«Конспекты развивающих игр»план-конспект занятия (старшая группа) по теме
КОНСПЕКТ ИГРЫ «ИЗ ЧЕГО И КЕМ СДЕЛАНО?»
Цели: познавательная, обучающая, развивающая, воспитательная.
Задачи: расширение знаний о текстильной промышленности, совершенствование навыков аудирования, соотнесения услышанного с изображением, воспитание уважения к людям труда.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки, изображающие хлопковые поля, большие машины, отвозящие хлопок на фабрики, прядильно-ткацкие фабрики; ткачих, художников, делающих рисунки для тканей, печатные машины, наносящие рисунки на ткань; картинки, на которых нарисована разная одежда из ситца.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.
Описание и приемы проведения игры. В начале игры надо раздать детям эти картинки и спросить; «Знаете ли вы, из чего сделаны ваши платья, костюмы? Посмотрите внимательно! Многие из них сшиты из хлопчатобумажной ткани. Хлопок, их которого сшита одежда, растет там, где много солнца и тепла. Совершим путешествие в солнечный Узбекистан, где растет хлопок». Если есть возможность, то необходимо дать детям рассмотреть плоды-коробочки с белым пушистым хлопком. Педагог продолжает рассказ: «Такие коробочки собирают и отправляют на очистительные фабрики. Там хлопок расчесывают и отправляют на прядильные фабрики. Прядильные машины прядут нити и наматывают их на веретена. Из ниток ткачихи ткут ткань. Художник придумывает рисунок. Так получаются ситец или сатин. Из этой ткани шьют одежду».
Во время рассказа воспитатель просит показывать картинки какая чему соответствует.
Советы воспитателю
На другом занятии детям можно предложить из лоскутков ткани сшить куклам одежду.
КОНСПЕКТ ИГРЫ «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие речевой активности, быстроты мышления и реакции, логического мышления; формирование чувства языка. Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга. Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая в сочетании с практическими заданиями.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель с детьми садятся в круг, объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише мячик. Он возьмет мячик и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст мячик рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так, по очереди мячик переходит от одного играющего к другому. Передавать мячики другому играющему следует после того, как придумано предложение с названным ведущим словом.
Советы воспитателю
Эту игру следует проводить после того, как дети познакомятся со словом и предложением.
КОНСПЕКТ ИГРЫ «ЯСНОВИДЯЩИЙ»
Цели: развивающая, обучающая, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: развитие логического мышления, способности рассуждать, делать выводы на основе полученной информации и осязательных данных, творческих способностей; выработка умения играть в команде.
Игровой материал и наглядные пособия: шарф или платок, который будет играть роль повязки для завязывания глаз водящего — ясновидящего.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. В игре может участвовать неограниченное количество детей (от 10 до 15 человек). Воспитательница вводит детей в игровую ситуацию: все дети превращаются в посетителей, которые всеми силами стремятся попасть на сеанс и получить консультацию известного ясновидящего, мага и волшебника. Из игроков выбирают ведущего — мальчика Васю, который является ассистентом, т. е. помощником, ясновидящего. Водящего усаживают на стул или табуретку посередине комнаты или любого игрового помещения и завязывают ему глаза. После этого ведущий — мальчик Вася, взяв за руку одного из игроков, осторожно по очереди подводит их к «ясновидящему», который в свою очередь, дотрагиваясь руками до головы, волос, лица, плеч и одежды посетителя или посетительницы, т. е. играющих мальчика или девочки, на ощупь должен безошибочно угадать, кто это стоит перед ним. Ясновидящий должен громко и отчетливо назвать вслух имя и фамилию участника.
Если «ясновидящий» ошибается, то он меняется местами с тем игроком, которого не узнал. Если он называет все правильно, то угадывает другого игрока.
Советы воспитателю
Игра может продолжаться бесконечно долго, поэтому надо заранее условиться о времени, которое оно будет длиться, или о количестве туров. Победителем считается тот ясновидящий, который угадал большее количество игроков.
КОНСПЕКТ ИГРЫ «ЛАСТОЧКА И КРОТ»
Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.
Задачи: развитие слуховой памяти, внимательности, творческих способностей, мышления.
