Звуки [М ] [М`]. Буквы М, мметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Цель.

Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой
Мм;
учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование.

Картинки со звуками [м—м’]; палочки; картинки с изображением цветов; фломастеры; звуковые домики.

Ход занятия

I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.

1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

Какой первый звук в песенке коровы? ([м]).

Какой первый звук в песенке кошки? ([м’]).

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—м’]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

— Какие два звука имела в виду Маша? ([м]). Где в слове мама

слышен звук [м]? (В начале и середине слова)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м—м’]. На клумбе росли цветы: ирисы, маки,

пионы.

— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки) Почему? Маша вернулась с букетом маков.

Поставила их в вазу. А на столе уже стояла
манная
каша и
молоко.
Маша засмеялась:
«Мамочка,
какая ты молодец! Ты помогаешь
мне
в
моей
игре».

— Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко

— первый звук [м]).

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша

сорвала
морковь
для супа,
малину
для компота.

— Какой первый звук в словах морковь

и
малина?
(Звук [м]). Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали
макароны
и
мясо
. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

— Какие звуки слышны в начале слов макароны,

мясо? (Звуки [м—м’]).

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м—м’]», — ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?» (Мышки)

— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут». (Мяч)

— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м—м’] в словах мышь

и
мяч.
Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.

Артикуляция звуков.

При произнесении звуков [м—м’] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными.

Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков.

Звуки [м—м’] — согласные; могут быть твердыми и мягкими.

II. 1. Звуковой анализ слов мышь

и
мяч
(с закрашиванием фломастерами окошечек в домиках).

2. Игровая ситуация «Фокус».

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых гласные звуки [м—м’] закрашены синим фломастером.

— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, но солнышко растопило всю его твердость?

Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синий квадратик во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синий квадратик превращается на глазах детей в зеленый. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые остаются синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.

III. Закрепление нового материала.

1. Воспитатель предлагает из пары слов выбрать и назвать те, которые начинаются со звука [м’].

Примерные пары слов: масло


мясо, мак

мяч, море

мель, мышка

мишка, машина

метро
и т. п.

2. Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха


летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл)

и др.

IV. 1. Знакомство с образом буквы. Педагог интересуется у детей:

— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м—м’]. Показ демонстрационной буквы и размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим цветом.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет».

Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. п) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

Проект «Город Букв» — всё о букве «М» для 1 класса

Цель проекта: Познакомиться со всеми буквами русского алфавита и выбрать свою самую любимую букву. Нарисовать и рассказать о её характере, а также поведении в Городе Букв, узнав о ней из произведений учебника «Литературное чтение». Сделать макет буквы, подготовить доклад для выступления и презентацию с иллюстрациями.
План выполнения проекта:

  1. Моя любимая буква
  2. Сделаем макет буквы из картона.
  3. Характер буквы «М».
  4. Стихотворения о букве «М».
  5. Загадки о букве «М».
  6. Текст о букве «М» для Музея букв.
  7. Пример готовой презентации.

Доклад к проекту

Я выбрала для Музея букв — букву «М». Так как она моя самая любимая. Об этой букве различные писатели сказали много интересного.

С буквы М начинается слово Мышь, которое обозначает грызуна, спасающегося от кошки в стихотворении В. Данько.

Весёлый Маскарад затеяли буквы в стихотворении Саши Чёрного.

Буква М является согласной и её нельзя петь.

Зато её можно Мычать, как это сделал цыплёнок в стихотворении И. Гамазковой.

В стихотворении С. Маршака с буквы М начинается слово Медведь, который угрожал съесть всех остальных пассажиров.

Также с этой буквы начинаются слова Мужество, Мама, Малина, Мяч.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]