Конспект коллективного труда во второй младшей группе — Формы организации детского труда


Формы организации детского труда

Труд дошкольников в детском саду организуется в трех основных формах: поручения, обязательный труд и коллективная трудовая деятельность.

Задания — это задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные способности, опыт и цели обучения.

Задачи могут быть короткими или длинными, индивидуальными или общими, простыми (с несложным конкретным действием) или более сложными, с цепочкой последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к работе и чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить свое внимание, проявить силу воли для выполнения задания и сообщить учителю о его завершении.

В младших группах задания индивидуальны, конкретны и просты и предполагают одно или два действия (положить ложку на стол, принести лейку, снять с куклы одежду для стирки и т.д.). Такие элементарные задания вовлекают детей в деятельность, направленную на благо коллектива, в условиях, когда они еще не могут самостоятельно организовать работу.

В средней группе воспитатель поручает детям стирать кукольную одежду, мыть игрушки, подметать дорожки, сгребать песок в кучу. Эти задания сложнее, так как содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить порядок работы и т.д.).

В старшей группе индивидуальные задания организуются в такой работе, где у детей недостаточно развиты навыки, или когда они обучаются новым навыкам. Индивидуальные задания даются также детям, которые нуждаются в дополнительном обучении или особо пристальном наблюдении (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), то есть когда необходимо индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе дети должны проявить необходимые навыки самоорганизации при выполнении общих заданий, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от объяснения к контролю, к напоминанию.

Дежурство — это организационная форма детского труда, предполагающая обязательное выполнение работы, ориентированное на служение коллективу. Дети поочередно привлекаются к различным видам услуг, что обеспечивает их систематическое участие в работе. Распределение и чередование дежурств осуществляется на ежедневной основе. Долг имеет большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в состояние обязательного выполнения определенной работы, необходимой для коллектива. Это позволяет детям развивать ответственность за группу, заботливое отношение и понимание необходимости их работы для всех.

В младшей группе, выполняя поручения, дети приобрели навыки, необходимые для сервировки стола, и стали более самостоятельными в выполнении работы. Это позволяет средней группе ввести дежурство по столовой в начале года. Каждый день за каждым столом работает один человек. Во втором полугодии дети дежурят, чтобы подготовиться к занятиям. В старших группах вводится дежурство в естественных уголках. Дежурные сменяются ежедневно, каждый из детей систематически участвует во всех видах обслуживания.

Коллективный труд — самая сложная форма организации труда детей. Он часто используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты работы имеют практическую и социальную значимость. У детей уже есть достаточный опыт работы с различными видами услуг и поручений. Расширение возможностей позволяет учителю решать более сложные задачи трудового воспитания: учит детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенное время. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как совместная работа, когда детям дается общее для всех задание, а в конце работы складывается общий результат.

В подготовительной группе совместная работа приобретает особое значение, когда дети находятся в процессе работы в зависимости друг от друга. Совместная работа дает учителю возможность развивать позитивные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Конспект занятия по трудовому воспитанию в младшей группе

