Конспект проведения экологической экскурсии вокруг детского сада

Мы рады приветствовать вас на странице сайта муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 134»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 134» является некоммерческой организацией, созданной путем учреждения для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Курск» в сфере образования. Непосредственно образовательная деятельность ведется на русском языке.

Учреждение зарегистрировано на основании распоряжения главы Администрации города Курска от 31 августа 1995 года № 840-р.

Учредитель «МБДОУ № 134» — Администрация города Курска в лице комитета образования города Курска, осуществляющего управление в сфере образования на территории муниципального образования «город Курск», 305004, город Курск, улица Радищева, 103.

Председатель комитета образования города Курска Белкин Сергей Иванович. Телефон

Начальник отдела дошкольного образования Волщукова Анжела Григорьевна. Телефон

Полное наименование – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 134».

Сокращенное наименование – «МБДОУ № 134»

Тип муниципального учреждения — бюджетное .

Статус Учреждения:

тип – дошкольное образовательное учреждение;

вид – детский сад комбинированного вида.

Место нахождения (юридический и фактический адрес) : 305048, Российская Федерация, Курская область, город Курск, улица К.Воробьева, дом 9.

Телефон

Адрес электронной почты

Адрес сайта в сети Интернет: mdou134.ru

«МБДОУ № 134» работает в режиме пятидневной рабочей недели с выходными днями: суббота и воскресенье. Продолжительность работы «МБДОУ № 134» (длительность пребывания детей в группах) – 12 часов в день ( с 7 часов утра до 19 часов вечера).

Учреждение не имеет представительств и филиалов.

Дополнительных платных образовательных услуг не оказывает.

Заведующий «МБДОУ № 134» — Демехина Юлия Николаевна

1


Экстремизму НЕТ!

Путь — Социальный ролик про нашу жизнь:

Ради будущего скажи экстремизму – НЕТ:

Экстремизму Нет:

22 июня проводится информационная акция с целью недопущения фальсификации истории России

Региональная специализированная выставка образовательных организаций «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области»

О начале работы «горячей линии» по вопросам иммунопрофилактики

Управление Роспотребнадзора по Курской области в период с 12 по 30 апреля 2022 года организует «горячую линию» по вопросам иммунопрофилактики.

Проконсультируют граждан по вопросам вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита, полиомиелита, пневмококковой и гемофильной инфекции, туберкулеза, вирусного гепатита В, дифтерии, коклюша, столбняка и других управляемых инфекций, а также дадут пояснения по правовым аспектам иммунопрофилактики в Российской Федерации и другим интересующим вопросам.

Консультирование граждан будет организовано в рабочие дни с 10.00 до 17.00, в пятницу с 10.00 до 16.00, с перерывом с 13.00 до 14.00 по телефонам Управления Роспотребнадзора по Курской области :

— в г. Курске;

— в г. Железногорске, Железногорском, Дмитриевском, Хомутовском, Фатежском районах – (47148) 2-46-49;

— в Льговском, Курчатовском, Конышевском , Рыльском, Глушковском, Кореневском районах – (47140) 2-14-88;

-в Суджанском , Большесолдатском,Беловском, Медвенском, Обоянском и Пристенском районах – (47143) 2-16-38;

— в Щигровском , Черемисиновском, Тимском, Советском, Касторенском, Горшеченском и Мантуровском районах – (47145) 4-39-65.

Администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 134» информирует о приобретении следующих средств профилактики и защиты от вирусной инфекции ( в том числе и новой коронавирусной инфекции Covid – 19) из средств бюджета:

— рециркулятор бактерицидный переносной – 2 штуки;

— бесконтактный термометр – 2 штуки;

— дезинфицирующие средства – 26 штук.

Грипп, коронавирус, другие ОРВИ – поможет маска!

Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)

Конспект занятия в детском саду «Экскурсия в зимнее время года по экологической тропе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №33 «Аленький цветочек»Елабужского муниципального района Республики Татарстан».Тема «Экскурсии по экологической тропе в зимнее время»Конспект выполнила воспитательКалямова Наиля Рауфовна.г. ЕлабугаЭкскурсии по экологической тропе.(в зимнее время.)Занятия – экскурсииЦель:
Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Материал:
Рисунок хозяина тропы – лесовичок,
Предварительная работа:
Знакомство с деревьями, рассматривание их. Разучивание стихов про эти деревья. Знакомство с остановками:

1 остановка — « Тополя»2 остановка — « Берёза»3 остановка — «Осина»4 остановка — « Клён»5 остановка — « Черноплодная рябина, или Арония»6 остановка — «Ёлочки»7 остановка — «Черёмуха»

Этапы создания экологической тропы

Последовательность действий:1.

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2
. Составление схемы экологический тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3
.Выбор вместе с детьми «хозяина2 тропинки- сказочного персонажа- лесовичка.
4
. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме. (см.. схему ниже)

1 остановка — « Тополя.»
Цель:
Формировать представления о зимнем тополе, о том как ему помочь пережить холодную зиму. Учить заботиться о деревьях.
Ход экскурсии:
Сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропе и остановимся на остановке « Тополя» и расскажем обо всём, что увидим. Ребятки, а что делают деревья зимой? Как вы думаете хорошо им зимой или плохо? Как мы можем помочь им пережить холодную зиму? Оказывается, холодный сезон для растений является засушливым периодом. Корни получают очень мало воды. Осенний листопад помогает им выжить. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий сон. Давайте мы вспомним, что мы знаем о тополе. Какое это дерево? Это, что за великаны, Словно башенные краны, С высоты на всех глядят, Облака достать хотят? Как-то летом расшалились, Да за облако схватились, Как тряхнули, что вокруг Разлетелся белый пух. А теперь стоят, скучают, Ничего не замечают. Еле кроной шевеля, Тихо дремлют – Тополя.Тополь – высокое дерево. Люди сажают его в парках, аллеях. Их цветки собраны в серёжки. Мелкие семена – тополиный пух – снабжены пушистыми волосками, благодаря которым их разносит ветер. Они защищают нас от пыли, от шума. Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.
Подвижные игры: « Два мороза», «Мы – весёлые ребята».
А теперь нам пора в детский сад. И мы попрощаемся с тополями. Давайте по пути мы расскажем стих про тополь.
2 остановка — « Берёза»
Цель:

Расширить представления детей об образе берёзы; воспитывать отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей.

Ход экскурсии:

Сегодня мы отправляемся по экологической тропе на остановку «Берёзы». Берёзу мы узнаём по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет. Что видите? Что за чёрточки на стволе? (чёрточки – чечевички.) Ветви у берёзы толстые или тонкие? Россия – край белых берёз. Берёза один из символов России, нашей Родины. Берёзка – очень нарядное дерево, красивое, её все очень любят, называют белоствольной русской красавицей.О берёзе написано много стихов.

Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».

Принакрылась снегом, Под моим окном Точно серебром. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И заря лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.Речевое упражнение: «Как ещё можно назвать берёзу?» Про берёзу говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Берёзка не только красивое дерево,ещё в древности люди отметили многие полезные свойства берёзы. Если заварить чай из набухших почек берёзы, этот отвар очень полезный и лечит многие болезни. Берёзовый веник в бане изгоняет болезни, дает силу и бодрость. Берёзовый сок тоже очень полезный и вкусный.
Отгадывание загадок:
Клейкие почки,Зелёные листочки.С белой коройСтоит под горой. (берёза.) Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. (берёза.)Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а без волос. (берёза.) Трудовая деятельность:Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.
Подвижные игры «Волк и зайцы».
А сейчас нам пора прощаться с берёзками. По пути можно спеть песенку «Во поле берёза стояла».
3 остановка — « Осина»Цель:
расширить знания детей об осине, уметь выделять её среди деревьев.
Ход экскурсии:
Сегодня мы отправляемся на экскурсию по экологической тропе на остановку «Осина». И узнаем много нового про осину. Осина – подруженька белой берёзы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. У осины ствол внизу тёмно- серый, а выше – серебристо-зелёный. Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это говорят:»Осина и без ветра трепещет.» черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом лёгком ветерке.
Загадки:
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (осина) Зимой стоит наша осина без листьев. Не боится осина ни трескучих морозов, ни снежных метелей, ни ледяных ветров. Дремлет она в заснеженном лесу, ждёт тёплых весенних дней. Веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят грызть зайцы зимой. Ведь зимой зайцы голодные, вот они и питаются ветками осины.
Песенка:
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке.
Трудовая деятельность:
Утеплить ствол дерева снегом, чтобы было тепло зимой.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо. (машем руками к себе.) Покачало деревцо. ( руки поднять вверх и махать в стороны.) Ветер всё тише, тише и тише. ( тихо присесть.) А деревцо всё выше, выше и выше. (подтянуться, руки вверх)
Подвижные игры:
«Бездомный заяц»

