образом инновации появляются в дошкольном воспитании?
- В череде научных исследований.
- Благодаря необходимости применения инноваций в дошкольных учреждениях и начальной школе.
- Возникают в результате вариативного творчества педагогов.
- Возникают из-за большого желания родителей раскрыть потенциал малыша и наблюдать положительную динамику развития.
Важно! Инновационные методы обучения, осуществляемые в ДОУ по ФГОС не являются абсолютно новыми и универсальными технологиями для педагогов. Это лишь эффективные способы применения традиционных методов воспитания, улучшенные и дополненные современными исследованиями.
Педагогические технологии дошкольного образования современности
Технология представляет собой комплекс приемов, которые применяются в определенном искусстве или деле.
Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:
- Концептуальность (берется на вид некая научная концепция, которая включает в себя обоснование достижения образовательных целей);
- Системность (логика, перечень взаимосвязей всех частей системы, целостность);
- Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов) ;
- Эффективность (рассматривает оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;
- Воспроизводимость (подразумевает специфику педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).
Форма здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании
В список современных образовательных технологий входят:
- Инновационные технологии в области здоровья и физического воспитания — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни.
- Интерактивные. За счет того, что детей «бросают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть беседы, наблюдения, проведение небольших опытов.
- Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет.
- Личностно-ориентированные. В таком случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Необходимо обеспечить малышу комфортные условия, для безопасного и неконфликтного развития и полной реализации его природного потенциала.
- Игровые технологии строятся как комплексное образование, захватывающее небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером могут служить игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.
Возрастные группы в детском саду по годам по ФГОС
Интерактивные технологии воспитания
Интерактивное воспитание, в переводе с английского на русский язык, означает организацию познавательной деятельности в режиме активного взаимодействия — диалога или беседы.
Важно! Педагог дошкольного учреждения, среднего образования или вуза перестает быть «центром» для воспитанников. Он регулирует процесс общения, организует его, формулирует краткие темы или вопросы, ставящиеся на обсуждение, консультирует и следит за порядком выполнения упражнений.
В качестве интерактивных технологий в дошкольных учреждениях могут выступать:
- Упражнение «Микрофон», где малыши вместе с воспитателем по кругу передают друг другу игрушечный микрофон и говорят на заданную взрослым тему. Это может быть первым заданием на обучении культуре — рассказать о себе, о своем настроении в данный момент.
- Импровизированные дебаты. Дети также встают вкруг и высказываются на заданную тему. Однако, слова каждого дошкольника могут обсуждаться. Например, Миша рассказал, что на музыке у него было плохое настроение. Дети по очереди, поднимая руку, говорят, как Миша может настроение себе улучшить.
- Синтез мыслей. В ходе этого упражнения дети, объединяясь в небольшие группы, выполняют совместное задание. Например, помогают зайчику-математику сосчитать все яблоки на листе и раскрасить их.
В детских садах, прошедших государственную аттестацию, уже давно приняты 3 основные формы интерактивного обучения: в паре (2 ребенка), микрогруппах (до 4-х детей) и малых группах (до 6 дошкольников).
Важно! В таких технологиях не стоит при ответе ребенка говорить «правильно». Лучше использовать такие слова, как «хорошо», «оригинально», «интересно». Это будет побуждать малыша говорить дальше.
Сидящий на стульчике дошкольник — не учится. Он слушает, но не слышит. Поэтому так важно всегда «втягивать» его в обучение, делать так, чтобы малыш сам стал частью этого процесса.
Одна из форм интерактивного занятия
Инновационные технологии физического воспитания дошкольников
Как используются в развитии детей инновационные технологии? За счет сочетания прогрессивных технологий и стереотипных базовых элементов образования, инновации хорошо сказываются на личностном развитии дошкольника, вовлекая его в социокультурную среду.
В докладах и рефератах выделяется главная инновация в системе физического воспитания дошкольников — выделение областей «Здоровье» и «Физическая культура».
Так, «Здоровье» способствует сохранению и укреплению психики детей, воспитанию навыков гигиены и формированию общих представлений о здоровом образе жизни.
Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ
«Физическая культура» же занимается развитием физических качеств дошкольника, овладением основными спортивными движениями и формированием дальнейшей потребности в активности.
Технологии области «Здоровье» подразделяются на следующие:
- здоровьесберегающие (сохранение здоровья всеми возможными способами);
- здоровьеукрепляющие (стимулирование и укрепление здоровья — физические мероприятия и праздники, физкультминутки и т.д.);
- лечебно-оздоровительные (происходит компенсация здоровья — массажи, посещение соляных комнат, инфракрасных саун);
- здоровьеформирующие (способы приумножения здоровья — занятия физкультурные и оздоровительные).
Фитнес-технологии в ДОУ по ФГОС
Ранее фитнес-технологии применялись лишь в иностранных методах воспитания. В последнее время фитнес рассматривается в комплексе области «Физическая культура».
Важно! Это инновационная система, влияющая на оздоровление и совершенствование физической подготовленности дошкольника.
В фитнес-методы и технологии обучения включают:
- степ-аэробику;
- ритмопластику;
- гимнастику танцевально-игровую;
- элементы растяжки;
- занятия на фитболе.
Благодаря развитию в России фитнеса, появилось множество интересных направлений, применимых и в дошкольном воспитании. Однако большинство проводимых по фитнес-технологии занятий могут осуществляться лишь при наличии у ребенка справки от врача. В противном случае подобные занятия противопоказаны.
Физкультурные занятия на фитболе
Игровые технологии дополнительного образования
В дополнительном образовании широко применяются игры «ради учения». В процессе деятельности у малыша формируются интересы познания, накапливаются тематические знания и способности. Педагогическая игра имеет явно выраженную цель и способствует достижению определенного результата. По большей части обучение в игре ненавязчиво и добровольно. Для ребенка игра — это гораздо более желанная действительность, нежели существующая реальность.