Конспект занятия в младшей группе «В гостях у Феи Трудолюбия»
Автор:Ермилова Ирина Александровна, воспитатель младшей группы МДОУ детский сад №5 «Звездочка»г. Аткарска Описание: Данная разработка может быть полезна воспитателям младшей группы. Программное содержание: 1)Обучающие задачи:
— продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять чашки с блюдцами, ставить салфетницу, класть столовый прибор – ложку с правой стороны. — приучать к работе на огороде и в цветнике. — формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. — закреплять умение сочетать речь с движениями. — закреплять основные цвета, понятия: один, много, большой, маленький. — закреплять знания о посуде.
2)Развивающие задачи:
— продолжать развивать диалогическую форму речи. — развивать мелкую моторику рук. — развивать эстетическое восприятие окружающего. — развивать наблюдательность и любознательность детей. 3
) Воспитательные задачи:
— воспитывать положительное отношение к труду. — прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность. — формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда. — поощрять инициативу в оказании помощи взрослым.
Словарная работа: — учить использовать в речи наиболее употребительные существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. — продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа). — расширять словарный запас за счет имен существительных: чаепитие, урожай, путешествие,..; прилагательных: мягкие, спелые, сладкие, сочные,..; глаголов: поливать, рыхлить, помогать, трудиться,… Предварительная работа: — беседа с детьми о посуде (Какая бывает посуда, для чего предназначена). Игры «Чаепитие», «Идем в гости» — наблюдение за трудом взрослых. — игры с клубками. — беседа на тему: «Что растет в саду?» — заучивание стихотворений. Материал и оборудование: воздушные шары, воротики, декорация замка Феи, 2 стола, скатерть, поднос с посудой, таз для стирки, салфетки, стойка для сушки салфеток, коврик, корзина с клубками, кот Мурлыка, клумба с цветами, садовый инвентарь, декорация сада (елки, яблони, цветы, павлин), яблоки, музыкальное сопровождение, Фея Труда – взрослый, фея – ребенок. Ход занятия. Воспитатель входит в зал с детьми под музыку. (Когда дети все зайдут в зал, звучит другая быстрая музыка и «влетает» маленькая фея — ребёнок).Фея. Здравствуйте дети. Воспитатель. Здравствуй девочка. Фея. Я не простая девочка. Я фея Фиона — помощница феи Труда. Она очень нуждается в вашей помощи. Помогите, пожалуйста! Воспитатель. Поможем ребята? Дети. Да. Воспитатель. Где живет фея? Фея. Она живёт в сказочной стране. Попасть в сказку вам помогут эти красивые шары. А мне пора дальше. До свидания ребята. Воспитатель и дети. До свидания. (Фея улетает. Воспитатель вместе с детьми “летят” на шарах в страну сказок и говорят слова: В сказку мы сейчас спешим, На шарах туда летим. (Звучит музыка из «Маленькой страны» Н. Королёвой. Воспитатель с детьми подходят к воротикам.)Воспитатель. Ребята мы с вами попали в сказочную страну. Посмотрите какие красивые воротики, но они нас не пускают в сказку. Давайте скажем волшебные слова: Эники, беники, рики, Воротики в сказку пустите. (Звучит волшебная музыка)
Ребята воротики впускают нас в сказку, скорее в путь.
(Дети проходят за воспитателем в воротики по музыку из «Маленькой страны» Н. Королёвой. Воспитатель с детьми подходят к замку.)
Ребята, посмотрите сказочный замок Феи. Вот и фея Трудолюбия нас встречает.
Фея. Здравствуйте ребята! Как я рада, что вы пришли ко мне на помощь. Воспитатель. Что у вас случилось? Фея. У меня стряслась беда, Помогите мне друзья! В замок ветер прилетал, Волшебную палочку Мою заколдовал. Фея. Ко мне в гости должны прийти подружки феи. Без волшебной палочки я не успею справиться со всеми делами. Поэтому прошу вас, помогите мне, пожалуйста. Поможете? Дети. Да Воспитатель. Как тебе помочь? Что нужно сделать? Фея. Помогите на стол накрыть, дети, Чтоб гостей я могла встретить. 1) Сервировка стола. (Выбирается три ребёнка. Им одеваются фартуки и головные уборы. Дети сервируют стол. На столе накрыта скатерть, посуда стоит в подносе: четыре тарелки, четыре чашки, четыре ложки, чайник, сахарница, салфетница. )
Мы помощники сегодня — Станем фее помогать: Аккуратно и красиво Будем стол сервировать.