Ребята, скажите, что нового вы узнали про осину? По каким внешним признакам можно определить осину? Ответы детей. Молодцы, ребята! А теперь нам пора попрощаться с осиной, и пойдём в группу. 4 остановка –« Клён»
Цель:
научить детей различать дерево от кустарника, учить заботиться о них.
Ход экскурсии:
Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по экологической тропе на остановки «Клён», и «Черноплодная рябина». Мы Когда мы слышим название «клён», представляем себе дерево с большими красиво вырезанными листьями. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный.
Физминутка:
Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесу.Руки нагнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росу.В сторонку руки плавно помещаемЭто к нам птицы летят.Как они сели, тоже покажемРуки мы сложим – вот так.

5 остановка «Черноплодная рябина или Арония»

А сейчас мы рассмотрим черноплодную рябину. Чем она отличается от клена? Да, правильно. Черноплодная рябина-это кустарник. Он невысокого роста, у него много ветвей. Этот кустарник широко применяется для озеленения территории, как в нашем саду. Кустарников почти не видно, они укрылись снежным покровом и в тепле ждут наступления весны.А вот зимой очень полезно пить отвар сушеных плодов черноплодной рябины, в ней много витаминов.
6 остановка – «Елочки».Цель:
Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Ход экскурсии:
Эти ёлочки посадили весной. Они прижились, но за ними надо ухаживать, чтобы они выросли и стали высокими деревьями. Мы будем за ними ухаживать и наблюдать. Ель – хвойное дерево. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. Шишки у ели вытянутые. Ель хоть и колючее дерево, но его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в холодную зиму. Человек тоже может повредить ели, если задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Трудовая деятельность:
Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ёлочкам было тепло зимой.
Загадки
: Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (ель) Зимой и летом одним цветом.
Стих.
Снегопад. Маленькие ёлки И большие ели. Что-то приумолкли, Что-то присмирели. Снег с утра до ночи, Всё засыпать хочет; И в лесу всё тише, И снега всё выше. Ёлочки-подружки Говорят друг дружке: — Слишком много снега Тяжело макушке
7 остановка – « Черёмуха».Цель:
научить отличать черёмуху зимой от других деревьев.
Ход экскурсии:
Черёмуха бывает и кустарником и деревом. Она замечательна своими белыми душистыми цветками, собранными в густые кисти. Цветёт черёмуха в апреле – мае. Даёт много мёда. Чёрные плоды черёмухи съедобны. Из них можно приготовить варенье, компот; печь пироги.
Стих.
Черёмуха.Черёмуха душистаяС весною расцвела.И ветки золотистыеЧто кудри завилаКругом роса медвенаяСползает по коре,Под нею струится маленькийСеребряный ручей.Черёмуха душистая,Развесившись, стоит.А зелень золотистаяНа солнышке горитРучей волной гремучеюВсе ветки обдаётИ вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.
Подвижные игры «Ловишки»
Что нового вы узнали о деревьях и кустарниках? Чем они отличаются? А сейчас нам пора идти в группу.