Игровой материал и наглядные пособия: костюмы крота и ласточки, причем в данном случае можно ограничиться одними лишь масками, а также понадобятся шарф или небольшой платок, которыми надо будет завязать глаза крота, стул, кресло либо табуретка.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Эта игра напоминает предыдущую, только здесь угадывать игрока надо по голосу. Все ребята образуют большую многочисленную команду, выстроившись в одну шеренгу. Из общего числа игроков выбирается путем голосования или при помощи считалочки девочка — ведущая, которая будет играть здесь роль ласточки, и крот — водящий. Ведущая завязывает кроту глаза повязкой, чтобы тому ничего не было видно, и объясняет остальным игрокам довольно несложные правила игры.
Ласточка держит за руку одного из ребятишек, тихо подводит его к сидящему на стуле с завязанными глазами кроту. Участник должен назвать водящего — крота — по имени. Задача крота на данный момент заключается в том, чтобы угадать того участника, который к нему подошел, и назвать его фамилию и имя. Если крот угадал участника по голосу, то они временно меняются с ним местами, а если нет, значит, игра продолжается в том же духе. После этой процедуры угадывания ласточка выводит к кроту следующего игрока, и так продолжается из одного тура в другой, пока все ребята не побывают в роли угадывающего. Причем другие участники не имеют права подсказывать кроту.
Советы воспитателю
Нарушители правил наказываются при помощи каких-либо придуманных штрафных санкций, которые оговариваются заранее. Например, добежать от одной стены помещения до противоположной и обратно или попрыгать на одной ножке, на правой или на левой, по выбору «провинившегося», 10 раз, либо сделать приседания в количестве 20 штук и т. Д.
КОНСПЕКТ ИГРЫ «КОЛЕЧКО СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»
Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие внимательности, точности и быстроты разнообразных реакций, координации движений, а также двигательных и творческих способностей, умения играть в коллективе.
Игровой материал и наглядные пособия: какое-либо колечко любых размеров, изготовленное из простого металла или пластмассы, стулья, количество которых совпадает с числом участвующих ‘ в игре детей. Если игра проводится во время утренника, то можно сшить театрализованный или карнавальный костюм Снежной королевы.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Все ребята организовываются в одну многочисленную команду, в составе которой может быть неограниченное количество участников, взятое произвольно, и рассаживаются на стулья, расставленные в одну прямую ровную линию, либо на скамейку. Ведущей является Снежная королева, держащая в руках кольцо. Воспитатель представляет ее.
Участники команды, вытянув вперед руки, сложенные ладошками вместе в форме «лодочки», молча ждут. Королева, торжественно проходя рядом с ними и дотрагиваясь руками до ладоней игроков, делает вид, будто кладет им свое «именное» колечко в ладошку. Затем ведущая произносит следующую фразу: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Услышав эти слова, тот игрок, у которого в руках находится колечко от Снежной королевы, должен быстро вскочить со своего стула и выбежать в центр помещения, встав рядом с ведущей. Однако остальные дети должны, угадав заранее, кто является временным обладателем счастливого кольца, постараться удержать его на месте, не дав вырваться. Если же игроку удалось успешно и благополучно вырваться из импровизированных тисков, то он автоматически превращается в Снежную королеву или короля занимая ненадолго место ведущего, пока кто-нибудь точно таким же образом не заменит его.
Советы воспитателю
Перед началом игры надо объяснить ее правила. Эту игру хорошо проводить во время праздников.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БАЛЕТ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» (ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ, ЗНАКОМСТВО С СОДЕРЖАНИЕМ)»
Цели: развивающая, коррекционная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: расширение кругозора, повышение уровня музыкальной грамотности, развитие воображения, эстетического чувства.
Оборудование: музыкальный центр, диск. Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа и прослушивание музыки.
Описание и приемы проведения игры. Взрослый рассказывает о П.И. Чайковском и предлагает познакомиться с его балетом «Лебединое озеро». Затем следует уточнение, что такое балет. Звучит фрагмент из балета. На фоне музыки звучит рассказ сюжета. Детям предлагается перенестись в прекрасный дворец, где собралось много гостей, чтобы отпраздновать день рождения принца Зигфрида, который получает в подарок лук и стрелы.