(Пока дети накрывают на стол, воспитатель беседует с группой свободных детей.)Воспитатель. Ребята, а вы помогаете маме дома? Дети. Да. Воспитатель. Как вы помогаете? Что делаете с мамой? (Ответы детей). Молодцы! Фея. Вот и помощники мои справились со своей работой. Воспитатель. Ребята, что вы делали? Дети. Накрывали на стол. Воспитатель. Молодцы! Фея. Молодцы, спасибо вам.Гостям нужны чистые салфетки. Помогите, пожалуйста, салфетки постирать. Воспитатель. Конечно поможем, ребята? Дети. Да. 2)Стирка салфеток. Мы весёлые ребята И трудиться нам не лень. Мы в корытце льём водицу И стираем целый день. Мы платочки постираем, Постираем от души. И тогда нам фея скажет: «Все ребята молодцы». Фея. Хорошо ребята потрудились. Теперь салфетки для гостей чистые. Воспитатель. Ребята, что вы делали? Дети. Стирали салфетки. Воспитатель. Молодцы! 3)Клубочки Фея. Ребята у меня есть волшебный коврик. Идемте я вам покажу.(Дети проходят к коврику).
На нём любит отдыхать кот Мурлыка. Давайте и мы присядем отдохнуть вокруг коврика. Кот Мурлыка играл с клубочками и разбросал их. Вы ребята помогите и клубочки соберите.
Воспитатель. Сколько клубочков рассыпал котик? Дети. Много. Воспитатель. Давайте соберём клубочки. (Дети собирают.) Ребята, какие на ощупь клубочки? (мягкие) Сколько клубочков у тебя, Маша? Посчитай.(один, два) Сколько клубочков у тебя, Рома? Посчитай. Максим, какого цвета у тебя клубочек? Аня, какого цвета у тебя клубочек? Маша, по размеру у тебя какой клубочек?(большой, маленький) Кирилл, по размеру у тебя какой клубочек? Молодцы, ребята. Положите теперь клубочки в корзину. Фея. Молодцы, ребята. Все клубочки собрали, хорошо потрудились. Какие вы старательные. 4)Чудо – сад Сейчас я вам покажу мой чудо-сад. А вы знаете, что растет в саду? Дети. Деревья. Фея.Какие садовые деревья вы знаете? Дети. Яблоня, слива, груша, вишня. Фея. Правильно. Еще у меня есть клумба. Вы знаете, что растет на клумбе? Дети. Цветы. Фея. Пойдемте за мной. По тропинке мы пойдем, В сад волшебный попадем. По тропинке мы шагаем, Дружно руки поднимаем. Через лужу, ручеек Прыг-скок, прыг-скок. Фея. Вот пришли мы в чудо-сад. Здесь растет моя клумба с цветами. Посмотрите, какие они красивые. (Двое детей в масках цветов подходят к клумбе и говорят:
Нет дождя, какая жалость, Просят бедные цветы: «Дайте, хоть водицы малость, Пропадем от духоты!»
Фея. Но вот беда, в сказочной стране давно не было дождя, и цветы могут погибнуть. Воспитатель. Не переживай, Фея Труда. Мы с ребятами пожжем полить цветы. ( Около клумбы стоит корзина с садовым инвентарем: лопата, грабли, лейка. Выходят трое детей, каждый берет свой инвентарь и работает на клумбе.)
Не ленись моя лопатка, Будет вскопанная грядка. Грядку граблями пригладим, Все комочки разобьем. А потом водой польем. Лейка, лейка лей, лей, лей, Грядка, грядка пей, пей, пей.
Фея. Ребята, какие вы молодцы! Дружно все потрудились. Дети. Мы работали не зря, Стала мокрая земля. Напились воды цветы, Их полили я и ты. Будет ваш цветник расти, Будет ваш цветник цвести. Фея. Я вам очень благодарна, что вы не дали погибнуть моим цветам. Посмотрите, они стали еще красивей. Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие деревья растут в саду у Феи Труда. Рома, как называется это дерево? (Елка) Что растет на елке?(Шишки) Ребята, как называются эти деревья? (Яблони) Что растет на яблоне? (Яблоки) Варя, что растет на яблоне? (Яблоки) Правильно. Какие яблоки висят на яблоне? (Красные, спелые, сочные) Фея. Ребята, яблоки давно поспели. Но собрать урожай я не успеваю. Помогите пожалуйста, собрать яблоки. Воспитатель. Вот так яблоки! Они соку сладкого полны. Дети руку протяните По одному яблоку сорвите. ( Дети подходят к яблоне, срывают по одному яблоку и кладут в корзину.)
Посмотрите, дети, какой урожай яблок мы собрали.
Фея. Вы такие, молодцы, много трудились. Воспитатель. Что, ребята, вы сегодня делали? Как помогали Фее? (Стирали салфетки, накрывали на стол, собирали клубочки, поливали клумбу, собирали яблоки.) Фея. Смотрите, ребята, благодаря вам вновь заработала моя волшебная палочка (показывает – она мигает). Я хочу отблагодарить вас за ваше трудолюбие. Закройте глаза, сейчас будет чудо. (Звучит музыка, Фея колдует над корзиной с игрушечными яблоками и они превращаются в настоящие.) Это вам ребята за помощь! Кушайте на здоровье. Воспитатель и дети. Спасибо. Нам пора возвращаться домой в детский сад. До свидания Фея. (Под музыку дети с воспитателем возвращаются через ворота в детский сад.) Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось, ребята, в гостях у Феи Труда? Сейчас мы пойдем в группу, вымоем руки и будем кушать яблоки.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Трудовое воспитание во 2 младшей группе детского сада