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: Виртуальная экскурсия на луг

Экология в старшей группе. НОД

Конспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на луг

Автор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22.
Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: — активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга; — продолжать учить пользоваться микроскопом; — учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; — развивать любознательность, внимание; — развивать интерес к исследованиям, интерес детей к природе; — активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Познавательно-исследовательское развитие. Предварительная работа: Беседа о луге.Чтение стихотворений о луге, загадывание загадок о растениях луга. Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание клеток луковой кожицы, крыла бабочки. Материалы и оборудование: картинки насекомых (комар,бабочка, шмель, пчела), картинки цветов (ромашка,одуванчик, клевер, колокольчик), таблицы с изображением насекомых и цветов, видимых под микроскопом и номерами, соответствующих им загадок, предметные стекла с фрагментами насекомых и растений, микроскопы, презентация,картинка луг, числовые оси, карандаши.
Ход

— Ребята, я знаю, вы любознайки! Умеете отгадывать загадки. (слайд 1) Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Дюймовочка приглашает вас на экскурсию на луг.(слайд 2) — Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три покружись. На лугу окажись!» Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь цветы вокруг, Да по колено травы. И.Суриков «На лугу» — Ребята, вот мы и пришли на луг. (слайд 3) Вы бывали на лугу или полянке? Какие растения растут на лугу? Кто там живет? Дюймовочка очень умная и смышленая, любит загадывать загадки. Почему у нее такое имя? (ответы) Верно, она очень маленькая, ее рост всего 2,5 см, и загадки она приготовила такие же маленькие. Поэтому, чтобы их увидеть нам понадобится микроскоп.(дети садятся за столы парами)
Правила! Давайте вспомним правила безопасности: 1. Предметное стекло брать аккуратно, только за края. 2. Кладите его на предметный столик микроскопа, 3. Устанавливайте нужное увеличение, 4. Включайте свет (I-нижний свет, II-верхний свет) 5. Наводите резкость с помощью винта и рассматривайте. — Вы готовы? Начинаем! Вот вам первая загадка: 1. В ярком платье модница – Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает… (бабочка) Рассмотрите предметное стекло № 1, что это может быть? (слайд №4) Предлагаю вести дневник наблюдений в виде таблицы. Рассмотрите его. После каждой загадки фиксировать результаты с помощью картинок. 2. Словно гвоздик на магнит, Он на нас бросается – Без бубенчиков звенит, Без зубов кусается. (Комар) Уберите стекло №1, положите стекло №2. На что это похоже? Лапка комара… (Слайд №5) — Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки! 3. Ранним утром ей не спится Очень хочется трудиться Вот и меду принесла Работящая…(пчела) Уберите стекло №2, положите стекло №3 Узнали, что это? Голова пчелы! (Слайд №6) Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь пчелке. За день пчелка собрала 12 ведёрок нектара. Сколько сот заполнится, если в одну соту входит по два ведёрка нектара? Возьмите и положите перед собой числовую ось и карандаш. Отметьте на ней точкой сколько ведёрок нектара собрала пчела. Одно деление – это одно ведерко. Кто запомнил, сколько входит ведёрок в одну соту? Поскольку ведёрок будем отмечать дугой? По два…сколько у тебя получилось? — Молодцы! Физминутка А теперь давайте поиграем в игру: «На лугу поутру» На лугу поутру, мы затеяли игру: (Дети сидят) Ты ромашка, я вьюнок. Становитесь в наш кружок. (Взялись за руки построились в круг) Раз, два, три, четыре. Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу) А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. (Бег по кругу) Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг) Станет озеро большим. (Делаем большой круг) Вся природа дивным цветом Расцвела. Спасибо, матушка земля!!! (Дети кланяются) Отдохнули, порезвились и на место возвратились. 4. Он растет повсюду летом — В поле и у кочек. Он изящен, фиолетов, Это — …(Колокольчик) Уберите стекло №3, положите стекло №4. На что это похоже? Лепесток колокольчика. (слайд №7) 5. Лист — трилистник, словно веер. Тонкий гибкий стебелёк, Шапка красная — цветок. Сладкий в тех цветочках сок, Шмель летит за ним на (…клевер) Уберите стекло №4, положите стекло №5 На что это похоже? Лепесток клевера. (слайд №8) 6. Желтые глазки в белых ресничках, Людям на радость, пчёлкам и птичкам. Землю собою они украшают, На лепестках их порою гадают Бабочки любят их, любят букашки Эти цветочки зовутся … (ромашки) Уберите стекло №5, положите стекло №6 Узнали, что это? Лепесток ромашки. (слайд №9) — Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки! 7. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух. (одуванчик) Замените стекло №6 на стекло №7 Узнали, что это? Это семечко одуванчика. (слайд №10) — Ребята, все эти растения являются лекарственными. Скажите, что значит лекарственные? Молодцы! Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь ей разместить на лугу цветы. Положите перед собой картинку луг и слушайте внимательно! В правый верхний угол посадите одуванчик. В левый нижний угол – колокольчик. В правый нижний угол посадите клевер. В левый верхний угол – ромашку. В центре поместите шмеля. — Как жужжит шмель? Назовите слова со звуком «Ж» . — Как вы думаете, шмели кусаются или жалят? Новая информация. Шмели очень мирные, они могут ужалить при защите своего гнезда, либо если им был причинен вред. В отличии от пчелиного, жало шмеля не имеет зазубрин, оно гладкое, поэтому они могут ужалить несколько раз. Совет от Дюймовочки! Чтобы не быть жертвой жалящего насекомого, нужно выполнить несколько рекомендаций: не махать руками при виде насекомого, не снимать его с себя если он приземлился на вас, не лезть в его гнездо. Тогда он вас точно не тронет, так как относится к неагрессивным насекомым. Вы сегодня молодцы! -Ребята, наше путешествие на луг закончилось. На прощание с лугом хочется сказать вам: «Берегите, дети – луг, травы и цветы. Жить нельзя на свете без этой красоты». — Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три покружись. В своей группе окажись» «Если я сорву цветок» Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты! (Тим Собакин)
Презентация на тему: Виртуальная экскурсия на луг

