ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Задачи: Расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, снег в тёплом помещении тает, сформировать представление детей о состоянии трав и деревьев зимой, об их приспособленности к изменению условий зимой, рассмотреть шишку ели и уточнить её особенности, формировать знания о явлениях природы, делать анализ и выводы по изучаемым объектам, развивать наблюдательность, мыслительную активность, вызвать радость от открытий, полученных в ходе экспериментов, наблюдений, проявлять заботу и бережное отношение к деревьям и кустарникам зимой.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественное — эстетиче-ское развитие.
Материалы и оборудование: ИКТ, ведро, морковка, ёмкости с водой, 12 листа бумаги по количеству детей, тряпочки, шишки по количеству детей, ло-патки, две банки с водой, поднос.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Словарная работа: снеговик, комочки, чешуйки, замёрзшая (вода).
Ход НОД.
— Ребята, отгадайте загадку. Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
— Сегодня, я хочу пригласить вас в гости к зиме.
— А какая зима? (снежная, холодная, ледяная, морозная, трескучая)
— Сейчас я предлагаю вам одеться потеплее и отправиться в гости к зиме (звучит сигнал и на экране появляется электронное сообщение, дети смотрят на экран).
Текст сообщения
— Здравствуйте, ребята! Это я — Снеговик Почтовик. Я иду к вам в гости, несу письмо. Уже у ваших дверей. Встречайте!
— Ребята, как вы думаете, почему почтальона зовут Снеговик. (потому что он сделан из снега)
— Да, его слепили из снега. Из какого снега можно слепить снеговика? (белого, мокрого, липкого)
— Из каких геометрических фигур состоит снеговик? (из шара: большого, среднего и маленького)
— Наверное, наш снеговик уже пришёл. Пойду посмотрю, а вы ждите.
(воспитатель уходит за дверь и приносит ведро с водой морковкой, кон-верт)
— Ой, смотрите, что я нашла за дверью. (показывает)
-Здесь ведро, вода, морковка, а где же снеговик? — Что с ним могло случиться? (не доехал, растаял) — высокий уровень — Во что превратился наш Снеговик? (в воду) — низкий уровень
— Мы уже знаем с вами, что снеговика лепят из снега.
— Из какого снега можно лепить снеговика — мокрого или сухого?
— Проверим. Возьмите и сомните сухой листок (дети подходят к столу и берут лист бумаги, пробуют)
— Видите, круглый комок из сухого листа не получился.
— Я предлагаю опустить его в воду и скатать ком из мокрого листа (дети опускают ком в воду, катают комочек)
— Видите, из мокрой бумаги комок получился. Соберём все мокрые комочки в ведро. (дети складывают)
— А что происходит с водой, когда очень холодно? (она замерзает, превращается в лёд)
— Я попрошу отнести наши комочки на улицу, чтобы они снова превратились в снеговика. (затем воспитатель предлагает детям одеться и выйти на улицу)
Дети выходят на улицу и видят на ветке конверт. Воспитатель открывает конверт, а в нем маршрутная карта. Показывает её детям.
— Дети, что вы видите на этой карте? (ель, сугроб, кустарник и «?».)
— Как вы думаете, что означает знак «?» (дети высказывают свои предположения) Я думаю, что это место, где находится наш снеговик. Пойдёмте его искать. По дороге рассмотрим объекты, которые на карте. 1. Объект — ель (под елью лежат шишки) Наблюдение» Что находится в шишках ели?»
— Что это? (шишки)
Воспитатель показывает две разные по величине шишки.
— Ребята, посмотрите на эти шишки. Какие они по величине: одинаковые или разные? (Разные: одна большая, другая маленькая)
— Какого цвета шишка? (Коричневого)
— Посмотрите на шишку, потрогайте, она гладкая или шершавая? (Немного шершавая).
— Её чешуйки, домики для семян.
— Чешуйки прилегают плотно друг к другу, в холоде они находятся в за-крытом состоянии.
— Ну, а теперь наша дорога привела нас к следующему объекту.
2. Объект — кустарник акации. Наблюдение «Почему зимой деревья спят?»
— Что это? (кустарник)
— Как называется кустарник? (акация)
— Чем кустарник отличается от дерева? (у него нет главного ствола, от корня отходят много стволов)
— А что общего? (зимой у них нет листьев, они спят, перестают питаться и расти) — Ветки кустарника зимой очень хрупкие и ломать их нельзя.
— Пусть кустарник спит, не будем его будить и отправимся дальше искать нашего снеговика.
Игра «Снежинка, льдинка, сугроб» (дети бегают по кругу, по сигналу останавливаются и выполняют задание «снежинка» — кружатся на месте, расставив руки в стороны; «льдинка»- замирают; «сугроб»- наклоняются)
3. Объект — сугроб. Опыт «Защитные свойства снега»
— Ребята, посмотрите перед нами сугроб.
— На сугробе стоит баночка. Посмотрите, что в ней? (лёд).
— А что такое лёд? (это замерзшая вода)
— В сугроб воткнут указатель. Его стрелка показывает вниз. Что это означает? (нужно раскопать снег)
(воспитатель раскапывает и обнаруживает банку с водой)
— Что в банке? (вода)
— Почему она не замёрзла? (потому что она находилась глубоко)
— Какой можно сделать вывод? (чем глубже, тем теплее)
-Раскопаем снег лопаткой. Что мы видим? (траву) — Оказывается, снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, согревают растения зи-мой.
-Значит корням растений, почве тепло и они не замёрзнут. Снег защищает корни растений от замерзания
— Ой, смотрите, а вот и наш снеговик.
— Посмотрите на снеговика. Какими стали комочки? (ледяными, твёрдыми)
— Что посоветуем нашему снеговику? (чтобы он жил всегда на улице и не заходил в тепло)
— Вот мы с вами и побывали в гостях у зимы.
— О чём нам рассказала зима? (что чешуйки шишки — это домики для се-мян, о кустарнике, который спит зимой, не ест, не растёт, о том, чем больше снега, тем теплее растениям)
— Спасибо зиме (дети уходят в группу).
Следующая > |