Похожие статьи:

Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Развлечение в старшей группе детского сада «Труд людей»

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Консультация для родителей. Приобщение дошкольников к труду

Управление детским трудом

Большое значение для формирования у детей представлений о достойном труде и воспитания положительного отношения к труду имеет то, насколько систематично он организован.

Как правило, взрослому довольно легко удается пробудить желание работать у детей в возрасте 5-7 лет. Это можно объяснить стремлением старших дошкольников к активным практическим действиям, подражанием взрослым, искренним доверием к ним и их повышенной эмоциональностью.

В то же время у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием работать и способностью участвовать в работе. Таким образом, желание работать развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, недостаток силы воли по сравнению со взрослым, все это приводит к тому, что дети, имеющие большое желание работать, оказываются неспособными и рано выбывают из трудового процесса. В результате их работа часто заканчивается неудачей и поэтому не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости от успеха в работе, никогда не полюбит работу и будет стараться от нее избавиться.

При организации труда старших дошкольников необходимо учитывать такие факторы, как целесообразность труда, своевременное переключение на другие виды работ, изменение рабочей позы (это устраняет физическое утомление и способствует концентрации внимания) и правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен и характер самого произведения, его свойства. Так, изготовление бумажных игрушек, выпечка печенья, сбор овощей и ягод — работа разнообразная и эпизодическая. В нем много новизны и эмоциональности. Самообслуживание и работа по дому, с другой стороны, однообразны и повторяются изо дня в день. Этот вид работы требует от детей большего терпения, постоянного трудолюбия и ежедневного самоконтроля. Естественно, детям гораздо легче и охотнее заниматься работой, носящей эпизодический характер, чем ежедневными трудовыми заданиями по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя дома порядок в своем игровом хозяйстве, заправляя постель, приводя в порядок обувь и одежду, вытирая пыль с мебели и т.д., они должны понять необходимость этой работы.

Задача педагогов, родителей — воспитать у них положительное эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбию.

В этом контексте очень важно сформировать у детей как трудовые навыки и умения, так и мотивы трудовой деятельности и правильное отношение к окружающим людям. Последние два пункта являются наиболее важными, когда речь идет о воспитании у детей желания работать. Во-первых, потому что ребенок, овладевший навыками, может выполнять работу только из страха наказания, под влиянием требований взрослых или из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; образовательная ценность такой работы крайне низка. Во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных стимулов, которыми они руководствуются.