Принц идет на берег озера, по которому плавают белоснежные лебеди. На глазах принца происходит чудо: лебеди превращаются в девушек. Принц влюбляется в царицу лебедей Одетту и узнает, что злой волшебник превратил ее с подругами в лебедей, и только вечером они могут вновь превращаться в людей. Спасти Одетту может только любовь юноши. Принц принимает решение ее спасти. Но злой волшебник пытается обмануть принца. С помощью колдовства превращает свою дочь в Одетту. На следующий день во дворце вновь организован бал, на который является дочь волшебника, и принц объявляет ее своей невестой. Однако он замечает, что в окне появляется лебедь и взволнованно машет крыльями. Принц почувствовал беду и пошел на озеро, где сразился с волшебником и победил его. Одетта и ее подруги вновь превращаются в людей.
После этого взрослый предлагает ответить на следующие вопросы.
1. Какие впечатления оставило содержание балета?
2. Какие впечатления вызвала музыка?
3. Какими вы представляете принца, Одетту, злого волшебника?
4. Понравилось ли вам занятие?
Советы воспитателю
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста материал следует предлагать в упрощенной и сокращенной форме. После прослушивания балета можно предложить детям нарисовать персонажей или наиболее драматичные моменты сюжета.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЬВИНА УЧИТ БУРАТИНО» (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ А.К. ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)
Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие актерских способностей, чувства юмора, выразительности речи, дикции.
Игровой материал и наглядные пособия: можно изготовить костюмы для персонажей.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игра с элементами драматизации.
Описание и приемы проведения игры. По ходу представления зрители не должны быть пассивными наблюдателями. Все они — активные участники игры. Они постоянно общаются с персонажами, дают им советы и могут даже повлиять на ход событий. Итак, кукольный театр начинается.
Ведущий. Девочка с голубыми волосами сидела в саду, за маленьким столом, накрытым кукольной посудой, и отмахивалась от надоедавших бабочек.
Мальвина (с досадой). Да ну вас, в самом деле!
(Пудель Артемон, помогая Мальвине, лает на бабочек, гоняется за ними, устраивая веселую суету. Появляется Буратино и садится за стол; движения его развязны. Дети подсказывают ему, как надо сидеть за столом. Мальвина наливает в крошечную чашку какао.)
Ведущий (укоризненно). Буратино пирожные запихивал в рот целиком и глотал, не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал, причмокивая. (Такие действия вызывают у детей смех. Мальвина огорчена.)
Ведущий (с сожалением). Когда Мальвина отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, Буратино схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Мальвина (строго). Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Дети, он уже забыл и ваши советы. (Далее резко.) Не ешьте руками, для этого есть ложка и вилки, правда, дети? Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина (угрожающе). Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
Буратино (в отчаянии). Вот так попал!
Ведущий. Дети, подумайте, может быть, пригласим Буратино посещать наш детский сад? Воспитательница у вас добрая, любит вас? Вам жалко Буратино? Где же он мог научиться всему тому, что требует Мальвина? Ведь он еще не ходил в школу.
Ведущий (сочувственно). От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился.
Мальвина. А сейчас будем заниматься воспитанием. (Убирает чайный стол, ставит доску и парту.) Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь (Берет мел.) Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два апельсина.
Буратино. Врете, нету у меня апельсинов!
Мальвина (терпеливо). Я говорю, предположим, как будто у вас в кармане два апельсина.
Буратино (дурашливо). Ха-ха-ха!
Мальвина. Кто-то взял у вас один апельсин. Сколько осталось в кармане фруктов?
Буратино (уверенно). Два.
Мальвина. Подумайте хорошенько. Буратино (незадумываясь). Два. Мальвина (судивлением). Почему?
Буратино (решительно). Я же не отдам кому-то апельсин. Не отдам, и все!
Мальвина (огорченно). Увы, но вы совсем не способны к математике.
Ведущий. Дети, почему Буратино не сумел решить такую простую задачу? Верно. Он думал об апельсинах, а не о вычитании. Ведь он никогда их не ел. Что дал бедный папа Карло своему деревянному сыночку на завтрак? Горькую луковицу. Может, угостим Буратино апельсинами? (Буратино благодарит ребят и с удовольствием ест апельсин.)
Мальвина. Займемся русским языком. Будем писать диктант. Напишите: «А роза упала на лапу Азора». Готово? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
В е д у щ и й. Но Буратино никогда не видел пера и чернильницы!