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Порхающие цветы НОД по экологии в старшей группе НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Методика организации и подготовка экологических экскурсий

Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»
Описание: Материалы методической разработки содержат рекомендации по организации и проведению экологических и биологических экскурсий. Предлагаемые методики были апробированы автором при организации работы в объединении по интересам «Занимательная биология». Адресуется для учителей начальных классов и биологии, педагогов дополнительного образования. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» Цель: помочь педагогам в организации экологических экскурсий. Задачи: — познакомить с возможностями экскурсии в образовательном процессе; — рассмотреть отдельные моменты подготовки и проведения экскурсии; — показать значение экскурсий для обучения и воспитания учащихся.
Значение экскурсий

Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Существенным моментом в воспитании экологической культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирования нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Сколько раз природа показывала людям, что ее законы нужно не только знать, но и уважать. Каждое живое существо на Земле имеет своё предназначение. Какое? Мы далеко не всегда это знаем. В природе нет ничего лишнего. Экскурсии не только являются обязательной формой организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы. Чем хороши экологические и биологические экскурсии или прогулки? Это время, которое посвящается общению с природой. Очень важно, чтобы ребёнок, на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал, что делается вокруг. Во время проведения экскурсии необходимо обращать внимание на разъяснение всяких небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет животное или растение. Практически на любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепь. В природе все время кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность задержать внимание детей на этом факте и показать, насколько все взаимосвязано в природе. Экскурсии позволяют конкретизировать знания учащихся, полученные на занятиях, а также расширить их. Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо ещё и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии. Таким образом, экскурсия – это непосредственное общение с природой, которое не только позволяет любоваться красотой луга, леса и т.д., но и получить ответы на многочисленные «почему».