В центре внимания находятся не только навыки и умения, связанные с работой, но и отношение к человеку, который дает задание или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он работает. Таким образом, мотивы нравственного и социального характера — труд на благо ближних, заботливое отношение к родным и незнакомым, взрослым и сверстникам — очень важны для формирования у детей положительного эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети должны, прежде всего, понимать цель трудовой деятельности.

Е.А. Климов считает, что развитие человека дошкольного и школьного возраста как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которые он включен и за которые в первую очередь отвечает взрослое поколение.

Многие педагоги и психологи неоднократно отмечали, что труд детей должен иметь большое социальное значение. Это должна быть не игра с работой, а настоящая работа. Задача взрослых — показать детям объективную необходимость их работы и тем самым способствовать развитию у них чувства долга.

Как же должна быть организована такая работа?

Перед началом работы необходимо объяснить детям необходимость предлагаемой работы, показать необходимость окружающих людей (воспитателя, медсестры, педагога) для их работы. Четко поставленная, социально значимая цель — например, помочь взрослым навести порядок — активизирует деятельность детей и определяет их отношение к труду. Для них важно не только быть первыми и получить флаг, но и хорошо выполнять свою работу.

Ошибочно думать, что детям в возрасте 5-7 лет еще рано говорить о высоких целях работы. Напротив, в старшем дошкольном возрасте, когда дети воспринимают все непосредственно, когда они начинают понимать социальную значимость труда русского народа, такие беседы необходимы, но они должны быть доступными, понятными, сопровождаться наглядными примерами. Осознание детьми высоких, социально значимых целей труда, их эмоциональная увлеченность им является основным стимулом активного вовлечения дошкольников в различные виды труда.

Взрослые должны связывать желание детей трудиться с непосредственной организацией трудовой деятельности, чтобы помочь им понять взаимосвязь общественно ценного труда и самообслуживания, необходимость овладения трудовыми навыками, а также помочь им освоить ручные навыки и работу по дому.

В процессе трудового воспитания важно перейти от обучения трудовым навыкам к применению полученных навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретенные детьми трудовые навыки не следует рассматривать как конечную цель трудового воспитания. Они являются необходимым условием для достижения детьми социально значимых трудовых целей и развития у них желания трудиться.

Организация труда в природе в младшей группе

Содержание труда Задачи

В групповом помещении

1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения — подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

2. Рассматривание алгори

3. Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг»

4. Игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»

Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал. Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.

5. Труд в уголке природы: полив растений

6. Труд: посадка лука в уголке природы.

В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук

7. Труд: помыть листья растений

8. Наблюдение – опыт «С водой и без воды».

9. Наблюдение за рассаживанием цветка.

1. Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

2. Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями.

3. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений.

4. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

5. Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями

6. Уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки луковиц (поместить в лунку, крепко нажать и присыпать землей, полить); вызвать интерес к выращиванию растений

7. Продолжать учить мыть листья растений, воспитывать бережное отношение к растениям.

8. Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

9. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – из одного растения – два.

1. Уборка овощей на огороде (помощь взрослых).

2. Наблюдение за сбором крупных семян цветов

3. Сбор мусора, листьев в определенное место.

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включаться в него. Закреплять знание об овощах.

2. Прививать у детей навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

3. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.

1. Уборка сухих веток с участка.

2. Смести снег со скамеек, построек на участке.

3. Подметание дорожек на участке.

4. Наблюдение за трудом дворника.

1. Продолжать учить детей поддерживать порядок на участке детского сада.

2. Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.

3. Учить детей мести веником дорожки, видеть результат своего труда.

4. Воспитывать уважение к труду дворника.

1. Сгребание снега к деревьям.

2. Расчистка кормушек, подкормка птиц.

1. Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

2. Учить детей заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.

1. Убирать кормушки на место хранения.

2. Приводить в порядок огород- очистка от мусора и камней.

3. Уборка сухой травы на огороде.

1. Учить детей заботиться об инвентаре, приводить его в порядок, убирать на место хранения.

2. Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.