Мальвина. Пишите! (Буратино тотчас же сует в чернильницу свой нос и страшно пугается, когда с носа на бумагу падает чернильная клякса.)
Мальвина (резко). Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Ведущий. Подождите, Мальвина, подождите. Дети, вам, наверное, жаль Буратино? А Мальвину? Почему ей не удается его научить ничему, а у вас он охотно учится? (Выслушать ответы детей.) Да и сама Мальвина расстроилась, ведь она же не злая девочка. Приходите-ка лучше оба к детям на занятия по грамоте и математике. Наша воспитательница вас быстро всему научит!
Советы воспитателю
Игра должна быть наполнена весельем, шутками. Повторные игры лучше проводить как драматизации. Можно предложить детям разнообразные задания по математике, родному языку, чтению.
Развивающее занятие с воспитанниками старшей группы детского сада.
Конспект
Развивающего занятия с воспитанниками старшей группы детского сада
.
Автор –
педагог-психолог МБДОУ «ВЦРР – д/с №1» Болтова Елена Ильинична
Цель:
создать условия для познавательной деятельности детей, в которой они смогут реализовать
Задачи:
— научиться внимательно слушать задание и группировать предметы по основным признакам;
— тренировать восприятие и внимание;
— составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать связную речь;
— правильно оценивать свои поступки и поведение окружающих (ОБЖ).
Оборудование:
— демонстрационный материал (книга с цветными иллюстрациями, сюжетные картинки);
— «Чудесный мешочек» с карточками по теме «насекомые»;
-мяч.
Образовательные области:
речевая, социально-коммуникативная, познавательная
Ход занятия.
Приветствие
для создания позитивного психоэмоционального настроя воспитанников.
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Игра «Чудесный мешочек»,
как заинтересовывающий момент и настрой воспитанников на данную тему. Каждому ребёнку предлагается по очереди вытащить из мешочка 1 карточку и назвать насекомое, его отличие от других и значение в живой природе. Эта игра активизирует мотивацию воспитанников по теме. В случае совершения ошибок в названии насекомого или его отличительных качеств необходимо предложить дошкольникам оказать помощь. Задание выполняется всеми детьми по очереди, стоя в кругу или сидя за столом.
Игровое задание «Назови насекомых».
Детям предлагается найти на рисунке всех насекомых и назвать их. Определяется уровень знаний детьми насекомых, сформированность у них восприятия и уровень развития внимания.
Критериями достижения задач является: активность воспитанников, верное выполнение задания всеми участниками процесса, заинтерессованность дошкольников.
В случае затруднения выполнения задания оказывается вербальная или визуальная помощь, побуждение оказать помощь другими детьми.
Работа проводится фронтально, для воспитанников с более низким уровнем внимания уделяется больше времени для выполнения задания.
Для снятия напряжения и статичности проводится физкуль и пальчиковая гимнастика.
Игра «Оцени поступок».
Воспитанникам предлагается рассмотреть картинку и по очереди составить рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы: «Что делают дети? Чем это опасно?»
Создаются условия для развития у дошкольников умения соотносить вопрос с картинкой, правильно оценивать свои поступки и поведение окружающих. Для стимулирования активной речи воспитанников задаются наводящие вопросы типа: «Почему так делать нельзя? Что может случиться? Какие это поступки: хорошие или плохие?» Следует подвести воспитанников к самостоятельному выбору правильного безопасного поведения.
Игра «Всё наоборот».
Воспитанникам предлагается , поймав мяч, назвать слово наоборот. Например, хорошо – плохо, горячий – холодный, добрый – злой и т.д.
Данная игра помогает развить у воспитанников мышление, речь, внимание. Желательно проводить её в быстром темпе. Подсказки других воспитанников приветствуются. Необходимо следить, чтобы каждый воспитанник называл слова антонимы.
Подведение итогов. Воспитанникам предлагается дома с родителями назвать как можно больше слов «наоборот» — антонимы и назвать их на следующем занятии.
Успешность выполнения задания зависит от количества названных антонимов.
Прощание и пожелание удачи.
Используемая литература:
Земцова О.Н. «Развиваем внимание» ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус» 2012г.