Методика проведения экскурсий

В основу экскурсии должны быть положены 10 «заповедей» экскурсионного дела: -Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. -Перед экскурсией изучите место, куда поведете детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут. -Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот материал, который соответствует теме и возрасту учащихся. -Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия, подготовленные заранее. -Избегайте длительных объяснений, чтения больших рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса. -Экскурсанты не должны быть только слушателями, привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья, сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным -Не перегружайте память экскурсантов многочисленными понятиями и названиями (они их забудут). -Умейте правильно показать объекты наблюдений и обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны всем). -Не утомляйте экскурсантов длительными переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе. -Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или на последующем занятии). Занятия подготавливают учащихся к экскурсии, экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Педагог придумывает структуру экскурсии. В структуре должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения педагога, обобщающая беседа. В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат, папку для сбора листьев, несколько баночек. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь, одежду. На экскурсии в природу следует одеться по возможности неярко. При подготовке учащихся к экскурсии нужно не только сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с собой и как одеться, но как говорил А.И.Герд, «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией. Очень важно уже с первых походов в природу, во время экскурсий приучать детей к «правилам поведения во время экскурсии» Темы экскурсий могут быть комплексными (одновременно по ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на водоём или специальными, например экскурсия «Птицы в городе». Обычно проводятся обзорные экскурсии, на которых чаще всего рассматривают значительное количество видов, пытаясь широтой охвата изучаемых объектов подтвердить справедливость основных положений темы экскурсии. Вместе с тем экскурсия приобретает монографический характер, т.е. на экскурсии происходит изучение одного модельного объекта. Такая экскурсия заставляет учащихся концентрировать внимание в строгом, точно очертанном направлении. Этим она способствует развитию наблюдательности в большей мере, чем обзорные экскурсии. Монографическая экскурсия позволяет за единичными фактами разглядеть общие закономерности функционирования живой природы. Например, объектом изучения на экскурсии «Приспособленность организмом к условиям жизни» может служить одуванчик. На таких экскурсиях кроме качественных особенностей, полезно включить рассмотрение и количественных характеристик изучаемого объекта. Всё это придает им исследовательский характер. При проведении экскурсии в объединении по интересам следует учитывать не только возрастные особенности ребят, но и уровень их знаний. На первом этапе стоит больше обращать внимания на всё прекрасное и необычное, т.е. на эмоционально-познавательную сторону. Постепенно от экскурсии к экскурсии наблюдения усложняются. Для ребят детсадовского возраста и младших школьников лучше использовать не экскурсии, а прогулки в природу. Хорошо использовать прогулки в конце занятия. Например, при прохождении темы «Насекомые», можно совершить прогулку «Зимовье насекомых».
Принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам Существуют принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам, позволяющие выделить наиболее важный доступный материал. Локальный принцип – материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объекта в природе. Так возникают темы: «Знакомство с животным миром сада и огорода», «Жизнь пресных вод» и др. Локальной можно считать и экскурсию, посвященную одному конкретному виду или явлению, например одуванчику лекарственному. Сезонный принцип – материал группируется по временам года. Многие события происходят только в определенное время года. Сезонные экскурсии менее доступны, и требуют более серьезной подготовки. Они требуют четкого соблюдения сроков проведения, например, весной жизнь пробуждается настолько быстро, что не всегда можно успеть понаблюдать за началом цветения. Биологический принцип – материал группируется по довольно узким биологическим темам, поэтому от руководителя требуется определенная подготовка и умение анализировать происходящее в природе. Например, вспышка размножения какого-либо вредителя дает возможность проанализировать взаимоотношение хищника и жертвы (например, божья коровка-тля), возможность оценить биологические и химические способы борьбы с вредителями, показать силу и слабость человека перед природными явлениями. Систематический принцип – экскурсия посвящается одной или нескольким систематическим группам, независимо от их места обитания (жуки, бабочки и т.