Занятие по ИЗО в детском саду на тему: «Роспись ложки (хохломская)»
Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе
Тема: «Росписьложки (хохломская)»
Программное содержание:
-Продолжать знакомить детей с изделиями Хохломы. Познакомить с новым элементом- завиток. Закрепить умение рисовать ягоды (штампом), листья, травку. Учить детей составлять узор в круге. Передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора. -Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. -Воспитывать любовь и уважение к людям труда.
Материал демонстрационный:
выставка изделий хохломской росписи, изображения хохломских изделий.
Материал раздаточный:
деревянные ложки, гуашь, кисточки, ватные палочки, салфетки, подставки под кисточки, стаканчики для воды.
Аудиоматериал:
песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова, песня «Русские ложки»
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка. На столах перед детьми расставленыхохломские изделия.
Воспитатель: Кому посуда для кашки-окрошки, Чудо- блюдо да чашки, ложки? Заходи, народ честной на нашу выставку. Не проходите мимо, будьте гостями дорогими на нашей чудо-выставке. Полюбуйтесь изделиями великих мастеров. Посмотрите, ребята, на эти изделия. Как их можно назвать одним словом. — Посуда. — А одинаковая ли здесь посуда? — Нет. — Здесь и чашки, здесь и ложки, самовар да поварешки. — А чем же похожа эта посуда? Возьмите в руки по одному изделию, внимательно рассмотрите его. Чем же похожа эта посуда? — Она сделана из дерева, одинаковые элементы узора (завитки, травка, листки, веточка с ягодами), узор выполнен на черном или желтом фоне. — А как же называется эта посуда? Кто уже догадался? -Хохломская посуда Да к вам приехала сама Золотая Хохлома! Выросла золотая травка на ложке, Распустился цветок на плошке, Ягодка клюква поспела на поварешке. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал
(раскрашивал)
, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома». Давайте еще раз вспомним, из каких растительных элементов состоит хохломской узор — Ягоды, листья, завитки, кустики. (демонстрирую на картинках) — Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон, который делает изделие более нарядным и праздничным — Ребята, я обратила внимание на корзинку, которая стоит в уголке. Может быть ее кто- то забыл. Давайте в нее заглянем (достаем ложки). — Кто-же оставил нам эти ложки. Может быть мастера, которые привезли нам свои изделия? Посмотрите-ка, ложки-то непростые, а деревянные. Но вот только на них нет узора, и смотрятся они не совсем празднично. Ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать эти ложки. А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели. (одеваем фартуки) — Какие цвета нам понадобятся для составления узора?
(черный, красный, зеленый)( показываю образцы нарисованных ложек)
— Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?- Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.— Какое главное правило при составлении узора?
(элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно)
.
— Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка)
. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями
(дугообразными)
. А вот ягоды можно еще нарисовать штампом (ватной палочкой). Посмотрите, как я буду расписывать ложку. В центре ложки мы рисуем завиток один, другой. От завитка кончиком кисти рисую травинки. А вот ягоды нарисуем штампом. — Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами. А теперь приступаем к работе. Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой (звучит песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова.) Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях- прожилки (черные). Анализ детских работ.- А теперь посмотрите и найдите ложки, наиболее похожие на хохломские, выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других. — Ребята, вы очень старались, теперь наша ярмарка пополнится хохломскими ложками.- Роспись, хохломская, словно колдовскаяВ сказочную песню просится самаИ нигде на свете нет таких соцветийВсех чудес чудесней наша хохлома А сейчас я попрошу выйти сюда задорных музыкантов.- Ну-ка, ложки разбирайте,С нами пляску начинайте.Песня «Русские ложки».
Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию), колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения — умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Предварительная работа.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Экскурсия в музей народного творчества или краеведческий музей (с воспитателем, искусствоведом или с родителями в выходные дни.) Организация в детском саду мини-музея или «музея в чемодане» («в сундучке»), экспонатами которого могут быть предметы старины и народного декоративно-прикладного искусства, принесённые родителями для временной экспозиции.
Подготовка «книжечек» для иллюстрирования детьми на трёх последующих занятиях по рисованию. Эту работу воспитатель проводит сам или вместе с детьми в самостоятельной художественной деятельности. Книжка делается следующим образом: два листа бумаги белого цвета складываются пополам, один вкладывается в другой и скрепляются степлером или сшиваются иголкой с ниткой.
Материалы, инструменты, оборудование.
Альбом для детского творчества «Золотая хохлома», пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание занятия.
Перед занятием воспитатель выставляет на столе или на большой подставке предметы с хохломской росписью и приглашает детей полюбоваться ими.
Примерный рассказ воспитателя «Золотая хохлома».
— Село Хохлома Нижегородской области, где с давних-давних времён проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. Село называется Хохлома, и посуда, которая здесь изготавливается, тоже называется «хохломой». Вот уже много-много лет умельцы делают здесь деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки… В наше время мастера научились делать современные наборы посуды — для соков, мороженого, варенья, салатов и пр., а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.
Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изделия называют «золотой хохломой». Золотая, — потому что все предметы блестят как золото.
Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном. Как вы думаете, какие? Да! Красный, чёрный, зелёный, коричневый и жёлтый. В этом состоит особенность данного жанра, у него есть свои строгие правила.
Посмотрите на эту посуду и скажите, какими же узорами мастера украшают свои изделия? Да, любимые узоры мастеров хохломской росписи — это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют «травкой». Иногда мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называются «Кудриной» (от слов — кудри, кудрявая).
Рассмотрите эти узоры (воспитатель демонстрирует детям таблицы с вариантами элементов и узоров). Сейчас я покажу вам, как можно рисовать «травку» и «кудрину». Воспитатель знакомит детей с вариантами растительного орнамента (см. рисунок) и предлагает самим попробовать нарисовать сначала травку, а потом ягодки и цветочки. Воспитатель показывает детям основу будущих книжек-малышек, поясняет, что они сами будут рисовать картинки в этих книжках, чтобы подарить их малышам.
— Сегодня мы нарисуем сказочный — золотой — лес. Вслушайтесь: золотой лес — золотая хохлома… Давайте нарисуем лес, как хохломские мастера. В этом лесу будут кустики, веточки, деревца с листочками — травкой и Кудриной, с ягодками и цветочками. Дети рисуют «золотой лес» по мотивам хохломской росписи на первом развороте книжки и в конце занятия рассматривают, у кого какой лес получился и похож ли он на золотую хохлому.
После занятия. Декоративное рисование и аппликация по мотивам хохломской росписи — на полосе, круге, в уголках страницы будущей книжки (в форме квадрата или прямоугольника).