Игровые технологии, в зависимости от методики подразделяются на:
- ролевые;
- сюжетные;
- имитационные;
- психодраматические;
- деловые;
- организационно-деятельностные.
Объяснять игру лучше во вступлении, связанном с темой проводимого занятия. Полностью рассказывать суть игры можно по ходу действия. Задачей педагога является организация игровой деятельности для всех детей (как активно участвующих, так и болельщиков).
Важно! Процесс игры должен сопровождаться диалогом педагога и детей. Причем, даже если малыши ответили неправильно (в словесной игре), воспитателю необходимо повторить их ответ. Так дошкольники лучше следят за ходом действия.
Инновационные технологии в ДОУметодическая разработка
Инновационные технологии в ДОУ
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого- педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- развивающие технологии;
- коррекционные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:
- они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
- они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
- они могут знакомить с культурой здоровья;
- они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
- они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).
2. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проекты различаются:
- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
- по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
- по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
- «Игровые» — занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
- «Экскурсионные» — проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
- «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
- «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.
3. Технологии исследовательской деятельности
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.
Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- наблюдения;
- беседы;
- опыты;
- дидактические игры;
- моделирование ситуаций;
- трудовые поручения, действия.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.
4. Развивающие технологии
В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
5. Коррекционные технологии
Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
6. Информационно-коммуникационные технологии
Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.
7. Личностно-ориентированные технологии
Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
8. Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ
Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).
Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования
Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.
Компьютерные игры в детском саду
Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения
Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.
В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.
Использование инновационных технологий в детском саду
Пханаева Клавдия
Использование инновационных технологий в детском саду
Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна
Здоровье — дороже золота.
Шекспир У.
Использование инновационных технологий в детском саду
На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ, направляют все свои усилия на внесение в работу различных инновационных технологий. С чем это связано, узнаем из данной статьи.
Аннотация
Данная статья разработана с целью использования инновационных технологий и создание системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни на начальном этапе дошкольного образования.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки, физкультурные досуги
«Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».
А. С. Макаренко
В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения. Технология, в свою очередь, является общим понятием различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.
Требования к педагогическим технологиям
Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется ряд строгих требований.К ним относятся:
Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
Системность – требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
Управляемость – требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
оспроизводимость – требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.
Современные образовательные технологии в ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.
Виды технологий
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах, насчитывается более сотни.Среди них пристальное внимание следует уделить:
здоровьесберегающим технологиям;
технологиям, относящимся к проектной деятельности;
технологиям, используемым в проектной деятельности;
информационно-коммуникационным технологиям;
технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные)
;
так называемым игровым технологиям.
Современные здоровьесберегающие технологии
Эти технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.
Цель здорвьесберегающих технологий — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т. е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Формы организации здоровьесберегающей работы[1]:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги
спортивные праздники
оздоровительные процедуры в водной среде.
Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологииусловно можно разделить на три подгруппы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр[11].
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппойежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
[5].
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика (бодрящая)
– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение[2].
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия)
– в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
анятия из серии «Здоровье»
-1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития[1].
В утренние часы проведение точечного самомассажа проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули)
.
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр[8].
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения[6].
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание — важное звено в системе физического воспитания детей. [1]. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изме
яющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов[2]:
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Проектная деятельность в детском саду
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой)
.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел)
. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Кроме того, метод проектов имеет форму интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, таким образом повышая самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)
Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.
1. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ;
2. Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
3. Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
4. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
5. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
6. Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
7. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
8. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
9. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
10. Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив»
, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Познавательно-исследовательская деятельность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень»
при знакомстве с овощами детей младшей группы воспитатель проводит с детьми опыт
«тонет, не тонет»
: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
«Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю»
, так сказал еще много веков назад Конфуций.
Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого)
педагогом. В наиболее полном,развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатами проверки;
применяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
Технология развивающего обучения
В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте – способе действий.
Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа[9].
Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах обучения.
Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Заключение
Итак, все выше изложенные технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако само понятие «качество образовательного процесса»
характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам,хорошо готовящим детей к школе:
обучение без утомления;
сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
успешность обучения;
поддержание желания учиться;
обеспечение возможности поступления в престижную школу;
обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография)
.
Для воспитателей –это прежде всего положительная оценка ихуспешности руководителями ДОУ и родителями:
успешное выполнение ими всех учебных программ;
оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
поддержание интереса детей к учебному процессу;
успешное развитие детей в процессе их обучения;
сохранение психического и физического здоровья детей;
рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях
физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Владимир Путин
Литература.
1. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
, 2010г.
2. Н. Г. Голицина, И. М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
.
3. М. Н. Кузнецова по материалам статьи «сон и его организация»
4. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – Издательство «Мозаика – Синтез»
. 2009г. – 86с.
5. «Пальчиковые игры для детей»
— С. О. Ермакова, 2009г.
6. «Забавы для малышей»
— М. Ю. Картушина, Москва.
«Творческий центр»
, 2007г.
7. «Озорные пальчики»
— муз. занятия И. В. Бодраченко, Журнал
«Музыкальный руководитель»
№8, 2007г.
8. «Пальчиковые игры для малышей»
— Д. А. Кострата, журнал
«Музыкальный руководитель»
№5, 2008г.
9. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ»
2006г.
10. Шорыгина Т. А.»Беседы о здоровье» Методическое пособие 2008г.
11. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет» Пензулаева Л. И. 2002г.
Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.
Инновационная деятельность педагога
– это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.
В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том
, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Цель использования инноваций —
создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Любая технология обладает средствами мотивирующими, активизирующими, формирующими деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра – это ведущая деятельность
, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.