д.), можно при наличии богатого и доступного материала вычленить (только жуки-короеды). Примером может служить экскурсия «Птицы в городе». Такие экскурсии необходимы для ребят, которые стремятся получить более глубокие знания. Проведение экскурсий по экологической тропе предусматривает 2-3 остановки, посвященные вопросам экологии и охраны природы, проведению общественного – полезного труда по уборке и захоронению мусора, подкормки птиц и т.д. (в зависимости от сезона года). На остановках хорошо проводить дидактические игры, загадывать загадки и использовать другие виды занимательного материала. Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы. Педагог в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии. Экскурсию в музей может проводить и руководитель кружка, при этом план целесообразно составлять совместно с методистом музея. Примером может служить экскурсия «Разнообразие млекопитающих планеты». Экскурсии в музей стоят особняком и их хорошо использовать, когда нет возможности увидеть растения и животных в природе (ведут скрытый образ жизни, вымерли и т.д.). Иногда, отсутствует возможность провести экскурсию (плохая погода) или пронаблюдать объекты в природе (рыбы), тогда стоит провести виртуальную экскурсию. Этапы подготовки экскурсии Таким образом, в процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа: Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, заранее прочитать дома или на занятии литературу по теме экскурсии, подобрать необходимые дидактические материалы, оборудование, пособия и т.д.
Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии и т.д.
Организация экскурсий Проведение экскурсий – это одна из форм воспитания ответственного отношения к окружающей среде у ребят. Во время экскурсии желательно использовать интересные неожиданные ситуации и наблюдения по теме, не поощряя случайные вопросы, давая на них краткие ответы или замечания. Не показывайте школьникам каждое растение и любое встреченное животное. Например: на экскурсии «В гости к культурным растениям» достаточно подробно остановиться на 10-15 видах культурных растений, а для остальных просто указать полевая, овощная или садовая эта культура. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, необходимо обращать внимание учащихся на взаимные связи растений, животных и окружающей среды. Во время экскурсий стоит, чтобы подчеркнуть своеобразие и красоту природы, пользоваться художественными образами из литературы и живописи. Например, при приведении экскурсии «Осень в жизни растений» (Приложение) с помощью стихов можно показать красоту осени и осенних явлений в природе. При этом нужно соблюдать меру, чтобы не нарушить хода биологической экскурсии. Не стоит превращать экскурсии в занятие с опросом ребят, экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику. Самостоятельные наблюдения Непременная часть экскурсии – самостоятельные наблюдения и выполнения заданий ребятами. Цель этого – научить учащихся видеть происходящее в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов. Задания должны быть доступны учащимся и предусматривать сочетание репродуктивной и познавательной творческой деятельности. Например, на экскурсии на водоём ребята не только должны определить вид стрекоз, летающих над данным участком водоема, но и попытаться объяснить, почему их жизнь тесно связана с водоёмом. Итоги экскурсии В установленное время ученики собираются для подведения итогов экскурсии. Предварительные – подводятся на природе, а более полные – в кабинете или даже на следующем занятии. Например, при проведении экскурсии на водоём обсуждение наблюдений за моллюсками и пиявками лучше проводить на следующем занятии т.к. они требуют доработки после экскурсии. При обсуждении экскурсии педагог обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения ребят. После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал, оформляют отчеты или отчетные таблицы.
Заключение