3. Испытывать чувство радости от достигнутого результата, хвалить детей на участке в труде.

1. Уборка участка от мусора.

2. Осушение участка – пропускание ручейков.

3. Разбрасывание снега для быстрого таяния.

4. Вынос игрушек и уборка их после игры. 1.2. Продолжать поддерживать желание помогать взрослым, трудиться рядом, не мешая друг другу.

3.4. Формировать активность, способность преодолевать трудности, учить чувствовать себя самостоятельным, умелым.

1. Наблюдение за перекопкой грядок.

2. Наблюдение за перекопкой клумб.

3. Посадка лука, гороха, бобов.

1.2. Продолжать закреплять у детей интерес к труду, воспитывать желание применять посильное участие в трудовой деятельности.

3. Привлечь детей к посадке лука, гороха, бобов, дать возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя умелым.

1. Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь)

1)прополка сорняков на огороде

2)рыхление грядок, клумб

1. .Обогащать представление детей о растениях, учить ухаживать за ними, поддерживать желание помогать взрослым.

Значение коллективной формы работы для формирования личности ребенка

Проявляя социальную активность, каждый студент воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения как личности. Благодаря педагогическому сопровождению общественной жизнедеятельности желание самоутвердиться в глазах своих и сверстников находит благоприятную почву в коллективе. Только в группе формируются такие важнейшие черты личности, как самооценка, самопринятие и самоуважение, то есть принятие или непринятие собственной персоны.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф. Козлова, специально исследовавшего творчество Макаренко, — это научно организованная система воспитания детской жизни. Организация коллективной воспитательно-познавательной, ценностно-ориентированной деятельности и общения создает условия для формирования и реализации интеллектуальной и нравственной свободы. Только в деятельности коллективной жизни формируются интеллектуальные и нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция, набор социально значимых навыков и умений.

Роль коллектива в организации трудовой деятельности детей ничем не заменить. В условиях коллектива это стимулирует проявление взаимной ответственности за конечные результаты работы, взаимопомощи.

Формирование навыков коллективного планирования способствует появлению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию методов и навыков, необходимых для реализации самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. А результатом коллективного планирования является высокое качество совместно полученного результата трудовой деятельности.

Успешное достижение цели во многом зависит от умения контролировать собственную активность. Дети 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе и считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. Они критически относятся к работе своих сверстников. В возрасте 5-7 лет дошкольники пытаются правильно оценивать свою работу, хотя замечают не все ошибки, а только самые грубые. Их интересует качество работы. Поэтому они обращаются к взрослому с вопросами о правильности и качестве собственной трудовой деятельности.

Воспитатель предлагает всем детям испечь печенье, посадить лук, постирать одежду кукол (количество детей может быть самым разным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждому из детей дается определенное задание, например: взять кусок теста, раскатать его и вырезать формочкой печенье, или взять несколько луковиц, пусть учитель покажет, какую дорожку, отмеченную линией, нужно посадить, и начать работать и т.д.

Дети работают «бок о бок». Но когда процесс работы завершается, наставник подводит итоги. Таким образом, он может указать на преимущество коллективной работы: Каждый сделал немного работы, а вместе они достигли многого. Это самое простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но в этом задании учитель говорит детям в процессе работы: «Мы должны стараться не отставать от других. Не заставляйте своих друзей ждать. И с учетом возможностей и уровня способностей того или иного ребенка, он обеспечит такой объем работы для всех, чтобы каждый мог выполнять работу примерно в одно и то же время.

Эта форма объединения является переходом от работы «бок о бок» к совместной работе.

По мере приобретения детьми опыта участия в труде и овладения навыками, а также правилами организации собственной трудовой деятельности, по мере роста сформированности у них определенных принципов трудолюбия (то есть по мере решения ими ранее поставленных задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.

Важно формировать у детей начала коллективизма, умение работать сообща, помогать друг другу, видеть трудности товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам работы и так далее. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместной работе детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]