Интерес к природе, стремление познать мир живых растений и животных пробуждается у человека в раннем детстве. Ребенка интересует, почему лист зеленый, и как животные и растения общаются между собой, и многие другие «почему». Чем старше становится ребенок, тем больше у него «почему». Экскурсия отвечает на многие вопросы, путем непосредственного наблюдения за живыми объектами природы. Она расширяет и закрепляет теоретические знания о животных и растениях, о влиянии экологических факторов абиотических, биотических и антропогенных. Экскурсии формируют у детей интерес и любознательность, наблюдательность и внимательность, бережное отношение к окружающей природной среде. На экскурсиях полезно помнить советы Винсона Брауна: 1.Не пытайтесь запомнить все увиденное. Запись наблюдений и зарисовки дадут более надежные сведения. 2.Лучшие коллекции – это те, которые умеют, рассказывать. Лучше коллекционировать рисунки, фотографии и т.п. 3.Задавайте вопросы себе и другим. 4.Слудуйте 4-ом принципам: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Каждый человек должен чувствовать любовь к природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Для того чтобы охранять природу и её обитателей, надо их знать и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая его непосредственно окружает. И в этом помогают экскурсии в природу. Например, на занятиях объединения по интересам «Занимательная биология», есть экскурсии, маршрут которых проходит мимо свалок, при этом дети своими глазами видят её последствия. Экскурсии на занятиях в учреждениях дополнительного образования важны не только для прохождения программы объединения по интересам, но это и хорошая помощь для лучшего усвоения школьного материала по таким предметам, как «Человек и мир», «Биология», «География». Экскурсии учат наблюдательности, умению самостоятельно выполнять задания, думать.
Приложение Экскурсия: «Осень в жизни растений». Цель: изучение многообразия растений, способов распространения семян. Задачи: — Знакомство с осенними явлениями в жизни древесных растений. — Знакомство с правилами поведения в природе. Возраст учащихся: 7-10 лет Место проведение: парк. Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат. Подготовка к экскурсии: 1. Знакомство с целями и задачами экскурсии. 2. Инструктаж по правилам поведения в природе. 3. Знакомство с растениями, которые могут встретиться на экскурсии, по иллюстрациям и гербарию. 4. Деление на группы по 4-6 человека.
Проведение экскурсии.
1.Беседа. Педагог: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная осень, С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман… А какие стихи и песни про осень знаете вы? Ребята вспоминают стихи и песни про осень. Педагог: — Теперь давайте уточним, какие факторы неживой природы оказывают наиболее сильное воздействие на растения и животные в осеннее время года. Учащиеся называют: долгота дня, низкие температуры, осадки, ветер, освещенность. 2.Викторина «Листопад». 1.Какие общие признаки к перенесению неблагоприятных условий имеют лиственные деревья и кустарники? (Опадание листьев). 2.С чем связано опадание листьев осенью? (Эта особенность связана с приспособлением растений к удержанию влаги. Через листья происходило бы испарение, а из мерзлой почвы растения не могут поглощать воду. К тому же поверхность листа не выдержала бы большой массы снега.) 3.В какие цвета окрашиваются листья осенью? ( Желтый, красный и др.) 4.Какое хвойное дерево в Беларуси сбрасывает листья на зиму? (Лиственница). 5.Как готовятся к зиме животные? (впадают в спячку (ёж), меняют шерсть и цвет (заяц – беляк), накапливают жир (медведь), делают запасы на зиму (Сойка)) 2.Задания для экскурсантов. 1.Составьте список растений, которые встретите на экскурсии. 2.Соберите плоды и листья (10 штук каждая группа). 3.Заполните таблицу, в которой укажите вид растения, окраску листьев, наличие плодов, цветов, является ли оно деревом, кустом или травой. Подведение итогов экскурсии 1.Обсуждение выполненных заданий. 2.Впечатление об экскурсии. 3.Чем люди могут помочь растениям и животным в холодное время. Литература. 1. В.В.Травникова «Биологические экскурсии», Санкт-Петербург, 2002, с.19-24.

Рекомендуем посмотреть:

Стихотворение на экологическую тему для учащихся начальной школы Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования Сказка на экологическую тему для школьников 11-14 лет Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ, 8-9 класс

Похожие статьи:

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 — 11 классов

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Консультация для воспитателей

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Значение экологических экскурсий:

1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

3. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.

2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.

Организация экскурсий.

Проводят в средней, в старшей и подготовительных группах. Для экскурсии определяют цель и программное содержание.

1. Природоведческие экскурсии проводят в определённой системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе.

2. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления детей с отдельными видами труда взрослых.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.

Подготовка детей.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

Проведение экскурсий.

1. Природоведческая экскурсия. Она включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.

Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к дереву беги!» и т.д.

2. Сельскохозяйственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи ит.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Работа с детьми в группе после экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]